• Картотека «Разминки, двигательных игр и упражнений. Малым деткам покажу! Меня пляска берёт

    Игры-разминки для формирования качественной памяти учащихся

    Данная статья будет полезна для педагогов, которые заинтересованны улучшением и развитием памяти учащихся. В данной статье хочу рассказать об играх, которые помогают развить хорошую память, не требуя большого количества времени.

    Это такие игры как игры-разминки. Их можно использовать как в начале урока, так и в середине.
    Главная цель моей работы является познакомить с игровыми методами формирования хорошей памяти у учащихся.
    Задачи работы:
    1)помощь в развитии хорошей памяти;
    2)помощь в организации смены деятельности и активного отдыха

    Таких игр много, но я приведу в пример наиболее подходящие по моему мнению.
    Игра 1. Раз, два, три - замри!
    Игра 2. О словах без слов.
    Игра 3. Слушай и представляй.
    Игра 4. Цепочка ассоциаций.
    Игра 5. Слова в позах и жестах.
    Игра 6. Замена букв в словах-позах.
    Игра 1.Раз, два, три - замри!

    Учащиеся встают друг к другу лицом, чтобы друг друга видеть и насчет раз, два, три - замри они должны застыть в произвольной позе на 5-6 секунд.
    Этого времени должно хватить чтобы запомнить позы. Затем учащиеся должны повторить позы одноклассников. Кто повторит точнее все позы и по порядку тот и выиграл.
    (Для наилучшего запоминания подскажите детям чтобы они придумали ассоциации, а на их основе рассказ)
    Игра 2. О словах без слов.
    Данная игра позволит не только развивать крепкую память, но и детское воображение. Даст возможность детям почувствовать себя пантомимом. Вообще пантомима обозначает - «язык тела». Наше тело позволяет много рассказать о себе, не издавая никаких звуков.
    Учащиеся должны изображать слова с помощью пантомима. Желательно чтобы слова были простыми для объяснения например как стол, слон, машина и т д.
    Игра 3. Слушай и представляй.
    Нужно попросить ребят расслабиться, усесться поудобнее и закрыть глаза. Учитель читает рассказ, а дети слушают и пытаются увидеть, что происходит в рассказе.
    Как пример возьмем рассказ Бианки В. «Лис и мышонок ».

    – Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
    – Землю копал.
    – Для чего землю копал?
    – Норку делал.
    – Для чего норку делал?
    – От тебя, лис, прятаться.
    – Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!
    – А у меня в норке спаленка.
    – Кушать захочешь – вылезешь!
    – А у меня в норке кладовочка.
    – Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!
    – А я от тебя в отнорочек – и был таков!


    После прочтения позвольте учащимся поделиться впечатлениями кто что увидел.
    Игра 4. Цепочка ассоциаций.
    У каждого учащегося есть свои ассоциации, своя связь между предметами, словами.
    Возьмите любое слово и скажите учащимся чтобы они по очереди к каждому последующему слову давали свою ассоциацию. А в конце попробовать вспомнить слова - ассоциации которые были названы детьми.
    Игра 5.Слова в позах и жестах.
    Правила игры просты, для начала нужно разделить ребят на команды по 4 человека.
    Ученики должны с помощью рук, ног изображать буквы, то есть в буквальном смысле перевоплотиться в буквы.
    Можно составлять простые слова из 3-4 букв, а можно и более сложные, но для этого понадобятся ещё ученики.
    Чья команда больше отгадает слов та и выиграла.
    Игра 6. Замена букв в словах-позах.
    В этой игре правила такие же как в предыдущей игре, но главная задача учащихся не только показать загаданное слово, чтобы его угадали другие ученики, но и изменять по одной букве в слове, чтобы получилось новое.
    Например:
    Дом-том-ток.
    Можно использовать слова шар, жук, сом, сок.
    После окончания игры попробуйте вспомнить все придуманные слова.

    Танцевально - ритмическая разминка

    в стихах

    «Чок -чок, каблучок…»

    Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)

    В танце кружится сверчок. (покружиться)

    А кузнечик без ошибки

    Исполняет вальс на скрипке. (движения руками, как при игре на скрипке)

    Крылья бабочки мелькают, (махи руками как крыльями)

    С муравьём она порхает. (покружиться на подскоках)

    Приседает в реверансе (сделать реверанс)

    И опять кружится в танце. (покружиться)

    Под весёлый гопачок

    Лихо пляшет паучок. (танцевальные движения, как в гопаке)

    Звонко хлопают ладошки! (хлопки в ладоши)

    Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

    «Гномы»

    Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)

    По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

    А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)

    Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

    И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)

    Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

    Побежали, заспешили (бег на месте)

    И грибы все уронили! (присесть)

    «Рано утром на полянке…»

    Рано утром на полянке (хлопки в ладоши)

    Так резвятся обезьянки:

    Правой ножкой топ, топ!

    Левой ножкой топ, топ!

    Руки вверх, вверх, вверх!

    Кто поднимет выше всех? (встать на носочки и потянуться вверх)

    «Динь-дон, динь-дон…»

    Динь-дон! динь-дон! (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

    Гномы строят новый дом, (постучать кулачком об кулачок)

    Красят стены, крышу, пол, (руками «покрасить» сбоку, вверху, внизу)

    Прибирают всё кругом. («подмести» метлой)

    Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

    И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)

    На пол - мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «постелить» дорожку)

    Расстелив её к порожку. (попятиться назад)

    Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)

    Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

    «Путешественник - гном»

    Жил-был маленький гном (присесть, затем встать)

    С большим колпаком (вытянуть руки вверх, соединить ладони)

    Он был путешественник - гном. (руки на поясе, шаги на месте)

    На лягушке он скакал:

    Прыг-скок, ква-ква! (попрыгать)

    И на стрекозе летал: (махи руками)

    Ух, высоко! (встать на носочки)

    По ручью плыл в чайной чашке:

    Буль-буль-буль! (имитация плавания)

    Ездил он на черепашке:

    Топ-топ-топ! (руки на пояс, потопать на месте)

    И, протопав все тропинки,

    Он качался в паутинке: (покачаться из стороны в сторону)

    Баю-бай! Баю-бай!

    Утро придет, (руки вверх, затем в стороны и вниз)

    Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

    «Ох! Ох! Что за гром?..»

    Ох! Ох! Что за гром? (руки-к щекам, наклоны в сторону)

    Муха строит новый дом.

    Молоток: стук-стук! (движения руками, имитирующие работу с молотком)

    Помогать идёт петух. (шаги с наклонами в стороны)

    «Кот и мыши»

    Кот Тимоша жил на крыше, (руки поднять вверх)

    Ниже, в доме, жили мыши. (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)

    По стене взбирались мыши, (руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру)

    Не боясь кота на крыше.

    Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)

    Вынув пробки из ушей.

    Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть - «мышеловка»)

    Но мышата были ловки. (прыжки на месте, руки на поясе)

    Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)

    В прятки с ним играли мышки.

    «Посторонись!»

    Громко цокают копытца,

    По мосту лошадка мчится. (скакать, как «лошадки», высоко поднимая колени)

    Цок! Цок! Цок!

    А за ней вприпрыжку (бег на месте с подскоками)

    Жеребёнок и мальчишка.

    Цок - копытце жеребёнка! (топнуть правой ногой)

    Цок - каблук о доски звонко1 (топнуть левой ногой)

    Понеслись, лишь пыль клубится («моталочка» руками)

    Всем пришлось посторониться! (пятиться на пятках назад)

    «Сердитый индюк»

    Ходит по двору индюк (шаги на месте, руки на поясе)

    Среди уток и подруг.

    Вдруг увидел он грача, (остановиться, руки развести в стороны и удивлённо посмотреть вниз)

    Рассердился (потрясти пальцем, поднятым вверх)

    Сгоряча затопал, (потопать ногами)

    Крыльями захлопал! (руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)

    Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

    Или медный самовар. (сцепить округлённые руки перед грудью)

    Затряс бородою, (помотать головой, «поболтать» как индюк)

    Понёсся стрелою! (бег на месте)

    «Непоседа - ветер»

    Непоседа - ветер (взмахи руками над головой)

    Знает всё на свете.

    Знает, как поёт лягушка: (присесть и попрыгать, имитируя движения лягушек)

    «Ква-ква-ква».

    Знает, как шумит ракушка: (встать, сложить ладони лодочкой и поднести к правому, а затем левому уху)

    «Шу-шу-шу».

    Знает, как кричит ворона: (помахать руками, как крыльями)

    «Кар-кар-кар».

    Знает, как мычит корова: (хлопки в ладоши)

    «Му-му-му».

    «Зайчики»

    Жили-были зайчики (прыжки на месте, руки перед грудью, кисти опущены)

    На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь - «дерево» и покачаться)

    Жили-были зайчики (прыжки на месте)

    В беленькой избушке. (соединили руки над головой «домик»)

    Мыли свои ушки, (изобразить, как моем уши)

    Мыли свои лапочки. (потереть правой рукой левую и наоборот)

    Наряжались зайчики, (присесть с поворотами в сторону, руки на поясе)

    Надевали тапочки. (поставить на пятку сначала левую, затем правую ногу)

    «Светит солнышко в окошко…»

    Светит солнышко в окошко, (поднять руки над головой и повращать кистями - «фонарики»)

    Потанцуем мы немножко:

    Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки)

    Так танцует мой дружок.

    Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

    Потанцуем мы немножко:

    Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки)

    Так танцует мой дружок.

    Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

    Потанцуем мы немножко:

    Топ, топ, топ, топ, (потопать на месте)

    Так танцует мой дружок.

    «Кошка»

    Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)

    Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)

    Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

    Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

    Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

    Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)

    Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

    И уселась на карниз. (присесть)

    «Совушка-сова»

    Совушка-сова, Совушка-сова (махи руками, как крыльями)

    Большая голова!

    На пеньке сидит, (присесть)

    Головой вертит. (посмотреть направо, затем налево)

    Крыльями хлоп-хлоп! (прямыми руками хлопки по бокам)

    Ножками топ-топ! (потопать ногами)

    «Цветочек»

    Говорит цветку цветок:

    Подними - ка свой листок. (подняться на полупальцы, вытянуть наверх руки)

    Выйди на дорожку, (шаг на месте)

    Да притопни ножкой! (топнуть ножкой)

    Да головкой покачай, (покачать головой вправо - влево)

    Утром солнышко встречай! (руками «нарисовать» большой круг, как – будто солнышко)

    «Рыбаки»

    В синем небе облака. (встать на носочки, поднять руки вверх)

    Под горой бежит река. (присесть, руки вперёд)

    Рано утром из реки (встать)

    Тянут сети рыбаки. (имитировать движение, как бы перебирая руками сеть)

    Много рыбы наловили, (разводим руки в стороны)

    Вкусную уху сварили. Ах! (выполнить круговые движения рукой, как-бы помешивая уху в котелке)

    «Елочка»

    Были бы у ёлочки ножки,
    Побежала бы она по дорожке. (бег на месте)
    Заплясала бы она вместе снами, («пружинка»)
    Застучала бы она каблучками. (потопать на месте )

    Закружились бы на елочке игрушки-
    Разноцветные фонарики, хлопушки. (покружиться)
    Завертелись бы на елочке флаги
    Из пунцовой и серебряной бумаги. (изобразить руками махи - «флажки»)

    Потому что у ворот
    Постучался Новый Год! (показать, как стучатся в дверь)
    Новый, новый, молодой
    С золотою бородой! (изобразить бороду)

    «Мухоморчики - грибочки»

    Мухоморчики - грибочки

    Вырастали у пенечков. («пружинка»)

    Здесь их целая семья.

    Не заметить их нельзя. (повороты вправо-влево)

    Красной шапочкой в горошек

    Привлекают они мошек. (хлопки около правого и левого уха)

    Только помните, друзья:

    Мухоморы рвать нельзя! (погрозить пальцем)

    Мухоморчики-братишки,

    Озорные шалунишки, (покружиться)

    Самые нарядные,

    Все ребята славные! (поочередное выставление ног на пятку )

    «Тучка»

    Тучка - плакучка по небу плывет, (покачать руками над головой)

    И ребятишкам гулять не дает. (погрозить пальцем)

    Кап - кап - кап - капли звонко звенят

    Кап - кап - кап - капли по лужам стучат. (ударять ладонью о ладонь)

    Тучка - плакучка, ты нас не пугай. (погрозить пальцем)

    Лучше скорее зонты посчитай. (изобразить над головой зонтик)

    Раз, два, три - капли звонко звенят

    Раз, два, три - капли о зонтик стучат. (ударять ладонью о ладонь)

    «Бабочка»

    Утром бабочка проснулась: (встать с корточек)

    Улыбнулась, потянулась. (улыбнуться, потянуться)

    Раз – рукой она умылась, (изобразить, как бабочка умывается)

    Два – изящно покружилась. (покружиться)

    Три – нагнулась и присела, (выполнить наклон, затем приседание)

    На четыре – улетела! (замахать крыльями, как бабочка и полетать по залу)

    «Солдаты»

    Как солдаты наши,

    И флажками машем,

    И поем. (

    Раз, два, три!

    Мы идем.(поднять флажки вверх)

    Раз, два, три,

    Мы поем. (опустить флажки вниз)

    Мы идем как нужно,

    Посмотри.

    Мы шагаем дружно.

    Раз, два, три. (марш по кругу с флажками, покачивая ими из стороны в сторону)

    Игры на развитие

    танцевально - двигательных способностей

    «Муравьи»

    Цель: уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь двигаться в разных темпах, тренировка внимания.

    Ход игры: с началом музыки, дети начинают хаотично двигаться по залу, не сталкиваясь и стараясь заполнить свободное пространство.

    «Кактус и ива»

    Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координация движений.

    Ход игры: с началом музыки все дети двигаются по залу подскоками. Как только музыка останавливается, и педагог говорит «Кактус»: дети останавливаются, их руки согнуты в локтях, подняты над головой, пальцы растопырены, как иголки кактуса. Если же педагог произносит слово «Ива»: дети должны развести в сторону руки, расслабить их в локтях, голову свесить набок.

    «На рыбалке»

    Цель : развивать координацию движения, быстроту реакции, воображение.
    Ход игры : Все играющие перевоплощаются: педагог - рыбак, дети – рыбки. С началом игры педагог проводит скакалкой («удочкой») по кругу, стараясь поймать рыбок. Дети, чтобы не попасться «на удочку» должны подпрыгнуть.

    «Самолеты и бабочки»

    Цель: учить детей владеть мышцами рук и шеи, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

    Ход игры : команда "Самолет" - дети летают стремительно, мышцы рук, шеи и корпуса напряжены. Команда "Бабочки"- переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается по сторонам.

    «Змейки»

    Цель:

    Ход игры: встать на колени и прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги - "хвост", и снова продвинуться вперед. Характер движений волнообразный и непрерывный.

    «Котята»

    Цель: умение снимать напряжение с мышц рук, ног, шеи, корпуса, двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом

    Ход игры: дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде "дождь"- дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. Команда "солнышко" - ребята медленно встают, стряхивают капельки дождя с каждой лапки, с головы и хвостика; соответственно снимая зажимы с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

    «Мячик»

    Цель: развить пластику рук, воображение.

    Ход игры: дети стоят в шахматном порядке, руки внизу, пальцы соединены. Педагог просит представить, что в руках появился мяч: руки плавно выносятся вперед, пальцы остаются соединенными друг с другом (I позиция рук). Затем мяч как - будто падает из рук: развести руки в стороны (II позиция рук).

    8.
    «Ежик»

    Цель:

    Ход игры: дети лежат на ковре - на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки натянуты. Педагог говорит стихотворный текст, а дети выполняют соответствующие движения:

    Ежик съежился, свернулся, (согнуть ноги в коленях, прижать к животу, обхватить их руками, нос спрятать в колени)

    Развернулся, потянулся. (поворот на живот через правое плечо, потянуться)

    Раз, два, три, четыре, пять! (поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками)

    Ежик съежился опять! (поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, нос спрятать в колени)

    «Цыплята»

    Цель:

    Ход игры: дети ложатся на ковер, колени прижаты к груди, руками обхватить колени – «яйцо». С началом музыки приподнимается голова, цыплята клювом разбивают скорлупу, расправляют крылышки, начинают двигаться, знакомятся с окружающим миром, пробуют клевать зернышки и т.д.

    «Зернышко»

    Цель: тренировать фантазию и пластическую выразительность.

    Ход игры: дети сидят на корточках, руки обхватывают колени, голова прижата. Под красивую, лирическую музыку все начинают движение: как - будто из зернышка пробивается росточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки.

    «Цветочек»

    Цель: тренировать фантазию и пластическую выразительность.

    Ход игры: дети должны потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно начинают «падать» кисти рук («спряталось солнышко, поник цветочек»), сгибаются руки в локтях («стебелек сломался»), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, надо позволить корпусу, голове и рукам как – бы «упасть» вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»).

    «Пантеры»

    Цель: развивать гибкость, пластическую выразительность.

    Ход игры: дети сидят на корточках, и, не касаясь коленями пола, руками – «мягкими лапками» идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус.

    «Найди свое место»

    Цель: развивать координацию движений, ловкость, чувство ритма.

    Ход игры: Играющие стоят в шеренге. По сигналу руководителя «На прогулку!» дети расходятся по залу и «гуляют». Руководитель произносит слова: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее…». Дети отвечают: «Тра-та-та, тра-та-та!». По сигналу руководителя дети быстро строятся в шеренгу в указанном месте. Построение может быть в колонну или круг, по периметру или посередине зала. Игру желательно проводить под музыку.

    «Цапля и лягушки»

    Все играющие - лягушки, а один человек - цапля (стоит посредине круга). Под веселую музыку лягушки начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелится, цапля забирает к себе. Игра проводится несколько раз. Самые осторожные объявляются царевнами - лягушками. Выделяется и лучшая цапля.

    «У медведя во бору…»

    На одной стороне площадки - берлога медведя, в берлоге - водящий - медведь. На другой стороне - дети. Дети идут к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит!». После этих слов медведь начинает ловить детей, а дети стараются убежать. Пойманные идут в берлогу. Медведь меняется, когда в берлоге будет 4-5 пойманных игроков.

    «Космонавты»

    В разных концах зала кладут 4-5 больших обручей. Это - посадочные места ракет, готовых отправиться в полет. Перед началом игры договариваются, что в одной ракете может поместиться 2 (или 3) «космонавта». Всем мест в ракетах не хватает. Под музыку дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

    Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,

    На какую захотим - на такую полетим!

    Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

    С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (вбежать в обруч) в одной из ракет.

    Танцевально-пластические импровизации

    (Цель : передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений)

    «Осенние листья»

    Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

    «Бабочки»

    На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

    «В стране цветов»

    В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

    "Снежинки"

    То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце.

    "Танцующий огонь"

    Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры…

    Танцевально - ритмические движения в стихах

    « КОВЫРЯЛОЧКА»

    Носок - пятка, пе-ре-топ!

    Носок - пятка, пе-ре-топ!

    Вот какие молодцы –

    Мы танцоры – удальцы!

    «МАЯТНИК»

    (Перенос тяжести тела с ноги на ногу)

    Вперед - назад, вперед - назад

    Маятник качается!

    Влево - вправо, влево - вправо

    Детям очень нравится!

    «ПОДСКОК - 1»

    Скок, скок, скок, скок!

    Вот какой у нас подскок!

    Ножку дружно поднимаем

    И носочек книзу тянем!

    «ПОДСКОК - 2»

    Шаг - подскок, шаг - подскок,

    шаг - подскок через мосток!

    «МОТАЛОЧКА - 1»

    Мы «моталочку» танцуем

    С ребятишками в саду!

    Приходите к нам скорее

    Будем рады мы всему!

    «МОТАЛОЧКА - 2»

    Я «моталочку» спляшу,

    Малым деткам покажу!

    Ножку правую сгибаю

    И быстрее выпрямляю!

    То же самое с тобой

    Повторим другой ногой!

    «ГАРМОШКА - 1»

    Я «гармошечку» танцую –

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Пою песню заводную,

    Выходи ко мне плясать!

    «ГАРМОШКА - 2»

    Ты играй, моя гармошка,

    До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

    Посмотрите, полюбуйтесь,

    Как танцуют на Руси!

    «ГАРМОШКА - 3»

    В нашем доме у Тимошки

    Есть красивая гармошка.

    Пятки вместе, носки врозь –

    Потанцуй, лениться брось!

    Мы с подружками «гармошку»

    Будем вместе танцевать!

    А дружки наши «гармошку»

    Будут с нами повторять!

    «ГВОЗДИКИ» («ДРОБЬ»)

    Каблучками я стучу,

    Пляску русскую учу!

    Пляска русская моя –

    Замечательная!

    «ШАГ С ПОЛУПРИСЕДАНИЕМ»

    Шаг - присяду, шаг – присяду.

    Это танец я учу!

    Приседать я не устану,

    Я танцором стать хочу!

    Шаг - присяду, шаг - присяду.

    Спинку прямо я держу!

    Танцевать себя заставлю,

    Даже если не хочу!

    «ШАГ ПОЛЬКИ - 1»

    Все девчонки и мальчишки

    Очень рады поплясать!

    Скок – пробежка,

    Скок – пробежка,

    Будем польку танцевать!

    «ШАГ ПОЛЬКИ - 2»

    На рассвете ранним утром

    Зайки вышли поскакать!

    Скок - пробежка, скок - пробежка,

    Будут польку танцевать!

    «ШАГ ПОЛЬКИ - 3»

    Посмотрите, зайчики!

    Посмотрите, белочки!

    Как танцуют полечку

    Мальчики и девочки!

    «МОЛОТОЧКИ»

    Молоточек тук да тук,

    Раздается звонкий стук.

    А потом еще разок –

    Вот и вбился весь гвоздок!

    «ПРИПАДАНИЕ - 1»

    Как танцуем мы красиво,

    Улыбаемся счастливо!

    Припадаем мы на ножку

    И покружимся немножко!

    «ПРИПАДАНИЕ - 2»

    Припадаем, припадаем,

    Русский танец начинаем!

    Как лебедушки плывем,

    Хоровод мы наш ведем!

    «ПРИПАДАНИЕ - 3»

    Припадаем мы на ножку

    И покружимся немножко!

    Наши танцы хороши,

    Мы танцуем от души!

    ТОПАЮЩИЙ ШАГ – «ТОПОТУШКИ - 1»

    Топотушки, топотушки,

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Дружно, весело, задорно

    Повторим мы все опять!

    ТОПАЮЩИЙ ШАГ – «ТОПОТУШКИ - 2»

    Мы веселые игрушки,

    Пляшем танец «топотушки».

    Ножками мы топаем

    И в ладоши хлопаем!

    ТОПАЮЩИЙ ШАГ – «ТОПОТУШКИ - 3»

    В гости к нам пришли зверюшки,

    Им покажем «топотушки»!

    Постучим мы ножками,

    Протопчем к ним дорожку мы!

    «ГАЛОП ПРЯМОЙ - 1»

    Но, лошадки! Но, лошадки!

    Вы скачите без оглядки!

    Ножку правую вперед –

    Получается галоп!

    «ГАЛОП ПРЯМОЙ - 2»

    Вот лошадки цирковые!

    Хороши они, красивы!

    Побежали в хоровод,

    Станцевали нам галоп!

    «ГАЛОП БОКОВОЙ»

    Гоп, гоп, гоп, гоп,

    Получается галоп!

    Пятка пятку догоняй –

    Пятка пятку выбивай!

    «ШАГ С ПРИТОПОМ»

    Сух из лужи вышел гусь,

    Но и ты теперь не трусь!

    Шаг с притопом покажи,

    А потом беги, кружи!

    «КОЗЛИК»

    Вышел козлик погулять,

    Стал он прыгать и скакать!

    Козлик ножками стучит,

    По - козлиному кричит:

    «Бе-е-е-е…!»

    Скачет козлик по дорожке,

    Бьет он звонко каждой ножкой.

    Когда пляску я учу,

    То копытцами стучу!

    «КАЧАЛОЧКА - 1»

    Качай, качай, качалочка,

    Качай ты нашу Галочку!

    Наша дочка хочет спать,

    Мы не будем ей мешать!

    «КАЧАЛОЧКА - 2»

    Знаю я одну считалку,

    Называется «качалка»!

    Раз, два, три, четыре, пять:

    Начинаем танцевать!

    «БЕГУНЕЦ»

    Прыжок - пробежка, бегунец,

    Вот какой он молодец!

    Через лужу прыгает,

    Сам себе завидует!

    «ВЕРЕВОЧКА - 1»

    Я скачу, скачу, скачу

    И веревочку кручу!

    Ты, веревочка, крутись,

    Пляска русская, учись!

    «ВЕРЕВОЧКА - 2»

    Мы веревочку плетем -

    Ногу за ногу ведем,

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Начинаем всё опять!

    «ВЕРЕВОЧКА - 3»

    Я – маленький зайчонок,

    Скачу, куда хочу!

    Смотрите, как я ловко веревочку кручу!

    «МЕТЁЛОЧКА»

    Как у наших у ворот

    Дворник улицу метет.

    Дворник улицу метет.

    Все соринки подберет!

    «ПОЛУПРИСЯДКА, ПРИСЯДКА»

    Сяду – встану, сяду – встану

    И, как мячик поскачу!

    Приседать я не устану,

    Я танцором стать хочу!

    «ХОДЬБА С ВЫСОКИМ ПОДНИМАНИЕМ КОЛЕН»

    Ходит по двору петух,

    Разговаривает вслух:

    - Я хозяин во дворе

    И бужу всех на заре!

    «ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ ВПЕРЁД НА ПЯТКУ»

    Дружно ножки выставляем,

    Танцевать не устаём.

    На весёлый танец польку

    Всех друзей своих зовём!

    «ПРУЖИНКА С ПОВОРОТОМ»

    Ножки рядышком стоят,

    Танцевать они хотят.

    Вправо-влево повернись,

    Всем друзьям ты улыбнись!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Повернусь к тебе опять!

    «ТРИ ПРИТОПА»

    К нам пришла собачка - гав-гав-гав!

    Рыжая собачка - гав-гав-гав!

    Она громко лает - гав-гав-гав!

    Нас она пугает - гав-гав-гав!

    «ПРУЖИНКА»

    На диванчике качаюсь

    И совсем не устаю.

    Как пружинка, я сжимаюсь,

    Раскручусь и упаду.

    Ты раздайся, народ, -

    Меня пляска берёт!

    Я пойду, попляшу,

    Свой наряд покажу!

    «ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ ВПЕРЁД НА НОСОК»

    На носок поставим ножку -

    Как танцуем, посмотри.

    А теперь, дружок, попробуй

    Этот танец повтори!

    «ПРИСТАВНОЙ ШАГ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЁД»

    Шёл мишутка по дорожке -

    У него устали ножки.

    Постоял, сел на пенёк -

    Больше он идти не мог!

    «БОКОВОЙ ПРИСТАВНОЙ ШАГ»

    Боком, боком всё шагаем,

    В догонялки мы играем.

    А теперь пойдём домой по тропиночке лесной!

    «МАРШ И БЕГ»

    Слон шагает по дорожке:

    Топ, топ, топ, топ.

    А за ним шагает кошка:

    Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ!

    «ПРИТОП»

    Как я топну ногой

    Да притопну другой!

    Выходи, подружка, в круг,

    Танцевать со мной, мой друг!

    «ПРЫЖКИ НА ДВУХ НОГАХ»

    На полянке, на лужайке

    Целый день скакали зайки.

    Веселились, веселились,

    К вечеру все утомились!

    «УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РУК»

    Снег-снежок, снег-снежок

    Лёгкий и пушистый.

    Он на землю тихо-тихо

    Падает, ложится…

    Маленькие танцы – этюды

    «Матрешки»

    Мы матрешки, мы матрешки, (руки сложены «полочкой»)
    Вот такие крошки.

    Как у нас, как у нас чистые ладошки! (показать ладошки)

    Мы матрешки, мы матрешки, (руки сложены «полочкой»)
    Вот такие крошки. (присесть и показать рукой какие маленькие)


    Как у нас, как у нас, на ногах сапожки! (поставить правую ножку на пятку, затем левую)

    «Танец с лентами»

    Наши ленты словно птицы,

    Стали в воздухе кружиться.

    Ля – ля – ля.

    Побежали мы по кругу,

    Поглядели друг на друга.

    Ля – ля – ля. (бег по кругу)

    Закружились быстро сами,

    Закружились ленты с нами.

    Ля – ля – ля. (покружиться с лентами в руках)

    «Солдаты и барышни»

    Бравые солдаты, пушек не боятся,

    Бравые солдаты, весело идут, (марш по кругу)

    Бравые солдаты, могут защищаться. (изобразить, как защищаются солдаты)

    Бравые солдаты, песни все поют.

    Барышни-красавицы, ходят на носочках, (ходьба по кругу на полупальцах)

    Барышни-красавицы, любят танцевать. («пружинка с поворотом»)

    Барышни-красавицы, платьице в цветочках. (покружиться)

    На парад солдат они вышли провожать. (помахать рукой, как-бы прощаясь)

    «Осенние листочки»

    Мы листики осенние

    На веточках сидели. (взмахи листочками)

    Дунул ветер, полетели,

    Мы летели, мы летели, (бег по кругу)

    И на землю сели. (присесть)

    Снова ветер набежал,

    И листочки вверх поднял. (подняться и потянуться вверх с листочками)

    Завертелись, закружились,

    Мы кружились, мы кружились, (покружиться вправо, затем влево)

    И на землю опустились. (присесть)

    «Осень»

    Осень, осень к нам пришла,

    Дождь и ветер принесла. (завести хоровод)

    Кап - кап - кап - кап. (стучат пальчиком по ладошке)

    Пожелтел зеленый сад,

    Листья кружатся, летят. (покружиться)

    Шу - шу - шу - шу - шу. (взмахи листочками)

    Песни птичек не слышны, (показать крылышки птиц)

    Подождем их до весны. (потереть ладонь о ладонь)

    Чирик - чик, чик,

    Подождем их до весны. (потереть ладонь о ладонь

    «Ленточки»

    Посмотрите, вот какие

    Детям ленты подарили.

    Их покажем вам сейчас,

    Поглядите-ка на нас. (покружиться)

    Ленточки красивые,

    Желтые и синие,

    Розовые, красные –

    Вот какие разные. (взмахи лентами вверх и вниз)

    Замелькали по дорожке

    Наши маленькие ножки. (бег на полупальцах по кругу)

    Ленточками мы взмахнем

    И веселый пляс начнем. (взмахи лентами вверх и вниз)

    «Мы солдаты, мы солдаты…»

    Мы - солдаты, мы - солдаты,

    Нас вперед труба зовет,

    Четким строем, твердым шагом

    Отправляемся в поход. (маршировать по кругу, как солдаты)

    А мы тоже, а мы тоже,

    Отправляемся в поход.

    А мы – летчики-пилоты

    Небо нас всегда зовет.

    Мы на наших самолетах

    Отправляемся в полет. (изобразить, как заводится мотор самолета - «моторчики», бег по кругу – «крылья самолета»)

    А мы тоже, а мы тоже,

    Отправляемся в полет.

    Мы – матросы, мы – матросы.

    Море – наш родимый дом.

    И на белом пароходе

    Далеко мы уплывем. («Лодочка» - покачаться в разные стороны, держась за руки)

    И мы тоже, и мы тоже,

    В море синем мы плывем.

    Мы – танцоры, мы – танцоры.

    Мы плясать не устаем.

    Звонко хлопаем в ладоши, (хлопки)

    И танцуем, и поем. (поочередное выставление ног на пятку)

    А мы тоже, а мы тоже

    И танцуем и поем.

    «В лапку шмель берет смычок…»

    В лапку шмель берет смычок,

    Заиграла скрипка. (имитация игры на скрипке)

    Пляшет с мухой червячок

    На тропинке гибкой. (покружиться в парах на подскоках)

    Каблуки «тук-тук» - стучат,

    Лихо поплясали. (потопать правой ногой)

    Половинку калача

    Музыканту дали. (потопать левой ногой)

    А потом червяк учил

    Танцевать улитку, («пружинка с поворотом»)

    Шмель за это получил

    Шоколада плитку. («фонарики»)

    «Сапожок»

    Посмотри-ка, мой дружок,

    На чудесный сапожок. (показать рукой на ногу, нога на пятке)

    Ты послушай этот звук -

    Сапожок мой тук, тук, тук. (постучать пяточкой по полу)

    Ах, как весело у нас -

    Сапожок пустился в пляс.

    По дорожке в кружок

    Прибежал мой сапожок. (бег по кругу)

    Ты, дружочек, не зевай,

    Себе пару выбирай, (протянуть руки соседу)

    Веселей покружись, (покружиться)

    А потом остановись.

    Сапожок не стучит,

    Сапожок не бежит. (показать пальцем - «тихо»)

    Он тихонечко идет,

    Всех на стульчики ведет. (сесть на стульчики)

    «Снег - снежок»

    Снег-снежок, снег-снежок,

    Белая метелица. (хлопки)

    Снег-снежок, снег-снежок,

    По дорожке стелется. (покружиться и присесть)

    Снег-снежок, снег-снежок,

    Замело дорожки. (покачать руками в стороны)

    Снег-снежок, снег-снежок,

    Тает на ладошке. (показать ладошки)

    Мы налепим снежков, вместе поиграем. («слепить снежки»)

    И друг в друга снежки весело бросаем. («покидать снежки» друг в друга)

    Снег-снежок, снег-снежок,

    Замело дорожки, (покачать руками в стороны)

    Снег-снежок, снег-снежок,

    Тает на ладошке. (показать ладошки)

    Нам тепло во дворе, не замерзли ушки, («потереть ушки»)

    Накатаем мы снег, в белый ком большущий. («скатать ком»)

    Снег-снежок, снег-снежок,

    Замело дорожки. (покачать руками в стороны)

    Снег-снежок, снег-снежок,

    Тает на ладошке. (показать ладошки)

    «Перепляс»

    На лужайке в ранний час,

    Начинают перепляс (бег по кругу парами)

    Осы со шмелями -

    Бравыми парнями!

    Машут крыльями вверх и вниз! (поднимают руки вверх и вниз)

    Эй, прохожий, берегись!

    Осы со шмелями -

    Бравыми парнями! (взяться за руки, и покружиться парами)

    Хлопни лапками дружней, (хлопки)

    Пляска будет веселей! (поочередное выставление ног на пятку)

    Осы со шмелями -

    Бравыми парнями! (взяться за руки, и покружиться парами)

    «Танец в кругу»

    (движения выполняются в соответствии с текстом)

    Мы сейчас пойдем направо,

    Дружно: раз, два, три!

    А потом пойдем налево

    Дружно: раз, два, три!

    В центре круга соберемся

    Дружно: раз, два, три!

    И на место все вернемся

    Дружно: раз, два, три!

    Мы тихонечко присядем

    Дружно: раз, два, три!

    И немножечко приляжем (дети складывают руки под щекой)

    Дружно: раз, два, три!

    Мы поднимемся тихонько

    Дружно: раз, два, три!

    И попрыгаем легонько

    Дружно: раз, два, три!

    Пусть попляшут наши ножки

    Дружно: раз, два, три!

    И похлопают ладошки

    Дружно: раз, два, три!

    Повернемся мы направо

    Дружно: раз, два, три!

    Не начать ли все сначала

    Дружно: раз, два, три! (дети снова берутся за руки)

    «Потанцуй со мною…»

    Потанцуй со мною,

    Тихо покружись. (покружиться в паре)

    Улыбнись, конечно

    И остановись. (улыбнуться и остановиться)

    Шаг назад,

    И шаг вперед,

    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки)

    Обнялись. (обняться)

    Шаг назад,

    И шаг вперед,

    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки)

    Обнялись. (обняться)

    Танцевальные игры

    «На корабле»

    Необходимое оборудование: детское пластмассовое ведерко, швабра, фонограмма песни «Морячка» Олега Газманова.

    Правила игры: на роль моряка (морячки) выбирается один участник, ему поручается вымыть на корабле палубу. С помощью швабры и ведра морячок выполняет движения, имитирующие мытье полов. Вокруг него весело танцуют остальные ребята, которые участвуют в игре. Затем музыкальное сопровождение резко останавливают и дети вместе с ведущим должны быстро встать в пары. Моряком (морячкой) становится игрок, который остается без пары.

    «Море волнуется раз»

    Игровое оборудование: диск, на котором записана приятная мелодичная музыка.

    Правила игры: выбирают одного ведущего. Все остальные участники игры кружатся и выполняют плавные танцевальные движения. После произнесенных воспитателем слов «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура морская замри!», резко останавливается музыкальное сопровождение и дети должны замереть на месте. Ведущему поручается найти тех, кто пошевелится.

    «Зеркало»

    Эта танцевальная игра для детей кроме магнитофона и диска с детскими песнями специального оборудования не требует.

    Правила игры: дети разбиваются попарно и становятся лицом друг к другу. Под музыку один ребенок в паре танцует, а другому малышу нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются. Побеждает та пара, в которой движения были более синхронными.

    «Сад»

    Необходимое оборудование: картонные карточки, на которых изображены - ромашка, вишня, куст, пчела, воробей, ласточка, кролик, кузнечик, лилия и т.д.

    Правила игры: каждому малышу раздают по карточке. Затем ребенок должен танцевальными движениями под музыку изобразить то растение или животное, которое написано на карточке. Вначале каждый ребенок выполняет свое задание, а затем дети вместе танцуют, изображая полностью весь сад.

    «Распутай веревочку»

    Подобные детские танцевальные игры использование оборудования не предусматривают.

    Игровые правила: дети, взявшись за руки и встав в круг, закручиваются всевозможными способами, переступая ногами через руки, друг друга, ложась, садясь и т.д., чтобы получился перепутанный клубок. Ведущим включается музыка, под которую дети самостоятельно распутываются. По темпу можно использовать разную музыку, чтобы и распутывание было то быстрым, то медленным.

    «Придумай танец»

    Правила игры: дети выстраиваются в круг, звучит музыкальное сопровождение. Выбирают из детей ведущего, который будет показывать танцевальные движения. Затем ведущим становится тот, у кого лучше получались движения. Игра длится, пока все малыши не побудут ведущими.

    «Оркестр»

    Необходимое оборудование: стулья, чтобы рассадить оркестр.

    Правила игры: каждый ребенок выбирает инструмент, на котором собирается играть - гитара, балалайка, баян, флейта, рояль, скрипка, треугольник и т.д. Из детей выбирается с помощью считалочки один человек - он будет дирижером. Дирижер взмахивает палочкой и все дети - оркестр - начинают имитировать игру на музыкальных инструментах. Затем дирижер показывает палочкой на одного из музыкантов, например, на скрипача, и начинает имитировать игру на скрипке, а ребенок, игравший на скрипке, замирает. Все музыканты, заметив это перестают играть на своих инструментах и начинают повторять за дирижером, изображать игру на скрипке. Далее дирижер переходит к следующему инструменту, а музыканты должны внимательно следить за ним и без ошибок повторять движения.

    «Солнце и цветочки»

    Оборудование: диск с приятной мелодичной музыкой.

    Правила : выбирается солнце - ведущий, все остальные дети - цветочки. Первым просыпается солнышко и, кружа и танцуя, поглаживает цветочки, они начинают распускаться и танцевать. Детки выполняют движения, имитирующие покачивания цветочка на ветру.

    «Магазин игрушек»

    Оборудование:

    Правила игры: малыши изображают различные игрушки (робота, куклу, лошадку, кошку). В магазин заходит ведущий (покупатель), рассматривает игрушки и поочередно их включает. После включения каждая игрушка танцует. Затем ведущий игрушку выключает, и она перестает двигаться, замирает. Покупатель, рассмотрев все игрушки, выбирает понравившуюся и она становится ведущим.

    «Лесной бал»

    Оборудование: магнитофон, диск с детскими песнями.

    Правила игры: ведущий (педагог) предлагает детям посетить бал, на котором собрались разные лесные жители. Он произносит стихотворение, а дети повторяют за ним музыкально - ритмические движения:

    Бобер в лесу устроил бал и много он гостей позвал:

    Белочки во флейты дуют, польку бабочки танцуют,

    Даже тихий барсучок туфельками чок да чок!

    Можно предложить играющим «превратиться» в любого лесного жителя и самостоятельно придумать, как он танцует.

    «Творческая импровизация»

    Оборудование: магнитофон, диск с музыкой (вальс, марш и т.д.).

    Правила игры: Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. Изображают бабочек, птиц и т.д. На музыку марша дети придумывают различные общеразвивающие упражнения: приседы, наклоны. Изображают солдатиков, гимнастов и т.д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, лисичек, белочек и т.д. Лучшую творческую импровизацию можно отметить.

    4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы

    Энергизаторы позволяют тренеру решить ряд задач, помогая:

    Быстрее и легче пройти начальные стадии формирования группы, когда происходит знакомство, установление контактов между участниками и ориентировка;

    Сплотить группу;

    Вовлечь участников в действие, повысить общую активность;

    Снять напряженность и усталость;

    Переключиться с одной темы или ситуации на другую;

    Создать «мостик» для перехода к проработке новой темы на тренинге;

    Создать атмосферу открытости и сотрудничества;

    Сформировать малые группы для последующей работы на тренинге.

    Есть очень много различных игр и игровых упражнений для группы, которые можно использовать в качестве энергизаторов. Выбирая из них те, которые вы включите в свой «багаж» бизнес-тренера, руководствуйтесь следующими основными критериями:

    Энергизатор должен нравиться, быть комфортным для самого тренера . Не стоит проводить игры, в эффективности которых вы сами не уверены;

    динамичной , соответствовать своей основной функции – «разогреву» участников. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников. Игры, основанные на соревновании, следует использовать осторожно, чтобы не навредить групповой динамике;

    Энергизатор должен быть интересен участникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;

    Энергизатор должен быть позитивным , не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;

    Энергизатор должен вовлекать всех участников . Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;

    Энергизатор должен быть коротким , обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;

    Игра-энергизатор должна быть доступной для всех участников. Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональные ограничения (например, не любят игры, в которых необходимо находиться близко или прикасаться друг к другу). Арсенал тренера должен позволить выбрать энергизатор, не ущемляющий ни одного из участников;

    Энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания и участия;

    По возможности энергизаторы должны быть связанными с содержанием тренинга , чтобы использовать их для перехода к следующей теме.

    Проводя энергизатор, тренер сам должен быть энергичным и стараться, чтобы игра шла динамично.

    Тренер может столкнуться с ситуацией, когда группа или некоторые участники не хотят по тем или иным причинам участвовать в энергизаторах. В этом случае важно не навязывать необходимость игры. В зависимости от причин тренер может либо использовать другой тип энергизаторов, либо решать задачи формирования групповой динамики и энергизации участников другими инструментами. Например, изменить методы проведения тренинга так, чтобы после перерыва использовать не мини-лекцию и даже не обсуждение, а более активный метод, например ролевую игру.

    Примеры упражнений-энергизаторов.

    «Самурай, принцесса и дракон». Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Тренер объясняет, что это две команды, игра идет до трех побед одной из команд или максимум пяти раундов (если много «ничьих»). Тренер рассказывает, что, как и любая японская игра, эта игра театрализована и в ней есть три фигуры («самурай», «принцесса», «дракон»), которые надо запомнить. Он показывает участникам, как изображаются фигуры, и просит повторить (для изображения фигур могут быть использованы различные позы и жесты). Он поясняет, что игра проходит в несколько раундов, перед каждым из них участники команд будут совещаться между собой и выбирать одну из фигур («самурай», «принцесса» или «дракон») для показа. Затем участники встанут в две шеренги и одновременно, по команде тренера, покажут ту фигуру, которую планировали. Если в одной из групп участники покажут разные фигуры – значит, команда проиграла в данном раунде, поскольку не смогла договориться. Иначе выигрывает та команда, которая показала более сильную фигуру. Все фигуры находятся в определенных отношениях друг к другу: «самурай» побеждает «дракона», «дракон» – «принцессу», а «принцесса» – «самурая».

    «Встаньте те, кто…». Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

    «Фруктовый салат». Упражнение, аналогичное предыдущему. Разница состоит в том, что участники изначально рассчитываются (делятся) на «яблоки», «бананы», «апельсины». Ведущий может назвать один из фруктов, например «яблоки» (тогда «яблоки» меняются местами), или сказать «фруктовый салат» – тогда все участники меняются местами. Как и в предыдущей игре, одного стула не хватает и тот, кто не успел сесть, становится следующим ведущим.

    «Хвост дракона». Участники встают друг за другом, держа впереди стоящего за талию. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», первая половина участников помогает «голове», вторая – «хвосту». Цепочка не размыкается, в процессе игры все участники продолжают держать впереди стоящего за талию.

    «Люди-домики». Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Держащиеся за руки – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Ведущий (он меняется или весь энергизатор ведет тренер) может сказать одно из трех слов: «люди» – тогда «люди» меняются местами; «домики» – тогда «домики», не размыкая рук, должны «поймать» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.

    «Броуновское движение». Участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде тренера образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал тренер. Энергизатор позволяет разделить участников на малые группы для дальнейшего тренинга.

    «Дотронься до…». Ведущий называет признак (например, «дотронься до белого… золотого… приятного…»). Все участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком. Правила – дотрагиваться надо только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим.

    «Плечом к плечу». Ведущий (начинает тренер, затем ведущий может меняться) называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Участники должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.

    «Ловим палец». Участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой.

    «Разминка». Участники встают в круг. Тренер просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем участникам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.

    «Электрическая цепь». Участники образуют две команды и встают в шеренгу друг напротив друга («стенка на стенку»). Все члены каждой из команд держатся за руки, образуя «электрическую цепь». На равном расстоянии от крайних участников ставится маркер или другой предмет, который легко схватить рукой. Все участники, кроме первых в цепочке и крайних, закрывают глаза. Крайние в цепочке смотрят друг другу в глаза. В это время тренер-ведущий подбрасывает монету, ловит ее и показывает одновременно первым участникам. Их задача: если выпадает «орел» – запустить сигнал по цепи своей команды, пожав руку соседу; если «решка» – ничего не делать. Задача остальных участников – получив сигнал, максимально быстро передать его дальше по цепочке, пожав руку своему соседу. Если сигнал доходит до крайних игроков в каждой из команд, они должны схватить маркер. Выигрывает команда, которая первая схватит маркер. В случае запуска ложного сигнала (когда выпала «решка») команда, допустившая это, проигрывает. Игра включает несколько раундов.

    «Льдинка». Тренер расстилает на полу лист флипчарта и просит участников группы встать на него так, чтобы все уместились. Затем он раунд за раундом постепенно складывает лист, уменьшая площадь, на которой должна уместиться вся тренинговая группа.

    «Сколько ног?» Тренер последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание тренера начинается с количества ног n /2, где n – число участников в тренинговой группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Существуют варианты, когда на группу в 15–20 человек на полу остается всего две ноги.

    «Распутай клубок». Участники группы встают в круг, все вытягивают обе руки вперед, закрывают глаза, идут к центру круга. Сближаясь друг с другом, каждый находит чью-то руку. После того как все участники «переплелись», схватив чьи-то руки, они открывают глаза и должны не размыкая рук распутаться.

    «Хвост ослика Иа». Участники в парах (тройках) держатся, обнимая друг друга за талию, у одного из них прикреплен «хвостик» из бумаги или веревки. Задача каждой из мини-команд – сорвать «хвостик» другой команды. Если он сорван, команда прикрепляет себе новый и продолжает игру. Побеждает команда, собравшая больше всего «хвостиков».

    В качестве энергизаторов могут выступать логические и интеллектуальные задачи , а также упражнения на координацию.

    Участники встают в круг или сидят в кругу. Все по очереди последовательно называют числа начиная с единицы. Участник, на чью очередь приходится задача назвать число, содержащее цифру или число, делящееся на три, должен молча хлопнуть в ладоши. Если кто-то ошибся – счет начинается сначала.

    Задача – соединить все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки:

    Задача «Узники». Четырех узников закопали по шею в землю (см. рисунок ниже). У каждого из них на голове колпак, причем у двух черного цвета, у двух других – белого. И узники знают об этом. Каждый из них не может смотреть по сторонам: первый и второй видят только стену, третий – второго, четвертый – третьего и второго. Узникам поставили условие: каждый из них может назвать цвет своего колпака. Если он угадает – всех отпустят, если нет – всем отрубят голову. Какой узник смог уверенно назвать цвет своего колпака и спасти остальных?

    Упражнение на координацию «Грека». Участники встают в круг, и тренер просит их произнести вслух хором известную скороговорку: «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап». Далее тренер просит еще раз повторить скороговорку, но слово «грека» заменяется определенным движением или жестом. В следующий раз участники повторяют скороговорку, и уже два слова заменяются разными движениями – «грека» и «рука». В третий раз движениями заменяются три слова – «грека», «река», «рука». Тренер участвует в упражнении, демонстрируя движения и помогая группе.

    Примеры упражнений-энергизаторов, которые могут быть связаны с содержанием тренинга.

    «Армрестлинг» – энергизатор для тренинга по разрешению конфликтов. Участники делятся на пары, участники в паре встают боком друг к другу и берут одной рукой руку другого. Инструкция звучит следующим образом: «Задача каждого участника – выиграть, набрав как можно больше очков. Очки олицетворяют нечто очень важное для каждого, поэтому чем их больше, тем лучше». Сама игра длится 10 секунд. В течение этого времени, если одному из игроков удается притянуть руку другого к себе, он получает одно очко. После игры тренер может обсуждать стратегию поведения в конфликте: почему одни выбрали борьбу, другие уступили, а третьи договорились и, реализуя стратегию сотрудничества, стали быстро перемещать руки друг к другу, набирая очки.

    «Паровозы» – энергизатор для тренинга по менеджменту. Участники по трое встают «паровозиком», держа впереди стоящего за талию. Все закрывают глаза, кроме последних в шеренге. Далее «паровозики», следуя командам тренера, начинают перемещаться по помещению. Команды в каждом из «паровозиков» отдаются последним, «зрячим» участником посредством сигнализации среднему руками на талии, который также руками на талии первого участника передает ему сигналы, куда двигаться. Через некоторое время участники меняются местами. Желательно, чтобы каждый побыл в трех ролях – «зрячего», первого и среднего. Участники могут рассказать, в какой роли им было легче и почему, обсудить, как себя чувствуют сотрудники, находящиеся «на передовой», не до конца понимающие задачи и уверенные в правильности распоряжений вышестоящего руководства, подчеркнуть важность доверия к руководству.

    «Прыжки» – энергизатор на командное взаимодействие и учет интересов других членов команды. Участники встают в две шеренги, тренер разворачивает некоторых людей в каждой из групп в разные стороны. По хлопку тренера каждый из участников обязательно делает поворот на 90 градусов влево или вправо либо поворот на 180 градусов, на месте оставаться нельзя. Задача обеим шеренгам – встать лицом друг к другу. Выигрывает та из команд, которая первая выстроится в шеренгу лицом к другой. Игровая интрига состоит в том, что тренер разворачивает только часть участников, остальные на момент начала игры остаются стоять в шеренге «как надо», лицом к другой команде. Если участники думают только о себе, воспринимая задачу индивидуально, то они стараются сразу повернуться лицом внутрь шеренги, как требуется, а другие вынуждены отворачиваться. Игра продолжается до тех пор, пока участники не осознают необходимость думать не только о том, как каждый из них может выполнить задачу, но и о том, как всем вместе ее решить.

    Мы представляем вам подборку игр,

    которые отлично подойдут для разминки на тренировках в клубе

    или просто для развлечения команд.

    Баллоны и насосы

    Участникам выдаются карточки с 3словами:обычно это редкие и мудрёные слова, которые известны далеко не всем. За отведённое время (например, 3 минуты) участникам необходимо придумать определение для этих слов, выглядящее максимально реалистично, на которое "купится" как можно больше людей.

    По окончании времени листки сдаются ведущему, который перемешивает их, добавляя листок с настоящими определениями этих слов. Во второй части игры ведущий читает вслух все определения для каждого слова, включая настоящее. Участники должны внимательно прослушать все определения и выбрать для себя то, которое, по их мнению, является правильным.

    Если участник проголосовал за верное определение, то получает 2 очка. Если же он проголосовал за одно из определений, придуманных соперниками, то автор такого определения получает 1 балл и объявляется «насосом» (за то, что ловко «надул» товарища, который объявляется «баллоном»). Таким образом, за каждого участника, "купившегося" на определение, автор, придумавший его, получает по одному баллу.

    После окончания голосования по каждому слову ведущий объявляет, какое определение было верным. Когда все определения зачитаны, подсчитываются очки. Победителем считается участник, набравший больше всего очков.

    Банальности

    Вначале объявляется тема. Темы могут быть самыми разными: от простых, вроде "школа" или "лыжный спорт", до самых экзотических.

    После этого участники втайне друг от друга записывают по 10 слов. Принято, что это нарицательные существительные в именительном падеже единственном числе. Во время, когда игроки составляют свои списки слов, запрещены все разговоры.

    После списки вскрываются и оглашаются.

    За каждое слово участник получает столько баллов, сколько человек это слово написали. Победителем считается тот, кто набрал больше всех очков по всем своим десяти словам.

    В этой игре важно быть "наиболее банальным", то есть писать те слова, которые могут прийти на ум большинству участников игры.

    Слова считаются одинаковыми, если они полностью совпадают. Например, если играется тема "Свет", то слово "лампа» и "лампочка» считаются разыми словами. Это же правило относится и к орфографическим ошибкам.

    Интеллектуальный покер

    Сначала ведущий задает вопрос всем игрокам (отвечает тот, кто первым хлопнул в ладоши). Если правильного ответа не дал никто, предлагается следующий вопрос – и так далее, пока кто-нибудь не ответит. Пусть ответил игрок Икс. После этого ведущий предлагает ему выбор. Икс может либо получить одно очко и прекратить игру, после чего следующий вопрос снова задается всем игрокам. Кроме того, Икс может продолжить игру, тогда следующий вопрос задается только ему. Пока игрок продолжает давать правильные ответы, он каждый раз имеет такую же альтернативу – продолжать игру или остановиться (записав в свой актив столько очков, сколько правильных ответов он дал). Однако если он даст неправильный ответ на очередной вопрос, вся его серия «сгорает».

    Выигрывает тот, кто даст наибольшую (несгоревшую) серию правильных ответов. Если наибольшие серии одинаковы у двух или большего числа игроков, то сравниваются вторые их серии (если они есть), затем третьи и т.д. Так, игрок, имеющий серии 3 + 2 + 1, проигрывает игроку, давшему серию из четырех верных ответов, но выигрывает у игрока с сериями 3 + 1 + 1.
    Игрок может остановиться в любой момент, передавая право ответа любому другому участнику и сохраняя свои уже честно заработанные очки.Цель каждого игрока - набрать как можно больше очков. Цель ведущего - выявить потенциальные возможности игроков и зрителей, выбрать наилучших среди кандидатов, развлечь зрителей, сделав игру острой. Для этого рекомендуетсячере-довать простые и сложные вопросы, начиная, естественно, с предельно простых.

    Две буквы

    Первый участник говорит слово - существительное, желательно в единственном числе. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку, пока круг не замкнётся.

    После того, как право ответа возвращается к первому игроку, все участники пишут на листочке слова, которые они загадывали – за каждое совпадение команде начисляется 1 балл.

    Шляпа

    Суть игры "Шляпа" в том, чтобы объяснить партнеру за короткий промежуток времени (15-20 секунд) как можно больше слов, вытаскиваемых одно за другим из шляпы.

    В шляпе лежат бумажки со словами. Показывать бумажки никому нельзя. Используются только нарицательные существительные в именительном падеже и единственном числе.

    Игроки разбиваются на пары. Один из игроков команды вынимает из шляпы бумажку и объясняет написанное на ней слово партнеру.

    При объяснении нельзя:

    - использовать однокоренные слова;

    Называть переводы слова на иностранных языках;

    Использовать жесты (в том числе показывать на предметы);

    Называть напрямую слова, похожие по звучанию (например, если вы объясняете слово «этюд» и решили объяснить его как «музыкальное произведение, похожее на «утюг», то в таком случае сначала вам нужно объяснить слово «утюг»).

    Партнер выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Если он угадал написанное слово, то команда забирает бумажку себе и первый игрок берет следующую бумажку из шляпы. Кон длится, пока не закончится время (30 секунд). Как показывает практика, за 30 секунд игрокам обычно удается объяснить от одного до четырех слов. Если время закончилось, а слово осталось не отгаданным, то бумажка помещается обратно в шляпу. После окончания кона шляпу берет следующая команда.

    Игра заканчивается, когда в шляпе не остается бумажек. Победителем становится команда, отгадавшая больше слов.

    Контакт (или «Есть контакт!») - устная игра на отгадывание слова. Ведущий загадывает слово, называет его первую букву (слово должно быть нарицательным существительным в ед. ч. , именительном падеже ). В процессе тура отгадывания данного слова все определения должны касаться слов, начинающихся на указанную букву (или, в дальнейшем, указанную последовательность букв).

    Участники задают ведущему вопросы - определения . Ведущий должен придумать слово, которое подходит под определение, и ответить: «нет, это не … (указывает подразумевавшийся участником термин)», или, если определение однозначно описывает загаданное слово, «да, это (загаданное слово)».

    Так как обычно определение не ограничивает область до одного слова (пример задаваемого вопроса: «Это не птица?»), то ведущий не обязан угадывать именно то слово, которое задумали отгадывающие - достаточно любого слова, описываемого определением. В некоторых модификациях правил запрещается дальнейшие вопросы без изменения определения (типа «Это не другая птица?»).

    Если ведущий не может придумать подходящее слово, но задумку спрашивающего ухватил другой участник (или несколько), то тот участник (участники) говорит «контакт» (подразумевая, что произошёл мысленный контакт), начинается обратный отсчёт (например, от 10). Если за время отсчёта ведущий так и не назвал подходящего слова, «контактирующие» участники хором произносят слова, которые они подразумевали. Если они произносят одно и то же слово, ведущий называет следующую букву загаданного слова, и ему задают определения существительных, начинающихся уже с указанных букв. Цель участников - придумывать такие слова, чтобы ведущий не смог догадаться, что это за слово, но смогли догадаться другие участники. Одна из возможных стратегий (не поощряемая, впрочем) - загадывать термины-вопросы из области, в которой сильны отгадывающие, но не ведущий.

    Игра заканчивается, когда игроки произносят вслух загаданное ведущим слово.

    Крокодил

    Задача игроков показать слова, выданные им ведущим на карточках, не используя при этом слов.

    Показывая слово, вы можете :
    - двигать любой частью своего тела (хоть ушами);
    -принимать любые позы (вплоть до стояния на голове);
    -отвечать на вопросы отгадывающих жестами;
    -рисовать жестами на стене или другой плоской поверхности;
    -указывать на свою одежду, украшения и другие вещи, которые оказались при вас, когда вы пошли показывать слово;
    -показывать словосочетание в несколько приемов, разбив его на отдельные слова.


    Показывая слово, нельзя :
    - разговаривать, намеренно издавать любые звуки (кроме выражения эмоций);
    - показывать на любые предметы, кроме тех, которые имеете при себе, брать их в руки, пользоваться ими;
    - произносить слова беззвучно, одними губами;
    - показывать отдельные буквы;
    - рисовать (даже если у вас при себе были ручка или карандаш) и вообще оставлять видимые следы на любой поверхности;
    - показывать слово по частям или по слогам.

    Командная игра

    Индивидуальная игра хороша для первого знакомства с «Крокодилом», но по-настоящему эта игра раскрывается в командах. Выступая команда против команды, вы не просто разовьете командный дух и научитесь понимать товарищей с одного движения.

    Принцип командной игры:

    Команды ходят по очереди, каждый раз отправляя показывать слово нового участника;

    Ход команды длится ровно 1 минуту, и чем больше слов будет за это время угадано, тем больше очков заработает команда;

    Угадывать могут только участники той команды, игрок из которой показывает слово;

    Игра продолжается несколько раундов, после чего команды подсчитывают заработанные очки и определяют победителя.

    Система

    Ведущий мысленно загадывает некую систему слов, которой он объединяет некие объекты. Логика построения системы может быть самой различно: например, в систему могут входить все слов из четырёх букв, или слова обозначающиеживотных, или слова не имеющие единственного числа, или слова обозначающие всё мягкое и т.д.

    После того, как ведущий придумал систему, он говорит первое слово, относящееся к ней. Игрокипытаются угадать его систему, предлагая ведущему свои слова. Игроки говорят строго по очереди. На каждое предлагаемое участниками слово ведущий отвечает, подходит оно в его систему или нет. Игра заканчивается, когда большинство игроков проникло в логику построения системы, и кто-то из игроков её озвучивает. Каждый игрок, который также понял суть получает свои баллы.

    Коррида
    Играют все участники, сидя в кругу.

    После того, как задан вопрос, игроки могут отвечать по принципу "кто быстрее", т.е. тот, кто первым хлопнул в ладоши, получает право ответа.

    Перед тем, как ответить, участник называет свою "жертву" - игрока, против которого он играет.

    В случае правильного ответа названный отвечающим игрок получает очко, если отвечающий ошибся, то очко получает он сам.

    Набравший три очка, выбывает из игры, а сама игра ведется до тех пор, пока не останется один участник.

    Игра может применяться на тренировках в качестве разминки, вопросы для нее следует подобрать не слишком тяжелые, так, чтобы на них мог ответить каждый из участников. Как правило, в этой игре побеждает не самый умный (его стараются вывести из игры в самом начале), а самый незаметный игрок.

    Списки

    Играющим предлагается тема из ограниченного списка элементов (например, «Нобелевские лауреаты по экономике» или «страны Африки»), участники должны по очереди перечислять элементы ряда. При отсутствии ответа игрок выбывает. Побеждает оставшийся последним игрок.

    Биатлон. Индивидуальная гонка.

    Каждому игроку по отдельности дается определенная категория, в которой условно находятся более двух десятков элементов. От игрока требуется назвать по пять элементов каждой категории за минимально возможное время.

    Игрок должен понимать, что каждый "промах", то есть неназванный элемент в какой-нибудь категории это, по сути, минута штрафного времени, иначе говоря, лучше подумать секунд 20-30 и назвать, чем сказать "Дальше!" и перейти к другой категории. Возвращаться обратно к "незакрытым" категориям нельзя.

    Ход игры проходит примерно так:

    Ведущий: Вулканы

    Игрок: Этна, Везувий… Э-э-э, как там его, Эйяфьятлайокудль… Олимп на Марсе, считается же?... Блин, больше не могу вспомнить. Дальше!

    Ведущий: Нобелевские лауреаты по физике...

    В итоге ведущий фиксирует итоговое время каждого игрока и количество его промахов.

    Кораблик

    Называется буква. Игроки начинают «грузить» на кораблик все предметы, которые начинаются на эту букву.

    На раздумье каждому – три секунды. Если игрок молчит дольше, ошибается или повторяет то, что уже было сказано ранее -выбывает.

    Побеждает тот, кто последним назовёт правильное слово.

    Табу

    Задача участников – объяснить некое слово, не называя при этом само слово и не прибегая к списку запрещенных слов (табу).

    Игроки вытягивают по очереди карточки, на которых дано слово для объяснения и список из 5 слов табу, которые нельзя произносить при объяснении (конечно же, они наиболее известные, употребительные и удобные для объяснения данного слова, но придётся обойтись без них).

    Слова на карточке видят только объясняющий игрок и ведущий!

    Игрок начинает объяснять, а все остальные угадывают, выдвигая различные версии.

    Если игрок ошибается и произносит одно из запрещенных слов, ведущий подаёт специальный звуковой сигнал (это может быть пищалка, свисток, хлопок в ладоши), игроку начисляется штрафной балл.

    Как только участники угадали слово, следующий участник берёт следующую карточку и объясняет новое слово.

    Пример карточки:

    КЛЫК

    Табу:

    Зуб

    Кусать

    Дракула

    Вампир

    Волк

    1.1. Упражнение «Принцесса, дракон и самурай»

    Цель Правильно проведенное упражнение очень сильно взбодрит и развеселит участников. Размер группы 8-14 человек Время 10-15 минут Инструкция Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру “Принцесса и самурай”. Эта игра похожа на детскую игрушку “Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Ок. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Как показывать фигуры? Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит “банзай”. Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим “банзай”! На счет три-четыре! Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим - р-р-рррр. Принцесса. "Ну, принцесса у нас будет “тепленькая”. Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет “ля-ля-ля”. Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда. Игра будет играться до трех побед.

    1.2. Упражнение «Ха – ха – ха»

    Цель Веселая, эмоциональная разминка. Помогает поднять настроение. Размер группы 6-14 человек Время 5-10 минут Ход упражнения Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику и, образуя, таким образом, длинную цепь. Первый играющий говорит: «Ха», второй: «Ха-ха» и т.д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.

    1.3. Упражнение «Догони поросенка»

    Цель Разминка помогает снять излишнее напряжение. Размер группы 6-14 человек Время 10 минут Ход упражнения Все участники встают лицом в круг. Предлагается представить, что по кругу бегает маленький, розовенький поросеночек, который все время хрюкает. Задача играющих – поймать поросенка. А делают они это следующим образом: по команде ведущего звук «хрю» передается по кругу от одного участника к другому, при этом засекается время на секундомере. Игра проводится несколько раз, с каждым разом увеличивается темп прохождения звука «хрю» по кругу.

    1.4. Упражнение "Пупсик"

    Цель Разминка несколько провокационная по содержанию. Но эта провокация помогает взбодрить и развеселить участников. Размер группы 6-14 человек Время 5 минут Инструкция Мы сейчас с вами проведем одно упражнение, но вы должны мне и своим коллегам, что условия игры будут выполнены до конца. Достаньте куклу-"пупсика". Включим воображение и представим, что мы собрание древних волхвов или колдунов. Родился новый человек, и мы должны наделить его чем-то особенным. Этого ребенка мы будем передавать по кругу из рук в руки. Когда ребенок окажется у вас в руках, вы должны наградить его каким-либо даром. К примеру, скажите: я награждаю тебя добрым сердцем. При этом нужно поцеловать пупсика в сердце. Запускаем пупсика по кругу. А теперь, чтобы ваши пожелания сбылись, вы должны поцеловать своего соседа справа туда, куда вы поцеловали пупсика...

    1.5. Упражнение «Кто это?»

    Цель Забавная разминка. Позволяет людям проявить креативность и вызывает массу положительных эмоций. Размер группы Любой Время 15 минут Инструкция Цель упражнения, которое мы проведем повеселить нас и тем самым взбодрить и приготовить к дальнейшему тренингу. Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову - человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа