• Как избавиться от зевков и просмотров в шахматах. Урок пятнадцатый. Как избежать шахматных зевков? Шахматы как избавиться от зевков

    Грубые ошибки в результате недосмотров загубили множество прекрасных партий, немало надежд на успешное выступление оборвалось из-за них. Боятся их многие шахматисты. Даже американский гроссмейстер Роберт Фишер, которого за безошибочную игру сравнивали с компьютером, прежде чем в 1970 году вновь вернуться к турнирной борьбе после двухлетнего перерыва, предварительно застраховался в одной фирме… от просмотров за доской.

    – Меня уверяли, что это безумие с моей стороны, – высказался как-то глава фирмы, – однако интуиция подсказала мне, что в данном случае я не слишком рискую.

    Интуиция его не подвела, Фишер играл прекрасно и спустя два года стал чемпионом мира.

    Не баловал ошибками своих соперников и Хосе-Рауль Капабланка. В Швеции в 1964 году издали сборник партий Капабланки, которые он проиграл. Книга эта получилась тоненькой, карманного формата. В сборнике всего лишь 36 партий.

    Вот одна из них, сыгранная экс-чемпионом мира черными с гроссмейстером Фридрихом Земишем во время Карлсбадского международного турнира (1929 год).

    1. d4 Кf6 2. c4 e6 3. Кc3 Сb4 4. a3 С:c3+ 5. bc d6 6. f3 e5 7. е4 Кc6 8. Сe3 b6 9. Сd3

    Как всегда, элегантный и уверенный в себе, Капабланка размышлял над очередным ходом. Однако, переведя на мгновение взгляд в зрительный зал, он замер от удивления. По проходу в направлении к сцене шла неожиданно, без предупреждения прилетевшая из Америки его жена.

    Между тем, по свидетельству очевидцев, в первом ряду уже сидела одна эффектная особа… Растерявшийся экс-чемпион мира быстро сделал первый попавшийся под руку ход, встал и поспешил навстречу супруге.

    Партия продолжалась недолго. После 10. Фa4 Сb7 11. d5 Капабланка сдался.

    «Ищите женщину!» – советуют французы, если нельзя найти истинной причины необъяснимых явлений.

    Здесь их было сразу две!

    Зевок это или жертва? Такой вопрос нередко возникает у играющего, если появляется возможность забрать у соперника подставленную пешку или фигуру.

    – Вы пожертвовали качество или прозевали? – спросил один из зрителей у мастера во время турнирной партии.

    – На ваш вопрос я пока ответить не могу, – сказал на удивление любителю мастер. – Если выиграю, то, значит, пожертвовал, а если проиграю – просмотрел.

    Но однажды именно зрители помогли гроссмейстеру Владимиру Симагину разобраться, зевнул он пешку или пожертвовал. Шел очередной тур чемпионата СССР. Рассматривая варианты при ходе соперника, Симагин неожиданно заметил, что теряет важную пешку. С подавленным настроением сидел он в ожидании неминуемого наказания. Вдруг из зрительного зала донеслись хлопки, которые все усиливались.

    «Кто-то проводит комбинацию», – подумал Симагин и посмотрел на демонстрационные доски, но там было все спокойно. Неожиданно раздался эмоциональный возглас какого-то болельщика:

    – Браво, Симагин!

    Гроссмейстер углубился в свою позицию. О, чудо! Оказывается пешку брать нельзя из-за форсированного мата, а если не брать, то она беспрепятственно проходит в ферзи!

    Так Симагин выиграл партию, которую собирался сдавать.

    Играя с Олегом Романишиным в Киевском международном турнире (1978 год), Александр Белявский имел лишнее качество и легко выигранную позицию, но неожиданно допустил грубый «зевок». Романишину удалось «подцепить на вилку» целую ладью. К счастью для Александра, это позволило его могучему сопернику только затянуть сопротивление, но не спасти партию.

    – Вы нарочно отдали эту ладью или «зевнули»? – спросили Белявского после игры болельщики.

    – Нарочно я только беру! – ответил гроссмейстер.

    Английский гроссмейстер Джозеф Блэкберн, играя с польским маэстро Шимоном Винавером на Лондонском международном турнире 1883 года, «зевнул» нарочно. У Винавера была безнадежная позиция, он решил использовать свой последний шанс: подставил коня. Если Блэкберн возьмет его, то последует нападение пешкой на ферзя с выигрышем партии.

    Один из зрителей спросил Винавера:

    – Зачем вы подставили коня?

    – Кто знает? Может быть, Блэкберн возьмет его!

    Как только это было сказано, Блэкберн улыбнулся и, к изумлению Винавера и большой забаве зрителей, действительно взял коня. Через мгновение Винавер понял шутку коллеги, напал пешкой на ферзя и тут же… сдался! Истина восторжествовала.

    Самые неожиданные «зевки» можно встретить в практике любителей. Завершался длительный турнир с большим числом участниц. Среди всех шахматисток своим бодрым внешним видом выделялась лишь одна. Еще бы, в эндшпиле у нее было решающее преимущество: два коня и две пешки за ладью.

    Белые решили, что наносят завершающий удар и сыграли 1. Кc6+?, но не учли, что пешка «d5» связана. Последовало взятие 1. …Л:c6. Все это видел тренер шахматистки, подставившей коня. Он сначала сильно разволновался, но потом успокоился. Шансы на выигрыш потеряны, но на пути достижения ничьей у белых нет никаких проблем. Партия продолжалась. На 2. Кb4 черные возвратили на место ладью 2. …Лc8, а белые вновь, теперь уже второго, поставили коня на «c6». 3. Кc6+?? Естественно, и вторая жертва была принята 3. …Л:c6.

    Тренер прошел по турнирному залу, снял со столиков несколько белых коней и, подойдя к своей подопечной, сказал:

    – Возьми еще!

    Белорусская шахматистка Елена Заяц международным мастером стала в 18 лет (1988 год). В детстве она любила наступать. Прямой атакой на короля, главную роль в которой играл ферзь, Лена завершила большинство партий. Одну из первых официальных встреч (Барановичи, 1979 год) 10-летняя Лена начала уверенно. Ее тренер Татьяна Александровна Позняк спокойно покинула турнирный зал, однако не прошло и двух минут, как услышала, что за спиной кто-то всхлипывает. Тренер обернулась и увидела воспитанницу.

    – Ты проиграла?

    – Нет, – ответила Лена и сквозь слезы стала что-то объяснять.

    Из всего сказанного Татьяна Александровна поняла одно лишь слово «ферзь».

    – Ферзя «зевнула»? – спросила тренер.

    – Нет, я «зевнула» размен ферзей.

    Размен ферзей в ту пору для юной шахматистки был равноценен… его потере.

    сложность: ★

    Просмотры в шахматах, или "зевки" - болезнь многих игроков. Зевнуть - значит упустить из виду 1-2 ходовую угрозу. Например, оставить фигуру под боем, допустить простую комбинацию или даже мат. Если зевает соперник, а игрок не пользуется этим при своём ходе, то это тоже своего рода зевок. Просмотры обычно очень обидны. Можно провести прекрасную стратегическую партию и в один ход всё испортить. Часто в таких случаях всё списывают на невезение. Но это не совсем так.

    Казалось бы, главная причина зевков в невнимательности. Но это недостаточное объяснение. Надо не просто сохранять концентрацию, но и приучить себя думать определённым образом. Не перебирать же подряд все ходы в голове, как компьютер? Очень важно дисциплинировать мышление. Итак, вот главный совет:

    Начинайте расчёт вариантов с форсированных ходов.

    Это прежде всего шахи и взятия. В чуть меньшей степени нападения и простые угрозы. Почему это важно? Данные ходы форсируют соперника ответить определённым образом. После шаха игрок обязан от него защититься. После взятия в большинстве случаев соперник должен ответить тем же, чтобы сохранить материальное равновесие. Нападения и угрозы также вынуждают отвлечься от собственных планов и как-то отреагировать. Раз количество адекватных ответов соперника резко уменьшается, то нам проще просчитать весь вариант до конца и вынести оценку. Начинать с форсированных ходов гораздо рациональнее. Представим, что мы сперва думаем над "тихим" ходом, после которого у противника 20 возможных ответов, на каждый из которых у нас ещё столько же вариантов. Мы лезем в эти дебри, тратим время и не факт, что найдём в них что-то в то время, как вполне вероятно, что хорошее решение имеется в одном из лёгких форсированных вариантов. Если приучить себя каждый раз к поиску форсированных ходов как за себя, так и за соперника, то просто физически будет невозможно упустить из виду зевок. Полезно видеть в голове вообще все возможные шахи и взятия, которые имеются в позиции, включая, например, "глупое" взятия ферзём какой-то защищённой пешки на краю доски. Это займёт всего несколько лишних секунд времени. Ведь не стоит забывать, что многие комбинации начинаются с неочевидной жертвы. Простое перечисление в голове всех возможных шахов и взятий заставит мозг "щёлкнуть" в нужный момент.

    Упражнение 1:

    Поиграйте в шахматы по шашечным правилам, то есть с обязательным взятием, если оно возможно в позиции. Данное упражнение весьма полезно для начинающих.

    Упражнение 2:

    Играйте в шахматы по нормальным правилам и на каждом ходу вслух перечисляйте все возможные шахи и взятия как за себя, так и за соперника.

    Как научиться играть, чтобы проигрывать как можно меньше? Чаще всего виной твоих поражений являются грубые ошибки.

    Обычно ты подставляешь под бой свою фигуру или не убираешь фигуру после нападения на неё противника. Это грубые ошибки, ведущие к проигрышу. На шахматном языке грубые ошибки называются зевками .

    Как избежать зевков? Очень просто! Надо постараться быть внимательным. Дадим тебе несколько советов и сразу же разберём их на примерах. Миллионы шахматистов до тебя ошибались подобным образом. Но лучше учиться на чужих ошибках, чтобы не пришлось учиться на своих.

    Допустим, противник собрался поставить тебе знакомый «детский» мат.
    1. e2 - e4 e7 - e5
    2. Фd1 - h5 . . .

    Когда первым выходит слон, а за ним ферзь, то ферзя очень хорошо отгонять ходом пешки. 2. Сf1-c4 Кb8-c6 3. Фd1-h5 g7-g6 4. Фh5-f3 Кg8-f6 .

    Что хорошо ходом позже, не проходит сразу. Посмотри, что произойдёт, если пойдёт пешка.
    2. . . . g7 - g6??

    Грубая ошибка обозначается двумя ?? .
    3. Фh5: e5+ . . .

    Ферзь напал на короля, а правым глазом смотрит на ладью. Король чёрным дороже, чем ладья, и его приходится закрывать. 3. . . . Сf8 - e7 4. Фe5: h8 . . .

    Чёрные остаются без ладьи, а взамен получают ферзя-разбойника в своём лагере.

    Как избежать этой ошибки? Не вспоминай, как защищаться от выпада ферзя, а сразу начинай думать. Спроси себя: «Зачем ферзь вышел вперёд? На кого он напал?»

    После этого надо:

    1. провести от вражеского шахматного ферзя УСЫ во все стороны. Это трудно, так как у ферзя бывает до восьми «усов». Оставь «усы», которые смотрят в твою сторону. Выясняется, что «усы» ферзя упираются в твои пешки h7, f7, e5;

    На пешку h7 - одно нападение ферзя и одна защита ладьи. Значит не страшно - не «съедят».

    То же с пешкой f7 - она пока защищена королём. Белый слон ещё на с4 не вышел. А вот у пешки е5 совсем нет защит.

    Значит надо подвести защиту к пешке. Лучше всего 2. . . . Кb8-c6; но так же сравнивает количество нападений и защит: 2. . . . d7-d6; 2. . . . Фd8-e7; 2. . . . Фd8-f6; 2. . . . Сf8-d6 . Пешка е5 защищена.
    3. Сf1 - c4 . . .

    После выпада слона находим опасный «ус». Это второе нападение на пешку f7. Грозит 4. Фh5:f7X.

    Есть два способа. Либо добавить количество защит до двух, либо уменьшить количество нападений.

    Как защищаться?
    2 н. = 1 з. + 1 з. 2 н. - 1 н. = 1 з.
    Простая арифметика!
    Вторая защита 3. . . . Фd8-f6 или 3. . . . Фd8-e7 .
    А ход пешки 3. . . . g7-g6 ! это уменьшение нападений, которое перекрывает дорогу ферзю. Теперь один из «усов» пешки g6 касается белого ферзя.

    Давай познакомимся с популярным дебютом для начинающих - защитой двух коней.
    1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 Кg8-f6 4. Кf3 - g5 . . .
    На пешку f7 два нападения. Часто дети уравнивают количество нападений и защит ходом ферзя, считая, что теперь взятие не угрожает. 4. . . . Фd8 - e7?

    1 н. слона + 1 н. коня = 1 з. ферзя + 1 з. короля.
    Тем не менее, белый конь всё равно врывается в лагерь чёрных.
    5. Кg5: f7 Фe7: f7?? 6. Сc4: f7+ Крe8: f7

    Оказывается, что в этом случае нужна совсем другая арифметика. Ферзь стоит 10 пешек, конь и слон - по три, пешка - 1.
    1 + 10 = 3 + 3 + ...
    пешка + ферзь = конь + слон + ...
    И чёрные проиграли пять пешек или ладью!

    Правильно играть 4. . . . d7-d5! Этот ход перекрывает дорогу белому слону, и число ударов на пешку f7 уменьшается с 2 до 1.

    Что надо делать, чтобы избежать зевков?

    1. После хода фигуры противника - ПРОВЕДИ от этой фигуры УСЫ во все стороны.

    2. УРАВНЯЙ количество нападений и защит.

    3. Защиты должны быть РАВНОЦЕННЫМИ.

    Это когда в конце ноября 2016 года норвежец Магнус Карлсен играл с нашим гроссмейстером Сергеем Карякиным. За этим матчем следил весь мир. Среди зрителей были Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Дональд Трамп.

    Магнус Карлсен — шахматист будущего. Его рейтинг просто зашкаливает. Он уже дважды становился чемпионом мира, расправившись с предыдущим чемпионом Вишванатаном Анандом как с ребёнком.

    Магнус Карлсен

    Сергей Карякин внесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой гроссмейстер. Он получил это звание в 12 лет. В матче с Карлсеном Карякин в нескольких партиях держал ничью, потом выиграл партию (что вообще считалось невозможным), потом проиграл. И в конце концов уступил на тай-брейке. А Карлсен уже второй раз защитил титул чемпиона.

    Этот матч сделал шахматы модным видом спорта, а Карлсен и Карякин по популярности среди девушек не уступали смазливым футболистам и брутальным гимнастам. Так что пора прокачивать мозги, а не мускулы.

    Сергей Карякин

    В прокачке мозгов поможет Григория Левенфиша — на ней выросло несколько поколений шахматных мастеров. А для начала запомните семь простых правил, которые помогут вам повысить свой уровень игры. Мат гроссмейстеру вы, конечно, не поставите, но точно не проиграете в первые пять минут.

    1. Не зевать фигуры и пешки

    Зачастую опытному шахматисту не нужно показывать высокую технику против неопытного игрока, потому что последний зевает фигуры и проигрывает. Зевком шахматисты называют потерю фигуры или пешки из-за невнимательности. Это явление распространено среди начинающих шахматистов, но встречается и у профессионалов. Например, в недавнем онлайн-турнире Speed Chess Championship гроссмейстер Георг Майер из-за нехватки времени несколько раз зевал фигуры и проигрывал партии Сергею Карякину.

    Бороться с зевками просто. Перед каждым ходом ищите все фигуры и пешки, которые можете побить вы и ваш соперник, и отметьте для себя, какие из них находятся без защиты. Чтобы уберечь фигуру, есть три основных способа: уничтожить нападающего, отступить или защитить другой фигурой.

    Итак, определитесь с ходом и проверьте поле, куда пойдет ваша фигура, — не находится ли оно под атакой сил противника. Представьте, что вы сделали задуманный ход. Не попала ли после него под атаку другая ваша фигура?

    Уровень вашей игры повысится, если применение этой нехитрой инструкции станет привычкой.

    2. Не играть одной фигурой в начале партии

    Игра одной фигурой в дебюте — одна из самых частых ошибок новичков. Сила фигур — в их гармоничном взаимодействии. Тактика одиночных выпадов вряд ли создаст противнику проблемы, зато потратит ценные ходы. Опытный игрок в это время успеет вывести фигуры и создать угрозы.

    Отдельный разговор об игре ферзем. Новичкам он кажется сильной и самодостаточной фигурой, которую можно отправлять во вражеские тылы. Помните: в начале игры много фигур и пешек, которыми можно поймать одинокого ферзя.

    Финал партии Кастальди — Решевский

    Белый ферзь пробрался на восьмую горизонталь и побил черную ладью. Но после хода конем на b6 черные выигрывают — у белого ферзя нет ни одного отступления. Потеря ферзя без достаточной компенсации — гарантированный проигрыш. Как говорил мой тренер, если ты отдаешь ферзя, ты должен видеть, как ставишь мат.


    Хорошее место для ферзя в начале партии — в тылу, где он не будет подвергаться нападениям вражеских фигур.

    3. Искать угрозы противника и создавать свои

    Игрок, который не видит угроз соперника, обречён на проигрыш. Умение видеть угрозы тренируется простым упражнением — после каждого хода противника подумайте, чего противник хотел добиться. Странные и малопонятные ходы должны получать особое внимание — их редко делают без причины.

    Партия Легаль — Сен Бри

    Белые сделали неожиданный ход 1. Кf3:e5. Черные не увидели угрозы и побили ферзя 1... Сg4:d1. Последовал эффектный мат в два хода: 2. Сc4:f7+ Кpd8-e7 3. Кс3-d5x

    Эта красивая комбинация вошла в историю под названием «мат Легаля» и была сыграна в тысячах партий. Но если бы черные увидели угрозу, то вместо взятия ферзя побили бы коня 1... Кс6:е5 и остались с лишней фигурой.


    Умение создавать угрозы важно не меньше, чем умение их видеть. Оно развивается особым упражнением — перед своим ходом посмотрите, какие фигуры и пешки противника не защищены или стоят неудачно, а затем поищите возможность напасть на них. В предыдущем примере белые использовали слабость пешки f7 и открытое положение черного короля и поставили мат.

    4. Уделять особое внимание королям

    Король — слабая и уязвимая фигура. Пример с матом Легаля показывает, насколько важно следить за угрозами королю и вовремя его защищать. Помните: в начале и середине партии на доске много фигур, поэтому король может попасть под быструю атаку. Лучший способ его защитить — сделать рокировку. Рокировка в короткую сторону считается более безопасной, потому что король защищает все три пешки перед собой.

    После рокировки в длинную сторону становится уязвимой пешка на линии «а», так как она не защищена королем, но ладья становится на активную позицию на линии «d».
    Перед рокировкой посмотрите, безопасно ли место будущего укрытия. Рокировать под атаку — плохая идея. Затягивать с рокировкой тоже плохо.

    Когда на доске остается мало фигур, король становится активной фигурой. Обычно это происходит в конце игры.

    5. Развивать фигуры

    От многих проблем в начале игры можно избавиться, просто выводя свои фигуры на активные позиции.

    Известный детский мат

    После ходов 1... Кс6-а5 2.Фf3:f7x черные получают мат, хотя могли защититься простым ходом 1. Кg8-f6.


    При развитии фигур в начале игры не стоит делать много ходов одной фигурой. Старайтесь каждый ход вывести новую фигуру. Выводите коней, затем слонов, делайте рокировку, ищите безопасную стоянку для ферзя. Ладьи лучше оставить на начальной горизонтали (1 для белых, 8 для черных) и переместить на вертикали, на которых нет пешек. Так они будут активно участвовать в игре, защищать короля и друг друга и не мешать остальным фигурам.

    По ходу игры также важно проверять, как стоят ваши фигуры. Если фигура стоит плохо или далеко от места основных действий — найдите время и возможность переставить ее получше.

    6. Бороться за центр

    Центр — это поля внутри квадрата c3 — c6 — f6 — f3. Фигуры в центре доски имеют больше ходов, чем на краю или в углу. Например, конь в центре пустой доски имеет 8 возможных ходов, на краю 4 и в углу всего лишь 2 хода. Слон — 13 в центре и 7 в углу.

    Но если мы просто выведем свои фигуры в центр, то противник ходами пешек может отбросить наши фигуры назад. Сначала центр надо захватить пешками, чтобы создать безопасное пространство для выведения фигур. Поэтому в начале игры хороши ходы 1. с2-с4, 1. d2-d4, 1. e2-e4 для белых и зеркально для черных.

    Ходы пешкам на линии «f» нужно делать осторожно, потому что они ослабляют позиции королей.

    7. Не ошибаться при разменах

    Ошибки при разменах фигур возникают из-за незнания ценности фигур или правил разменов. Запомните: ладья стоит 5 пешек, конь и слон — по 3 или 3,5 в зависимости от ситуации, ферзь — 9 или 10, король бесценен.

    Перед разменом нужно посчитать количество нападений и защит на той фигуре или пешке, которую вы хотите поменять. Если количество нападений и защит равно или защит больше, то размен будет честным. Если нападений больше, то нападающий выиграет.

    Размен стоит начинать с самой слабой фигуры и дальше бить фигурами по возрастанию их силы. Перед разменом обязательно представьте, что в результате получите вы и ваш соперник. Если соперник получит больше, откажитесь от размена. Помните, что размен почти всегда выгоден сильнейшей стороне.

    И самое главное — не считайте противника олухом

    Многие начинающие шахматисты надеются на то, что противник ошибется или чего-то не заметит. Этот подход неверен. Играть нужно, отталкиваясь от ошибок и слабостей, которые противник уже допустил, а не от ошибок, которые он допустить может. А если не допустит?

    От сильного соперника и плохих позиций не застрахован никто. Периодически с ними сталкиваются все игроки – и гроссмейстеры, и новички. Разница в том, что профессионалы шахмат знают, как поступать в таких ситуациях и в большинстве случаях «выкручиваются». На любительском же уровне всё наоборот. Чаще всего, если игра «не заладилась» и перешла в "глухую" оборону, новички проигрывают, и довольно быстро. Отсюда вопрос – как улучшить защитные навыки?

    Во-первых, Вы можете включить в свой график регулярных тренировок задачи на поиск лучшей защиты. Во-вторых, периодически разыгрывайте партии с поиском лучших способов сопротивления за слабую сторону. Хорошим началом могут стать партии Виктора Корчного, где Вы найдете много замечательных позиций.

    1. Не паниковать!

    Пожалуй, этот совет - самый важный. Психология играет очень важную роль в шахматной игре. Если Вы уже вошли в состояние паники и чувствуете, что нечем ходить, то игра, скорее всего, проиграна.

    Постарайтесь успокоиться. Возможно, следует встать и погулять в течении нескольких минут, чтобы взглянуть на позицию свежим взглядом.

    Если Вы не зевнули фигуру, то есть все шансы спасти игру или даже выиграть. Признайтесь себе, что Вы находитесь в худшей позиции, и – боритесь!

    2. Постарайтесь найти такую защиту, которая максимально осложнит жизнь оппоненту

    Итак, Вы осознаёте, что Ваша позиция - слабее. И если Ваш соперник случайно не ошибется, то видимо, какое-то время Вы будете в худшем положении. Этого факта уже не изменить. Но опускать руки не стоит, ведь Вы всё ещё можете максимально усложнить партию для оппонента.

    Старайтесь находить такие ходы, которые заставят соперника «попотеть» и усомниться в своём преимуществе. Поверьте, такая тактика очень хорошо работает даже в игре против сильных оппонентов. Рассмотрим такой пример:

    Suarez Garcia, C – Collados, L

    Белые «сидят» без пешки и вероятно они проиграют, при спокойной игре. Поэтому последовало d5 – жертва ещё одной пешки, чтобы активизировать фигуры. Далее Белые пошли Крe4-f5 и позже e6. В результате это осложнило жизнь Чёрным, и они даже проиграли!

    3. Стремитесь к упрощению

    Если Вы находитесь под давлением, то массовые размены в большинстве случаев Вам помогут. Конечно, необходимо обращать внимание на формирующийся эндшпиль. Например, ликвидация ладей в окончании значительно увеличивает шансы на ничью.

    4. Избегайте создания новых слабостей

    Попадая в худшее положение, многие игроки начинают действовать излишне активно - и при этом совершают новые ошибки. Зачастую это приводит к вскрытию позиции и созданию множества слабостей, что только выгодно сильнейшей стороне. Конечно, поиск инициативы – это всегда похвально, но перед этим всегда стоит внимательно оценить ситуацию. Может быть, лучшей стратегией будет всё-таки ожидание и сохранение своей позиции в виде компактной крепости?

    5. Не держитесь за лишний материал, если ситуацию может исправить жертва

    Ваш противник пожертвовал материал, чтобы начать атаку или увеличить давление? Но Вы всегда можете сделать то же самое! Если Вы видите, что можете уравнять позицию за счёт жертвы, то не держитесь за лишний материал и возвращайте его.

    Мы надеемся, что эти практические идеи будут Вам полезны, и в будущем Вы легко сможете лучше справляться с самыми непростыми позициями. Спасибо за чтение!