• Как тренируются баскетболисты: секреты лучших наставников. Тренировка баскетболистов: типовые упражнения, основные техники, особенности обучения Упражнения по баскетболу для начинающих

    Наиболее важными упражнениями в предсезонный период являются упражнения в передачах, владении мячом и ловле мяча. Тренер должен заново пройти основы техники передач с игроками. Нужно стремиться к тому, чтобы все передачи в упражнениях выполнялись со стопроцентной точностью. Каждый раз, когда игрок в упражнении делает неточную передачу или передачу, прием которой трудно осуществить, тренер должен поправить либо передающего, либо принимающего мяч. Все передачи следует выполнять в полную силу. Игрок, принимающий передачу, должен видеть, как мяч сходит с рук передающего игрока и идет в его руки, точно так же, как передающий должен видеть игрока, которому он посылает мяч, до начала передачи. Если прием передачи выполняется плохо или заканчивается потерей мяча, виноват обычно передающий игрок.

    Основные передачи в двух колоннах (рис. 10). Это упражнение должно использоваться в начале предсезонной тренировки игроками любого уровня подготовленности, чтобы повторить основные способы передач. Это одно из лучших упражнений для совершенствования основ передач мяча.

    Игроки разбиваются на две группы по восемь человек, и каждая группа занимает место на разных половинах площадки. Каждая группа делится на две шеренги, выстраивающиеся на каждой стороне площадки. Игроки в шеренгах обращены лицом друг к другу на расстоянии приблизительно 5 м, а интервал между каждой парой игроков в шеренгах составляет около 2 м.

    Игрок 1, первый баскетболист с мячом, выполняет передачу двумя руками от груди партнеру 2 (1). При этом он следует за своей передачей вправо, занимая место между игроками 2 и 4. Игрок 2, поймав мяч, делает короткую обратную передачу двигающемуся партнеру 1 (2). Длина этой передачи составляет 2-2,5 м. Как только игрок 1 займет позицию между игроками 2 и 4, он должен передать мяч из рук в руки игроку 4 (3). Тем временем игрок 2 пересекает площадку и занимает первоначальную позицию игрока 1. Игрок 4 выполняет передачу двумя руками от груди игроку 3 (4) и следует за своей передачей влево. В то время как он двигается вперед, партнер 3 возвращает ему мяч (5) и занимает первоначальную позицию игрока 4. Игрок 4 передает мяч из рук в руки игроку 5 (6). Игрок 5 выполняет передачу двумя руками от груди игроку 6 и следует за передачей вправо, а игрок 6 возвращает мяч игроку 5 и пересекает площадку, занимая начальную позицию игрока 5. Игрок 5 передает мяч из рук в руки игроку 8, который вновь начинает упражнение, но уже в обратном направлении. Он делает передачу двумя руками от груди игроку 7, следует за передачей, принимает короткую обратную передачу, а затем передает мяч из рук в руки игроку 6, и процедура продолжается. Мяч передвигается вверх и вниз по шеренге, и когда попадает к игроку 1, тот может изменить способ выполнения передачи по сигналу тренера.

    Это довольно сложное упражнение, но если игроки поймут его, то научатся выполнять и принимать все передачи на месте, в движении и из рук в руки. Можно использовать передачу двумя руками от груди, двумя руками над головой, двумя руками с отскоком от пола, крюком, одной рукой от плеча и все короткие передачи и передачи из рук в руки. Пятиметровая дистанция между шеренгами может быть увеличена. Каждому тренеру стоит ввести в тренировку это упражнение, особенно на начальных этапах обучения, когда техника еще не освоена до конца и игроки недостаточно хорошо координировании.

    «Бык» в центре круга (рис. 11). Это одно из самых старых и лучших упражнений в передачах мяча и игре в защите. Шесть игроков образуют круг, стоя на равном расстоянии друг от друга. Один из игроков («бык») становится в центр круга лицом к игроку, держащему мяч. Игрок с мячом резко и точно передает мяч любому партнеру, за исключением двух игроков, стоящих рядом с ним. Применяя финты, или хитрые передачи, он пытается обыграть игрока в центре круга. «Бык» пытается коснуться мяча, используя обманы и определяя, куда будет послана передача. Если «бык» касается мяча, то меняется местами с игроком, передававшим мяч. По мере развития навыков передачи тренер может поставить игрока в центр за выполнение плохой передачи, даже если «бык» не коснулся мяча. Зачастую игроки, пытаясь заставить водить определенного партнера, постоянно передают ему мяч в надежде на ошибку.

    Два игрока - два мяча (рис. 12). Два игрока передают друг другу два мяча как можно быстрее. Упражнение требует хорошего умения владеть мячом, поскольку игрок должен выпустить быстро один мяч и успеть поймать другой. Мяч нужно передавать в различных плоскостях. Один игрок может передать его с отскоком от пола, в то время как другой выполняет передачу двумя руками от груди, или один игрок может передавать мяч сверху, а другой - от груди или с отскоком от пола. Мы рекомендуем это упражнение для начала предсезонной тренировки, чтобы заострить внимание игроков и увеличить точность передач.


    Упражнение в передачах двумя мячами (рис. 13). Игрок I, находясь на вершине области штрафного броска, обращен лицом к пяти партнерам. Он имеет мяч, один из пяти партнеров также владеет мячом. Игрок 1 передает мяч любому из партнеров, в то время как ему делает передачу другой игрок. Цель игрока 1 - передавать мяч аккуратно, принимая передачи от других игроков. Этот игрок должен быть очень быстрым и внимательным, обладать хорошей реакцией и выполнять точные передачи. Он выполняет упражнение до тех пор, пока не сделает ошибки. При неточной передаче его место занимает другой игрок. Упражнение продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают на вершине области штрафного броска.

    Упражнение в тройках со сменой мест (рис. 14). Это разминочное предигровое упражнение можно выполнять на всей площадке и на ее половине. Цель упражнения - совершенствование умения игроков точно передавать и ловить мяч во время движения по площадке. Три колонны выстраиваются на одном конце площадки. Игрок 6 передает мяч влево партнеру 1, тот немедленно выполняет передачу игроку 11 и проходит позади него. Игрок 11 снова передает мяч игроку 6. Баскетболисты продолжают передавать мяч и проходят за спиной партнера, принявшего передачу, пока не достигнут противоположного конца площадки. Затем они возвращаются обратно. Игроки должны передавать мяч быстро и точно, не давая ему упасть на пол. Если мяч падает на пол, три игрока должны повторить упражнение.

    Добивание мяча и передача из-под корзины (рис. 15). Игроки, добивающие мяч, отрабатывают точные первые передачи двумя руками сверху, одной рукой от плеча и крюком на выход при быстром прорыве. Тренер находится в дальней части круга области штрафного броска и бросает мяч в корзину. С каждой стороны корзины стоит добивающий игрок. Один из них добивает мяч и быстро передает его из-под корзины игроку, стоящему на той же стороне площадки, который возвращает мяч тренеру. Игрок в поле, которому передается мяч, должен перемещаться из одного положения в другое, чтобы добивающему игроку пришлось определять его позицию перед выпуском мяча.

    Добив мяч два-три раза, добивающие уходят в конец своей колонны, и упражнение продолжается. Игроки в поле и добивающие игроки меняются местами во время упражнения, которое длится от 3 до 5 минут на каждой тренировке в предсезонном периоде. На месте полевых игроков чаще всего располагаются игроки задней линии, а на месте добивающих - крайние нападающие и центровые.

    Упражнение в длинных передачах (рис. 16). Игроки выстраиваются парами в одном углу площадки. Два тренера становятся в середине на каждой стороне площадки. Игрок 2 начинает ведение, а игрок 1 выполняет рывок. Игрок 2 ведет мяч в позицию, из которой он может надежно передать его через вытянутые руки тренера, применяя передачу двумя руками от груди. Время от времени тренер пытается прервать передачу мяча. Передача должна быть выполнена так, чтобы игрок 1 мог получить мяч на полной скорости и забросить его в корзину без ведения. Игрок 2 должен выйти к корзине, добить мяч при отскоке от щита или кольца и продолжить упражнение на другой стороне площадки. Теперь игрок 1 ведет мяч и выполняет передачу игроку 2 двумя руками от груди через другого тренера. Вернувшись назад, игроки меняются местами.

    В упражнении можно применять передачу двумя руками сверху (очень трудная и медленная передача в этой ситуации), однако мы рекомендуем выполнять только передачу двумя руками от груди или в редких случаях передачу одной рукой от плеча. Сначала игроки будут обескуражены, потому что не смогут выполнить передачу точно, но, приобретая уверенность в своих силах и умение точно выполнять передачу, они смогут с большой пользой выполнять упражнение.

    Это очень интенсивное упражнение - одно из основных для обучения быстрому прорыву. Оно используется также и в плане общефизической подготовки.


    Передача в парах, продвигающихся вдоль площадки (рис. 17), Игроки делятся на две группы, каждая из которых, в свою очередь,- на две колонны по четыре игрока. В каждой группе находится по одному мячу. Два игрока, первые в каждой колонне, передают мяч друг другу, передвигаясь на полной скорости к противоположному концу площадки. Добежав до конца, игроки поворачиваются и возвращаются назад, применяя те же передачи, после чего отдают мяч следующей паре.

    Вариант этого упражнения состоит в том, чтобы принимать и передавать мяч дальней от партнера рукой. Но если мяч ловится двумя руками, обратная передача также должна быть выполнена двумя руками. Удерживать мяч одной рукой очень трудно, но это даст игрокам хорошее чувство умения овладевать неточными передачами. Акцент делается на точности и правильной технике выполнения передач.

    Наталья Боровикова
    Подводящие упражнения к игре в баскетбол для младшего школьного возраста (из опыта работы)

    Цель данной статьи – обобщить накопленный опыт в отношении использования подводящих упражнений к спортивным играм для детей младшего школьного возраста и показать важность самих спортивных игр в физическом воспитании детей. В статье собраны как собственные наработки , так и другие опробованные упражнения .

    Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания. С их помощью достигается формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья.

    Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется :

    1. их спецификой;

    2. глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков;

    3. доступностью для людей различного возраста и подготовленности ;

    4. эмоциональным зарядом;

    5. спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.

    Основными характеристиками спортивных игр являются то, что они в отличие от подвижных игр развивают не только основные группы мышц, но и в целом многие другие качества : ловкость, выносливость, моторику, физическую силу. Каждая спортивная игра улучшает у занимающихся определенные показатели. Каждая игра имеет свой сюжет, правила и тактику. Следовательно, помимо физических качеств спортивные игры способствуют развитию логики, быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию, развивают человека умственно. В спортивных играх должна присутствовать как теоретическая так тактическая подготовка.

    В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Спортивные игры – это протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры. Достижение условно поставленной цели оценивается количеством набранных очков, забитых или заброшенных мячей и т. п. Содержание деятельности в спортивных играх, направленной на достижение цели игры, определяется едиными правилами. При этом используются - приемы игры (техника игры) .

    Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры.

    Как средство физического воспитания спортивные игры имеют свои особенности :

    1) Комплексность воздействия на организм занимающихся, т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств и функций организма.

    2) Коллективность действий, характерная для большинства спортивных игр. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом.

    3) Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений и самостоятельности, что создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков.

    4) Большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр.

    Большинство спортивных игр - командные. В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта. В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания.

    Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей

    На уроках физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами баскетбола и волейбола .

    При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип «от простого к сложному» и следующие методы обучения : рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении.

    Подводящие упражнения и подвижные игры являются универсальными средствами содействия росту и развитию всех органов и систем организма, а также являются уникальными средствами не только физического, но и интеллектуального и психического развития детей. Они должны быть включены в оздоровительные программы воспитания и образования школьников . Научить детей точно и правильно бросать, ловить, подхватывать, передавать разнообразные предметы, сочетать движения с движением тела – это значит намного ускорить не только двигательную подготовку детей, но и способствовать развитию нравственных качеств личности школьника . Обучение технике игр начинается с обучения техники перемещений : перемещения, остановки, повороты, прыжки.

    Упражнения

    1) Дети разбегаются по площадке каждый с мячом в руках и свободно играют. После сигнала воспитателя они быстро ловят мячи и принимают правильную стойку.

    2) Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижения.

    3) Бросок мяча вниз и ловля его после отскока.

    4) Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками.

    5) Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от пола или на лету.

    6) Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.

    7) Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками.

    8) Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

    9) Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом) .

    10) Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

    11) Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.

    12) Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

    13) Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении) .

    14) Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево) .

    15) Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны.

    16) Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.

    17) Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.

    18) Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.

    19) Ведение на месте правой (левой) рукой.

    20) Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом) .

    21) Ведение мяча на месте поочередно, то правой, то левой рукой.

    22) Ведение мяча вокруг себя.

    23) Ведение мяча, продвигаясь шагом.

    24) Ведение мяча с изменением направления передвижения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.

    25) Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка.

    26) Ведение мяча, остановка и передача его.

    27) Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую выше головы ребенка (произвольным способом) .

    28) Метание мяча в баскетбольный щит , установленный на разной высоте.

    29) Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку.

    30) Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

    31) Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки) .

    32) Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.

    За мячом. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. После сигнала водящий бросает мяч стоящему первым в противоположной колонне ребенку, а сам бежит вслед за мячом. Поймавший мяч также передает его напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки возвратятся на свои места, а мячи - водящим. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.

    Поймай мяч. Дети делятся по трое. Двое из них располагаются друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

    Кого назвали, тот ловит мяч. Дети ходят или бегают по площадке. Учитель держит в руках мяч. Он называет имя ребенка и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

    Борьба за мяч. Дети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу дети стараются быстрее выполнить 5-10 передач между своими игроками. За каждую передачу команда получает очко. Игра продолжается 5-8 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

    У кого меньше мячей. Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см). Дети обеих команд после сигнала учителя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

    Мяч ведущему. Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг, в центре которого водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обрано. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза, водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

    Мяч в воздухе. Играющие образуют круг и становятся на расстоянии вытянутых в стороны рук, водящий - в середине круга. Стоящие в кругу начинают перебрасывать друг другу мяч, не давая возможности водящему коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который последний держал мяч в руках.

    Передал - садись. Дети образуют несколько команд. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее. По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч 2-му, затем - 3-му и т. д. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

    Перестрелка. Делят площадку пополам. В 15-20 шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен) . Играющие делятся на 2 команды, которые свободно размещаются каждая на своем поле. Учитель, стоя в середине площадки, перебрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков другой команды. Осаленные идут за линию плена (на сторону противника) . Играющие не имеют права переходить на поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также, если мяч попадет в него, отскочив от земли. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удается, считается освобожденным и возвращается на свое место.

    Как научить баскетболу? Sovsport.ru рассказывает о методике обучения баскетболу для тренеров, учителей физкультуры, а также, демонстрирует упражнения, направленные на улучшение вашего уровня игры.

    Как научить баскетболу? сайт рассказывает о методике обучения баскетболу для тренеров, учителей физкультуры, а также, демонстрирует упражнения, направленные на улучшение вашего уровня игры.

    С чего начать?

    Сперва вам необходимо показать элементарные технические приемы, например, ведение мяча, и отработать их. Этому помогут пробежки с мячом по периметру зала, упражнения с мячом на месте, «змейки». Вот наглядный пример последних.

    Идеальным упражнением с ведением мяча на месте является «Пила». Суть довольно проста: просто перебрасываете мяч направо-налево одной рукой.

    Существует также его вариации, в которых мяч нужно двигать вперед-назад или между ног. Правда, в последней вам уже придется подключить вторую руку.

    Есть еще одно неплохое упражнение, которое условно можно назвать «восьмеркой». Для его выполнения нужно расставить ноги чуть шире плеч и вести мяч таким образом, чтобы он как бы описывал цифру «восемь».

    Отрабатываем передачи

    Для этого также существует несколько специальных упражнений. Если у игроков начальный уровень, и им нужно отработать технику ловли мяча, то можно просто поиграть со стенкой, как, например, делает этот парень.


    «>После того, как вы убедились, что игра с неживым партнером у ваших подопечных получается, можно смело давать им живых. Сделайте так, чтобы они разбились на пары и смотрели друг на друга. Разумеется, перед отработкой выполнения передач друг другу ознакомьте их с техникой данного элемента. Пасовать следует как от пола, так и по воздуху.

    Также стоит отработать передачи на ходу. Для этого вы заводите обе шеренги за стартовую линию и отдаете все мячи в одну из них. По свистку игрок, стоящий первым в колонне без мячей, выбегает вперед, а его напарник с мячом пасует ему. После этого он сам совершает забегание и получает мяч «в ответку». Перепасовываясь между собой, пара добегает до противоположного кольца и возвращается обратно.

    Командное взаймодействие

    На его отработку существует замечательное упражнение, которое очень любят дети, так как в нем надо бегать. Выстраиваете игроков в круг, оставив в нем всего один мяч. Игрок с мячом отдает его партнеру, после чего сам бежит на его место. Игрок, получивший передачу, делает то же самое. Получается этакое броуоновское движение, в котором очень важно не запутаться.

    Броски

    Начинаем с отработки штрафных бросков. Затем нужно немного разнообразить отработку этого элемента, бросая с разных углов, то справа, то слева. Вообще, для улучшения качества броска прекрасно подойдет игра, представленная на 4-й минуте следующего видео.

    Двусторонка

    Итак, все основные элементы баскетбола отработаны. Самое время постараться применить их на практике. Двусторонку проводят, как правило, в последние 10-15 минут урока. Перед ней тренер делит подопечных на две команды, чтобы они были примерно равны по силам. На время матча он становится судьей, который следит за счетом и соблюдением правил. От игры спортсмены получат не только практику и опыт, но и, прежде всего, массу удовольствия. А это значит, что им захочется играть в баскетбол еще и еще.

    источник: «Советский спорт»

    Григорий Денисенко: Знаю, что на этом нельзя сломаться Капитан молодежной сборной России поделился своим впечатлением от МЧМ-2020. 07.01.2020 14:30 Хоккей Кузютина Елена

    Алиев – чемпион России, Даниелян прыгнул на пьедестал с 13-го места На чемпионате страны в Красноярске определились первые победители: у мужчин золото завоевал Дмитрий Алиев, в танцах первенствовали Виктория Синицина и Никита Кацалапов. 27.12.2019 16:30 Фигурное катание Тигай Лев

    Ковальчук с поражения начал в «Монреале». Обзор игрового дня НХЛ Очередной тур НХЛ таил в себе главную интригу для болельщиков - дебютирует ли 36-летний Илья Ковальчук за «Монреаль». Форвард, согласившись на мизерный по его меркам контракт, показал, что намерен доказать скептикам их неправоту в отношении себя. 07.01.2020 09:41 Хоккей Трофименко Кирилл

    Лучший боксер, бой и нокаут. Все герои бокса в прошедшем году «Советский спорт» подвел итоги бокса в 2019 году и называет имена главных героев предыдущих 12 месяцев. 07.01.2020 12:30 Бокс Усачев Владислав

    Упражнения

    При обучении игровым видам спорта невозможно построить урок без игровых упражнений, подводящих к изучению основной игры. Они помогают отработать тот или иной навык, закрепить пройденный материал в игровой форме. Какие игровые упражнения лучше использовать на уроках баскетбола?

    Бег за мячом

    Игроки выстраиваются в колонну по 3 или по 4 на линии штрафного броска. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м стоит капитан с мячом. По сигналу учителя он передает мяч первому игроку в колонне, который, поймав мяч, передает его обратно, бежит за ним и встает за спиной капитана. Тот ловит мяч и передает его второму игроку, который повторяет действия первого, и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда выстроится за капитаном (см. рис. 1).

    Мяч в центр

    Вариант 1. Игроки выстраиваются в три круга. В середине каждого круга – капитан с мячом. По сигналу учителя он передает мяч игрокам по кругу по очереди в направлении по часовой стрелке, а они передают его ему обратно. Игра заканчивается, когда капитан получит мяч от последнего игрока. Выигрывает команда, закончившая игру первой.

    Вариант 2. После того как все игроки получат мяч и передадут его капитану, один из них меняется с ним ролями. Выигрывает та команда, в которой все игроки раньше соперников успеют выполнить задание.

    Передал – садись

    По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и принимает положение упор присев. Капитан ловит мяч, передает его второму игроку, и т. д. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше соперников (см. рис. 2).


    Салки с ведением мяча

    Вариант 1. Игроки берут мячи, расходятся по залу и начинают ведение мяча. Один из них назначается водящим, который старается осалить одного из игроков. Осаленный игрок после этого становится водящим.

    Игру можно проводить в парах.

    Вариант 2. Упражнение усложняется: водящий старается, не задев другого игрока, выбить у него мяч.

    Эстафета с ведением мяча

    Игроки выстраиваются в колонну по 3. По сигналу первые номера начинают ведение мяча, обходя флажки, и, возвратившись назад, передают мяч следующим игрокам. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету (см. рис. 3).

    Эстафета с ведением и бросками мяча

    По сигналу первые номера ведут мяч к противоположным кольцам, делают два шага и бросают мяч в кольцо, затем передают мяч следующим игрокам и встают в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда одна из команд в течение 2–3 мин. забросит как можно больше мячей в кольцо. После этого подсчитывается количество попаданий, и команды меняются кольцами: колонна № 3 идет к кольцу № 7, колонна № 2 – к кольцу № 8, а колонна № 1 – к кольцу № 2. Команды меняются местами 2 раза. Выигрывает команда, которая наберет большее количество попаданий (см. рис. 4).

    Бомбардиры

    По сигналу игроки выполняют броски в кольцо, фиксируя количество попаданий. Через 1,5–2 мин. по сигналу они меняются кольцами против часовой стрелки. Выигрывает команда, которая наберет большее количество попаданий (см. рис. 5).

    Борьба за мяч

    Участвуют две команды. Игроки команды, овладевшей мячом, должны сделать 10 передач друг другу, а их соперники стараются им помешать и, завладев мячом, пытаются в свою очередь, сделать 10 передач друг другу. За каждые успешно выполненные 10 передач команда получает 1 очко. Игра ведется по правилам баскетбола.

    Варианты:

    а) игра с ведением мяча,

    б) игра без ведения мяча.

    Эстафета с ведением и передачей мяча

    Игроки выстраиваются в колонну по 3 на расстоянии 2–3 м друг от друга. У первого игрока мяч. По сигналу он поворачивается и передает мяч второму участнику, второй – третьему, и т. д. Последний, получив мяч, начинает ведение, змейкой обводит каждого игрока своей команды и встает во главе колонны. Команда, таким образом, сдвигается на одного игрока назад. Эстафета заканчивается, когда первый игрок снова возглавит колонну. Выигрывает команда, первой закончившая упражнение.

    Точка

    Участвуют 2 игрока и более. Если игрок (участник команды или первый номер) попал в кольцо с определенной точки, то и все остальные игроки должны попасть в кольцо с того же самого места. Если следующий по очереди игрок совершил промах, то он получает штрафное очко, а следующий бросающий может сменить точку броска, и т. д. Получив 5 штрафных очков, ученик выбывает из игры.

    Мяч капитану

    Играют две команды по правилам баскетбола, но вместо бросков по кольцу участники передают мяч своим капитанам, располагающимся в зонах штрафного броска.

    Варианты:

    а) игра с ведением мяча;

    б) игра без ведения мяча.

    Снайпер

    В игре принимают участие несколько игроков с мячами. Цель – как можно чаще поразить кольцо из-за 6-метровой линии в течение 1–3 мин.

    Солнышко

    Игроки должны поразить кольцо с каждой из 7 точек. При попадании с точки № 1 нужно переместиться на точку № 2, и т. д. (см. рис. 6).

    Смотри!

    По сигналу первый игрок передает мяч второму, тот третьему, и т. д. до последнего, который снова возвращает мяч первому игроку. После этого игра начинается сначала. По мере овладения игрой увеличивается ее темп и количество мячей (см. рис. 7).