• Школьный туристический слёт. Школьный турслёт «Осенняя тропа Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”

    Здесь как нигде ощущается связь поколений. Бывалые туристы обучают новичков правилам поведения в лесу, в горах, передают им секреты выживания в экстремальных условиях , вместе поют под гитару у костра. Туристские слеты проводили всякий раз в новом месте, и для большинства участников каждый новый поход становился открытием еще не исследованного уголка природы.
    Первый областной слет туристов проходил с 28 августа по 2 сентября 1957 г. в районе пос. Сеймчан. Он был организован обкомом ВЛКСМ. Состоялся поход на Куранахские озера. Туристы прошли нехожеными тропами, увидели много интересного. Все выполнили нормы на значок “Турист СССР”. Победителями спортивной программы стали среднеканцы.
    Начальником штаба слета был заведующий отделом физкультуры и спорта обкома комсомола В. Н. Петров. Вадим Николаевич, сам опытный спортсмен (он долго играл за футбольную команду “Водник”), стал организатором спортивного туризма в нашей области. Позже, когда он работал заместителем председателя облспорткомитета, на его плечи легла забота о всех спортсменах Колымы. Но туристов он никогда не забывал. Мы у него учились повседневной работе с новичками, организации туристских слетов. Он был прекрасным журналистом, освещал на страницах газет спортивную жизнь области. Несколько его статей посвящены туристским слетам.
    Второй туристский слет состоялся на озере Джека Лондона - в крае романтики, которому первые геологи отдали свою любовь. В этих соревнованиях в сопровождении беспрерывного дождя и туч комаров победили ягоднинские спортсмены.
    Самая южная часть Магаданской области, полуостров Кони, стал местом проведения третьего слета. Гористый, изрезанный глубокими распадками, заросший стлаником, он приветливо встретил пришельцев. Слет запомнился огромным костром с мириадами рассыпающихся искр, задушевными песнями.
    Четвертый слет проходил у подножия горы, которая в ясные дни видна из Сусумана. Туманный Морджот был благосклонен к ягоднинским спортсменам.
    В 1961 г. туристский флаг вновь взвился над озером Джека Лондона, которое, словно искупая вину за прошлое не гостеприимство, предстало перед взорами участников в ярких лучах солнца.
    В буквальном смысле обрушился снег на голову участников шестого областного слета 1 августа 1962 г. в окрестностях курорта “Талая”. Все вдруг накрылось сплошным белым покрывалом, а на следующий день появилось солнце и всю неделю согревало туристов. В соревнованиях участвовало 150 человек, приз за командную победу увезли тенькинцы.
    В следующем году туристы состязались в мастерстве на одном из истоков Колымы - реке Кулу. Победу в соревнованиях одержала команда “Авангард” из Магадана .
    С трех сторон по долинам и сопкам через реки, болота, перевалы сходились туристские группы к пос. Мадаун. Здесь, в долине речки Магадавен, состоялся восьмой слет, в котором соревновались 115 человек. И на этот раз погода не баловала участников. Победу завоевала команда института “Дальстройпроект”.
    В 1965 г. туристов области снова позвали красоты озера Джека Лондона . Слеты вошли в традицию, они стали проверкой готовности туристов к походам. Это была прекрасная форма обмена опытом. От организаторов требовалась немалая выдумка, большая фантазия.

    На юбилейный десятый туристский слет направилась большая группа мальчишек и девчонок военно-спортивного отряда “Полярник”. За старой заброшенной фабрикой в долине Армани (здесь когда-то размещался центр оловодобывающей промышленности Колымы) блеснула зеркальная гладь озера Лунного. Короткий переход - и среди сопок открылось озеро Солнечное. Здесь уже пестрели палатки. Соревнования по туристской технике включали новые этапы: стрельбу из пневматической Винтовки и бег по мелководью озера. А по вечерам на берегу пылал костер, звучали песни. Кажется, на третий день команда Теньки отравилась компотом.
    Роль врача исполнил П. 3. Демант, в аптечке которого нашлись необходимые лекарства, шприц.
    Петр Зигмундович Демант, узник колымских лагерей , первовосходитель на пик Абориген, основатель горного туризма в Магаданской области, феноменальный человек. Выходец из Австрии, он знает более десяти языков. Его личная библиотека в пос. Ягодное непременно привлекала внимание краеведов. Все свободное время он посвятил изучению “колымских Альп” - окрестностей озера Джека Лондона . Многие годы водил в походы школьников. Неоднократно и во время слетов (одиннадцатый вновь состоялся на берегах замечательного озера) Демант водил многочисленные группы на самую высокую вершину области.
    В 1968 г. у подножия горы Бурканди перед красивыми цепями хребтов Оханджа и Черге прошел двенадцатый слет. В следующем году туристов как старых друзей принимал полуостров Кони. Дважды - для четырнадцатого и шестнадцатого слетов - выбирались Мотыклейские

    Положение

    о проведении школьного туристического слета учащихся МБОУ «Красивская СОШ».

    Цели и задачи:
    развитие и пропаганда массового школьного туризма и краеведения; совершенствование практических навыков выживания в природных условиях; воспитание сознательной дисциплины товарищества, коллективизма, воли, смелости, выносливости: приобщение к здоровому образу жизни.

    Место и время проведений:

    Тамбовская область, Инжавинский район, с.Красивка, левый берег р. Вороны, учебная поляна.

    Участники соревнований:

    в соревнованиях принимают участие учащиеся I - XI классов.

    Команда каждого класса должна иметь свою эмблему, два компаса, 6 пар перчаток, снаряжение и набор продуктов питания для приготовления обеда в полевых условиях.

    Соревнования проводятся по трем возрастным группам: младшие 1-4 кл., средняя 5-8 кл., старшая 9-1 1 кл.

    Программа соревнований.

    До 9 часов - Прибытие команд на поляну соревновании.

    9.00 - 9.30 - Размещение команд, подготовка мест для привала.

    9.30 - 10.00 - Торжественное построение, открытие слета, рапорт

    капитанов команд о готовности к соревнованиям.

    10.00 - 10.30- Просмотр техники и последовательности прохождения этапов полосы препятствий с объяснением системы су­действа и штрафов.

    10.30 - 12.00 - Соревнования по технике пешеходного туризма

    12.00 - 14.00 - Соревнования на контрольно-комбинированном. маршруте для V - XI классов.

    Лесное многоборье для I - IV классов.

    14.00 - 15.00 - Обед. Подготовка к конкурсной программе.

    15.00 - 16.30 - Конкурсная программа.

    Определение результатов и награждение.

    Команда победитель определяется по наименьшей сумме мест, занятых во всех видах соревнований, награждается дипломом.

    Команды, занявшие призовые мест в отдельных видах, награждаются грамотами.

    Основные виды соревнований туристического слёта

    Техника пешеходного туризма

    Состав команды: 6 человек (4 мальчика и 2 девочки)

    Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на

    прохождение полосы препятствий плюс штрафное время.

    1. Снятие палатки.

    Этап оборудован судейской палаткой. По сигналу команда (обычно 2 человека) снимают, и укладывает палатку, оставляя ее на этапе.

    2. Вязка узлов.

    Каждый участник вытягивает карточку с названием узла. Завязав узел, положив рядом карточку, продолжает движение к следующему этапу. Штраф: завязан неправильно узел - 60 сек.;

    отсутствие контрольного узла - 30 сек.

    3. Параллельные веревки.

    Над землей натянута веревка. Над ней - вторая. Участникам, передвигаясь по нижней веревке не отрывая ступней и держась за верхнюю, необходимо преодолеть препятствие длиной 15 -20 метров. Штраф: двое на этапе - 60 сек. срыв - 60 сек.

    4. Спуск спортивным способом.

    Этап оборудован основной веревкой, закрепленной на дереве и лежащей вниз по склону. Участник берет веревку обеими руками и перебрасывает ее через голову на плечи. Спуск осуществляется боком (не спиной и не лицом к склону) до тех пор, пока не будет пройдена опасная зона, отмеченная флажками. Штраф: двое на этапе - 60 сек.;

    движение в зоне без веревки - 60 сек.; падение (касание рукой земли) - 60 сек.; работа без рукавиц - 10 сек.

    5. Подъем спортивным способом.

    Этап оборудуется, как и предыдущий. Участник, перехватывая веревку руками совершает подъем по склону спортивным способом веревка при этом должна идти между ног. Штраф: двое на этапе - 60 сек.";

    движение в зоне без веревки - 60 сек.; касание земли любой частью тела - 20 сек.; падение - 60 сек.; неправильное положение рук (веревки) - 10 сек.

    6. Бревно.

    Участники проходят по бревну длиной 8-10 м., и толщиной 30 см. держась руками за перила (натянутая веревка) Штраф: двое на этапе -60 сек.;

    касание земли - 30 сек.; падение - 60 сек.; отсутствие страховки - 30 сек.

    Участники преодолевают завал, самостоятельно выбирая технику и тактику преодоленения препятствия, не нарушая при этом границ коридора. Штраф: нарушение границ коридора -60 сек.

    Протяженность этапа 10 метров, оборудован искусственными кочками, расположенными так, чтобы участник при их прохождении в середине должен был вынуждено сменить толчковую ногу. Штраф: двое на этапе -60 сек.; срыв с кочки- 30 сек.

    Веревка закреплена на сучке дерева. Участник, стоя за контрольной линией, с помощью маятниковой веревки, преодолевает отмеченное условное препятствие. Штраф: падение - 60 сек.;

    касание земли - 30 сек.

    10. Установка палатки.

    Прибыв на этап, команда устанавливает палатку (любым количеством участников). После установки команда выстраивается и по сигналу капитана: «Готово!» судья оценивает правильность установки. Штраф: nepertbc палатки - 60 сек.;

    потеря снаряжения (колышка) - 60 сек.; складки на скате палатки - 30 сек.

    Контрольно - комбинированный маршрут.

    Состав команды: участвует весь класс, кроме поваров, костровых и освобожденных по состоянию здоровья. Этот вид соревнования проводится в форме туристического похода, где каждая команда преодолевает различные естественные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и безопасные способы прохождения дистанции. На старте команда получает «легенду» - словесное описание маршрута с указанием, направлений и расстояний. Если команда точно пройдет описанный маршрут, то найдет контрольные пункты (КП). На каждом КП оборудуются этапы, где дети, выполняя различные задания, стараются набрать большее количество баллов. Для прохождения всей дистанции дается контрольное время- 1 час, в течение которого команда должна найти все КП и выполнить задания на этапах.

      Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

    Двое представителей команды получают карточку с вопросами - один теоретический, второй - практический, по оказанию помощи. Ответ и практические действия оцениваются по 5 бальной системе.

    Правильная транспортировка -5 баллов, с ошибками -2,5 балла, неправильная -0 баллов.

    2. Определение расстояния по карте.

    Команда, используя судейскую линейку, определяет расстояние между пунктами на карте с учетом ее масштаба.

    При ошибке до 5% - 3 балла, до 10 % - 2, до 15% - 1, более 15% - 0 баллов.

    3. Сигналы международной кодовой системы.

    Команда выбирает карточку, в которой нарисованы, пять международных кодовых знаков.

    Все правильно угаданные знаки - 5 баллов, 4-4 балла, 3 -3 балла, 2 -2 балла, 1 - 1 балл, ни одного - 0 баллов.

    4. Определение азимута на ориентир.

    Команда при помощи компаса определяет азимут на три указанных ориентира. Максимальная оценка - 9 баллов. При ошибке до 5°- 3 балла, до 10° - 2, до 15°- 1, свыше 15° -0 баллов.

    5. Топографические знаки.

    Команда вытаскивает из картотеки карточку с заданиями -- расшифровать пять топографических знаков. За каждый правильно определенный знак - 1 балл.

    6. Определение расстояния до недоступного предмета.

    Команде предлагается определить расстояние до указанного предмета, не приближаясь к нему.

    При ошибке до 2 м- 5 баллов, 4м - 4, 6м - 3, 8м - 2, 10м - 1, свыше 10 м - 0 баллов.

    7. Лекарственные растения.

    Команда вытаскивает карточку с названием пяти лекарственных растений. В предложенном гербарии необходимо отыскать эти растения. За каждое правильно угаданное растение -1 балл.

    8. Разведение костра.

    Предлагается разложить костер определенной формы, развести огонь, потратив минимум спичек и пережечь нить, натянутую над костром на высоте 50 см. Запрещается пользоваться берестой и смолой живых деревьев: нельзя применять бумагу, картон и искусственные горючие материалы.

    За использование 1 спички - 5 баллов, 2-4 балла, 3-3 балла, 4-2 балла, 5 - 1балл, свыше 5 0 баллов.

    Лесное многоборье для учащихся I - VI классов.

    Игра на местности включает элементы туризма, спортивного ориентирования и прикладных видов спорта.

    Цель игры: преодолеть быстрым шагом лесную трассу с естественными и искусственными препятствиями. Вся трасса длиной 1 -1,5 км., разбита на 7-10 этапов в зависимости от рельефа местности. Препятствия на этапах могут быть такими.

    Подлаз. Его можно сделать из углубления в земле и ограничить сверху жердью, а с боков оградить лаз ветками деревьев.

    Бревно. Его кладут через канаву глубиной не более 0,5 м. Длина препятствия 2 -3 м.

    Кочки. Если нет естественных кочек, можно сделать их из травы, мха, деревянных кружков. Расстояние между кочками должно быть равно средней длине прыжка с места. Расположение кочек произвольное, количество 10-15.

    Овраг. Препятствие естественного характера. Глубина оврага примерно с человеческий рост.

    Чаща. Труднопроходимый участок леса длиной 30 -50 м. Проще всего этот этап проложить в молодом мелколесье или зарослях кустарника. Завал. Сооружается из поваленных деревьев, сучков: для подлаза на уровне груди, для перелаза на уровне колен. Длина этапа 15 -20 м., ширина коридора 3-4 м. Допускается взаимопомощь.

    Болото. Переправа через условное болото по четырем жердям, уложенным параллельно друг другу.

    Кроме перечисленных можно включить в трассу и другие препятствия, используя рельеф местности. Лучший вариант трассы - кольцевой. Одно из условий прохождения трассы - передвигаться только быстрым шагом, бежать нельзя.

    Команды по численности должны быть равны. Каждый отряд выбирает капитана, который всегда идет впереди. Вместе с командой на трассу выходят два посредника из числа старшеклассников, один из них замыкает колону, другой идет в главе вместе с капитаном.

    Старт раздельный, команды уходят на дистанцию в интервале 10-15 мин.
    После сигнала судьи команда уходит на трассу быстрым шагом,
    ориентируясь на метки в виде полосок цветной материи или

    прикрепленным к деревьям листков бумаги. Метки крепятся к деревьям так, чтобы их поиски представляли некоторую трудность. Радиус расположения меток не должен превышать 30 м. Одна метка означает продолжение маршрута, две - препятствие, которое нужно преодолеть. Каждое препятствие должны преодолеть все участники. За этим внимательно следят посредники. Нарушение преодоления препятствий наказывается штрафным временем.

    За каждое нарушение штраф - 10 сек. Штрафы даются: за касание любой частью тела боковых и верхних ограничений во время подлаза; за касание земли любой частью тела при переходе через бревно; за каждый прыжок мимо кочки или срыв; за выход за коридор при прохождении завала; за срыв с жердей гати на болоте; за не преодоление склона, оврага; за отклонение от трассы при прохождении чащи, которая размечена метками через 3 м; за переход участника на бег в любом участке трассы.

    Время финиша команд определяется по последнему участнику. Место команды определяется по сумме времени прохождения трассы и штрафного времени на этапах.

    Конкурсная программа.

    1. Конкурс краеведов.

    Принимает участие вся команда. За контрольное время предлагается письменно ответить на 10 вопросов по истории и географии родного края. Использование справочной литературы запрещено. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    2.Конкурс поваров.

    Жюри оценивает вторые блюда и холодные закуски, в которых присутствуют лесные продукты.

    Оценивается качество, простота приготовления и сервировка.

    Конкурс обязателен для всех команд. Оценивается: внешний вид и дисциплина участников, состояние места стоянки, костра, противопожарная безопасность, хранение продуктов и организация питания, экологическая безопасность и т. п. Оценку проводят главный судья и комендант слета.

    4. Конкурс туристической песни.

    Является, как правило, завершающим этапом соревнований. Все участники слета располагаются на поляне соревнований, каждая команда представляет свои номера художественной самодеятельности.

    Оценивается мастерство исполнения, оригинальность, соответствие теме.

    Кириллова Татьяна
    Туристический слёт «Школа настоящих туристов»

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад № 8 г. Киренска"

    Сценарий проведения

    туристического слета

    "Школа настоящих туристов "

    (аудитория : дети в возрасте от 4 до 7 лет, количество 60 человек вместе со взрослыми)

    Инструктор по физической культуре

    МКДОУ "Детский сад № 8"

    Кириллова Т. П.

    Киренск 2012

    1. Торжественное открытие и приветствие всех участников :

    2. Приветствие главного тренера

    3. Название команды

    4. Девиз команды

    5. Сдача рапорта

    6. Клятва туриста .

    7. Туристическая речёвка .

    8. Вручение командам пакет с заданиями.

    9. Команды расходятся по своим участкам и выполняют строевые и ОРУ упражнения.

    10. Задание по командам :

    " Конкурс "Следопыт";

    " Конкурс "Точный глазомер";

    " Конкурс "Конструктор костра";

    " Конкурс "Оказание первой медицинской помощи";

    " Конкурс "Лесные мудрецы".

    11. Привал (минута отдыха)

    " Творческое выступление

    12. Подведение итогов.

    13. Награждение.

    Сценарий проведения

    туристического слета

    "Школа настоящих туристов "

    Цель : Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

    Задачи :

    1. Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками : совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.

    2. Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.

    3. Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях

    (оказывать первую помощь себе и другим (приложить холод, наложить повязку) .

    4. Воспитывать бережное отношение к природе родного края и дружелюбные взаимоотношения между детьми.

    Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов . Знакомство со снаряжением туриста (палатка, рюкзак, одежда и т. д.) . Беседы на темы : "Кто такие туристы ?" "Правила дорожного движения по маршруту", "О ядовитых грибах и растениях", "Лекарственные растения", "Береги лес от пожара". Знакомство с аптечкой туриста (обязательно должна быть кипяченая вода) . Разучивание игр по ходу движения, дидактических игр, подвижных, по ориентированию на местности, для развития глазомера, наблюдательности на туристическую тематику . Рассказы о правилах поведения на маршруте, о законах и правилах поведения на природе и о традициях туристов . Игры со строительным материалом на тему : наши "Костры" (колодец, шалаш, звездный) .

    Перед выходом из детского сада проводится проверка готовности : как одеты дети, удобная ли обувь (о чем заранее предупреждаем родителей) . Всегда берем кипяченую воду и аптечку. Проведение инструктажа воспитанников о правилах поведения в походе-прогулке и правилах дорожного движения (правила перехода улиц, дорог, перекрестков) о правилах поведения на природе.

    Торжественное открытие и приветствие всех участников

    Спортивная площадка украшена разноцветными флажками, плакатами, музыкальное оформление. Дети, одетые в спортивную форму (с нагрудной эмблемой команды, под звуки музыки "Вместе весело шагать" проходят на площадку в колонне по одному.

    Каждая команда следует за своим тренером и становятся по периметру спортивной площадки.

    Главный тренер :

    Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами проведем туристический слет . Сегодня встретятся 2 команды : "Апельсин" под руководством тренере Пономаревой И. А., "Ладошки" под руководством тренера Булгаковой О. И. Я желаю вам ярких побед, больших спортивных достижений и дружбы! Соревнуйтесь честно, уважая и соблюдая правила туристического слета !

    Команды поприветствуют друг друга.

    Название команды : "Апельсин"

    Девиз : Мы все дольки апельсина. Мы дружны и неделимы.

    Команда "Ладошки"

    Девиз : Ладошку свою мы любим

    Всех сильней сегодня будем!

    Смелых, здоровых и сильных ребят

    Вырастил наш детский сад!"

    Капитаны команд сдают рапорты главному тренеру.

    Тренер команды : Команда "Апельсин" к турслету готова!

    Тренер команды : Команда "Ладошки" к турслету готова!

    Оценивать туристический слет буде жюри в составе :

    Председатель :

    Члены жюри :

    Туристы - это сильные , выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют. И произносят клятву туриста .

    Клятва туриста .

    " На природе ничего не ломать, не рвать просто так;

    " Для костра собирать только сухостой;

    " Не рвать цветы в большие букеты;

    " Не делать надписей на деревьях;

    " Не отходить без разрешения взрослых на маршруте или стоянке (привале)

    " Не брать в рот незнакомые растения;

    " Не пить воду из незнакомых источников;

    " Не купаться без разрешения взрослых;

    " Не обижать насекомых и животных

    КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!

    Молодцы туристы . Разрешите вручить вам пакеты с заданиями, которые покажут насколько вы быстры, выносливы, дружелюбны, подвижны. Команды смирно, на месте шагом марш!

    Туристическая речёвка .

    Главный тренер : Кто шагает с рюкзаком?

    Дети : Мы, туристы !

    Инструктор ФИЗО : Кто со скукой не знаком?

    Дети : Мы, туристы !

    Инструктор ФИЗО : Нас вперед ведут…

    Дети : Дороги!

    Инструктор ФИЗО : Наш ДЕВИЗ :

    Дети : "Всегда вперед!"

    Инструктор ФИЗО : Эй, ребята

    Дети : Тверже шаг!

    Инструктор ФИЗО : Что турист берет в дорогу ?

    Дети : Песню, ложку и рюкзак!

    Инструктор ФИЗО : Мы голодные как звери!

    Дети : Открывайте шире двери!

    Инструктор ФИЗО : Нам еда полезна будет,

    Дети : Силы новые разбудит.

    Инструктор ФИЗО : Кто отстал?

    Дети : Не отставай.

    Инструктор ФИЗО : Кто устал?

    Дети : Не унывай.

    Инструктор ФИЗО : Кто идти захочет с нами -

    Дети : Нашу песню запевай!

    На месте стой раз, два. Первым в поход отправляются туристы команды "Апельсин". Вторыми в поход отправляются в поход команда "Ладошки". Шагом марш. Дети под марш расходятся по указанным местам проведения соревнований. Судьи занимают места на площадках, ведут протоколы соревнований.

    А определить самую смелую и дружную команду поможет определить жюри.

    Команды расходятся по своим участкам и выполняют строевые и ОРУ упражнения.

    Разновозрастная группа от 4 до 6 лет

    1. Ходьба по площадке с различными движениями рук, на носках (туристы идут по траве , 2. С высоким подниманием голени (перешагивают через камушки) ;

    3. Ходьба и медленный бег между кеглями (деревьями) ;

    4. Бег змейкой;

    5. Обычная ходьба.

    ОРУ "Туристы делают разминку "

    1. "Турист выходит на маршрут "

    (ходьба на месте) ;

    2. "Перешагивает через валежник"

    И. П. ноги вместе руки на поясе

    1 -4 - поочередное поднимание согнутых ног;

    3. "Высматривает дорогу"

    (полуприседы в стойке ноги врозь с поворотами туловища вправо и влево, ладонь приставить к бровям);

    4. "Рюкзак перетягивает то в одну, то в другую сторону"

    И. П. основная стойка, руки на поясе :

    1-2 - наклоны туловища в разные стороны.

    5. "Набирается энергии"

    И. П.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях.

    1-2 - пружинистые отведения рук назад.

    6. "Превращается в скорохода"

    (подскоки на месте, руки на поясе, в чередовании с ходьбой)

    7. Восстановление дыхания, перестроение в одну колонну.

    Разновозрастная группа от 5 до 7 лет

    1. Ходьба в колонне по одному (мы туристы ) ;

    2 Ходьба широким шагом (овраг) ;

    3. Прыжки на двух ногах вперед (ручей) ;

    4. Ходьба нагнувшись (ветки) ;

    5. Ходьба в приседе (овраг) ;

    6. Обычная ходьба;

    7. Легкий бег;

    8. Бег змейкой взявшись за руки;

    9. Ходьба приставным шагом между предметами.

    О Р У "Мы туристы "

    1). "Наденем рюкзак"

    и. п.: Узкая стойка, ноги врозь;

    1 - руки согнуты к плечам;

    2-3 - круговые вращения назад;

    4 - опустить (6-8 раз)

    2). "Определим погоду"

    и. п.: Для ног тоже, руки на поясе;

    1 - правую руку согнуть в локте поднести ко лбу (туристы смотрят на небо , повернуться на право;

    3 - тоже в левую сторону;

    4 - вернуться в и. п. (по 4 раза в каждую сторону) .

    3) "Прогнись"

    И. п. ; Ноги - осн. стойка, руки на поясе;

    1 - Правую руку поднять вверх, левую ногу отставить на носок назад, прогнуться.

    2 - вернуться в. и. п.

    3 - то же другой рукой и ногой;

    4 - вернуться в и. п.

    4). "Собери ветки" (для костра)

    и. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены

    1 - наклониться к полу.

    2 - выпрямиться (6-8 раз)

    5). "Выпады вперед"

    И. п.: сомкнутая стойка, руки на поясе;

    В.: 1 - выпад вперед правой ногой, ладони рук положить на колено;

    2 - вернуться в и. п. ;

    3 - то же левой ногой.

    6). "Перепрыгни кочку"

    И. п.: узкая стойка ноги врозь, руки на поясе.

    Прыжки на двух ногах с поворотом на 180 градусов (во время поворота руки помогают движению) (по 2 раза) .

    7). Восстановление дыхания.

    Задания :

    1. Туристическая полоса препятствия :

    (ст. гр.)

    " Бег змейкой между колесами;

    " Ходьба по колесам;

    " Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

    " Ходьба по доске. (под. гр.)

    Победитель получает звание "Самый быстрый".

    2. Конкурс "Следопыт"

    ( (спортивный инвентарь) турслёта ".) (под гр.)

    Схема -рисунок (ст. гр.)

    3. Конкурс "Точный глазомер"

    (кегли) (под. гр.)

    Метание шишек в горизонтальную цель (ст. гр.)

    (Участникам предлагается разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", "Звездный". 2 костра (разновозрастная группа от 4 до 6 лет, 3 костра . Победитель получает звание "Конструктор костра").

    (ст. гр.)

    (под. гр.)

    (дети под. гр. оказывают помощь наглядно, дети старшей группы проговаривают что необходимо из предметов)

    6. Конкурс "Лесные мудрецы"

    " Загадки о туризме и туристах ;

    Два ремня висят на мне,

    Есть карманы на спине,

    Коль в поход идёшь со мной-

    Я повисну за спиной. (рюкзак)

    Он в походе очень нужен

    Он с кострами очень дружен.

    Можно в нем уху варить

    Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

    И от ветра и от зноя

    От дождя тебя укроет

    А как спать в ней сладко!

    Что это? (палатка) (под. гр.)

    " О лекарственных растениях;

    Путник часто ранит ноги

    Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

    Обжигает трава, как огонь (крапива)

    (медуница) (под. гр.)

    " О грибах;

    (лисички)

    (мухомор) (ст. гр)

    (белый гриб)

    Победитель получает звание "Самый мудрый".

    Состязание закончились, команды колонной по одному проходят на лавочки. Пока команды отдыхают, жюри подводит итоги.

    7. Привал (минута отдыха)

    Творческое выступление (песня, танец, стихотворение и т. д.)

    8. Подведение итогов, награждение

    Вот и подошли к концу наши соревнования. Объявляется торжественная церемония награждения победителей туристического слета ! Жюри готовы объявить победителей, для награждения в две шеренги становись! Слово предоставляется председателю жюри. (Итоги подводятся по результатам каждого конкурса и присваивается звание. Затем объявляется общие итоги туристического слета ). (Председатель жюри (заведующая) детским садом награждают детей на пьедестале почета медалями и подарками.)

    Вот и закончился наш туристический слет . Еще раз поаплодируем нашим чемпионам. Победители делают круг почета.

    Пора пришла отдохнуть и поиграть в любимые игры. Команды расходятся по своим участкам.

    Протокол

    Туристического слета "Школа настоящих туристов "

    МКДОУ "Детский сад № 8"

    Команда "Апельсин"

    1. Туристическая полоса препятствия

    2. Конкурс "Следопыт"

    3. Конкурс "Точный глазомер"

    4. Конкурс "Конструктор костра"

    5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

    6. Конкурс "Лесные мудрецы"

    Туристическая

    Протокол

    Туристического слета "Школа настоящих туристов "

    МКДОУ "Детский сад № 8"

    Команда "Апельсин"

    № п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

    1. Туристическая полоса препятствия

    2. Конкурс "Следопыт"

    3. Конкурс "Точный глазомер"

    4. Конкурс "Конструктор костра"

    5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

    6. Конкурс "Лесные мудрецы"

    (разновозрастная группа от 4 до 6 лет)

    Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

    Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

    От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

    От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

    0 баллов - если было очень много нарушений.

    Протокол

    Туристического слета "Школа настоящих туристов "

    МКДОУ "Детский сад № 8"

    Команда "Ладошки"

    (разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

    № п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

    1. Туристическая полоса препятствия

    2. Конкурс "Следопыт"

    3. Конкурс "Точный глазомер"

    4. Конкурс "Конструктор костра"

    5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

    6. Конкурс "Лесные мудрецы"

    Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

    Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

    От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

    От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

    0 баллов - если было очень много нарушений.

    Протокол

    Туристического слета "Школа настоящих туристов "

    МКДОУ "Детский сад № 8"

    Команда "Ладошки"

    (разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

    № п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

    1. Туристическая полоса препятствия

    2. Конкурс "Следопыт"

    3. Конкурс "Точный глазомер"

    4. Конкурс "Конструктор костра"

    5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

    6. Конкурс "Лесные мудрецы"

    Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

    Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

    От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

    От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

    0 баллов - если было очень много нарушений.

    Итоговый протокол

    Туристического слета "Школа настоящих туристов "

    МКДОУ "Детский сад № 8"

    № п/п Название конкурса Команда "Апельсин" Команда "Ладошки"

    1. Туристическая полоса препятствия

    2. Конкурс "Следопыт"

    3. Конкурс "Точный глазомер"

    4. Конкурс "Конструктор костра"

    5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

    6. Конкурс "Лесные мудрецы"

    7. Творческий конкурс

    Оценивается точность, скорость правильность выполнения, чувство коллективизма.

    От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

    От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

    0 баллов - если было очень много нарушений.

    Практический материал

    1. Конкурс "Следопыт"

    На поляне маскируется 5-10 предметов (спортивный инвентарь) . Затем сообщается участникам. Они должны отыскать предметы. Подсказка 1-2 признака указывающих на местонахождение спрятанного предмета. Победитель получает звание "Лучший следопыт турслёта ".

    2. Конкурс "Следопыт"

    На поляне маскируется 5-10 предметов (спортивный инвентарь) . Затем сообщается участникам. Они должны отыскать предметы.

    Подсказка схема - рисунок. Победитель получает звание "Лучший следопыт турслёта ".

    1. Туристическая полоса препятствия :

    " Прыжки из колеса в колесо (под. гр, перешагивание из колеса в колесо (ст. гр.)

    " Бег змейкой между колесами;

    " Ходьба по колесам;

    " Подлезание боком под воротики;

    " Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

    " Ходьба по доске. (под. гр.)

    (После окончания полосы препятствия команды выстраиваются в шеренгу и проходят на свой участок)

    2. Туристическая полоса препятствия :

    " Перешагивание из колеса в колесо (ст. гр.)

    " Бег змейкой между колесами;

    " Ходьба по колесам;

    " Подлезание боком под воротики;

    " Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

    (После окончания полосы препятствия команды выстраиваются в шеренгу и проходят на свой участок)

    3. Конкурс "Точный глазомер"

    (Участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста (кегли) . Затем ответы проверяются. Победители получают звание "Острый глаз".)

    3. Конкурс "Точный глазомер"

    Участникам нужно выполнить метание шишек в горизонтальную цель (ст. гр.) Победители получают звание "Острый глаз".) (под. гр.)

    4. Конкурс "Конструктор костра"

    (Участники должны разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", "Звездный". Победитель получает звание "Конструктор костра").

    Звездный

    4. Конкурс "Конструктор костра"

    (Участникам предлагается разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", Победитель получает звание "Конструктор костра").

    5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

    " Как оказать первую помощь при ушибе? (положить холод, сделать тугую повязку)

    " Как оказать первую помощь при переломе? (наложить шину, перебинтовать бинтом)

    " Как оказать первую помощь при порезе пальца? (обработать рану ватным тампоном смоченным перекисью водорода, помазать йодом, наклеить пластырь либо перебинтовать)

    (дети под. гр. оказывают помощь наглядно)

    5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

    " Как оказать первую помощь при ушибе? (холод, тугая повязка)

    " Как оказать первую помощь при порезе пальца? (перекись водорода, ватный тампон, йод, пластырь, бинт)

    (дети старшей группы проговаривают что необходимо из предметов)

    6. Конкурс "Лесные мудрецы"

    " Загадки о туризме и туристах ;

    Два ремня висят на мне,

    Есть карманы на спине,

    Коль в поход идёшь со мной-

    Я повисну за спиной. (рюкзак)

    Он в походе очень нужен

    Он с кострами очень дружен.

    Можно в нем уху варить

    Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

    " О лекарственных растениях;

    Путник часто ранит ноги

    Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

    Только тронь - отдернешь ладонь

    Обжигает трава, как огонь (крапива)

    " О грибах;

    Стоит Лукашка - белая рубашка,

    А шляпа надета шоколадного цвета (белый гриб)

    С шапочкой красной знаться опасно,

    Даже муха-зуда не садится сюда (мухомор) (ст. гр.)

    6. Конкурс "Лесные мудрецы"

    " Загадки о туризме и туристах ;

    Два ремня висят на мне,

    Есть карманы на спине,

    Коль в поход идёшь со мной-

    Я повисну за спиной. (рюкзак)

    Он в походе очень нужен

    Он с кострами очень дружен.

    Можно в нем уху варить

    Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

    И от ветра и от зноя

    От дождя тебя укроет

    А как спать в ней сладко!

    Что это? (палатка) (под. гр.)

    " О лекарственных растениях;

    Путник часто ранит ноги

    Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

    Только тронь - отдернешь ладонь

    Обжигает трава, как огонь (крапива)

    Это прозвище не даром у красивого цветка

    Капля сочного нектара и душиста и сладка

    От простуды излечиться вам поможет… (медуница) (под. гр.)

    " О грибах;

    На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие (лисички)

    С шапочкой красной знаться опасно,

    Даже муха-зуда не садится сюда (мухомор) (ст. гр)

    Стоит Лукашка - белая рубашка,

    А шляпа надета шоколадного цвета (белый гриб)

    Медуница

    Подорожник

    Белый гриб

    Награждается

    Присуждается

    "Лучший следопыт турслёта "

    Киренск 2012

    Награждается

    Присуждается

    "Острый глаз"

    Киренск 2012

    Награждается

    Присуждается

    "Конструктор костра"

    Киренск 2012

    Награждается

    Присуждается

    "Юный мудрец"

    Киренск 2012

    Награждается

    Присуждается

    "Самый быстрый"

    Киренск 2012

    Награждается

    Присуждается

    "Маленький лекарь"

    Киренск 2012

    Литература

    1. "Туризм и спортивное ориентирование" Л. А. Вяткин г. Москва 2001

    2. "Под парусом лето плывет по земле" Л. А. Пенькова

    3. "Физическая культура дошкольникам " Л. Д. Глазырина

    4. "Занимательная физкультура для дошколят " К. К. Утробина

    5. Газета "Детский сад" № 36 - 9 - 2004 г. "Маленькие туристы ".

    6. "Туристические прогулки в д/с " Н. И. Бочарова

    7. "Как обеспечить безопасность дошкольников " К. Ю. Белая

    Как правило, проведение школьного туристического слета ложится на плечи учителя физкультуры. Редко где в школе найдется костяк учителей-единомышленников, способных составить мощную команду по подготовке туристических состязаний между классами. А ведь одному педагогу без помощи коллег провести такое мероприятие просто не под силу. Как привлечь учителей-предметников на свою сторону? Как сделать туристический слет большим общешкольным мероприятием? Одним из путей решения проблемы является работа в рамках большого междисциплинарного проекта, в который может быть вовлечено несколько учителей-предметников.

    Мир вокруг нас

    Программу школьного туристического слета обычно составляют: прохождение контрольно-туристического маршрута (КТМ), соревнования по ориентированию, туристическая полоса препятствий, соревнования по технике туризма, различные викторины и конкурсы. А можно ли все это объединить? Можно.
    Лучше всего взять за основу контрольно-туристический маршрут. При его прохождении (в зависимости от планирования) учащимся предстоит продемонстрировать определенные технические навыки, а также навыки ориентирования на местности. Содержание заданий, которые будут предложены детям на контрольных пунктах (КП), будете определять целиком вы. Это могут быть специализированные туристические задания (установка палатки, разжигание костра, укладка рюкзака и т.п.), а могут быть задания из разных предметных областей. И тут нам никак не обойтись без учителей-предметников: именно они должны все подготовить, учитывая возраст учеников, а затем оценить выполнение.
    Свой междисциплинарный проект мы назвали «Мир вокруг нас». В процессе туристического путешествия дети знакомятся с природой, которая их окружает, в частности с лесом. Для многих маленьких горожан это совершенно иной, порой даже незнакомый для них мир. Как хорошо, что школьный туристический слет помогает детям с разных сторон лучше рассмотреть его!

    Подготовка маршрута

    Прежде всего, нужно определить место и сроки проведения туристического слета. При выборе места важно иметь карту, лучше всего – для спортивного ориентирования.
    Затем нужно разработать сам маршрут. При проведении слета с учащимися разных возрастов важно предусмотреть, чтобы длина и сложность путешествия варьировались в зависимости от возраста. Для учащихся 5–6-х классов протяженность КТМ должна составлять 4–5 км, для 7–8-х – 5–6 км, для 9–11-х классов – 6–8 км. При этом маршрут должен пролегать таким образом, чтобы учащиеся по ходу движения могли применить навыки техники туризма (если они уже владеют ими): преодолеть овраг, водную преграду, пройти по бревну и т.п.
    Желательно, чтобы место старта и финиша у всех классов было одним и тем же, а сами маршруты – разными. Это не позволит командам идти друг у друга «на хвосте». Маршруты классов могут расходиться и снова сходиться в зависимости от количества КП.

    А судьи кто?

    Количество КП напрямую зависит от количества судей. При планировании маршрута нужно учесть и этот момент. К сожалению, вовлечь всех учителей школы в судейство, скорее всего, не получится. В таком случае можно воспользоваться помощью старшеклассников – не обязательно туристов. Тогда судья-старшеклассник заранее согласует задание на КП с учителем-предметником.
    В любом случае переходить к следующему этапу подготовки можно будет лишь в тот момент, когда точно будет известно, на скольких судей вы можете рассчитывать.

    Проект Положения о соревнованиях

    Не удивляйтесь тому, что составление Положения не стало первым этапом подготовки. А ведь именно с этого рекомендуется начинать проведение любого туристического слета. Если не определить район, сроки проведения и людей, с которыми вы будете сотрудничать, никакое Положение работать не будет.
    Вот примерный вариант Положения о школьном туристическом слете:

    Цель: прививать учащимся основные навыки пешеходного туризма.

    Задачи:

    1) приобщать детей и взрослых к здоровому образу жизни;
    2) воспитывать любовь к природе;
    3) изучать и закреплять основные навыки пешеходного туризма и ориентирования на местности;
    4) выявлять сильнейших туристов школы.

    Состав участников: к участию в туристическом слете допускаются учащиеся 5–11-х классов, не имеющие противопоказаний врача и получившие соответствующее разрешение от родителей.

    Время проведения: «__» ________ 200__ года.

    Место проведения: ________________ (место старта – _________________, место финиша – _________________).

    Программа соревнований

    Соревнования включают в себя прохождение контрольно-туристического маршрута с выполнением заданий, подготовленных учителями-предметниками в рамках междисциплинарного проекта «Мир вокруг нас».
    Каждая команда (класс) проходит туристический маршрут через обозначенные на карте контрольные пункты (КП). На каждом КП детям предлагается выполнить дополнительное задание. С заданиями и критериями их оценивания учащиеся знакомятся на уроках накануне слета. На каждом КП судья фиксирует правильность выполнения задания и ставит отметку каждому участнику команды.
    По прибытии на поляну слета команды должны будут составить эссе по тематике междисциплинарного проекта. С темами и критериями оценивания учащиеся также знакомятся заранее.
    По мере прохождения маршрута команды должна собирать мусор. Количество собранного мусора также оценивается судьями (максимум 3 балла).

    Судьи-контролеры на дистанции также осуществляют контроль за поведением учащихся в лесу и вправе как начислить, так и снять определенное количество баллов по этому показателю. С критериями начисления баллов учащиеся знакомятся непосредственно перед стартом.
    Фиксируется также время, затраченное командой на преодоление маршрута. Разница в длине маршрута составляет фору между классами.
    В зависимости от времени, затраченного на прохождение маршрута, баллы начисляются таким образом:

    Количество баллов

    Дескриптор

    Маршрут не пройден

    На прохождение маршрута затрачено более 3 ч

    На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 45 мин. до 3 ч

    На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 30 мин. до 2 ч 45 мин.

    На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 15 мин. до 2 ч 30 мин.

    На прохождение маршрута затрачено от 2 ч до 2 ч 15 мин.

    На прохождение маршрута затрачено от 1 ч 45 мин. до 2 ч

    На прохождение маршрута затрачено менее 1 ч 45 мин.

    Определение победителей

    Победитель в туристическом слете определяется по наибольшему количеству баллов, полученных командой по всем показателям (средний балл класса при выполнении заданий (отношение суммы всех полученных отметок к количеству заданий и к количеству учеников) – от 0 до 7):

    1) время прохождения маршрута – от 0 до 7 баллов;
    2) написание рассказа или эссе – от 0 до 7 баллов;
    3) сбор мусора – от 0 до 3 баллов;
    4) поведение на маршруте – от –3 до 3 баллов.

    При равном количестве баллов у двух и более команд преимущество получает та из них, которая преодолела контрольно-туристический маршрут быстрее.
    Судейская коллегия также вправе лишить команду занятого места в соревновании при грубейшем нарушении правил туристической стоянки (оставление мусора, небрежное отношение к природе, к соперникам, а также неправильная организация обеда).

    Награждение

    Команды, занявшие первое, второе и третье места, награждаются кубками, грамотами и памятными призами.
    Судейская коллегия вправе наградить призами отдельных туристов и даже целые классы, которые, по их мнению, особенно отличились во время соревнований.

    Судейство соревнований

    Судейство осуществляется силами учителей-предметников школы и наиболее подготовленных учащихся 11-го класса, имеющих соответствующий туристический опыт и подготовку. Главный судья – _________________________.

    Организация соревнований

    Организация и проведение соревнований возлагаются на учителей физической культуры __________________________________. Общий контроль за соблюдением данного Положения возлагается на заместителя директора по воспитательной работе _____________________.

    Подготовка заданий

    На этом этапе учителя знакомят детей с заданиями, которые будут предложены им на туристическом слете, а также с принципами оценивания. Предлагаемые задания должны ограничиваться рамками единой темы, соответствовать возрасту детей и иметь четкую инструкцию по оцениванию, чтобы достичь в этом полной объективности. А заблаговременное знание материала позволит детям и классным руководителям заранее подготовиться к слету.
    К тому же отметки, полученные учениками, будут выставлены в школьный журнал. А это уже означает, что турслет – не просто занятное мероприятие, а серьезный учебный проект, в рамках которого ученики получат оценки сразу по нескольким предметам.

    Задания по предметам

    География. Определение сторон горизонта, азимута, магнитного склонения.

    Биология. Съедобные и несъедобные грибы, лекарственные растения. Красная книга.

    Математика. Вычисление пройденного расстояния, расстояния до недоступной точки.

    Рисование. Изготовление постера, плаката на заданную тему.

    Музыка. Исполнение туристической, бардовской песни.

    Физкультура. Преодоление туристического маршрута. Техника преодоления оврага спортивным способом.

    Русская словесность. Написание рассказа, эссе по заявленной теме.

    Оценивание

    Использование критериального оценивания на туристическом слете позволяет увидеть полную и объективную картину соревнований. Важно, что ученики заранее знают, за что и как они будут получать оценки. Таким образом, задания и принципы оценивания их выполнения на КП не являются для них сюрпризом.

    Примеры заданий

    География. Контрольный пункт «Кладоискатели»

    – Ребята, вам предлагается стать кладоискателями. Нужно отыскать клад. Но сделать это смогут только те, кто хорошо умеет определять азимут.
    Вы должны пройти путь, состоящий из отдельных отрезков. В конце каждого отрезка пути необходимо использовать какой-нибудь хорошо заметный ориентир, например большую старую березу или большой пень. В траве скрывается колышек с завязанной на нем ленточкой. От этой точки вам предстоит двигаться по азимуту до следующего ориентира. В конце маршрута вы тоже найдете ориентир, и если под ним покопать, то можно найти клад – старинную персидскую монету.
    И последнее: на каждом участке пути должен быть свой главный штурман, который принимает окончательное решение о дальнейших действиях.

    Отрезок

    Азимут

    Расстояние

    Критерии оценивания выполнения заданий на контрольном пункте «Кладоискатели»

    Критерии оценивания выполнения заданий по физической культуре

    Критерий А – физическая подготовка (максимум 7 баллов)

    Уровень

    Дескриптор

    Учащийся совершенно не справился с маршрутом

    Учащийся справляется с маршрутом только благодаря помощи других

    Учащийся справляется с маршрутом с огромным трудом и с большим неудовольствием

    Учащийся справляется с маршрутом, постоянно испытывая при этом затруднения

    Учащийся справляется с маршрутом, проявив определенные волевые усилия

    Учащийся легко справляется с маршрутом

    Учащийся легко справляется с маршрутом, при этом оказывает помощь другим

    Примечание: выполнение заданий по критерию А оценивают сопровождающие класс взрослые и судьи-наблюдатели, проводя таким образом стандартизацию.

    Критерий Б – техника преодоления препятствия (максимум 7 баллов)

    Уровень

    Дескриптор

    Учащийся не достиг ни одного из уровней, описанных ниже

    Учащийся демонстрирует неправильную технику

    Учащийся допускает большое количество технических ошибок

    Учащийся демонстрирует правильную технику, но иногда совершает ошибки

    Учащийся демонстрирует правильную технику, но выполняет упражнение в невысоком темпе

    Учащийся демонстрирует отличную технику, выполняет упражнение в высоком темпе

    Учащийся выполняет упражнение безупречно, в высоком темпе, оказывает помощь партнерам по команде

    Примечание: оценку по критерию Б выставляет судья на контрольном пункте при выполнении технического задания «Преодоление оврага». В проведении стандартизации участвует ассистент.

    Уроки отменяются!

    Проведение туристического слета как междисциплинарного проекта позволяет провести его в течение учебного дня, так как в мероприятии задействованы большинство учителей-предметников и классные руководители. Можно провести слет и в выходной день, но тогда процент участвующих детей значительно меньше. Уроков в этот день в школе нет, и это воспринимается детьми как праздник, однако во время проведения турслета ребята продолжают учиться и даже получают за это отметки.

    Судьи выезжают на место туристического слета заблаговременно – или накануне вечером (с ночевкой), или рано утром. Команды приезжают к месту старта вместе с классными руководителями (возможно даже с родителями) утром в установленное время.

    Маршрутный лист

    На старте главный судья еще раз знакомит участников с программой соревнований, после чего каждая команда (класс) получает карту с обозначенными на ней КП, а также маршрутный лист, который судьи будут заполнять на протяжении всего времени слета.

    Маршрутный лист ______ класса

    Время старта___________ Время финиша___________ Результат ________

    Фамилия, имя / Критерии оценивания

    Сумма

    Средний балл

    Передвижение по маршруту

    Важным этапом является передвижение детей по маршруту от одного КП к другому. Во время передвижения можно предложить детям выполнить какое-либо задание – например, они должны убрать мусор в специальный мешок. Результат труда судьи оценят на финише, и это будет учтено при определении победителя.
    Кроме того, можно назначить специальных судей-наблюдателей (лучше всего – из числа старшеклассников), которые будут со стороны следить за соблюдением дисциплины (поведение, взаимовыручка и т.д.). Судьи-наблюдатели также начисляют или снимают баллы в ходе продвижения по маршруту.

    Фактор времени

    Часто приходится видеть, как турслет превращается в беговые соревнования с использованием навыков ориентирования. Победителя часто определяют по затраченному на прохождение маршрута времени. Зачастую это так давит на учеников и их классных руководителей, что они думают только о том, чтобы пробежать всю дистанцию, и не имеет значения, доставляет это удовольствие или нет.
    Мы же предлагаем дать ребятам возможность контролировать время, но не стремиться достичь максимально возможного результата. Для получения зачетных баллов нужно лишь укладываться в отведенные временные рамки (см. проект Положения). Время прохождения маршрута стоит учитывать лишь в том случае, если две или более команд наберут равное количество баллов, что бывает очень редко.

    Поляна слета

    Не следует забывать, что туристический слет – это не только спортивное, но и воспитательное мероприятие. Поэтому по прибытии на финиш (поляну слета) классы должны позаботиться о том, как организовать отдых и питание, при этом лес после себя нужно оставить чистым.
    Есть множество способов занять себя на поляне слета: игры, конкурсы, викторины, сценки и т.п. Можно также предложить детям еще несколько заданий в рамках междисциплинарного проекта.

    Эссе

    Мы предлагаем младшим школьникам на поляне слета сочинить небольшой рассказ, а старшеклассникам – написать небольшое эссе по теме проекта, например:

    – Как я ориентируюсь в окружающем мире?
    – Как я воздействую на окружающий мир?
    – Как мир влияет на меня?
    – Что я знаю об окружающем мире?
    – Каким я оставляю мир после себя?

    Рефлексия

    Работы детей можно потом вывесить в школе вместе с фотогазетами о прошедшем турслете. Еще лучше провести небольшую презентацию детских работ после возвращения в школу или в другое время.

    Преимущества проекта

    Проведение такого большого междисциплинарного проекта позволяет:

    – вовлечь в туристический слет большое количество педагогов. Учителя, не задействованные в судействе, могут принять участие в соревнованиях отдельной командой;
    – показать целостность мира и взаимосвязь школьных предметов в различных аспектах;
    – дать детям возможность серьезно изучить школьную программу для подготовки к слету;
    – вовлечь как можно больше учеников в данное мероприятие;
    – использовать критериальное оценивание не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

    Алексей Машковцев ,
    Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва

    Кандидат педагогических наук, методист ГУ НМЦ СВР ДСМП

    Кандидат педагогических наук

    Инструктор-методист ГБУ «Центр молодёжи ЮВАО «Молодёжное содружество»

    Сборник адресован руководителям и специалистам органов государственной власти и местного самоуправления, муниципальных учреждений, автономных некоммерческих организаций , осуществляющих досуговую и социально-воспитательную работу с населением по месту жительства, руководителям военно-спортивных клубов и объединений, классным руководителям и учителям физкультуры общеобразовательных учреждений.

    Технический редактор: - кандидат филологических наук, методист ГУ НМЦ СВР ДСМП

    Паспорт

    Наименование проекта

    Целевая комплексная программа организации, подготовки и проведения окружного

    туристического слёта

    для детей, подростков и молодёжи

    «Поляна дружбы»

    Руководитель проекта

    Руководитель ОУ ЮВАО ДСМП

    Сроки реализации проекта

    июль – сентябрь

    проекта

    Инструктор-методист

    Координаторы проекта

    Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы

    1. Аннотация……………………………………………………………………………….5

    2. Теоретические основы содержания работы…………………………………….6

    3. Программа туристического слёта «ПОЛЯНА ДРУЖБЫ»…………………..9

    I. Содержание и условия КТМ (контрольно-туристического маршрута)…………………………………………………………………...9

    II. Туристические навыки…………………………………………………...11

    III. Техника пешеходного туризма (ТПТ)…………………………………13

    IV. Содержание конкурсной программы…………………………………14

    4. Подготовительная работа при подготовке и организации туристического слёта……………………………………………………………..16

    5. Приложение 1. Положение о IV окружном туристском слёте центров досуга ЮВАО…………………………………………………………………………………...18

    6. Приложение 2. Форма предварительной заявки. Заявка на участие. В IV окружном туристском слёте. Центров досуга ЮВА………………………..21

    7. Приложение 3. Основные требования. Прибытие на поляну слёта………22

    8. Приложение 4. Распорядок работы туристического слёта……………….23

    9. Приложение 5. Игровой сценарий туристического слёта…………………..24

    10. Приложение 6. Варианты тестов к разделу «эскулап»……………………...31

    11. Приложение 7. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей……………………………………………………………………………………35

    12. Приложение 8. Правовые основы спортивного досуга и туризм…………..36

    Аннотация

    Методические рекомендации были подготовлены с целью ознакомления коллег с опытом работы по подготовке, организации и проведению окружного туристического слёта, проходившего в Юго-Восточном административном округе г. Москвы под названием «Поляна дружбы».

    По мнению психологов, для подростка необычайно важно признание его взрослости, и не только со стороны родителей, педагогов или соседей. При этом, нередко подростки копируют асоциальные проявления взрослости, а если рядом нет положительной социальной группы, они часто оказываются в отрицательной - главное для них, чтобы была компания.

    Необходимым условием комфортного самоощущения подростка является признание на равных в обществе сверстников. В этом плане подростковые клубы по интересам успешно формируют ту социальную среду, в которой духовный мир каждого ребёнка обогащается общественно ценными увлечениями, подлинными нравственными ценностями. Здесь подросток имеет возможность проявить себя как личность в кругу сверстников, приобрести неоценимый опыт позитивного социально значимого общения, научиться индивидуальным и коллективным переживаниям, интересно провести свой досуг с увлечёнными своим делом педагогами.

    Туристический клуб помимо социальных функций имеет возможность раскрыть подросткам мир приключений, направить «авантюрную возрастную особенность» в русло формирования познавательного интереса к родному краю.

    Развивающая - состоит в совершенствовании физических сил и психических процессов, включая мышечную и нервную системы; способности и готовности ориентироваться в экстремальных ситуациях, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям.

    Оздоровительно–гигиеническая - заключается в возможности заниматься разнообразными видами спортивной деятельности и формировать ментальность здорового образа жизни и привычку к приятным и полезным оздоровительным процедурам при помощи различных спортивных игр.

    Образовательная - знакомит людей с теорией и историей развития физической культуры, её значением в жизни каждого человека; с различными видами физической культуры и спорта как средства удовлетворения не только физических, но и духовно-эстетических потребностей личности.

    Многовековая история физической культуры и современные аспекты активной жизни людей помогают формировать у подрастающего поколения понимание сущности физической культуры, её жизненной необходимости.

    https://pandia.ru/text/78/223/images/image004_29.jpg" width="584" height="348 src=">

    В данных методических рекомендациях мы предлагаем для ознакомления содержание различных видов и форм самодеятельного туризма, на наш взгляд интересных и актуальных. Важно отметить, что всё рекомендуемое на этих страницах было разработано специалистами ГОМЦ «Олимп» и успешно апробировано. Детям понравилось!

    Важно отметить, что организация и проведение нашего туристического слёта «Поляна дружбы» имеют ряд уникальных отличительных особенностей .

    Прежде всего, это наличие игрового сценария, который, словно весёлая сюжетная нить спортивного спектакля, проходит не только через все этапы соревнований, но и проникает во все особенности быта туриста. Это особенно важно, поскольку поддерживает у подростков хорошее настроение и командный дух, способствует созданию дружелюбной атмосферы, полной веселья и юмора, помогает легче и спокойнее переносить сложности спортивной борьбы и азарта.

    Следующей особенностью слёта является разработка инновационных видов и содержания контрольно-туристического маршрута, включающего в себя не только традиционные этапы соревнований, но и переправу через водное препятствие на плавательных средствах, и решение теоретических ситуационных задач.

    Не менее значимой особенностью туристического слёта «Поляна дружбы» является и его основная задача - поиск оптимального безаварийного выхода из сложившихся экстремальных ситуаций.

    Организация туристического слёта осуществляется в соответствии с Положением о слёте и включёнными в него соревнованиями и конкурсами. Руководит слётом штаб, спортивными соревнованиями - судейская коллегия (бригада), творческими конкурсами - жюри.

    В программу туристического слета входят следующие виды деятельности :

    КТМ - контрольно-туристический маршрут;

    Туристические навыки;

    ТПТ - техника пешеходного туризма;

    Различные творческие конкурсы.

    Головные уборы" href="/text/category/golovnie_ubori/" rel="bookmark">головной убор обязателен).

    4.2. Компас - 3 шт.

    4.3. Ручка и блокнот (у каждого участника).

    4.4. Аптечка первой медицинской помощи (должна включать основные группы лекарств).

    4.5. Накидки от дождя (для каждого участника).

    4.6. Комплект запасной одежды в непромокаемой упаковке (на каждого участника).

    4.7. Спички в непромокаемой упаковке.

    4.8. Запас питьевой воды на всю дистанцию.

    * Команда-участница соревнований считается группой, вышедшей в поход выходного дня. Это значит, что снаряжение, взятое командой на дистанцию, должно обеспечивать безаварийное прохождение дистанции в течение 8 часов.

    ** Команда может использовать любое дополнительное снаряжение по своему усмотрению, если оно не противоречит условиям соревнований и Положению.

    5. Контрольные сроки:

    5.1. На всю дистанцию КТМ даётся оптимальное время - «ОВ».

    5.2. За превышение «ОВ» команде начисляется временной штраф 2 балла за каждую лишнюю полную минуту.

    5.3. На прохождение КТМ вводится контрольное время - «КВ» (расчёт по формуле: КВ = ОВ * 1,5).

    5.4. Команды, не уложившиеся в «КВ», занимают места после команд, которые уложились в «КВ», независимо от результата соревнований.

    5.5. По истечении «КВ» судейская бригада предпринимает все необходимые меры по поиску команды, не пришедшей на финиш.

    5.6. На прохождение первой части дистанции будет устанавливаться «система ралли» - т. е. команда не сможет стартовать на этапе раньше предусмотренного для этого времени.

    5.7. На отдельных этапах дистанции будет введено «КВ».

    5.8. На отдельных участках дистанции будет действовать временной штраф.

    6. Определение победителей:

    6.1. Победители определяются по наименьшей сумме штрафных баллов, полученных командой на дистанции.

    6.2. В случае полной идентичности результатов предпочтение отдаётся команде, имеющей лучший показатель на этапе «ориентирование». В случае равенства и этих показателей преимущество отдаётся команде, имеющей лучшие показатели при прохождении этапов, связанных с вопросами медицинского тестирования.

    **Важно: Судейская коллегия оставляет за собой право внести в условия некоторые коррективы, не требующие изменений в подготовке команд.

    II. Туристические навыки

    В этом виде программы судейская бригада проверяет каждую команду на обустроенность лагеря, чистоту и порядок в нём, оборудование специальных мест под костры, для хранения продуктов питания, для сбора пищевого мусора и т. п. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и правилам культурно-гигиенического поведения туриста.

    Положение о судействе вида «Туристские навыки и быт»

    Судейская коллегия оценивает:

    Прибытие на поляну слёта;

    Состояние лагеря;

    Состояние кухни и хранения продуктов питания;

    Соблюдение правил проведения и режимных моментов соревнований.

    1. Прибытие на поляну слёта

    Группы приходят на поляну слёта организованно во главе с руководителем в установленное судейской коллегией время. Судьи начинают свою работу с момента прихода первой группы.

    По команде судьи команда строится, снимает рюкзаки. Командир сдаёт рапорт, в котором сообщает название команды, количество участников, Ф. И.О. руководителя. Туристическая группа должна предъявить аптечку и снаряжение согласно Положению о соревнованиях. Руководитель сдаёт секретарю комплект заявочной документации. Участники соревнований должны соблюдать дисциплину на протяжении всего времени работы судейской бригады. По окончании работы с туристической группой судья указывает команде место расположения команды на поляне слёта.

    2. Состояние лагеря

    Первый осмотр после прибытия команд на соревнования не оценивается, так как является консультативным. Судьи отмечают правильность расположения лагеря. В оставшееся время будет проведено два осмотра. При этом обязательно учитываются чистота и порядок в лагере (хранение рюкзаков, вещей, сушка вещей, установка тентов и т. д.).

    https://pandia.ru/text/78/223/images/image007_32.gif" width="212" height="170 src=">

    **Важно: Обход судейской бригадой стоянок команд совершается в присутствии руководителя или участника команды по расписанию; кроме того, могут быть назначены дополнительные обходы. Отсутствие руководителя или участника команды во время обхода будет расценено как невыполнение распоряжения по лагерю.

    III. Техника пешеходного туризма (ТПТ)

    Это своеобразная полоса препятствий, преодолеть которую нужно с определенными условиями и за строго определённое время.

    По правилам туристического слёта:

    В соревновании принимают участие 5 человек;

    Старт общий;

    Секундомер выключается по последнему участнику;

    На отдельных этапах дистанции могут даваться штрафные баллы (по 1 баллу за каждое нарушение);

    Один штрафной балл равен 10 секундам;

    Победитель определяется по наименьшей сумме чистого времени на дистанции и штрафного времени.

    Полоса препятствий может включать в себя следующие этапы:

    Переправа «через болото по кочкам» (штрафуется каждое касание участником «болота»).

    Переправа по параллельным веревкам (в случае срыва участник возвращается к началу этапа).

    Движение по маршруту по качающимся бревнам (в случае срыва участник возвращается к началу этапа).

    Преодоление «завала» (в случае выхода участника за ограничение «коридора» он возвращается к началу этапа).

    - «Путанка» (в случае выхода участника за ограничение коридора он возвращается к началу этапа).

    Разжигание костра (задание считается выполненным, когда перегорит контрольная лента, но при этом костер приподнимать нельзя).

    Движение по уложенному бревну.

    Установка палатки.

    Подъём по склону.

    Спуск по склону.

    **Важно: Судейская коллегия оставляет за собой право включать дополнительные этапы, не требующие от участников специальной подготовки и знаний.

    https://pandia.ru/text/78/223/images/image009_26.gif" width="203" height="186 src=">

    Конкурс «Робинзонада»:

    Во время проведения соревнований в виде КТМ тем членам команды, которые не принимают участия в данном виде, будет предложено организовать бивуак, пригодный для автономной ночёвки с использованием только подручных средств. (Запрещается использование туристических палаток).

    Требования, предъявляемые к бивуаку:

    1. Бивуак должен быть пригоден для ночевки двух человек.

    2. Обязательно наличие костра и приспособления для кипячения воды. (В задачу участников, кроме обустройства бивуака, будет также входить кипячение 1-го литра воды).

    3. Контрольное время работы на этапе 1 час. За каждые 4 лишние минуты работы на этапе вводится временной штраф - 1 балл.

    Примечание: Таблица штрафов конкурса «Робинзонада»

    № п/п

    наименование штрафа

    количество штрафных баллов

    Отсутствие оборудованного спального места

    5 баллов

    Незащищенность спального места от дождя

    5 баллов

    Отсутствие костра

    5 баллов

    Воду не вскипятили

    5 баллов

    https://pandia.ru/text/78/223/images/image011_27.gif" width="249" height="233 src=">

    Подготовительная работа

    при подготовке и организации туристического слёта

    Важной составляющей туристического слёта является его тщательная, разносторонняя подготовка. Необходимо отметить, что успешное проведение мероприятия во многом зависит от степени его предварительной подготовки.

    Принимая во внимание, что слёт проходит в Московской области , необходимо обеспечить взаимодействие различных государственных служб, обеспечивающих безопасность проведения мероприятия на всех его этапах. Необходимо участие:

    Врача и фельдшера на машине «Скорой помощи»;

    Представителей органов внутренних дел;

    Необходимо также проведение серьезной предварительной работы учреждением, непосредственно проводящим туристический слёт. Подготовительный этап включает:

    I. Подготовку документации слёта; оформление и необходимое согласование всех предусмотренных нормативами документов .

    II. Составление и утверждение подробного плана проведения дня туристического слёта.

    III. Организацию и проведение педагогического совещания руководителей клубов и центров, участвующих в туристическом слёте, на котором необходимо:

    Представить Положение о туристическом слёте;

    Познакомить с программой и планом мероприятия;

    Сообщить полный адрес места проведения слёта и способы достижения места различными видами транспорта;

    Сообщить номера контактных телефонов учреждения и персональные номера телефонов (в том числе и сотовой связи) организаторов и руководителей туристического слёта;

    Сообщить точное время коллективного отъезда (если/когда таковой планируется);

    Представить судейскую бригаду слёта, старшего судью;

    Предложить список необходимых детских вещей, санитарно-гигиенических предметов личного пользования;

    Сообщить и обосновать режим дня и правила внутреннего распорядка на слёте.

    По итогам педагогического совета необходимо составить протокол по установленной форме и целесообразно предложить подписать его всем руководителям учреждений, клубов и центров социального досуга, участвующих в мероприятии.

    IV. Предварительная работа на местности:

    Подготовка места для разбивки лагерей;

    Подготовка полосы препятствий и соответствующей разметки в лесном массиве;

    Заготовка дров для костра и т. п.

    V. Тщательное продумывание меню, включая питьевую воду

    Приобретение продуктов питания и питьевой воды в соответствии с нормами питания детей. Приобретение одноразовой посуды, салфеток, в том числе и влажных . Важно приобрести пакеты и мешки для сбора и вывоза (или утилизации) отходов и мусора.

    VI. Приобретение необходимого инвентаря, спортивных и хозяйственных товаров , художественных и канцелярских принадлежностей. Нельзя допустить, чтобы творческие планы детей остались нереализованными только по причине отсутствия того или иного материала.

    VII. Подбор и укомплектование судейской бригады туристического слёта из числа наиболее опытных педагогов туристических клубов и успешных старших воспитанников, имеющих определенный опыт.

    VIII. Проведение всех необходимых инструктажей для сотрудников. По результатам каждого инструктажа заполняются соответствующие документы.

    IX. Приобретение грамот, дипломов, памятных подарков и призов. Важно иметь в виду целесообразность подарков. Лучше всего дарить командам и детям тематические (туристические) подарки (например, палатки, спальные мешки, походную утварь и т. п.).

    0 " style="margin-left:5.4pt;border-collapse:collapse;border:none">

    Личное снаряжение:

    Наименование

    Ед. измерения

    Комплект ходовой одежды

    Запасной комплект одежды в непромокаемой упаковке

    Комплект

    Теплая куртка

    Головной убор

    Спички в водонепроницаемой упаковке

    Комплект

    Рукавицы или перчатки

    Накидка от дождя

    Блокнот и ручка

    Полиэтилен или кусок непромокаемой ткани

    Для участия в виде КТМ команде необходимо иметь

    следующее групповое снаряжение:

    Рюкзак объемом от 40 л.

    Тент от дождя

    Комплект

    Приспособление для изготовления носилок*

    Комплект

    Аптечка первой помощи

    Комплект

    Коврик теплоизоляционный

    *Носилки должны быть пригодны для транспортировки груза весом до 30 кг на расстояние 1,5- 2 км.