• Определение интенсивности физической нагрузки. Объем и интенсивность нагрузки Показатели объема физической нагрузки

    Высокая эффективность тренировочного процесса в наибольшей степени определяется умением тренера оптимизировать тренировочные воздействия. Для этой цели собирается огромное количество информации о выполненной работе, результатах соревнований, различных видов тестирования и т.д. В принципе тренер, намереваясь внести соответствующие поправки в алгоритм воздействия, стремится раскрыть, насколько примененная нагрузка вызвала желаемые структурные и функциональные изменения в организме спортсмена. Сложность этой проблемы вследствие большого числа компонентов внешней нагрузки и способов их взаимосвязи обусловливается практически не ограниченным количеством ее (нагрузки) вариантов. Достаточно отметить, что при четырех компонентах нагрузки (каждый из которых имеет шесть степеней воздействия) число возможных комбинаций превышает 1200. Если иметь в виду и то, что система, на которую воздействуют, является сложной, динамичной и саморегулирующейся, становится ясно, что нахождение необходимого "оптимума" представляется практически невозможным. В этом случае задача сводится к ограничению сложности по пути известного "укрепления" целей. Ее решение предполагает, как минимум, следующие практические рекомендации: проводить соответствующую классификацию тренировочных воздействий по величине, характеру и направленности; подбирать показатели для точного измерения внешней нагрузки; находить соответствующие критерии (индикаторы) для оценки эффекта внешних воздействий (изменения в организме спортсмена).

    Показатели нагрузки. Известно, что непосредственная нагрузка на организм спортсмена осуществляется в процессе тренировки и соревнования. Ее характеристика обычно сводится к регистрации двигательной активности спортсмена в заданных условиях. В этом смысле говорится о двух видах нагрузки, которые имеют свои обобщенные и частные показатели.

    является основной и имеет наибольший удельный вес в отношении формирующих воздействий. Для ее оценки существуют различные способы в зависимости от специфики соответствующей двигательной деятельности. Чаще всего объектом оценки и контроля являются объем и интенсивность нагрузки, которые могут измеряться как в процессе отдельной тренировки, гак и за определенный цикл подготовки. Для этой цели используются показатели:

    • количество дней тренировки и отдыха за данный период времени;
    • количество тренировочных занятий;
    • продолжительность времени (количество часов) тренировок.

    Эта суммарная оценка объема дает только наиболее общую картину нагрузки. Для более точного контроля используются так называемые частные показатели нагрузки, которые раскрывают внутреннее содержание выполненной работы:

    • число комбинаций (гимнастика, фигурное катание, виды единоборств и др.);
    • число составных элементов, которые могут иметь различную трудность исполнения;
    • число основных (наиболее часто используемых) упражнений, характерных для данного вида спорта.

    Сопоставления этих средств со спортивными достижениями и результатами в различных тестах (посредством методов многомерного статистического анализа) позволяет оценить их эффективность. Однако учет нагрузки по такому большому числу показателей связан с рядом трудностей (затратой времени, необходимостью технической помощи и др.). Их преодоление возможно в известной мере посредством распределения тренировочных упражнений по зонам в зависимости от задач тренировочной программы. Для этой цели Н. И. Волков предлагает следующую классификацию:

    • воздействие на аэробные функции (легочное дыхание, сердечная деятельность, кровообращение и утилизация кислорода в тканях);
    • смешанное воздействие на аэробные и анаэробные функции;
    • развитие анаэробных и "гликолитических" возможностей;
    • развитие анаэробных "алактатных" возможностей;
    • стимулирование анаболического обмена (синтез белков и увеличение мышечной массы).

    Каждой из этих зон соответствует определенная комбинация компонентов нагрузки, поддающаяся количественному измерению и контролю (табл. 4.1).

    Таблица 4.1

    Источники энергообеспечения работы в отдельных зонах относительной мощности и их восстановление (по Н. И. Волкову)

    МОЩНОСТИ

    Работа, время

    Основные ресинтеза АТФ

    Основные источники

    Восстановительный период, время

    Анаэробно-алактатная направленность

    Максимальная

    От 2–3 до 25-30 с

    Креатинфосфат реакция, гликолиз

    АТФ, КрФ, гликоген

    Анаэробно-гликолитическая направленность

    Субмак-симальиая

    От 30-40 с до 3–5 мин

    Гликолиз, креатинфосфат реакция

    КрФ, гликоген мышц и печени, липиды

    Смешанная анаэробно-аэробная направленность

    От 3–5 до 40-50 мин

    Аэробное окисление, гликолиз

    Гликоген мышц и печени, липиды

    Аэробная направленность

    Умеренная

    От 50-60 мин до 4-5 ч и более

    Аэробное окисление

    Преимущественно гликоген печени и мышц, липиды

    Сутки, несколько суток

    Оценка соревновательной нагрузки чаще всего производится по следующим показателям: число соревнований за определенный этап; число стартов в этих соревнованиях.

    Как известно, в различных видах спорта и дисциплин соревновательная нагрузка варьируется в очень широких границах. Так, например, в рамках одного года десятиборцы участвуют в 4–6 соревнованиях, но число стартов является значительно большим. В спортивных играх соревнования достигают 80–100 в год и т.д. Разумеется, эти показатели дают только самое общее представление о величине соревновательной нагрузки. Значительно более информативной является оценка соревновательных упражнений, что позволяет производить их сопоставление с показателями тренировочной нагрузки. Особенно удобными для этой цели являются цикличные соревновательные упражнения (бег, плавание, лыжи, коньки и др.). В этих соревнованиях нагрузки можно считать по двум компонентам – продолжительности и интенсивности (М. А. Годик), которые при беге на 100 м могут иметь значение 10,2 с и 9,8 м/с; при беге на дистанцию 10 000 м – 28 мин и 5,94 м/с; при плавании на 100 м свободным стилем – 52 с и 1,93 м/с. Значительно труднее определяется соревновательная нагрузка при спортивных играх и единоборствах. Но и здесь благодаря разработанным методам регистрации игровых действий (скорость бега, преодолеваемое расстояние и др.) и использованию компьютерных технологий эти трудности постепенно преодолеваются.

    Критерии функциональной нагрузки. Контроль и оценка внешней нагрузки находят свое реальное выражение в критериях адаптационных изменений в организме и в так называемой функциональной внутренней нагрузке. Как было выяснено, нагрузка является нелинейной функцией управляющих воздействий. Вот почему, планируя ту или иную тренировочную работу, тренер ищет соответствующие критерии срочного и кумулятивного эффекта таких воздействий. Для этой цели чаще измеряются энергопотери или изменения в вегетативных функциях организма.

    Как известно, величина энергопотерь является универсальным критерием эффекта нагрузки, так как позволяет оценить каждую выполненную работу в килокалориях. Нормирование их в единицах времени (мин или с) дает представление об интенсивности нагрузки и позволяет ее измерить и сравнить в абсолютных величинах (табл. 4.2).

    В зависимости от специфики соответствующей двигательной деятельности интенсивность энергопотерь будет различной (табл. 4.3) по Г. Леману, Е. Берковичу, В. Орлову.

    Таблица 4.2

    Интенсивность энергопотерь

    Таблица 4.3

    Энергопотери при различной физической нагрузке

    Упражнения

    Способ исполнения

    Ходьба без нагрузки

    Ровная поверхность

    Скорость 2 км/ч

    Скорость 4 км/ч

    Скорость 7 км/ч

    Подъем в высоту

    Скорость 11,5 км/ч

    Скорость 9 км/ч

    Скорость 12 км/ч

    Скорость 5 км/ч

    Кроссовый бег

    Скорость 12–13 км/ч

    Езда на велосипеде

    Скорость 25 км/ч

    Имитация бега на коньках

    Подпрыгивание 45 шагов/мин

    Подпрыгивание 80–90 шагов/мин

    Бег на роликовых коньках

    Скорость 16–18 км/ч

    Спортивные игры (баскетбол, футбол)

    Скорость 16–18 км/ч

    Бег на коньках

    Скорость 29,5 км/ч

    Скорость 36 км/ч

    Плавание

    Измерение энергопотерь, вызванных различными физическими упражнениями, позволяет определить нагрузку на отдельную тренировку или определенный цикл подготовки. Для этой цели необходимо умножить интенсивность энергорасхода на продолжительность упражнений. Например, если средняя интенсивность энергопотерь в баскетболе составляет 10 ккал/мин, то в течение одного соревнования игроки израсходуют по 400 ккал (10 ккал 40 мин) при условии, что игра велась без смены. Таким же образом можно определить суммарную нагрузку по каждому виду спорта: у бегунов на 10 000 м 18 ккал/мин 28 мин = 504 ккал, при марафонском беге 17 ккал/мин 135 мин = 2295 ккал и т.д.

    Оценка нагрузки по энергопотерям имеет ряд преимуществ, но не всегда является удобной для контроля. Очень часто используются так называемые вегетативные показатели – особенно частота пульса (далее – ЧП). Ее можно регистрировать непосредственно или телеметрически, используя в обоих случаях так называемые сумматоры для учета средней ЧП и общего числа сокращений сердца. Положительную зависимость между ЧП и интенсивностью упражнений позволяет установить довольно известная классификация нагрузки (табл. 4.4).

    Таблица 4.4

    Интенсивность нагрузки при различной частоте пульса (по М. А. Годику)

    Понятие ЧП в качестве индикатора величины нагрузки имеет и то преимущество, что дает возможность измерять не только интенсивность, но и объем функциональной нагрузки (как отдельных упражнений, так и всей тренировки в целом) независимо от различной интенсивности упражнений. Например, если за определенное время тренировки выполнены три упражнения, имеющие различную продолжительность и интенсивность:

    • 10 мин при ЧП 130 уд/мин;
    • 8 мин при ЧП 150 уд/мин;
    • 5 мин при ЧП 180 уд/мин, то нагрузка в этой части тренировки будет равна: 10 -130 + 8-150 + 5-180 = 3400.

    Учет средней ЧП в целом или для отдельных частей тренировки позволяет определить и характер (направленность) нагрузки. Например, если она находилась в пределах до 150 уд/мин, выполненная работа способствовала усовершенствованию аэробных возможностей спортсмена; в пределах от 150 до 180 уд/мин – в основном будет оказано влияние на смешанные функции (аэробно-анаэробные); при ЧП свыше 180 уд/мин оказывается воздействие на чисто анаэробную производительность организма.

    Значительно более полную картину эффекта нагрузки можно получить, когда оценка производится на основе большего числа показателей, раскрывающих различные стороны процесса приспособления. Для этой цели в ряде видов спорта созданы и соответствующие таблицы (табл. 4.5).

    Таблица 4.5

    Классификация тренировочных нагрузок у легкоатлетов-бегунов (по Ф. П. Суслову)

    Зоны интенсивности

    Частота пульса

    Потребление кислорода (в % от максимально возможных величин)

    Продукты молочной кислоты в крови (лактаты)

    (в % от максимально возможных величин)

    pH (показатель щелочно-кислотного равновесия крови)

    Восстановительная

    Поддерживающая

    Развивающая

    Экономизация

    Субмаксимальная

    Максимальная

    7,10 и менее

    Аналитический подход к различным показателям нагрузки имеет особое значение для целенаправленного управления ею. Так, например, с помощью внешних показателей осуществляется непосредственная оперативная деятельность тренера и спортсмена. Посредством их определяются конкретные количественные параметры различных упражнений и тренировок при планировании и учете спортивной подготовки. С помощью внешних показателей сопоставляются и ответные реакции организма.

    Показатели функциональной адаптации способствуют выяснению целесообразности использования средств и методов тренировки и определению количественной оценки их соответствия своим функциональным возможностям. Однако в то же время эффективность контроля и оценка нагрузки в значительной степени определяются и высокой информативностью указанных показателей. Она изменяется параллельно с этапами подготовки, что предполагает динамическое сопоставление абсолютных величин (или их приростов) различных параметров внешней нагрузки с результатами соревнований и тестирования. Для этой цели используются методы многомерного статистического анализа, динамического программирования, моделирования и т.д. Это ставит проблему организации контроля с учетом активного использования электронно-вычислительной техники, особенно при количественно измеримых видах спорта, где закладываются основы для создания обслуживающих и информационных систем.

    Информационный подход к тренировочным нагрузкам как к системе управляющих воздействий имеет важное познавательное и методологическое воздействие. Прежде всего, встает основной вопрос о рациональной последовательности, взаимосвязи и преемственности тренировочных средств и методов. В процессе спортивного совершенствования он находит свое решение на солидной естественно-научной основе – способности живых систем принимать и перерабатывать необходимую им информацию для активной избирательной морфофункциональной адаптации. В основе этого процесса лежат объективные закономерности, характерные для спортивной тренировки как специализированного педагогического процесса.

    Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его

    организм, вызывающей активную реакцию функци­ональных систем. Чтобы

    определить степень напряженности этих сис­тем при нагрузке, используются

    показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на

    выполненную работу. Таких по­казателей много: изменение времени двигательной

    реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между

    тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности на­грузки,

    особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС).

    Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно

    на частоту сердечных сокраще­ний. Физиологи определяют четыре зоны

    интенсивности нагрузок по ЧСС: О, I, II, III. На рис. 5.12 представлены зоны

    интенсивности на­грузок при равномерной мышечной работе.

    Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изме­нение ЧСС, но

    и различия в физиологических и биохимических про­цессах при нагрузках разной

    интенсивности.

    Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений

    при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в мин для лиц студенческого

    возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга,

    поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных

    занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке

    организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления (при

    повтор­ном или интервальном методах тренировки) или для активного отдыха.

    Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и

    соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в

    первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих.

    Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин)

    наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и

    потребление кислорода (с аэробным про­цессом его обмена в организме)

    происходит у них начиная с ЧСС, рав­ной 130 удар/мин. В связи с этим данный

    рубеж назван порогом го­товности.

    При воспитании общей выносливости для подготовленного спортсмена характерно

    естественное «вхождение» во вторую зону интенсивности нагрузок. Во второй

    тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы

    энергообеспече­ния мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это

    порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных зани­мающихся

    и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте

    сердечных сокращений 130- 140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных

    спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160-165 удар/мин.

    В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенст­вуются

    анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значитель­ного кислородного

    долга. Здесь частота пульса перестает быть инфор­мативным показателем

    дозирования нагрузки, но приобретают вес по­казатели биохимических реакций

    крови и ее состава, в частности ко­личество молочной кислоты. Уменьшается

    время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит

    к падению ее сократительной силы (при покое 0,25 с - сокращение, 0,75 с -

    отдых; при 180 удар/мин - 0,22 с - сокращение, 0,08 с - отдых), резко

    возрастает кислородный долг.

    К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной

    тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг

    достигает только в условиях сорев­нований. Поэтому чтобы достичь высокого

    уровня интенсивности тре­нировочных нагрузок, используют методы напряженных

    ситуаций со­ревновательного характера.

    Выполнение физических упражнений дает определенную нагрузку на организм спортсмена. Эта физическая нагрузка складывается из двух компонентов — объема и интенсивности.

    Объем физической нагрузки - это суммарное количество выполненных физических упражнений за единицу времени (занятие, неделя, месяц, год). Объем выражается в конкретных единицах: в километрах (циклические упражнения), в часах (ациклические упражнения)

    Объем нагрузки - это общие размеры (емкость) воздействия физических упражнений на организм занимающихся. С внешней стороны он определяется количеством выполненных упражнений за тренировку, день, год и т.п. Например, количеством преодоленных километров за тренировку, общей массой, поднятой за тренировку, и т.п. С внутренней стороны - реакцией организма на количество выполненной работы (например, степенью утомления, общей величиной энерготрат, изменением содержания мочевины в крови и т.п.).

    Интенсивность физических упражнений - это суммарное количество выполненной физической нагрузки с определенной скоростью, т.е. учитывается пройденный путь в единицу времени с определенной мощностью (силовые напряжения в единицу времени), с определенной плотностью занятий (величина времени в промежутках между отдельными упражнениями).

    Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки - это частота сердечных сокращений (ЧСС). Физиологи определяют 4 зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: 0, I, II, III.

    Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности.

    Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при ЧСС до 130 уд/мин. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга , поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления или для активного отдыха.

    Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 уд/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 уд /мин.

    Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 уд\мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 уд/мин это порог анаэробного обмена (ПАНО).


    В третьей тренировочной зоне (более 180 уд/мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимической реакции крови и её состава, в частности количество молочной кислоты . Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 уд/мин, что приводит к падению её сократительной силы, резко возрастает кислородный долг.

    К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера (прикидки и т.д.).

    Выполнение физических упражнений дает определенную нагрузку на организм спортсмена. Эта физическая нагрузка складывается из двух компонентов - объема и интенсивности.

    Объем физической нагрузки – это суммарное количество выполнен­ных физических упражнений за единицу времени (занятие, неделя, месяц, год). Объем выражается в конкретных единицах: в километрах (циклические упражнения), в часах (ациклические упражнения).

    Интенсивность физических упражнений – это суммарное коли­чество выполненной физической нагрузки с определенной скоростью, т.е. учитывается пройденный путь в единицу времени с определенной мощностью (силовые напряжения в единицу времени), с определенной плотностью занятий (величина времени в промежутках между отдельными упражнениями).

    Объем и интенсивность довольно сложная методическая категория и в практической реализации требует обоснованной оценки при ее планировании и учете.

    В тренировке гонщика большое внимание уделяется бегу и ходьбе. Для определения степени физической нагрузки в беге и ходьбе большое значение имеют кроме длины дистанции, времени-и интенсивности движений условия, в которых эти упражнения проводятся. При дозировании физической нагрузки в беге надо учитывать следующие условия: протяженность дистанции, пересеченность местности, состоя­ние грунта, направление движения, препятствия, силу и направление ветра, влажность и температуру воздуха.

    Что касается передвижения на лыжах, то в его основе лежит сколь­жение, которое является величиной не постоянной, а переменной, зависящей от ряда объективных и субъективных причин (степени владения техникой, состояния тренированности, степени утомления, способа передвижения, профиля и характера местности, количества, качества и структуры снега, состояния лыжни, температуры и влажно­сти воздуха, направления и силы ветра, смазки лыж, конструкции и качества инвентаря, одежды и обуви, освещения и т.п.). Следова­тельно, пройдя дистанцию 10 км в тяжелых метеорологических условиях с плохим скольжением, можно получить большую нагрузку, чем преодолев 15 км дистанции при отличном скольжении.

    В процессе занятий техника совершенствуется, повышается тренированность, приобретаются теоретические и тактические знания и в целом накапливается опыт спортсмена. Все это приводит к тому, что некоторые из этих причин со временем теряют свою значимость. Так, например, степень владения техникой, выбор способа передвижения, состояние тренированности, смазка лыж, конструкция и качество инвентаря, одежда и обувь для мастера-лыжника не имеют такого большого значения, как для начинающего лыжника.

    Такие же причины, как количество, качество и структура снега, температура и влажность воздуха, направление и сила ветра, являются постоянно действующими, и с ними во всех случаях приходится считаться вне зависимости от квалификации. Поэтому при планирова­нии тренировки указывать время, за которое следует проходить ту или иную тренировочную дистанцию, не целесообразно, следует дозировать нагрузку временем работы с определенной интенсивностью, а кило­метраж может быть указан как условный показатель, который в день тренировочных занятий может быть изменен.

    Такой способ регулирования нагрузки позволяет тренеру и лыжнику в процессе тренировки использовать разнообразную местность и доста­точно точно учитывать нагрузку независимо от погоды и условий скольжения. Дозирование нагрузки при тренировке лыжников измене­нием темпа и скорости очень неточно, так как и темп, и скорость в зна­чительной мере изменяются при разных условиях скольжения и при различной силе толчков ногами (лыжами) и руками (палками).

    Скорость передвижения лыжника обусловливается частотой и длиной шагов. Длина шага зависит от силы отталкивания ногами и палками, а также от условий скольжения. Снижая усилие при толчке и сокращая длительность его, лыжник уменьшает скорость движения. Соответствующим увеличением силы толчка при одних и тех же темник движений и условиях скольжения лыжник может увеличить скорость.

    Одной из задач в тренировке лыжников является установление наиболее рациональной длины шага и темпа движений. Можно изменять скорость, увеличивая длину шагов и уменьшая частоту их или уменьшая длину шагов и увеличивая их частоту. Лыжник должен выработать в процессе тренировки такую длину шагов и их частоту, чтобы обеспечить наиболее оптимальную скорость движения. В практике тренерской работы часто различную скорость напряжения при работе неверно определяют выражением «темп», «скорость», «ход». Эти выражения имеют определенное значение. «Темп» - частота шагов, т. е. количество шагов, сделанных в единицу времени. «Скорость» - путь, пройденный в единицу времени. Скорость равня­ется темпу, помноженному на длину шагов. Термин «ход» сейчас применяется как определение способа передвижения по равнинной местности, а не как обозначение скорости, движения. Правильнее всего обозначить деятельность лыжника степенью напряжения работающего организма - интенсивностью работы. Интенсивность деятельности организма удобнее всего определять по физиологическим показателям, и на их основании руководствоваться определенной градацией. Для установления удобной для использования в тренировке градации интенсивности необходимо исходить из главных физиологических показателей: ЧСС, потребление кислорода, кислородный долг, дыха­тельная вентиляция и дыхательный коэффициент.

    Исследователями кафедры лыжного спорта ГЦОЛИФКа (Т. Раменская, Н. Корягин, Ю. Каюльсто и др.) установлены показатели для лыжников первого разряда:

    ЧСС во время гонки находится в пределах 155-190 уд/мин, отклонения (до 35 ударов) зависят от рельефа местности, продолжи­тельности работы и условий скольжения. На подъемах ЧСС в среднем 180-190, на спусках - 155 и на равнине - 170 уд/мин. На дистанции 10 км - 175, на 15 км - 170, на 30 км - 165 уд/мин. Различие в усло­виях плохого и отличного скольжения в среднем составляет 15-20 уд/мин.

    Потребление кислорода во время гонок находится при подъемах в пределах 87-93, на спусках - 69-79 и на равни­не - 75-82% от максимального потребления кислорода.

    Кислородный долг во время гонок накапливается: на подъемах - 6, 20-7, на спусках - 4, 70-5 и на равнине - 5, 80-6. Необходимо также учесть, что на накопление кислородного долга влияют крутизна и длина подъема. С увеличением времени подъема с 1,5 до 3 мин. кислородный долг возрастает с 54-55 до 67-70% от максимального. После старта первые 2 мин. кислородный долг резко возрастает, но в дальнейшем его накопление замедляется. На финише у лыжников старших разрядов кислородный долг гораздо выше, чем у лыжников младших разрядов, в среднем он составляет 10,4 и 7,8 л.

    Дыхательная вентиляция и дыхательный коэффициент в зависимости от интенсивности передвижения возрастают соответственно с 60 ±10 л (0,91 ±0,02) до 140 ±10 л (1,04 ±0,02).

    Все эти физиологические процессы взаимно связаны, и увеличение одних показателей влечет за собой увеличение других, и это увеличение зависит от интенсивности работы. Необходимо знать, что повышение спортивной квалификации влияет на физиологические показатели; у мастеров спорта максимальное потребление кислорода достигает в среднем 5,20 л/мин, максимальный кислородный долг - 11,15 л/мин, а у спортсменов первого разряда соответственно 4,55 и 9,7 л/мин.

    Разработана система оценок интенсивности работы лыжников-гонщиков, биатлонистов и двоеборцев. Условно выделено четыре стереотипа интенсивности. (Иногда выделяют и пятую степень интенсивности, промежуточную между сильной и предельной, - околопредельную).

    Тренеру необходимо воспитать у спортсмена «чувство интенсивнос­ти». Для этого следует на первых же тренировках с небольшими пере­рывами для отдыха выполнять движения с различной интенсивностью. Это позволит тренирующимся лучше почувствовать разницу в дея­тельности организма (в частности, дыхание) при различной интенсив­ности работы. Следует обратить внимание тренирующихся на разницу в скорости движения. Повторять движения с разной интенсивностью следует несколько раз, ведя группу за собой, пока тренирующиеся не усвоят в достаточной мере изменения в деятельности организма (дыхание, темп движений) при резкой смене интенсивности работы.

    Затем следует переходить к работе над закреплением ощущений интенсивности работы. По заданию тренера лыжник известный отрезок дистанции проходит с указанной интенсивностью. Тренер при этом следит за скоростью движения и самочувствием спортсмена.

    В тесной связи с объемом и интенсивностью находится дозирование нагрузки в одном занятии. Оптимальная нагрузка имеет решающее значение для постоянного повышения работоспособности и постепенно­го достижения спортивной формы. При этом всегда следует учитывать объем и интенсивность предыдущего занятия и длительность отдыха, а также индивидуальные данные спортсменов. Лучше усваивать 2-3 степени интенсивности одновременно, так как при этом лыжник лучше сопоставляет деятельность организма и лучше усваивает разницу. Сначала следует закрепить ощущение «слабой», «средней» и «сильной» интенсивности работы, а затем за несколько занятий до проведения тренировок повторным методом переходить к усвоению ощущения «предельной» интенсивности. Усвоив ощущение разной интенсивности работы, лыжник, совершенствуясь и развиваясь в процессе тренировки, сохраняет эти ощущения. С расширением функциональных возможнос­тей организма и по мере совершенствования двигательных навыков соответственно повышается деятельность организма при работе с различной интенсивностью. Самое важное - ощущение разницы в дея­тельности организма при различной интенсивности остается не­изменным, более того, закрепляется. Одновременно с развитием ощущения степени интенсивности у лыжников воспитывается «чувство скорости». После того, как тренирующиеся достаточно твердо усвоят разные степени интенсивности работы на равнинной местности, следует закреплять это ощущение на дистанции, включающей подъемы.

    Лучшим контролером усвоения ощущений интенсивностей является соревнование. Всю дистанцию соревнований лыжник проходит с «силь­ной» интенсивностью, отдельные участки дистанции (подъемы, обход участников, финиш) - с «предельной» интенсивностью. В процессе соревнований лыжник и тренер могут проследить за деятельностью организма и скоростью движения. Ощущение «сильной» и «пре­дельной» интенсивности хорошо воспитывается в соревнованиях.

    Описание презентации Лекция № 7 Объем и интенсивность нагрузки в по слайдам

    Лекция № 7 Объем и интенсивность нагрузки в процессе физического воспитания 1. Физическая нагрузка и ее компоненты; 2. Обобщенные количественно-качественные критерии нагрузки; 3. Интервалы отдыха в процессе упражнений.

    1. Физическая нагрузка и ее компоненты Физическая нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, а также степень переносимых при этом трудностей.

    1. Физическая нагрузка и ее компоненты Понятие «Физическая нагрузка» характеризует преимущественно величину запросов, предъявляемых организму упражнением. Различают предельную, большую, среднюю и малую степени нагрузки.

    1. Физическая нагрузка и ее компоненты Различают «внешнюю» и «внутреннюю» стороны физической нагрузки «Внешняя» сторона характеризует продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д. «Внутренняя» сторона характеризует степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и т. д.

    1. Физическая нагрузка и ее компоненты Понятие «объем физической нагрузки» относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений. Работа здесь понимается не только в механическом, но также в физиологическом смысле. «Интенсивность физической нагрузки» связана с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени.

    1. Физическая нагрузка и ее компоненты Основные показатели объема и интенсивности физической нагрузки Показатели объема Показатели интенсивности с «внешней» стороны Время, занятое выполнением упражнения, протяженность преодоленной дистанции (м, км) Скорость движения на отрезках, скорость преодоления дистанции общий вес отягощений (например, в упражнениях со штангой) Разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение) Общее число движений (циклов, действий, повторений) Темп движений Количество физической работы за время упражнений (в мерах механики, Дж) Мощность работы (в мерах механики, Вт)

    1. Физическая нагрузка и ее компоненты Основные показатели объема и интенсивности физической нагрузки Показатели объема Показатели интенсивности с «внутренней» стороны Общая пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка ЧСС за время упражнения), МОК (л/мин) Пульсовая интенсивность упражнения (ЧСС/мин), ударный объем крови УОК (л) Энергетическая стоимость упражнения (суммарный расход энергии за время упражнения, определяемый расчетным путем по потреблению кислорода относительно исходного уровня) Энергетическая интенсивность упражнения (отношение энергетической стоимости упражнения к его продолжительности)

    1. Физическая нагрузка и ее компоненты Некоторые характеристики упражнений различной относительной мощности Показатели Зоны относительной мощности максимал ьная субмаксимальн ая большая умеренная Время (предельное) до 20 с от 20 с до 5 мин. от 5 до 30 мин. свыше 30 мин. Расход энергии (ккал/с) До 2 и более 2 – 0, 5 – 0, 4 0, 3 и менее Общий расход энергии (ккал.) Меньше 30 До 240 До 750 До 1000 и больше Потребление кислорода в расчете на (л/мин) До 1. 5 Приближается к максимально воз можному До максимальн ого (до 6 -7) Меньше максимально го (до 5, 2 – 5, 5) Удовлетворение кислородного запроса (в % к величине запроса) Меньше 10% До 50 До 85 – 90 Полное или почти полное

    1. Физическая нагрузка и ее компоненты Некоторые характеристики упражнений различной относительной мощности Показатели Зоны относительной мощности максимальная субмаксима льная большая умеренная Легочная вентиляция (л/мин) Меньше 60 До 150 и больше 100 – 150 Меньше 100 ЧСС (уд/мин) К концу упражнения до 185 и более До 220 – 240 (моментами) До 200 (преимущест-в енно меньше) До 180 (преиму-ще ственно меньше) Минутный объем крови (л/мин) Значительно меньше предельно возможного Приближает ся к максималь-н ому Максимальный или близкий к нему (до 35 – 40) Меньше максималь- ного

    2. Обобщенные количественно-качественные критерии нагрузки Примерная классификация нагрузок Признаки Степень нагрузки – степень утомления Небольшая нагрузка – легкое утомление Большая нагрузка – сильное утомление Предельная нагрузка – очень сильное утомление Изменение цветовых оттенков кожи Легкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или не обычная бледность, сохраняющиеся сутки и более Качество выполнен ия движений Уверенное, соответствующее достигнутой степени овладения навыком (умением) Незначительное увеличение числа ошибок, постепенное ухудшение точности движений Существенное нарушение координации движений, устойчивости общей позы, снижение качества движений, проявляющееся на следующий день и позже

    2. Обобщенные количественно-качественные критерии нагрузки Примерная классификация нагрузок Признаки Степень нагрузки – степень утомления Небольшая нагрузка – легкое утомление Большая нагрузка – сильное утомление Предельная нагрузка – очень сильное утомление Готов-нос ть к двига-тел ьным действи-я м Стойкая, позитивная; желание продолжать занятие В целом позитивная, но более продолжительный отдыху между упражнениями (повторениями) С трудом сдерживаемое желание прервать упражнение, нежелание возобновлять занятие на следующий день и позже Настрое- ние Приподнятое, оживленное, радостное В целом позитивные эмоции, вместе с тем к концу работы нарастает ощущение тяжести По ходу занятия обостряются негативные эмоции, подавленное настроение, сохраняющееся на следующий день и дольше

    Контрольные вопросы: 1. Что характеризует понятие «физическая нагрузка» ? 2. Назовите основные четыре степени физической нагрузки. 3. Что означают «внешняя» и «внутренняя» стороны физической нагрузки? 4. Назовите основные показатели объема и интенсивности физической нагрузки. 5. По каким признакам определяется степень физической нагрузки и степень утомления? 6. Поясните значение интервалов отдыха в процессе упражнений.