• Определение условий плавания тел. Урок-исследование "условия плавания тел". Условие плавания тел

    Условия плавания тел

    Цель урока: выяснение условия плавания тел в зависимости от плотности вещества и жидкости.

    Обучающие:

      знакомство учащимися с понятиями: условие плавания тел

      формирование целостного восприятие научной картины мира

    Развивающие:

      развитие операционного стиля мышления учащихся;

      развитие синтетического мышления учащихся;

      развитие умения и навыка проведения эксперимента;

      продолжение работы над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;

    Воспитывающие:

      формирование интереса учащихся к изучению физики;

      воспитание аккуратности, умения и навыка рационального использования своего времени, планирования своей деятельности.

    Оборудование к уроку:

    Пробирка с пробкой, шарик из картофеля, пластилин, вода, насыщенный раствор соли, сосуд, динамометр, весы с разновесами

    1. Вступление. Актуализация знаний.

    Сегодня урок начнет ученик вашего класса. Итак внимательно слушаем

    У синего кита язык весит 3 т, печень -1т, сердце - 600-700 кг, крови у него - 10 т, диаметр спинной артерии - 40 см, в желудке - 1-2 т. пищи; пасть кита - комната площадью 24 м2. В ыброшенный на берег, практически мгновенно гибнет .

    Интересное растение живет в Тихом океане –это макроцистис. Его длина достигает 57 метров, а масса -100 килограммов. Эту водоросль называют пузырчаткой. Возле каждой пластины листа находится пузырь величиной с крупное яблоко. Оболочка толстая, не проколешь! Надут он туго, туго каким-то газом, который вырабатывает сама водоросль. Это растение очень полезное.

    Л ебеди и утки, тяжелые и неуклюжие на берегу, но такие легкие и грациозные в воде.

    Г воздь из железа тонет, а корабль, сделанный из железа плавает

    2. Сформулируйте тему урока???

    Условия плавания тел

    Задачи урока:

      Научиться выводить формулы условия плавания тел.

      Научиться работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

      Выяснить условие, при котором тело в жидкости тонет, и условие всплывания тел, полностью погруженных в жидкость.

    3.Опыт:

    – У меня в руках несколько брусочков и шариков одинакового объема. Одинаковыми ли будут выталкивающие силы этих тел при погружении их в воду? (одинаковыми)

    – Попробуем опустить их в воду. Что мы видим? Одни тела утонули, другие плавают. Почему? Что еще мы не учли, когда говорили о погружении тел в жидкость?

    Вывод из опыта:

    Значит, тонет тело или нет, зависит не только от силы Архимеда, но и от силы тяжести.

    4. Повторим материал прошлого урока

    Какую силу называют архимедовой?

    От каких величин она зависит?

    По какой формуле её вычисляют?

    Как еще можно определить выталкивающую силу

    В каких единицах её измеряют?

    Как направлена архимедова сила?

    Как определить силу тяжести

    Как направлена сила тяжести?

    Что называется равнодействующей силой?

    Как находится равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону? В разные стороны?

    Как будет вести себя тело под действием двух равных, но противоположно направленных сил?

    5. Изложение нового материала. Первичное закрепление.

    Разберем различные ситуации

    (Fт >FА) (Fт =FА) (Fт < FА)

    Выдвинем предположения (гипотезу)

    если сила тяжести больше силы Архимеда (Fт >FА) --Тело тонет

    если сила тяжести равна силе Архимеда (Fт =FА) – Тело плавает,

    если сила тяжести меньше силы Архимеда (Fт < FА) ---Тело всплывает

    Предположение необходимо проверить на опыте.

    Перед вами различные тела и приборы.

    Какими материалами необходимо воспользоваться чтобы доказать наши предположения

    (динамометр, жидкость, тело)

    Какие произвести измерения.(определить силу архимеда и силу тяжести и сравнить их между собой) или расчитать по формулам.

    Заполняют таблицу

    А= ρ ж V g =

    F т = mg =

    вывод(соотношение сил тяжести и архимедовой силы определяет способности тела: плавать, тонуть или всплывать)

    Соотношение сил тяжести и архимедовой силы определяет способности тела: плавать, тонуть или всплывать.

    Демонстрации: 1. Тело из пробирки плавает в воде. 2. Шарик из картофеля тонет в воде. 3. Тот же картофельный шарик всплывает в соленой воде. 4. Шарик из пластилина тонет в воде 5. Лодочка из пластилина плавает в воде

    Для того чтобы тело плавало, необходимо, чтобы действующая на него сила тяжести уравновешивалась архимедовой (выталкивающей) силой.

    F т = F a (1)

    Архимедова сила: F a = ρ ж V ж g (2)

    Сила тяжести: F т = mg = ρVg (3)

    Подставим выражения (2) и (3) в равенство (1): ρVg = ρ ж V ж g

    Разделив обе части этого равенства на g, получим условие плавания тел в новой форме:

    ρV = ρ ж V ж

    Чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, плотность тела должна быть меньше плотности жидкости. При плотности тела, больше плотности жидкости, тело тонет, т.к. сила тяжести превышает архимедову силу.

    Разбор упражнения:

    – Какие вещества (лед, стеарин, воск, резина, кирпич) будут всплывать в воде, молоке, ртути?

    – Пользуясь таблицей, определите, какие металлы тонут в ртути? (осмий, иридий, платина, золото)

    – Какие вещества будут всплывать в керосине? (пробка, сосна, дуб)

    4. Применение условий плавания тел

    А) Плавание кораблей

    – А сейчас мы должны объяснить, почему стальной гвоздь тонет, а корабль из стали плавает?

    – Возьмем пластилин. Если его опустить в воду, то он тонет. Как сделать так, чтобы он не тонул?

    Б) Плавание рыб и китов

      Как рыбы и киты могут менять глубину погружения? (рыбы за счет изменения объема плавательного пузыря, киты за счет изменения объема легких, значит за счет силы Архимеда)

      Плотность живых организмов, населяющих водную среду, очень мало отличается от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой. Рыба может менять объём своего тела, сжимая плавательный пузырь усилиями грудных и брюшных мышц, меняя тем самым среднюю плотность своего тела, благодаря чему она может регулировать глубину своего погружения.

    Плавательный пузырь рыбы легко меняет свой объём. Когда рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на неё увеличивается, пузырь сжимается, объём тела рыбы уменьшается и она плавает в глубине. При подъёме плавательный пузырь и объём рыбы увеличивается и она всплывает. Так рыба регулирует глубину своего погружения. Плавательный пузырь рыбы Это интересно

    Киты регулируют глубину погружения за счёт увеличения и уменьшения объёма лёгких. Это интересно

    Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, мало отличается от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой. Благодаря этому водные животные не нуждаются в прочных и массивных скелетах. По этой же причине эластичны стволы водных растений.

    У птиц есть толстый, не пропускающий воды, слой перьев и пуха, в котором содержится значительное количество воздуха, благодаря чему средняя плотность их тела оказывается очень малой, поэтому утки мало погружаются в воду при плавании.

    В) Плавание подводных лодок

    – За счет чего подводные лодки могут подниматься и опускаться на различные глубины? (за счет изменения своей массы, а значит силы тяжести)

    Г) Плавание человека в пресной воде и в соленой воде

      Средняя плотность тела человека равна 1030 кг/м. Будет ли плавать человек или тонуть в реке и в соленом озере?

    Плавание тел

    203. Лежащий на воде неподвижно на спине пловец делает глубокие вдох и выдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды? Почему?

    204. Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на один и тот же деревянный брусок, плавающий сначала в воде, а потом в керосине?

    205. Почему тарелка, положенная на поверхность воды плашмя, плавает, а опущенная в воду ребром тонет?

    206. Может ли спасательный круг удержать любое число ухватившихся за него людей?

    207. На груди и на спине водолаза помещают тяжелые свинцовые пластинки, а к башмакам приделывают свинцовые подошвы. Зачем это делают?

    208. В сосуд с водой опущен кусок дерева. Изменится ли от этого давление на дно сосуда, если вода из сосуда не выливается?

    209. Стакан до краев наполнен водой. В него помещают кусок дерева так, что он свободно плавает. Изменится ли вес стакана, если вода по-прежнему наполняет его до краев?

    Ответы:203. При вдохе пловец всплывает, при выдохе погружается глубже в воду, так как при дыхании меняется объем грудной клетки и соответственно меняется архимедова сила.

    (При вдохе пловец всплывает, при выдохе погружается глубже в воду, так как при дыхании меняется объем грудной клетки, а масса тела остается практически постоянной. Поэтому общий объем тела при вдохе возрастает, при выдохе убывает, а объем части тела, погруженной в воду, не меняется.)

    204. Одинаковы. Брусок плавает в обеих жидкостях, значит, выталкивающая сила в каждой из них равна действующей на него силе тяжести.

    206. Нет, так как подъемная сила (разность между максимальной архимедовой силой и силой тяжести) круга имеет ограниченную величину.

    207. Чтобы увеличить силу тяжести и сделать ее больше архимедовой силы, иначе водолаз не погрузится на необходимую глубину.

    208. Давление увеличится, так как повысится уровень воды в сосуде.

    209. Не изменится, так как вес куска дерева равен весу вытесненной им (и вылившейся из стакана) воды.

    6. Экспериментальное задание.

      Определите массу тела: m=

      Определите F т по формуле и с помощью динамометра, заполните таблицу.

      Определите F А по формуле и с помощью динамометра, заполните таблицу.

      Сформулируйте вывод(соотношение сил тяжести и архимедовой силы определяет способности тела: плавать, тонуть или всплывать)

    Заполняют таблицу

    А= ρ ж V g =

    F т = mg =

    вывод(на основе эксперимента)

    вывод(по факту)

    F т =

    7. Задание на дом:

    8.Заключение: с ейчас время нашего урока подходит к концу. И пусть мы не решили всех проблем, но ведь и наше путешествие по дорогам физики не заканчивается!

    На тело, погруженное в жидкость, кроме силы тяжести, действует выталкивающая сила - сила Архимеда. Жидкость давит на все грани тела, но давление это неодинаков. Ведь нижняя грань тела погружена в жидкость больше, чем верхняя, а давление с глубиной возрастает. То есть сила, действующая на нижнюю грань тела, будет больше, чем сила, действующая на верхнюю грань. Поэтому возникает сила, которая пытается вытолкнуть тело из жидкости.

    Значение архимедовой силы зависит от плотности жидкости и объема той части тела, которая находится непосредственно в жидкости. Сила Архимеда действует не только в жидкостях, но и в газах.

    Закон Архимеда : на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме тела. Для того чтобы рассчитать силу Архимеда, необходимо перемножить плотность жидкости, объем части тела, погруженное в жидкость, и постоянную величину g.

    На тело, которое находится внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести и сила Архимеда. Под действием этих сил тело может двигаться. Существует три условия плавания тел:

    Если сила тяжести больше архимедовой силы, тело будет тонуть, опускаться на дно.

    Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело может находиться в равновесии в любой точке жидкости, тело плавает внутри жидкости.

    Если сила тяжести меньше архимедовой силы, тело будет всплывать, подниматься вверх.

    Плавание тел на поверхности жидкости

    В надводном положении на плавающее тело по оси OZ действуют две силы (рис.1.1).Это сила тяжести тела G и выталкивающая архимедова сила P z .

    плавании, т.е. в погруженном состоянии . К основным понятиям теории плавания относятся следующие:

    - плоскость плавания (I-I) - пересекающая тело плоскость свободной поверхности жидкости;

    - ватерлиния – линия пересечения поверхности тела и плоскости плавания;

    - осадка (y) – глубина погружения низшей точки тела. Наибольшая допустимая осадка судна отмечается на нём красной ватерлинией;

    - водоизмещение – вес воды, вытесненный судном. Водоизмещение судна при полной нагрузке является его основной технической характеристикой;

    Центр водоизмещения (точ. D, рис. 1.1) – центр тяжести водоизмещения, через который проходит линия действия выталкивающей архимедовой силы;

    Ось плавания (О О ") – линия проходящая через центр тяжести С и центр водоизмещения D при равновесии тела.

    Для сохранения равновесия ось плавления должна быть вертикальна. Если на плавающее судно в поперечном направлении действует внешняя сила, например сила давления ветра, то судно накренится, ось плавания повернётся относительно точки С и возникнет крутящий момент М к, вращающий судно относительно продольной оси против часовой стрелки (рис.1.2)

    Остойчивость плавающего тела зависит от взаимного положения точек С и D. Если центр тяжести С находится ниже центра водоизмещения D, то при надводном плавании тело всегда остойчиво, так как возникающий при крене крутящий момент М к всегда направлен в сторону противоположную крену.

    Если точка С находится выше точки D (рис.1.3), то плавающее тело может быть остойчивым и неостойчивым. Рассмотрим эти случаи подробнее.

    При крене центр водоизмещения D смещается по горизонтали в сторону крена, так как один борт судна вытесняет больший объём воды, чем другой.

    Тогда линия действия выталкивающей архимедовой силы P z пройдёт через новый центр водоизмещения D" и пересечётся с осью плавания ОО" в точке M, называемой метацентром. Для формулирования условия остойчивости обозначаем отрезок

    M D 1 = b ,аСD 1 =∆ , где b - метацентрический радиус ; ∆- эксцентриситет .

    Условие остойчивости: тело остойчиво, если его метацентрический радиус больше эксцентриситета, т.е. b > ∆.

    Графическая интерпретация условия остойчивости представлена на рис. 1.3, из которого видно, что в случае а) b > ∆ и возникший крутящий момент направлен в сторону противоположную крену, а в случае б) имеем: b < ∆ и момент М к вращает тело в сторону крена, т.е. тело не остойчиво.

    Водоизмещение корабля (судна) - количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Вес этого количества жидкости равен весу всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.

    Различают объёмное и массовое стандартное , нормальное , полное , наибольшее , порожнее водоизмещение.

    Объёмное водоизмещение Ватерли́ния (нидерл. waterlinie ) - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Также - в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.

    Массовое водоизмещение

    Стандартное водоизмещение

    Нормальное водоизмещение

    Полное водоизмещение

    Наибольшее водоизмещение

    Водоизмещение порожнем

    Подводное водоизмещение

    Надводное водоизмещение

    Остойчивость плавающих тел

    Остойчивостью плавающих тел называется их способность возвращаться в исходное положение после того, как они были выведены из этого положения вследствие воздействия каких-либо внешних сил.

    Для придания плавающему телу остойчивости необходимо, чтобы при отклонении его из положения равновесия создавалась пара сил, которая и возвратит тело в первоначальное положение. Такая пара сил может создаваться только силами G и P п. Возможны три различных варианта взаимного расположения этих сил (рис.5.3).

    Рис. 5.3. Остойчивость полупогруженных тел при взаимном расположении центра тяжести и центра водоизмещения а и б – остойчивое равновесие

    Центр масс расположен ниже центра водоизмещения .При крене центр водоизмещения перемещается как за счет изменения положения тела, так и из-за изменения формы вытесненного объема. При этом возникает пара сил, стремящихся вернуть тело в первоначальное положение. Следовательно, тело имеет положительную остойчивость.

    Центр масс совпадает с центром водоизмещения – тело будет иметь также положительную остойчивость вследствие смещения центра водоизмещения за счет изменения формы вытесненного объема.

    Центр масс находится выше центра водоизмещения .Здесь имеются два основных варианта (рис. 5.4):

    1) точка пересечения подъемной силы с осью плавания M (метацентр) лежит ниже центра масс – равновесие будет неостойчивым (рис. 5.4,а );

    2) метацентр лежит выше центра масс – равновесие будет остойчивым (рис. 5.4,б ). Расстояние от метацентра до центра масс называетсяметацентрической высотой . Метацентр – точка пересечения подъемной силы с осью плавания. Если точка М лежит выше точки С , то метацентрическая высота считается положительной, если лежит ниже точки С – то она считается отрицательной.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    остойчивость тела в полупогруженном состоянии зависит от относительного расположения точек М и С (от метацентрической высоты);

    тело будет остойчивым, если метацентрическая высота будет положительной, т.е. метацентр расположен выше центра тяжести. Практически все военные плавающие машины строятся с метацентрической высотой 0,3-1,5м.

    Рис. 5.4. Остойчивость полупогруженных тел при взаимном расположении центра тяжести и метацентра:

    а – неостойчивое равновесие; б – остойчивое равновесие

    Водоизмещение корабля (судна) - количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Масса этого количества жидкости равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.

    Различают объёмное и массовое водоизмещение. По состоянию нагрузки корабля различают стандартное , нормальное , полное , наибольшее , порожнее водоизмещение.

    Для подводных лодок различают подводное водоизмещение и надводное водоизмещение.

    Объёмное водоизмещение

    водоизмещение, равное объёму подводной части корабля (судна) до ватерлинии.

    Массовое водоизмещение

    водоизмещение, равное массе корабля (судна).

    Стандартное водоизмещение

    водоизмещение полностью укомплектованного корабля (судна) с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.

    Нормальное водоизмещение

    водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс половинный запас топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.

    Полное водоизмещение

    водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс полные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, груза.

    Наибольшее водоизмещение

    водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс максимальные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, грузов.

    Водоизмещение порожнем)

    водоизмещение порожнего корабля (судна), то есть корабля (судна) без экипажа, топлива, запасов и т. д.

    Подводное водоизмещение

    водоизмещение подводной лодки (батискафа) и иных подводных судов в подводном положении. Превышает надводное водоизмещение на массу воды, принимаемой при погружении в цистерны главного балласта.

    Надводное водоизмещение

    водоизмещение подводной лодки (батискафа) и иных подводных судов в положении на поверхности воды до погружения либо после всплытия.

    При приготовлении раствора соли определенной плотности хозяйки погружают в него сырое яйцо: если плотность раствора недостаточна, яйцо тонет, если достаточна — всплывает. Аналогично определяют плотность сахарного сиропа при консервации. из материала данного параграфа вы узнаете, когда тело плавает в жидкости или газе, когда всплывает и когда тонет.

    Обосновываем условия плавания тел

    Вы наверняка можете привести множество примеров плавания тел. Плавают корабли и лодки, деревянные игрушки и воздушные шарики, плавают рыбы, дельфины, другие существа. А от чего зависит способность тела плавать?

    Проведем опыт. Возьмем небольшой сосуд с водой и несколько шариков, изготовленных из разных материалов. Будем поочередно погружать тела в воду, а потом отпускать их без начальной скорости. Далее в зависимости от плотности тела возможны разные варианты (см. таблицу).

    Вариант 1. Погружение. Тело начинает тонуть и в конце концов опускается на дно сосуда. Выясним, почему это происходит. На тело действуют две силы:

    Тело погружается, а это значит, что сила, направленная вниз, больше:

    тело тонет в жидкости или газе, если плотность тела больше, чем плотность жидкости или газа.

    Вариант 2. Плавание внутри жидкости. Тело не тонет и не всплывает, а остается плавать внутри жидкости.

    Попробуйте доказать, что в данном случае плотность тела равна плотности жидкости:

    тело плавает внутри жидкости или газа, если плотность тела равна плотности жидкости или газа.

    Вариант 3. Всплытие. Тело начинает всплывать и в конце концов останавливается на поверхности жидкости, погрузившись в жидкость частично.

    Пока тело всплывает, архимедова сила больше силы тяжести:

    Остановка тела на поверхности жидкости означает, что архимедова сила и сила тяжести уравновешены: ^ тяж = F арх.

    тело всплывает в жидкости или газе либо плавает на поверхности жидкости, если плотность тела меньше, чем плотность жидкости или газа.

    Наблюдаем плавание тел в живой природе

    Тела обитателей морей и рек содержат в своем составе много воды, поэтому их средняя плотность близка к плотности воды. Чтобы свободно двигаться в жидкости, они должны «управлять» средней плотностью своего тела. Приведем примеры.

    У рыб с плавательным пузырем такое управление происходит за счет изменения объема пузыря (рис. 28.1).

    Моллюск наутилус (рис. 28.2), обитающий в тропических морях, может быстро всплывать и снова опускаться на дно благодаря тому, что может менять объем внутренних полостей в организме (моллюск живет в закрученной спиралью раковине).

    Распространенный в Европе водяной паук (рис. 28.3) несет с собой в глубину воздушную оболочку на брюшке — именно она дает ему запас плавучести и помогает вернуться на поверхность.

    Учимся решать задачи

    Задача. Медный шар массой 445 г имеет внутри полость объемом 450 см 3 . Будет ли этот шар плавать в воде?

    Анализ физической проблемы. Чтобы ответить на вопрос, как поведет себя шар в воде, нужно плотность шара (шара) сравнить с плотностью

    в °ды (воды) .

    Для вычисления плотности шара следует определить его объем и массу. Масса воздуха в шаре незначительна по сравнению с массой меди, поэтому т шара = т меди. Объем шара — это объем медной оболочки У меди и объем полости V - . Объем медной оболочки можно определить, зная

    массу и плотность меди.

    О плотностях меди и воды узнаем из таблиц плотностей (с. 249).

    Задачу целесообразно решать в представленных единицах.

    2. Зная объем и массу шара, определим его плотность:

    Анализ результата: плотность шара меньше плотности воды, поэтому шар будет плавать на поверхности воды.

    Ответ: да, шар будет плавать на поверхности воды.

    Подводим итоги

    Тело тонет в жидкости или газе, если плотность тела больше, чем плотность жидкости или газа (р т >р ж)· Тело плавает внутри жидкости или газа, если плотность тела равна плотности жидкости или газа (т =р ж). Тело всплывает в жидкости или газе либо плавает на поверхности жидкости, если плотность тела меньше плотности жидкости или газа

    Контрольные вопросы

    1. При каком условии тело будет тонуть в жидкости или газе? Приведите примеры. 2. Какое условие нужно выполнить, чтобы тело плавало внутри жидкости или газа? Приведите примеры. 3. Сформулируйте условие, при котором тело, находящееся в жидкости или газе, всплывает. Приведите примеры. 4. При каком условии тело будет плавать на поверхности жидкости? 5. Для чего и как обитатели морей и рек изменяют свою плотность?

    Упражнение № 28

    1. Будет ли однородный свинцовый брусок плавать в ртути? в воде? в подсолнечном масле?

    2. Расположите шарики, изображенные на рис. 1, в порядке увеличения плотности.

    3. Будет ли брусок массой 120 г и объемом 150 см 3 плавать в воде?

    4. По рис. 2 объясните, как подводная лодка осуществляет погружение и всплытие.

    5. Тело плавает в керосине, полностью в него погрузившись. Определите массу тела, если его объем равен 250 см 3 .

    6. В сосуд налили три жидкости, которые не смешиваются, — ртуть, воду, керосин (рис. 3). Затем в сосуд опустили три шарика: стальной, пенопластовый и дубовый.

    Как расположились слои жидкостей в сосуде? Определите, где какой шарик. Ответы поясните.

    7. Определите объем погруженной в воду части машины-амфибии, если на машину действует архимедова сила 140 кН. Какова масса машины-амфибии?

    8. Составьте задачу, обратную задаче, рассмотренной в § 28, и решите ее.

    9. Установите соответствие между плотностью тела, плавающего в воде, и частью этого тела, находящейся над поверхностью воды.

    А р т = 400 кг/м 3 1 0

    Б р т = 600 кг/м 3 2 °Д

    В р т = 900 кг/м 3 3 0 , 4

    Г р т = 1000 кг/м 3 4 0 , 6

    10. Прибор для измерения плотности жидкостей называется ареометром. Воспользовавшись дополнительными источниками информации, узнайте о строении ареометра и принципе его действия. Напишите инструкцию, как пользоваться ареометром.

    11. Заполните таблицу. Считайте, что в каждом случае тело полностью погружено в жидкость.


    Экспериментальное задание

    «Картезианский водолаз». Сделайте физическую игрушку, идею которой придумал французский ученый Рене Декарт. В пластиковую банку, плотно закрывающуюся крышкой, налейте воду и поместите в нее отверстием вниз небольшую мензурку (или маленький пузырек из-под лекарства), частично заполненную водой (см. рисунок). Воды в мензурке должно быть столько, чтобы мензурка чуть выступала над поверхностью воды в банке. Плотно закройте банку и сожмите ее боковые стенки. Проследите за поведением мензурки. Объясните действие данного устройства.

    ЛАБОРАТОРНАя РАБОТА № 10

    Тема. Определение условий плавания тел.

    Цель: опытным путем определить, при каком условии: тело плавает на поверхности жидкости; тело плавает внутри жидкости; тело тонет в жидкости.

    Оборудование: пробирка (или небольшой пузырек из-под лекарства) с пробкой; нить (или проволока) длиной 20-25 см; емкость с сухим песком; измерительный цилиндр, до половины наполненный водой; весы с разновесами; бумажные салфетки.

    указания к работе

    Подготовка к эксперименту

    1. Прежде чем приступить к выполнению работы, убедитесь, что вы знаете ответы на следующие вопросы.

    1) Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?

    2) По какой формуле находят силу тяжести?

    3) По какой формуле находят архимедову силу?

    4) По какой формуле находят среднюю плотность тела?

    2. Определите цену деления шкалы измерительного цилиндра.

    3. Закрепите пробирку на нити так, чтобы, держа за нить, можно было погрузить пробирку в измерительный цилиндр, а затем вынуть ее.

    4. Вспомните правила работы с весами и подготовьте весы к работе. Эксперимент

    Строго соблюдайте инструкцию по безопасности (см. форзац). Результаты измерений сразу заносите в таблицу.

    Опыт 1. Определение условия, при котором тело тонет в жидкости.

    1) Измерьте объем воды V 1 в измерительном цилиндре.

    2) Заполните пробирку песком. Закройте пробку.

    3) Опустите пробирку в измерительный цилиндр. В результате пробирка должна оказаться на дне цилиндра.

    4) Измерьте объем V 2 воды и пробирки; определите объем пробирки:

    5) Вытащите пробирку, протрите ее салфеткой.

    6) Положите пробирку на весы и измерьте ее массу с точностью до 0,5 г. Опыт 2. Определение условия, при котором тело плавает внутри жидкости.

    1) Отсыпая песок из пробирки, добейтесь, чтобы пробирка свободно плавала внутри жидкости.

    Опыт 3. Определение условия, при котором тело всплывает и плавает на поверхности жидкости.

    1) Отсыпьте из пробирки еще некоторое количество песка. Убедитесь, что после полного погружения в жидкость пробирка всплывает на поверхность жидкости.

    2) Повторите действия, описанные в пунктах 5-6 опыта 1.

    Обработка результатов эксперимента

    1. Для каждого опыта:

    1) выполните схематический рисунок, на котором изобразите силы, действующие на пробирку;

    2) вычислите среднюю плотность пробирки с песком.

    2. Занесите в таблицу результаты вычислений; завершите ее заполнение.

    Анализ эксперимента и его результатов

    Проанализировав результаты, сделайте вывод, в котором укажите, при каком условии: 1) тело тонет в жидкости; 2) тело плавает внутри жидкости; 3) тело плавает на поверхности жидкости.

    Творческое задание

    Предложите два способа определения средней плотности яйца. Запишите план проведения каждого опыта.

    Это материал учебника