• Упражнения на гимнастической скамье в школе. Комплекс ору на гимнастической скамейке. Групповые занятия со скамьей в руках

    Упражнения на гимнастической скамейке.

    Упражнения на силу для мышц рук и плечевого пояса.

    1. И.п. - упор стоя на коленях, руки на скамейке. Выпрямление ног и туловища в упор лежа и медленное возвращение ви.п.

    2. И.п. - упор лежа, ноги на скамейке. Сгибание и разгибание рук.

    3. То же, нога поднята назад - вверх.

    4. И.п. - стоя на скамейке в полуприсяде. Падение в упор лежа на прямых руках. Переступая руками, вернуться в и.п.

    5. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади (на скамейку).

    6. То же, но упор руками на полу, а ноги на скамейке.

    7. Передвижение на четвереньках по рейке скамейки. Может применяться как упражнение на равновесие.

    8. Хождение на руках по рейке с поддержкой ног партнером.

    Упражнения для мышц ног.

    1. И.п. - широкая стойка ноги врозь, одна нога впереди (на скамейке). Сгибая ноги, касаться коленом сзади стоящей ноги пола.

    2. И.п. - стоя на одной ноге (на расстоянии шага от скамейки), другая на скамейке. Медленное приседание.

    3. То же в парах, взявшись за руки.

    4. Прыжки на скамейку и со скамейки на обеих ногах: вперед, назад, с поворотом 90 180 градусов. То же на одной ноге.

    5. То же,стоя боком к скамейке, и перепрыгивание через скамейку.

    Упражнения на силу мышц живота.

    1. И.п. - стоя на одной ноге, другая на скамейке. Наклоны туловища назад с различными положениями рук.

    2. То же сгибая ногу, стоящую на скамейке.

    3. И.п. - стоя на одной ноге спиной к скамейке, другая, отведенная назад, опираясь носком на скамейку. Пружинистые наклоны туловища назад.

    4. И.п. - сидя на скамейке, ноги вытянуты. Сгруппироваться, обхватывая голени руками (с задержкой в положении группировки и без задержки); затем медленно вернуться в и.п.

    5. И.п. - то же, держась руками за край скамейки. Не отрывая ступни от пола, наклон туловища назад.

    6. И.п. - то же. Ложиться на скамейку, принимая горизонтальное положение, и возвращаться в и.п.

    7. То же, но в горизонтальном положении поднять ноги вертикально вверх.

    8. И.п. - сед углом. Движения прямыми ногами вперед, назад и в стороны скрестно.

    9. И.п. - лежа на скамейке, держась руками за край. Сед углом, высоко поднимая ноги (с задержкой и без задержки в этом положении).

    10. И.п. - лежа на скамейке, держась вытянутыми вверх руками за края. Сгибаясь, достать ногами скамейку за головой.

    11. Упражнения с партнером. И.п. - синя на скамейке, руки вперед. Наклон туловища назад с поддержкой ног партнером и возвращение в и.п.

    12. То же, но партнер удерживает высоко поднятые ноги.

    13. И.п. - сед верхом на скамейке. Наклоны туловища вперед и назад. То же зацепившись носками с боков скамейки при наклоне назад.

    Учебно-методическое пособие

    По физической культуре

    на гимнастической cкамейке с музыкальным сопровождением

    Разработала:

    Спирина М.Ю.

    Преподаватель физкультуры

    Дубна, 2009

    Введение

    Общеразвивающие упражнения с использованием гимнастической скамейки давно и широко используются в физическом воспитании, лечебной физкультуре и спорте.

    Использование упражнений с гимнастической скамейкой способствует развитию организма, воспитанию смелости, организованности занимающихся, развивают физические способности. Эти упражнения помогают формированию прикладных навыков, которые могут быть с успехом использованы в экстремальных ситуациях.

    Многолетний опыт педагогической практики показывает высокую эффективность воспитания физических способностей студентов с использованием доступных спортивных снарядов и инвентаря. Благодаря своей доступности эти упражнения не требуют специального обучения, они одинаково хорошо подходят для студентов с разным уровнем развития физических способностей. Большинство общеразвивающих упражнений хорошо сочетаются между собой, что даёт преподавателю широкие возможности для планирования учебных занятий различной направленности.

    Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке могут использоваться как в подготовительной, так и в основной части учебного занятия. Широкий выбор упражнений позволяет создать многообразие учебных программ, а использование музыкального сопровождения способствует улучшению общего эмоционального фона занятия, создает бодрое настроение, что в целом повышает интерес студентов к занятиям по физической культуре.

    Представленный комплекс упражнений на гимнастической скамейке ориентирован на реализацию современных педагогических технологий развивающего и дифференцированного обучения и направлен на развитие у занимающихся силы, выносливости и координации движений.

    Предлагаемое учебно-методическое пособие может быть использовано как для организации урочных, так и внеурочных форм занятий, ориентировано на преподавателей физической культуры школ, колледжей и других учебных заведений. Цель данного пособия – повышение уровня физической подготовленности занимающихся, повышения интереса к занятиям физической культурой, а также пополнение методического багажа преподавателей физической культуры.

    Комплекс общеразвивающих упражнений

    на гимнастической cкамейке

    И. (исходное) п. (положение) – о. (основная) с. (стойка), стоя пр. боком к скамейке

    1 – шаг пр. ногой на скамейку, р. (руки) на пояс:

    3 – шаг пр. ногой со скамейки, р. в стороны:

    4 – шаг лев. ногой со скамейки, р. в стороны.

    5-8 – тоже в др. сторону (Повторить 4 р.)

    И. п. – о. с., стоя пр. боком к скамейке

    1 – шаг пр. ногой на скамейку, р. на пояс:

    2 – шаг лев. ногой на скамейку, р. на пояс:

    3 – шаг пр.ногой со скамейки справа, р. вверх;

    4 - шаг лев. ногой со скамейки слева, р. вверх

    (скамейка между ног). (Повторить 3 р.)

    На четвертом повторении упр.№2 п.1 и 2 – те же;

    3 – 4 – разворачивая туловище на 45 0 ,

    Сойти пр. ногой со скамейки, лев. нога остается

    На скамейке, р. на поясе.

    И.п. – стоя под углом 45 0 справа от скамейки, лев. нога на скамейке, пр. на полу, р. на поясе.

    1 – опора лев. ногой на скамейку, отталкиваясь пр. согнуть ее вперед;

    2 – вернуться в и.п. (Повторить 3 раза)

    На четвертом повторе

    7 – поставить пр. ногу на скамейку, р. на пояс;

    8 - сойти лев. ногой со скамейки слева, пр. нога остается на скамейке.

    Следующие 8 счетов повторить тоже упр. лев. ногой, но на счет 8 - вернуться в и.п.

    И.п. – тоже, что и в упр.№3.

    Все повторить, как в упр.№3, но ногу сгибать назад.

    На последнем повторе, на счет

    7 – 8 - встать слева от скамейки, лицом к ней, р. на поясе.

    И.п. – стоя слева от скамейки, лицом к ней, р. на поясе.

    1 – шаг пр.ногой на скамейку;

    2 – шаг лев. ногой на скамейку;

    3 – шаг пр. ногой со скамейки;

    4 – шаг лев. ногой со скамейки;

    5 – глубокий выпад пр.н. на скамейку, р. за голову.

    6 – вернуться в и.п., но р. за голову;

    7 – глубокий выпад лев. ногой на скамейку, р. за голову;

    8 – вернуться в и.п.

    (Повторить упр. 4 раза). На последнем повторе

    7 – 8 - повернуться пр. боком к скамейке, пр.н. поставить на скамейку прямую, р. в стороны.

    И.п. – стоя слева пр. боком к скамейке, пр. н. прямая на скамейке, р. в стороны.

    1 – 3 – три пружинящих наклона вправо к пр. ноге, лев. р. вверх;

    4 - И.п.

    5 – 7 – три пружинящих наклона вниз к лев. ноге, р. вниз;

    8 – И.п.

    Повторить второй раз это упр-е, но счет

    5 – 6 – два пружинящих наклона вниз к лев. ноге, р. вниз, касаются пола;

    7 – 8 – поворачиваясь лицом к скамейке, перескочить скачком через скамейку и принять и.п., то же с др. стороны скамейки.

    Повторить все упр. с другой ноги, на втором повторе на счет

    7 – 8 – повернуться и встать лицом к скамейке справа от нее, р. на пояс.

    И.п. – стоя справа от скамейки лицом к ней, р. на пояс.

    1 – шаг пр.н. на скамейку;

    2 – шаг лев. н. на скамейку;

    3 – шаг пр. н. вправо на скамейке (в сторону);

    4 – шаг лев. н. влево на скамейке;

    5 – шаг пр. н. влево на скамейке (обратно);

    6 - шаг лев. н. вправо на скамейке;

    7 – шаг пр. н. со скамейки;

    8 – шаг лев. н. со скамейки.

    Повторить упр. 4 раза, на последнем повторе счет:

    7 – шаг пр. н. со скамейки;

    8 – пауза, оставить лев. н. на скамейке, р. на пояс.

    И.п. – стоя лицом к скамейке справа на пр.ноге, лев. нога согнута на скамейке, р. на пояс;

    Прыжки с чередованием пр. и лев. ноги на скамейке

    1 – 2 – прыжок с лев. н. на правую;

    3 – 4 – прыжок с пр. н. на левую;

    5 – 8 – тоже;

    Повторить четыре восьмерки, на последнем повторе на счет

    7 – 8 – встать в стойку, ноги врозь, скамейка между ног, р. на пояс.

    И.п. – стойка ноги врозь, скамейка между ног, р. на пояс.

    а) 1 – стойка на пр. колене на скамейке, лев. нога на полу;

    2 – стойка на лев. колене на скамейке в положении стойки на коленях на скамейке;

    3 – 7 – пять пружинящих седов на пятках на скамейке;

    8 – стойка на коленях на скамейке, р. на пояс.

    б) Повторить данное упр-е, но на счет

    в) 1 – сойти пр.ногой со скамейки справа;

    г) 2 – сойти лев. н. со скамейки (принять и. п. упр.№9) слева;

    3 – 4 – тоже, как в первом повторе счет 1 и 2;

    5 – 7 – тоже, как счет 3 – 7 в первом повторе;

    8 – тоже, что и счет 8 в первом повторе.

    Повторить еще 2 раза в этом варианте.

    д) В последнем четвертом повторе счет:

    1 – 4 – как в варианте (б, в, г);

    5 – сойти лев. н. слева со скамейки;

    6 – сойти пр. н. слева со скамейки;

    7 – сесть на скамейку, опора р. сзади;

    8 – выпрямить ноги.

    И.п. – сед на скамейке, ноги прямые, опора р. сзади;

    1 – 3 – три пружинящих наклона вперед, р. вперед.

    4 – и.п.

    5 – 7 – поднять туловище, прогнуться, держать;

    8 – и. п.

    Повторить упр-е 2 раза

    Во втором повторе на счет:

    5 – 6 – поднять туловище, прогнуться, держать два счета;

    7 – и. п.

    8 – поднять пр. ногу вверх.

    И.п. – сед на скамейке, опора р. сзади, пр.нога вверх;

    1 – согнуть пр. ногу скрестно перед левой;

    2 – выпрямить пр. ногу в и. п.

    3 – 6 – повторить два раза счет 1 –2;

    7 – опустить пр. ногу вниз, приняв сед на скамейке с прямыми ногами, руками опора сзади;

    8 – поднять вверх лев. ногу.

    Следующие семь счетов повторить упр-е левой ногой.

    8 – поднять согнутую в колене пр. н., носок на себя.

    И. п. – сед на скамейке, лев. нога вытянута, правую поднять согнутую, носок на себя;

    1 – поменять положение: поднять согнутую лев. ногу, правую выпрямить вперед, не касаясь ногами пола;

    2 – поменять положение в и. п.

    3 – 8 – повторить счет 1 – 2;

    Следующие шесть счетов повторить так же;

    7 – 8 – выпрямляя пр. ногу, принять сед на скамейке с прямыми ногами с наклоном вперед, руки вперед;

    Выпрямиться, согнуть ноги в коленях, встать в о.с., скамейка сзади.

    (Комплекс выполняется под музыку, слитно).


    (сокращенный вариант).

    1. И.п – встать на скамейку. Наклоны туловища вперед. 10-20 раз. Выполнять в медленном и среднем темпе. Ноги в коленных суставах не сгибать. Стремиться, больше наклоняться вперед – вниз. Варианты: а) ноги вместе, б) ноги на ширине плеч.

    2. И.п – сесть на скамейку, ноги прямые, вытянуты в стороны по возможности шире. Наклоны туловища вперед. 8-12 раз. Выполнять в среднем темпе. При наклонах ноги прямые. После 3-5 наклонов выпрямиться (см. рис).

    3. И.п – лечь на спину, руки прямые за головой, одна нога лежит пяткой на опоре, другая согнута в колене. Поднять таз от пола как можно выше, вернуться в И.п. Повторить на каждую ногу 8-12 раз. Темп выполнения средний (см. рис).

    4. И.п – стойка на одной ноге спиной к гимнастической стенке. Другая нога лежит на плече партнера, стоящего на коленях. При вставании партнера маховая нога другого поднимается вверх до чувства боли. На каждую ногу 10-12 раз. Опорную ногу в коленях не сгибать, таз не опускать вниз. Выполнять в медленном темпе (см. рис).

    5. И.п – стойка на лопатках. Свободное поочередное опускание ног за голову. 8-12 раз. Выполнять с большой амплитудой разведения ног, в медленном темпе (см. рис).

    6. И.п – стойка на коленях. Медленно прогнуться назад до касания пола. 5-10 раз. Для облегчения выполнения колени несколько развести в стороны. Выполнять в медленном темпе.

    Для достижения высшего мастерства в легкой атлетике, надо заниматься ею со школьного возраста на протяжении 6-10 лет. Поэтому планирование подготовки спортсменов на любом этапе многолетней спортивной подготовки должно способствовать оптимальному развитию физических качеств и двигательных способностей.

    Корнаухов В.Ю.

    Старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, факультет физической культуры.

    Башкирский Государственный педагогический университет им. М.Акмуллы.

    Использование кругового метода (круговой тренировки) – как фактор развития спортивно – моторных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у юных спортсменов различной специализации.

    В основе круговой тренировки лежат три метода.

    1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно (одним за другим), с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60 % максимальной) и увеличения качества упражнений в одном или нескольких кругах, одновременно сокращая время выполнения упражнений (до 15-20 сек) и увеличения продолжительности активного отдыха (до 30-40сек).

    Цель – доведение количества повторений упражнения до одной минуты. Необходимо данное количество повторений сохранять, а время выполнения упражнения постепенно уменьшить (до 20-30сек). За счет увеличения скорости выполнения упражнений.

    2. Интервально-поточный, базируется на (20-40сек.) выполнении упражнения (50% максимальной мощности) на каждой станции (номере) с максимально эффективным отдыхом, (гибкость, растягивание и расслабление мышц, увеличение подвижности в суставах) до одной минуты.

    Цель - сокращение контрольного времени прохождения кругов. Например: сделать 20 поворотов в упражнении за 30сек. Далее - (увеличивая скорость выполнения упражнения за счет сокращения времени). Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

    3. Интенсивно- интервальный, используется с ростом уровня физической подготовки занимающихся (мощность 75% от максимальной) и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы.

    Цель - сокращение времени работы при ее стандартном объеме и сохранении времени отдыха.

    Подобный режим развивает максимальную «взрывную» силу. Интервал отдыха (30-40сек.), способствуют приросту результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.

    Для проведения круговой тренировки необходим имеющийся инвентарь и оборудование, но это не главное, главное должно быть – мощность и время выполнения упражнений, определяющие величины сдвигов организма и время восстановления физических функций организма. Индивидуальная оценка реакции организма проводится путем измерения пульса в течение 15 секунд после выполнения каждого упражнения или серии упражнений, в случае неадекватной реакции нагрузка занимающемуся уменьшается или увеличивается.

    Необходимо знать принцип составления комплексов упражнений круговой тренировки, а именно – учитывать период годового плана; возраст; пол; очередность выполненных упражнений; дозировка и интервал отдыха между упражнениями и сериями (кругами).

    Каждый комплекс упражнений круговой тренировки используется в определенный период годового учебного плана тренировок, например: в подготовительный период целесообразно использовать поточно-интервальный метод, который базируется на 20-40сек. Выполнения упражнения (50% мощности от максимальной) на каждом номере (станции) с минимальным интервалом отдыха между упражнениями. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

    В основной тренировочный период желательно применять интервально- интенсивный метод. Он используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся (мощность его занятий 75% от максимальной), достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы. Например: 40 повторений упражнения за 40сек., увеличивая скорость выполнения (40 повторений) не за 40сек., а за 20-30сек.

    Подобный режим позволяет развивать максимальную «взрывную» силу, способствует приросту результатов скоростной и силовой выносливости. В этом периоде желательно больше применять в круговой тренировке специальные и подводящие упражнения данного вида спорта.

    Количество занятий круговой тренировки в недельном цикле основного периода зависит от задачи и уровня подготовленности занимающихся.

    ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ .

    (Время выполнения упражнения 20сек.; отдых между упражнениями – бег 30-60сек.+гибкость, расслабление мышц 30-40сек.).

    №1 .- Отжимание в упоре лежа или подтягивание в висе (быстро)- 20сек.+бег (одна минута)+гибкость, расслабление мышц 30-40сек.

    №2. - Смена ног в упоре лежа присев (бег в упоре присев)-20сек.+бег+гибкость.

    №3. - Прыжки из приседа (можно с грузом) (быстро)-20сек.+бег+гибкость.

    №4. - Рывок двумя с грузом (быстро) -20сек.+бег+гибкость.

    №5. - Бег в упоре у стены (быстро) (можно с грузом на ногах)-20сек.+бег+гибкость.

    №6. -Брюшной пресс (закрепив ноги, подъем туловища)-20сек.+бег+гибкость.

    №7. -Прогибание вверх лежа на животе, закрепив ноги-20сек.+бег+гибкость.

    №8. - Выпрыгивание вверх со сменой ног на скамейке (выше) -20сек.+бег+гибкость.

    №9. - Жим лежа (груз) (быстро) -20сек.+бег+гибкость.

    №10. -Вращение рук стоя (быстро) можно с грузом -20сек.+бег+гибкость.

    №11. -Повороты туловища с грузом (быстро) -20сек.+бег+гибкость.

    №12. -Выбрасывание ног назад в упоре присев (быстро) -20сек.+бег+гибкость.

    №13. -Подскоки на носках, ноги прямые (выше) -20сек.+бег+гибкость.

    Тренировка по кругу – это когда занимающиеся становятся по номерам и после выполнения упражнения перемещаются на следующий номер.

    Примечание: Каждый занимающийся должен записывать себе в дневник тренировок количество повторений и каждое упражнение. Это повышает интерес занимающихся, тренер знает эффективность результатов круговой тренировки, что позволяет координировать нагрузку и развитие физических качеств.

    Очередность упражнений в круговой тренировке должна иметь определенную последовательность, охватывая все мышечные группы (ноги, туловище, руки).

    После силовых и скоростно–силовых упражнений обязательно должны быть упражнения на растягивание мышц и увеличение подвижности в суставах. Количество станций (упражнений) не ограничено, не менее числа занимающихся. В круговой тренировке нужно делать ставку на развитие физических качеств и приобретение двигательных навыков, присущих данному виду спорта.

    Тренер знакомит учащихся с упражнениями на каждом номере, учащиеся становятся по кругу на свои номера, по команде тренера все одновременно выполняют свои упражнения, по команде «стоп» останавливаются и начинают бег в медленном темпе (восстанавливаются), затем делают упражнения на гибкость и расслабление. После этого записывают в дневник число повторений и т.д.

    Применяемые отягощения.

    Можно использовать гири, штанги, блины от штанги и т.д. с учетом своего физического развития.

    Можно применять (сделать самому каждому занимающемуся) мешочки с песком весом в пределах 1-2 кг, которые можно прикреплять (привязывать) на голени.

    Т Е С Т Ы:

    1. Всестороннее развитие организма спортсмена, воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости являются задачами_______

    а) специальной физической подготовки (СФП)

    б) общей физической подготовки (ОФП)

    в) технической подготовки (ТП)

    2. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют________ разновидности проявления качеств:

    а) две (скорость как предельная быстрота отдельных движений – элементов техники; быстрота реакции).

    б) три (скорость как предельная быстрота отдельных движений – элементов техники; быстрота реакций; быстрота как необходимая характеристика темпа движений).

    3. Для воспитания гибкости особенно благоприятен возраст_________

    а) 8 – 10 лет

    б) 10 – 14 лет

    в) 12 – 16 лет

    4. Скоростные качества развиваются у юных спортсменов легче всего в _____

    а) 8 – 11 лет

    б) 9 – 12 лет

    в) 11 – 14 лет

    5. Гибкость называется способность человека выполнять движения с _______амплитудой.

    а) слабой

    б) средней

    в) большей

    6. Развитию гибкости следует уделять больше времени в ________периоде тренировки.

    а) соревновательном

    б) подготовительном

    в) переходном

    7.Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть_____

    а) выносливым и сильным

    б) быстрым и сильным

    в) сильным, быстрым, выносливым и обладать высоким и волевыми качествами

    8 . Упражнения для развития быстроты включаются _________изучения техники и совершенствования в ней.

    б) во время

    9 . Упражнения для развития выносливости, как общей, так и специальной, отводится место _________основной части занятия.

    а) в начале

    б) в середине

    в) в конце

    10. В процессе занятий широко используется средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости в виде комплекса упражнений___________

    а) игровой метод

    б) соревновательный метод

    в) поточный, игровой, соревновательный и круговой методы.

    Ответы: 1(б); 2(б); 3(б); 4(в); 5(в); 6(б); 7(в); 8(в); 9(в); 10(в).

    Литература.

    1. Верхошанскии Ю.В. Исследование закономерностей процессов становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой (на материале скоростно–силовых видов спорта). Докт. дис.М.,1973.

    2. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. - Физкультура в школе,1971,№7.

    3. Вайцеховский С. М. Книга тренера. М.,»Физкультура и спорт»,1971.312 с.

    4. Гордон Л.Е. Примерные упражнения для составления комплексов, выполняемых по методу круговой тренировки юношами IX – X классов. - Физкультура в школе, 1977,№7

    5. Гуревич И.А.1500 упражнений для круговой тренировки.- Минск; высшая школа, 1976.

    6. Жданов Л.Н. Развития быстроты движений у детей школьного возраста. Дисс. М.,1970.

    7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.,1966.

    8. Петровский В.В. Бег на короткие дистанции. М.: Физкультура и спорт.1978.-80с.

    9. Сальченко И.Н. Двигательные взаимодействия спортсменов. К.: Здоровья,1980.-154с.

    10. Фомин В.П. Воспитания физических качеств у юных спортсменов. М., ФИС,1974.

    11. Фарфель В.С. Управления движениями в спорте. М., «Физкультура и спорт»,1975г.

    12. Черевков М.А. Двигательные качества.- Физическая культура в школе,1973,№10.

    13.Шприц Д.Б. О развития двигательных качеств у юношей.- Физкультура в школе,1972,№9.

    14. Шолих М. Круговая тренировка: теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке. М.,1966.

    Марина Филатова
    Обобщение опыта работы по использованию гимнастических скамеек при организации НОД «Физическая культура» с дошкольниками.

    Использование гимнастических скамеек при организации НОД "Физическая культура" с детьми дошкольного возраста.

    Гимнастическая скамейка - это уникальный, универсальный тренажер, имеющийся почти во всех спортивных залах. С её помощью можно развивать практически все двигательные качества, ловкость, смелость, координацию, выносливость, что способствует формированию осанки, развитию динамической силы, гибкости, прыгучести, ритмичности, мышечного чувства, подвижности суставов, равновесия, умения ориентироваться в пространстве и других качеств.

    Гимнастическая скамейка используется для дошкольников всех возрастов. Малыши до 4 лет ходят по скамейке прямо, руки держат свободно внизу или в стороны. Их обучают ползать по скамейке на четвереньках или лёжа на животе (подтягиваясь на руках). В упражнения для детей 4-5 лет вводят усложнения: пройти по скамейке приставным шагом, на носках, перешагивать через предметы, спрыгнуть со скамейки. Еще больше усложняются упражнения для старших детей - при ходьбе по скамейке пролезть в обруч, под веревкой, присесть на одной ноге, сохраняя равновесие, стоя на скамейке на носках (на одной ноге, закрыв глаза.

    Скамейки можно использовать на протяжении всего занятия, что способствует увеличению моторной плотности: дети могут одновременно выполнять различные задания как одному, так и подгруппами (на разных скамейках дети делают разные по сложности движения).

    Скамейки используются при разучивании основных движений:

    Ходьба

    Обычная

    С различным положением рук (руки в стороны, на пояс, за головой, к плечам, вперёд, вверх, за спину)

    На носках

    На пятках

    Приставным шагом

    С высоким подниманием колена

    С поворотами

    Спиной вперёд

    Приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки

    С хлопками под коленом

    Приставляя пятку одной ноги к носку другой

    Навстречу друг другу

    Скрестным шагом через скамейку

    По полу, скамейка между ногами

    С остановками, во время остановки:

    o закрыть глаза

    o присесть

    o равновесие на одной ноге «ласточка»

    o повороты (на 360о, на 180о) на носках и на полной стопе

    По двум скамейкам:

    o по одному

    o в парах, держась за руки

    Ползание

    На коленях

    На животе, подтягиваясь руками

    На четвереньках, опираясь на ступни и ладони

    На предплечьях и коленях

    На спине, отталкиваясь ногами

    Передвижения с опорой руками на скамейку, ноги впереди врозь на полу

    Из положения сидя, ноги выпрямлены - сгибая ноги, перенести вес тела к пяткам, руками держаться за скамейку

    Пролезание

    В обруч, подвешенный над скамейкой

    Под скамейкой

    Чередование пролезания под скамейкой с перешагиванием и перепрыгиванием через неё

    Ходьба с использованием различных атрибутов

    С мешочком на голове

    Перекладывая маленький мяч из руки в руку

    На каждый шаг небольшой мяч (любой предмет) проносится под прямой или полусогнутой ногой

    Перешагивая через предметы, лежащие на скамейке (кубики, набивные мячи)

    С отбиванием мяча о скамейку

    С отбиванием мяча об пол поочерёдно с разных сторон от скамейки

    Приставные шаги по скамейкам с одновременным ведением мяча об пол

    По двум скамейкам

    Ведение мяча об пол то справа, то слева (поочередно)

    Ходьба, вращая обруч, как скакалку

    Вращая обруч на поясе

    С подбрасыванием мяча вверх

    Раскладывая и собирая предметы со скамейки (например, шишки в ведро)

    Прыжки

    На двух ногах, продвигаясь вперёд

    В упоре присев на скамейке, руки впереди (как «лягушки»)

    Руки на скамейке ноги врозь на полу - прыжки вперёд с опорой на руки

    Руки на скамейке ноги врозь на полу - вскок в упор присев – соскок ноги врозь (с продвижением вперёд)

    Через скамейку из стороны в сторону, приземляясь на одну ногу, приставляя другую

    Через скамейку двумя ногами с опорой на руки, стоя боком к скамейке

    Стоя лицом к скамейке, вскок на скамейку двумя ногами, соскок на пол

    Стоя сбоку, одной ногой на скамейке, выпрямиться вверх и поменять прыжком положение ног

    Спрыгивания со скамейки, приземляясь:

    o у скамейки

    o на линию

    o спрыгнуть со скамейки и перепрыгнуть канавку (шир. 20-25см)

    Бег

    По скамейке

    По кругу с перепрыгиванием скамеек

    По двум скамейкам

    Одна нога на скамейке, другая на полу

    На перевернутой скамейке

    Скрестным шагом через скамейку, стоя на полу

    Ходьба по «колючке», прикреплённой к перевёрнутой части скамейки

    Ходьба, приставляя пятку одной ноги к носку другой

    По наклонной скамейке

    Ходьба обычная

    Ходьба с различным положением рук

    Ходьба боком

    Ходьба на носках

    Ползание на коленях, держась руками за край скамейки

    Ползание на животе, подтягиваясь руками

    Забег наверх по скамейке, зацепленной за гимнастическую лестницу, с переходом на гимнастическую стенку или спрыгивая на мат

    Ходьба в наклоне, держась руками за края скамейки

    Ходьба по наклонной скамейке, держась за верёвку, прикреплённую к гимнастической лестнице

    Различные виды передвижений между скамейками

    По прямой

    «змейкой»

    При выполнении общеразвивающих упражнений также можно использовать гимнастические скамейки:

    Сидя на скамейке наклоны в стороны (руки за головой)

    Наклоны вперёд к носкам ног, сидя на скамейке

    Наклоны вниз, стоя на скамейке

    Сед, ноги на скамейке, руки в упоре сзади на полу, прогнуться, подняв таз от пола

    «велосипед», сидя на скамейке, держась руками за её край

    Лёжа на животе поперёк скамейки (ладони и ступни касаются пола, поднять руки и ноги вверх

    Сидя на скамейке, держась за её край сзади, сделать «уголок»

    Прыжки со сменой ног (и. п. одна нога на полу, др. на скамейке)

    Поднимание туловища из положения лёжа, руки скрестно на груди (ноги под скамейкой; ноги на скамейке)

    Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа бёдрами на скамейке

    Приседания в выпадах, стоя одной ногой на скамейке

    Поднимания на носки, стоя на скамейке

    Приседания, стоя на скамейке

    «ножницы»: сед на скамейке, опора на руки позади скамейки, перекрестное движение поднятыми вверх прямыми ногами

    «качалка». Стойка на правой ноге, левая нога на скамейке, руки на поясе. Присед то на правую, то на левую ногу (поочередно)

    Зашагивание на скамейку, стоя к ней лицом; стоя к ней боком

    Детям всегда интересны

    задания с использованием гимнастических скамеек в играх, аттракционах, эстафетах:

    Комбинация на скамейке, сложенная из небольшого количества упражнений.

    «Очисти свой сад от камней» (перебрасывание мячей через скамейку до полной очистки от них своей территории).

    «Гонка мячей» (сидя или стоя на скамейке в колонне передавать мяч).

    Различные виды пятнашек с «домиком» на скамейке.

    «Что изменилось?» (водящий определяет, кто из ребят поменялся местами друг с другом).

    «Военные учения» (метание мячей на дальность или в цель одновременно по команде, стоя за скамейкой, чтобы подобрать свой «боевой снаряд», надо подлезть под скамейку и дальше двигаться по-пластунски туда и обратно).

    Эстафеты (сидя, стоя на скамейках и в движении по скамейкам).

    «Рыбки» (по залу в произвольном порядке расставляют скамейки; звучит музыка, дети стоят на скамейках, затем спрыгивают на пол и, изображая рыбок, бегают вокруг скамеек; музыка останавливается, дети запрыгивают на любую скамейку.)

    «Сделай фигуру» (по сигналу воспитателя дети разбегаются по залу; при следующем сигнале все играющие становятся на скамейки и принимают какую-либо позу).

    «Спрыгни в воду» (дети стоят на гимнастических скамейках, в положении строевой стойки; по команде "Спрыгни в воду!" они спрыгивают на пол и разбегаются по залу в разных направлениях; по команде "Большие волны, быстрее из воды!" дети встают на скамейки, занимая свободные, ближе к ним оказавшиеся места).

    «Поднять паруса» (дети делятся на две команды (экипажи) и занимают гимнастические скамейки (яхты) в положении стоя на носках, руки вверху; по сигналу преподавателя "Убрать паруса!" они сходят со скамеек и разбегаются по залу в разных направлениях, по сигналу" Поднять паруса!" " ребята должны быстро занять свои места и принять и. п. ; выигрывает команда, экипаж которой быстрее поднял паруса).

    Упр. 1 (рис. 1). И. п.-стоя ноги врозь правым боком к скамейке. 1 -взять скамейку левойр у­кой за дальний край хватом сверху, правой за ближний край хватом снизу; 2 -поднять ска­мейку вверх на прямые руки; 3 -руки согнуть; 4 -руки выпрямить. 10-12 раз. Упражнение требует особой осторожности, руки следует сги­бать не доконца, чтобы незадеть голову.

    Упр. 2 (рис. 2). И. п., 1, 2 -тоже, чтов упр. 1; 3 -махлевойногойвсторону; 4 - приставитьлевую; 5 -махправойногойвсто­рону; 6 -приставитьправую. 8-12 раз.

    Упр. 3 (рис. 3). И. п., 1, 2 -тоже, чтов упр. 1; 3 -наклонвлево; 4 -выпрямиться; 5 -наклонвправо; 6 -выпрямиться. 8-12 раз. Вариант: выполняяупражнение, можноделать непоодному, аподва-трипружинящих наклона.

    Упр. 4 (рис. 4). И. п., 1, 2 -тоже, чтовупр. 1; 3 -опуститьскамейкувлево-вниздоуровняпоя­са, держать 3 сек.; 4 -поднятьскамейкувверх напрямыеруки. 6-8 раз.

    Упр. 5 (рис. 5). И. п., 1, 2 -тоже, чтовупр. 1; 3 -рукисогнуть; 4 -рукивперед; 5 -руки назад; 6 -поднятьскамейкувверхнапрямые руки. 8-12 раз.

    Упр. 6 (рис. 6). И. п., 1, 2 -тоже, чтовупр. 1; 3 -наклонив голову вперед, положить скамейку на плечи (положение грузчика); 4-поднять скамейку вверх на прямые руки. 6-8 раз.Уп­ражнение требует максимальной синхронности движений,четкости выполнения команд.

    Упр. 7 (рис. 7). И. п. 1, 2 -тоже, что в упр. 1 ; 3 -опустить скамейку на правое плечо; 4 - поднять скамейку вверх на прямые руки; 5 - опустить скамейку налевое плечо; 6 -поднять скамейку вверх на прямые руки. 10-12 раз.

    Упр. 8 (рис. 8). И. п., 1, 2 -тоже, что в упр. 1; 3 -медленно присесть; 4 -медленно встать. 10-12 раз. Обращать внимание на сихронность движений.

    Упр. 9 (рис. 9). И. п., 1, 2 -тоже, что в упр. 1 ; 3 -поочередно покоманде учителя «Подтянись!»в каждой группе извиса стоя подтяги­ваются учащиеся под номерами 3 и 4. 2-3 раза.

    Упр. 10. И. п., 1, 2 -тоже, что в упр. 1; 3 - опустить скамейку с противоположной (левой) стороны; 4 -поднять скамейку вверх на пря­мые руки; 5 -опустить скамейку справой сто­роны; 6 -поднять скамейку вверх на прямые руки. 4-5 раз в каждую сторону. Упражнение можно выполнять и стоя на другой скамейке.

    Упр. 11 (рис. 10). И. п., 1, 2 -тоже, чтов упр. 1; 3 -медленно опуская руки, положить скамейку на голову; 4 -присесть; 5-6 - ходьба вперед в приседе 10-20 м.

    Упр. 12 (рис. 11). Продвижение по залу ша­гом, бегом со скамейкой направом (левом) плече.

    Упр. 13 (рис. 12). И. п.-стоя ноги врозь перед скамейкой. 1,2-присев, продеть руки между верхней и нижней рейками скамейки хватом снизу за дальний край; 3 -встать, скамейка на прямых руках; 4 -руки согнуть; 5 -руки вы­прямить, скамейка на вытянутых руках; 6 -ру­ки согнуть. 8-10 раз.

    Упр. 14 (рис. 13). И. п.-лежа на спине на гимнастических матах головой к скамейке. 1 - продеть руки между верхнейи нижней рейка­ми скамейки хватом с верху обеими руками за дальний край скамейки; 2-3 -неотрывая ног отпола, скамейку медленно поднять и плавно опустить набедра; 4-5 -обратным движе­нием осторожно поставить скамейку напол. 6-8 раз. Упражнение помогает преодолевать чувство страха. При выполнении упражнения особенно необходимы сосредоточенность каж­дого занимающегося и согласованность движе­ний. Упражнение можно выполнять с по­мощью учителя.

    Упр. 15 (рис. 14). И. п.-лежа на спине на гимнастических матах ногами к скамейке. 1 - продеть обе ноги между верхнейи нижней рей­ками скамейки; 2-3 -скамейку медленно приподнять над полом; 4-5 -плавно опуская ноги, поставить скамейку напол. 8-10 раз. Упражнение выполнять со страховкой.