• Первые русские кругосветные плавания. Первое кругосветное плавание Руководители первых трех кругосветных экспедиций

    И

    Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов; командированные в 1793 г. волонтерами в Англию для службы на английском флоте, сражались с французами у берегов Северной Америки. Оба имели опыт плавания в тропических водах; на английских судах несколько лет они ходили к Антильским о-вам и в Индию, а Крузенштерн достигал Южного Китая.

    Вернувшись в Россию, И. Крузенштерн в 1799 и 1802 гг. представлял проекты кругосветных плаваний как наиболее выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами Балтийского моря и Русской Америкой. При Павле I проект не прошел, при молодом Александре I его приняли при поддержке Российско-американской компании, взявшей на себя половину расходов. В начале августа 1802 г. И. Крузенштерна утвердили начальником первой русской кругосветной экспедиции.

    Ю. Лисянский в 1800 г. возвратился из Индии через Англию на родину. В 1802 г., после назначения его в кругосветную экспедицию, он ездил в Англию для покупки двух шлюпов: царские чиновники считали, что русские суда не выдержат кругосветного плавания. Крузенштерн с большим трудом добился, чтобы команда на обоих кораблях была укомплектована исключительно отечественными моряками: русские знатные англоманы утверждали, что «с русскими матросами предприятие ни в коем случае не удастся». Шлюпом «Надежда» (430 т) командовал сам И. Крузенштерн, кораблем «Нева» (370 т.) - Ю. Лисянский. На борту «Надежды» находился Николай Петрович Резанов , зять Г. И. Шелихова , один из директоров-учредителей Российско-американской компании. Он направлялся в Японию со свитой как посланник для заключения торгового соглашения. В конце июля 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, а через три месяца южнее о-вов Зеленого Мыса (близ 14° с. ш.) И. Крузенштерн установил, что оба шлюпа сносит к востоку сильное течение - так было обнаружено Межпассатное противотечениеТеплое морское течение, направленное с запада на восток в низких широтах Атлантики. Атлантического океана. В середине ноября впервые в истории русского флота суда пересекли экватор, а 19 февраля 1804 г. обогнули мыс Горн. В Тихом океане они разлучились. Ю. Лисянский по договоренности направился к о. Пасхи, выполнил опись побережья и ознакомился с бытом жителей. У Нукухивы (один из Маркизских о-вов) он догнал «Надежду», и они вместе перешли к Гавайским о-вам, а дальше корабли следовали разными путями: И. Крузенштерн - в Петропавловск-Камчатский; Ю. Лисянский - в Русскую Америку, к о. Кадьяк.

    Получив от А. А. Баранова письмо, свидетельствовавшее о его тяжелом положении. Ю. Лисянский прибыл к архипелагу Александра и оказал военную помощь А. Баранову против индейцев-тлинкитов: эти «колоши» (так их называли русские), подстрекаемые переодетыми агентами пирата-американца, разрушили русское укрепление на о. Ситка (о. Баранова). В 1802 г. Баранов построил там новую крепость - Новоархангельск (теперь город Ситка), куда вскоре перенес центр Русской Америки. В конце 1804 г. и весной 1805 г. Ю. Лисянский вместе со штурманом «Невы» Даниилом Васильевичем Калининым описал в заливе Аляска о. Кадьяк, а также часть архипелага Александра. При этом западнее о. Ситки Д. Калинин обнаружил о. Крузова, считавшийся ранее полуостровом. Крупный остров к северу от о. Ситки Ю. Лисянский назвал именем В. Я. Чичагова . Осенью 1805 г. «Нева» с грузом мехов перешла от Ситки в Макао (Южный Китай), где соединилась с «Надеждой». На пути были открыты необитаемый о. Лисянского и риф Нева, причисляемые к Гавайскому архипелагу, а к юго-западу от них - риф Крузенштерна. Из Кантона, где удалось выгодно продать меха, Ю. Лисянский за 140 дней совершил беспримерный безостановочный переход вокруг мыса Доброй Надежды в Портсмут (Англия), но при этом разлучился с «Надеждой» в туманную погоду у юго-восточного берега Африки. 5 августа 1806 г. он прибыл в Кронштадт, завершив кругосветное плавание, первое в летописи русского флота.

    Петербургские власти к Ю. Лисянскому отнеслись холодно. Ему присвоили очередной чин (капитана 2-го ранга), но на этом его военно-морская карьера закончилась. Описание своего плавания «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на корабле «Нева» (Спб., 1812 г.) он издал за собственный счет.

    «Надежда» стала на якорь у Петропавловска в середине июля 1804 г. Затем И. Крузенштерн доставил в Нагасаки Н. Резанова, а после переговоров, закончившихся полной неудачей, весной 1805 г. вернулся с посланником в Петропавловск, где и расстался с ним. На пути к Камчатке И. Крузенштерн проследовал Восточным проходом в Японское море и заснял западный берег о. Хоккайдо. Затем он прошел проливом Лаперуза в залив Анива и выполнил там ряд определений географического положения приметных пунктов. Намереваясь закартировать все еще слабо изученное восточное побережье Сахалина, он 16 мая обогнул мыс Анива, со съемкой двинулся на север вдоль побережья. И. Крузенштерн обнаружил небольшой залив Мордвинова, описал утесистые восточные и северные низменные берега залива Терпения.Названия мысов, присвоенные им, сохранились и на картах нашего времени (например, мысы Сенявина и Соймонова).

    Достичь мыса Терпения и продолжить съемку к северу помешали мощные льдины (конец мая). Тогда И. Крузенштерн принял решение отложить описные работы и идти на Камчатку. Он направился на восток к Курильской гряде и проливом, ныне носящим его имя, вышел в Тихий океан. Неожиданно на западе открылись четыре островка (о-ва Ловушки). Приближение шторма вынудило «Надежду» вернуться в Охотское море. Когда же буря утихла, судно проливом Севергина проследовало в Тихий океан и 5 июня прибыло в Петропавловскую гавань.

    Для продолжения исследований восточного побережья Сахалина И. Крузенштерн в июле прошел проливом Надежды в Охотское море к сахалинскому мысу Терпения. Выдержав шторм, 19 июля он начал съемку к северу. Побережье до 51°30" с. ш. не имело крупных изгибов - лишь незначительные выемки (устья мелких речек); в глубине острова виднелось несколько рядов невысоких гор (южное окончание Восточного хребта), протягивающихся параллельно берегу и к северу заметно возвышающихся. После четырехдневной бури, сопровождавшейся густым туманом (конец июля), «Надежда» вновь смогла подойти к берегу, ставшему низменным и песчаным. У 52° с. ш. моряки усмотрели небольшой залив (два других, расположенных южнее, они пропустили). Низменное побережье продолжалось и далее к северу, пока 8 августа у 54° с. ш. И. Крузенштерн не обнаружил высокий берег с большим мысом, названным в честь лейтенанта Ермолая Левенштерна . На следующий день при пасмурной и туманной погоде «Надежда» обогнула северное окончание Сахалина и вошла в небольшой залив (Северный), входной и выходной мысы его получили имена Елизаветы и Марии.

    После непродолжительной стоянки, во время которой произошла встреча с гиляками, И. Крузенштерн обследовал восточный берег Сахалинского залива: он хотел проверить, остров ли Сахалин, как это значилось на русских картах XVIII в. или полуостров, как утверждал Ж. Ф. Лаперуз . У северного входа в Амурский лиман глубины оказались незначительными, и И. Крузенштерн, придя к «не оставляющему ни малейшего сомнения выводу», что Сахалин - полуостров, вернулся в Петропавловск. В итоге плавания он впервые нанес на карту и описал более 900 км восточного, северного и северо-западного побережья Сахалина.

    Осенью 1805 г. «Надежда» посетила Макао и Кантон. В 1806 г. она без остановок перешла к о. Св. Елены, где напрасно ждала «Неву» (см. выше), затем обогнула с севера Великобританию и 19 августа 1806 г. возвратилась в Кронштадт, не потеряв от болезней ни одного моряка. Эта экспедиция внесла значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив географическое положение многих пунктов. Участники первого кругосветного плавания выполнили разнообразные океанологические наблюдения: они открыли Межпассатные противотечения в Атлантике и Тихом океане; провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря; собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

    Плавание Крузенштерна и Лисянского - начало новой эры в истории русского мореплавания.

    В 1809–1812 гг. И. Крузенштерн издал три тома своего «Путешествия вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Труд этот, переведенный во многих европейских странах, сразу завоевал общее признание. В 1813 г. вышел «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна»; большая часть карт (в том числе и генеральная) была составлена лейтенантом Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном . В 20-х гг. Крузенштерн опубликовал «Атлас Южного моря» с обширным текстом, который и теперь является ценным литературным источником для историков открытия Океании и широко используется советскими и иностранными специалистами.

    В

    Василий Михайлович Головнин , как и его предшественники, боевой моряк, плавал волонтером на английских военных кораблях до Антильских о-вов. Тогда он показал себя как новатор: разработал новые морские сигналы. В конце июля 1807 г., командуя шлюпом «Диана», В. Головнин отправился из Кронштадта к берегам Камчатки. Старшим офицером у него был Петр Иванович Рикорд (впоследствии один из основателей Русского географического общества). Дойдя до мыса Горн. В. Головнин из-за противных ветров в начале марта 1808 г. повернул к мысу Доброй Надежды и в апреле прибыл в Саймонстаун, где англичане задержали шлюп более чем на год из-за начавшейся англо-русской войны. В мае 1809 г. темной ночью, воспользовавшись попутным штормовым ветром, В. Головнин, несмотря на то что на рейде стояла большая английская эскадра, вывел судно из гавани в море. Он обогнул с юга Тасманию и совершил безостановочный переход до о. Танна (Новые Гебриды), а осенью 1809 г. прибыл в Петропавловск. В 1810 г. он плавал в северной части Тихого океана от Камчатки к о. Баранова (Ситке) и обратно.

    В мае 1811 г. «Диана» вышла в море к Курильским о-вам, к проливу Надежды (48° с. ш.). Оттуда В. Головнин начал новую опись центральной и южной групп Курильских о-вов - старые оказались неудовлетворительными. Между 48 и 47° с. ш. на карте появились новые названия точно нанесенных проливов: Среднего, в честь подштурмана «Дианы» Василия Среднего (его именем названы также острова у этого пролива), Рикорда, Дианы, а в южной цепи - пролив Екатерины.Этот пролив открыт командиром русского транспорта «Екатерина», штурманом Григорием Ловцовым в 1792 г., когда он доставлял в Японию первого русского посла Адама Кирилловича Лаксмана. Так «Диана» дошла до о. Кунашир. Там В. Головнин высадился, чтобы пополнить запасы воды и провианта, и попал в плен к японцам вместе с двумя офицерами и четырьмя матросами. Они провели на Хоккайдо два года и три месяца. В 1813 г. после победы России над Наполеоном I всех русских моряков освободили. На «Диане» В. Головнин вернулся в Петропавловск. Его правдивые «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев» (1816 г.) читались и читаются с захватывающим интересом как приключенческий роман; эта работа - первая (после Э. Кемпфера Немецкий врач на голландской службе Энгельберт Кемпфер жил в Нагасаки в 1690–1692 гг. Его книга «История Японии и Сиама» издана в Лондоне в 1727 г. ) книга о Японии, в течение двух веков искусственно изолированная от внешнего мира. Слава В. Головнина как замечательного морехода и писателя возросла после выхода в свет его «Путешествия шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку...» (1819 г.).

    В 1817–1819 гг. В. Головнин совершил второе кругосветное плавание, описанное им в книге «Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» (1812 г.), во время которого уточнил положение ряда островов из Алеутской гряды.

    омандование оказало доверие хорошо проявившему себя двадцатипятилетнему лейтенанту Михаилу Петровичу Лазареву , назначив его командиром корабля «Суворов», отправлявшегося в октябре 1813 г. из Кронштадта в Русскую Америку. Миновав мыс Доброй Надежды и мыс Южный о. Тасмания, он зашел в Порт-Джексон (Сидней), а оттуда повел судно к Гавайским о-вам. В конце сентября 1814 г. на 13° 10" ю. ш. и 163° 10" з. д. он открыл пять необитаемых атоллов и назвал их о-вами Суворова. В ноябре М. Лазарев прибыл в Русскую Америку и зимовал в Новоархангельске. Летом 1815 г. из Новоархангельска он отправился к мысу Горн и, обогнув его, закончил кругосветное плавание в Кронштадте в середине июля 1816 г.

    Отто Евстафьевич Коцебу один раз уже обошел земной шар (на шлюпе «Надежда»), когда граф Н. П. Румянцев в 1815 г. предложил ему стать командиром брига «Рюрик» и начальником научно-исследовательской кругосветной экспедиции. Основная задача ее состояла в отыскании Северо-Восточного морского прохода из Тихого в Атлантический океан. Старшим офицером пригласили Глеба Семеновича Шишмарева . В Копенгагене на борт «Рюрика» О. Коцебу взял выдающегося натуралиста и поэта, француза но происхождению Адальберта Шамиссо . На бриге «Рюрик», очень небольшом судне (всего 180 т.), теснота была чрезвычайная, условий для научной работы - никаких.

    О. Коцебу оставил Кронштадт в середине июля 1815 г., обогнул мыс Горн и после стоянки в бухте Консепсьон (Чили) некоторое время напрасно искал у 27° ю. ш. фантастическую «Землю Девиса». В апреле - мае 1816 г. в северной части архипелага Туамоту он открыл о. Румянцева (Тикеи), атоллы Спиридова (Такопото), Рюрик (Арутуа), Крузенштерна (Тикехау) и в цепи Ратак Маршалловых о-вов - атоллы Кутузова (Утирик) и Суворова (Така); часть открытий была вторичной. Затем он направился в Чукотское море к американскому берегу. В конце июля у выхода из Берингова пролива О. Коцебу обнаружил и исследовал бухту Шишмарева. С попутным ветром в прекрасную погоду судно продвинулось близ низменного берега к северо-востоку, и 1 августа моряки увидели широкий проход на восток, а на севере - высокий хребет (южные отроги гор Бэрд, до 1554 м). В первый момент Коцебу решил - перед ним начало прохода в Атлантический океан, но после двухнедельного обследования побережья убедился, что это обширный залив, названный его именем.Открытию бухты Шишмарева и залива Коцебу помог чертеж Чукотки, составленный в 1779 г. казачьим сотником Иваном Кобелевым. На этом чертеже он показал также часть американского побережья с двумя заливами - маленьким и крупным. В юго-восточной части залива моряки открыли бухту Эшшольц (в честь корабельного врача, тогда студента, Ивана Ивановича Эшшольца , проявившего себя выдающимся натуралистом). На берегу залива Коцебу ученые с «Рюрика» открыли и описали ископаемый лед - впервые в Америке - и обнаружили в нем бивень мамонта. Повернув на юг, «Рюрик» перешел к о. Уналашка, оттуда в залив Сан-Франциско и к Гавайским о-вам.

    В январе - марте 1817 г. участники экспедиции вновь исследовали Маршалловы о-ва, причем в цепи Ратак открыли, осмотрели и нанесли на точную карту еще ряд обитаемых атоллов: в январе - Нового Года (Меджит) и Румянцева (Вотье), в феврале - Чичагова (Эрикуб), Малоэлап и Траверсе (Аур), в марте - Крузенштерна (Аилук) и Бикар. Совместно с А. Шамиссо и И. Эшшольцем О. Коцебу выполнил первое научное описание всего архипелага, проведя на атолле Румянцева несколько месяцев. Они впервые высказали правильную идею о происхождении коралловых островов, позднее разработанную Ч. Дарвином. Затем Коцебу снова двинулся в северную часть Берингова моря, но из-за травмы, полученной во время шторма, решил вернуться на родину.

    Единственный офицер на «Рюрике» - Г. Шишмарев с честью выдержал двойную нагрузку. Он с помощью молодого помощника штурмана Василия Степановича Хромченко , из которого вышел первоклассный мореход, позднее еще два раза обогнувший земной шар - уже как командир корабля. На пути к Филиппинам экспедиция в третий раз исследовала Маршалловы о-ва и в ноябре 1817 г. нанесла, в частности, на карту в центре архипелага обитаемый атолл Гейдена (Ликиеп), завершив в основном открытие цепи Ратак, начатое, по-видимому, еще в 1527 г. испанцем А. Сааведрой .

    23 июля 1818 г. «Рюрик» вошел в Неву. Из его команды умер только один человек. Участники этого кругосветного плавания собрали огромный научный материал - географический, особенно океанографический, и этнографический. Он был обработан О. Коцебу и его сотрудниками для коллективного трехтомного труда «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания Северо-Восточного морского прохода, предпринятое в 1815–1818 гг. ... на корабле «Рюрик»...» (1821–1823 гг.), основная часть которого написана самим О. Коцебу. А. Шамиссо дал высокохудожественную характеристику плавания в книге «Кругосветное путешествие... на бриге «Рюрик» (1830 г.) - классическом произведении этого жанра в немецкой литературе XIX в.

    адача открыть Северный морской проход из Тихого океана в Атлантический была поставлена правительством и перед арктической экспедицией, отправленной в начале июля 1819 г. вокруг мыса Доброй Надежды на двух шлюпах - «Открытие», под командой боевого офицера Михаила Николаевича Васильева , он же- начальник экспедиции, и «Благонамеренный», капитан Г. Шишмарев. В середине мая 1820 г. в Тихом океане (у 29° с. ш.) шлюпы разлучились по распоряжению М. Васильева. Он пошел в Петропавловск, Г. Шишмарев - к о. Уналашка. Соединились они в заливе Коцебу в середине июля. Оттуда они вышли вместе, но тихоходный «Благонамеренный» отстал и достиг только 69°01" с. ш., а М. Васильев на «Открытии» - 71°06" с. ш., на 22 минуты севернее Кука: дальнейшему продвижению к северу помешал сплошной лед. На обратном пути они заходили через Уналашку в Петропавловск, а к ноябрю прибыли в Сан-Франциско, где произвели первую точную опись залива.

    Весной 1821 г. шлюпы через Гавайские о-ва в разное время перешли к о. Уналашка. Затем М. Васильев двинулся на северо-восток, к мысу Ньюзнхем (Берингово море), и 11 июля 1821 г. открыл у 60° с. ш. о. Нунивак (4,5 тыс. км²).М. Васильев назвал его в честь своего корабля - о. Открытие. Офицеры «Открытия» описали южный берег острова (два мыса получили их имена), Через два дня о. Нунивак независимо от М. Васильева обнаружили командиры двух судов Российско-американской компании - В. Хромченко и вольный мореход Адольф Карлович Этолин , впоследствии главный правитель Русской Америки. Его именем назван пролив Этолин, между материком и о. Нунивак. Пройдя затем в Чукотское море, М. Васильев описал американской берег между мысами Лисберн и Айси-Кейп (у 70°20" с. ш.), но из-за льдов повернул обратно. В сентябре шлюп отдал якорь в Петропавловской гавани.

    Между тем Г. Шишмарев, согласно заданию, проник через Берингов пролив в Чукотское море, но смог к концу июля с величайшими усилиями достичь лишь 70° 13" с.. ш.: противные ветры и тяжелые льды вынудили его отступить. Он прибыл в Петропавловск через десять дней после М. Васильева. Оба судна вернулись через Гавайские о-ва и вокруг мыса Горн в начале августа 1822 г. в Кронштадт, завершив кругосветное плавание.

    1823–1826 гг. О. Коцебу на шлюпе «Предприятие» совершил свое второе кругосветное плавание (как командир корабля). Спутником его был студент Эмилий Христианович Ленц, впоследствии академик, выдающийся физик: он изучал вертикальное распределение солености, температуры тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.С помощью сконструированного им барометра и глубомера он выполнил множество измерений температуры воды на глубинах до 2 тыс. м. положив начало точным океанологическим исследованиям. Ленц первый в 1845 г. обосновал схему вертикальной циркуляции вод Мирового океана. Результаты своих исследований он изложил в монографии «Физические наблюдения, произведенные во время кругосветного путешествия» (Избранные труды. М., 1950). торично с О. Коцебу отправился И. Эшшольц - тогда уже профессор. На пути от Чили к Камчатке и марте 1824 г. в архипелаге Туамоту О. Коцебу открыл обитаемый атолл Предприятие (Факахина), а в западной группе о-вов Общества - атолл Беллинсгаузена. В низких южных широтах судно попало в штилевую полосу и очень медленно двигалось к северу. 19 мая у 9° ю. ш. начались ливни и шквалы. О. Коцебу отметил сильное течение, ежедневно относившее «Предприятие» к западу на 37–55 км. Картина резко изменилась у 3° ю. ш. и 180° з. д.: направление течения стало прямо противоположным, а скорость осталась прежней. Он не смог объяснить причину этого явления. Теперь мы знаем, что О. Коцебу столкнулся с Южным Экваториальным противотечением. Еще одно открытие он сделал в октябре 1825 г.: на пути от Гавайских о-вов к Филиппинам обнаружил в цепи Ралик Маршалловых о-вов атоллы Римского-Корсакова (Ронгелан) и Эшшольца (Бикини).

    В 1826 г. в конце августа из Кронштадта вышли два военных шлюпа под общим начальством Михаила Николаевича Станюковича ; вторым судном командовал Федор Петрович Литке . Основное задание - исследование северной части Тихого океана и опись противолежащих берегов Америки и Азии - М. Станюкович поделил между обоими кораблями, и каждый в дальнейшем действовал в основном самостоятельно.

    М. Станюкович, командуя шлюпом «Моллер», в феврале 1828 г. нашел в западной части Гавайского архипелага о. Лейсон, а на крайнем северо-западе - атолл Куре и в основном завершил открытие Гавайской цепи, доказав, что она простирается более чем на 2800 км, считая от восточной оконечности о. Гавайи - мыса Кумукахи. Затем М. Станюкович исследовал Алеутские о-ва и произвел съемку северного побережья п-ова Аляска, причем штурманский помощник Андрей Худобин открыл группу небольших о-вов Худобина.

    Ф. Литке, командуя шлюпом «Сенявин», исследовал воды Северо-Восточной Азии, а зимой 1827–1828 гг. перешел к Каролинским о-вам. Он обследовал там ряд атоллов и в январе 1828 г. в восточной части этого архипелага, посещавшегося европейцами около трех столетий, неожиданно открыл обитаемые о-ва Сенявина, в том числе Понапе, крупнейший во всей Каролинской цепи, и два атолла - Пакин и Ант (возможно, это было вторичное открытие, после А. Сааведры). Ф. Литке детально охарактеризовал теплое тихоокеанское Межпассатное противотечение, проходящее в низких широтах Северного полушария в восточном направлении (на него впервые обратил внимание И. Крузенштерн). Летом 1828 г. Ф. Литке астрономически определил важнейшие пункты восточного берега Камчатки. Офицер Иван Алексеевич Ратманов и штурман Василий Егорович Семенов впервые описали о. Карагинский и пролив Литке, отделяющий его от Камчатки. Затем был положен на карту южный берег Чукотского п-ова от Мечигменской губы до залива Креста, открыт пролив Сенявина, отделяющий от материка острова Аракамчечен и Ыттыгран.

    Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

    Идеи осуществления кругосветных плаваний в России витали довольно давно. Тем не менее первый проект кругосветного путешествия был разработан и подготовлен только к концу 18 века. Возглавить команду из четырех кораблей должен был капитан Г.И. Муловский, однако из-за войны со Швецией Россия отменила эту экспедицию. К тому же ее потенциальный руководитель погиб в сражении.

    Примечательно, что на линкоре «Мстислав», командиром которого был Муловский, служил мичманом молодой Иван Крузенштерн. Именно он, ставший проводником претворения в жизнь идеи российского кругосветного плавания, возглавит потом первую русскую кругосветку. Одновременно с Иваном Федоровичем Крузенштерном на другом линкоре, также участвовавшим в морских сражениях, ходил Юрий Федорович Лисянский, его однокашник. Оба плавали в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Повоевав на стороне англичан против французов и вернувшись на родину, оба получили звания капитан-лейтенантов.

    Крузенштерн представил свой проект кругосветного плавания Павлу I. Главной целью проекта была организация пушной торговли между Россией и Китаем. Однако эта идея не вызвала того отклика, на который рассчитывал капитан.

    В 1799 г. была основана Российско-американская компания, целью которой было освоение Русской Америки и Курил и налаживание регулярного сообщения с заокеанскими колониями.

    Актуальность кругосветного плавания была обусловлена острой необходимостью в поддержании русских колоний на Северо-Американском континенте. Снабжение продовольствием и товарами колонистов, обеспечение поселенцев оружием (проблема частых набегов коренного населения (индейцев), а также потенциальные угрозы от других держав) - эти насущные вопросы стояли перед Российским государством. Важно было наладить регулярное сообщение с русскими колонистами для их нормальной жизнедеятельности. К этому времени стало понятно, что проход полярными морями отложен на неопределенную перспективу. Путь же по суше, через всю Сибирь и Дальний Восток по бездорожью, а дальше через Тихий океан - это очень дорогое и долгое «удовольствие».

    С начала царствования сына Павла I Александра, Российско-Американская компания стала находиться под патронажем монаршего дома. (Примечательно, что первым директором Русско-Американской компании был устюжанин Михаил Матвеевич Булдаков, активно поддерживающий финансово и организационно идею кругосветки).

    В свою очередь император Александр I поддержал Крузенштерна в его стремлении к изучению возможностей сообщения между Россией и Северной Америкой, назначив его начальником первой российской кругосветной экспедиции.

    Капитаны Крузентштерн и Лисянский, получив под свое командование два шлюпа: «Надежда» и «Нева», тщательно подошли к подготовке экспедиции, закупив большое количество лекарств и противоцинготных препаратов, укомплектовав экипажи лучшими российскими военными моряками. Интересно, что заведовал всеми грузами на корабле «Нева» еще один устюжанин (вот она - преемственность поколений русских землепроходцев) Николай Иванович Коробицын. Хорошо оснащена была экспедиция и различными современными измерительными приборами, поскольку в ее задачи входили в том числе и научные цели (в составе экспедиции были астрономы, естествоиспытатели, художник).

    В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах - «Надежда» и «Нева». На борту «Надежды» находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись.

    «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

    В это же время «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

    Летом 1805 Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин - не остров и соединен с материком перешейком.

    В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

    Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя в основном досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия. Его трехтомник «Путешествие вокруг света...» и «Атлас к путешествию» вышел в свет на три года раньше, чем работы Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества. Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

    Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

    Во время своих странствий Лисянский собрал обширную природную и этнографическую коллекцию, которая стала впоследствии достоянием Русского Географического общества (одним из инициаторов которого был Крузенштерн).

    Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым проложил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана.

    Первая русская кругосветка Крузенштерна-Лисянского оказалась практически эталоном с точки зрения своей организации, обеспечения и проведения. Одновременно экспедиция доказала возможность сообщения с Русской Америкой.

    Энтузиазм после возвращения в Кронштадт «Надежды» и «Невы» был столь велик, что в первой половине 19 века организуются и совершаются более 20 кругосветных плаваний, что больше, чем у Франции и Англии вместе взятых.

    Иван Федорович Крузенштерн стал вдохновителем и организатором последующих экспедиций, руководителями которых были, в том числе, и члены команды его шлюпа «Надежды».

    На «Надежде» совершил путешествие мичман Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, который позже в кругосветном плавании в высоких южных широтах откроет Антарктиду в 1821 году.

    На этом же шлюпе ходил в качестве волонтера Отто Евстафьевич Коцебу, под началом которого было проведено 2 кругосветных плавания.

    В 1815-18 Коцебу руководил кругосветной научно-исследовательской экспедицией на бриге «Рюрик». У мыса Горн в шторм (январь 1816) волна смыла его за борт, он спасся, ухватившись за канат. После безуспешных поисков фантастической «Земли Дейвиса» к западу от побережья Чили, у 27° ю.ш. в апреле-мае 1816 он открыл обитаемый остров Тикеи, атоллы Такапото, Арутуа и Тикехау (все в архипелаге Туамоту), а в цепи Ратак Маршалловых островов - атоллы Утирик и Така. В конце июля - середине августа Коцебу описал берег Аляски на протяжении почти 600 км, обнаружил бухту Шишмарева, остров Сарычева и обширный залив Коцебу, а в нем - бухты Доброй Надежды (теперь Гудхоп) и Эшшольц с полуостровом Хорис и островом Шамиссо (все названия даны в честь участников плавания). Тем самым он завершил выявление полуострова Сьюард, начатое Михаилом Гвоздёвым в 1732 году. К северо-востоку от залива он отметил высокие горы (отроги хребта Брукс).

    Совместно с натуралистами «Рюрика» впервые в Америке Коцебу открыл ископаемый лед с бивнем мамонта и дал первое этнографическое описание североамериканских эскимосов. В январе-марте 1817 он снова исследовал Маршалловы острова, открыл семь обитаемых атоллов в цепи Ратак: Меджит, Вотье, Эрикуб, Малоэлап, Аур, Аилук и Бикар. Он также нанес на карту ряд атоллов, координаты которых его предшественники определили неверно и «закрыл» несколько несуществующих островов.

    В 1823-26, командуя шлюпом «Предприятие», Коцебу совершил третье кругосветное плавание. В марте 1824 открыл обитаемый атолл Фангахина (в архипелаге Туамоту) и остров Моту-Оне (в архипелаге Общества), а в октябре 1825 - атоллы Ронгелап и Бикини (в цепи Ралик, Маршалловы острова). Совместно с натуралистами в обоих плаваниях Коцебу выполнил многочисленные определения удельного веса, солености, температуры и прозрачности морской воды в умеренном и жарком поясах. Они первыми установили четыре особенности приповерхностных (до глубины 200 м) океанических вод: их соленость имеет зональный характер; воды умеренного пояса менее солены, чем жаркого; температура вод зависит от широты места; сезонные колебания температуры проявляются до определенного предела, ниже которого они отсутствуют. Впервые в истории исследования Мирового океана Коцебу и его спутники выполнили наблюдения над относительной прозрачностью воды и ее плотностью.

    Еще одним знаменитым мореплавателем был Василий Михайлович Головнин, который, совершив кругосветное путешествие на шлюпе «Диана», в 1817 г. возглавил экспедицию на шлюпе «Камачтка». Многие члены экипажа корабля в будущем составили цвет русского флота: мичман Федор Петрович Литке (впоследствии – капитан кругосветного плавания), волонтер Федор Матюшин (впоследствии адмирал и сенатор), младший вахтенный офицер Фердинанд Врангель (адмирал и исследователь Арктики) и другие. За два года «Камчатка» пройдя Атлантический океан с севера на юг, обогнув мыс Горн, побывала в Русской Америке, посетила все значимые группы островов в Тихом океане, затем пройдя Индийский океан и мыс Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулась в Кронштадт.

    Федор Литке через два года был назначен руководителем полярной экспедиции на корабле «Новая Земля». В течение четырех лет Литке исследовал Арктику, обобщив богатые экспедиционные материалы, опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-1824 года». Труд был переведен на многие языки и получил научное признание, картами экспедиции моряки пользовались в течение столетия.

    В 1826 г., когда Федору Литке не было и 29 лет, он возглавил кругосветную экспедицию на новом корабле «Сенявин». Сопровождал «Сенявин» шлюп под командованием Михаила Станюковича «Моллер». Корабли оказались разными по своим ходовым характеристикам («Моллер» значительно быстроходнее «Сенявина») и практически на всем протяжении корабли совершали плавание по одиночке, встречаясь только на стоянках в портах. Экспедиция, длившаяся три года, оказалась одной из самых успешных и богатых на научные открытия путешествий не только российских, но и иностранных. Было исследовано азиатское побережье Берингова пролива, открыты острова, собраны материалы по этнографии, океанографии, составлены многочисленные карты. Во время путешествия Литке занимался научными изыскания в области физики, эксперименты с маятником позволили ученому определить величину полярного сжатия Земли и сделать ряд других важных открытий. После окончания экспедиции Литке опубликовал «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.», получив признание как ученый, и был избран членом-корреспондентом Академии наук.

    Литке стал одним из основателей Русского Географического общества, долгие годы был его вице-председателем. В 1873 обществом была учреждена Большая золотая медаль им. Ф. П. Литке, присуждаемая за выдающиеся географические открытия.

    На картах земного шара увековечены имена отважных путешественников, героев русских кругосветных экспедиций:

    Именем Лисянского названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

    Именя Крузенштерна носят: ряд проливов, островов, мысов в Тихом океане, гора на Курилах.

    В честь Литке названы: мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле; острова: в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Байдарацкой губе, архипелаге Норденшельда; пролив между Камчаткой и островом Карагинским.

    В кругосветных плаваниях в 19 столетии проявили свои лучшие качества участники экспедиций: российские мореплаватели, военные и ученые, многие из которых стали цветом российского флота, а также отечественной науки. Они навсегда вписали свои имена в славную летопись «российской цивилизации».

    К моменту своего второго и наиболее значимого кругосветного плавания Гагемейстер Леонтий Андрианович был уже опытным мореплавателем. Он принимал участие в боевых действиях, в том числе участвовал в сражении испанской крепости Сaн-Педро.

    Первая экспедиция Гагемейстера закончилась, как впрочем, и началась неожиданно. «Первая экспедиция, снаряжённая за счёт РАК, отправилась под командованием лейтенанта Гагемейстера и достигла места назначения, но по причине возгоревшейся в то время войны с англичанами обратное плавание сделалось невозможным. Корабль оставлен был на Камчатке, а экипаж возвратился в Санкт-Петербург сухим путём». 9

    В 1816 году по приказу Российско-американской торговой компании капитан-лейтенант Гагемейстер собирается в свою вторую кругосветную экспедицию в качестве командира корабля «Кутузов». Второе снаряженное судно «Суворов» возглавил морской офицер З.И.Панафидин. Цель этой экспедиции было проверить состояние «русской америки» и правление ею Баранова Н. А., так как Баранов не присылал отчеты о правлении, хотя и присылал пушнину. Пошли слухи о казнокрадстве в колониях.

    8 сентября 1816 года «Кутузов» и «Суворов» торжественно отправились в кругосветное плавание. Они обогнули мыс Горн, совершили заходы в порт Копенгаген и Рио де Жанейро. Но «Суворов» не смог продолжить экспедицию из-за перегрузки, и был вынужден отправиться в Новоархангельск наикротчайшим путем.

    «Кутузов» же продолжал свое плавание. В Новоархангельск он прибыл значительно позже «Суворова» 24 ноября 1817 года, привезя в колонию необходимый груз, причалил для выполнения миссии. Следуя предписанию, в котором Гагемейстер назначался управлять колонией, объявил о том, что ему поручено сменить А. А. Баранова.

    Гагемейстер с первых дней взялся за порученное с большим доверием дело. За десятимесячное правление он принял ряд энергичных и действенных мер, желая исправить положение дел в колонии. Он привел в порядок колониальное делопроизводство, восстановил строительство крепости Новоархангельске, установил новые правила для вашедших в порт иностранных судов. Летом 1818 года отправляет экспедицию Петра Корсаковского для детального изучения Аляски.

    В июне 1818 г в колонии возникли проблемы с продовольствием, тогда Гагемейстер отправился за продовольствием в Калифорнию, оставив главным в колонии Яновского. Этот морской офицер еще не предполагал, что Русская Америка изменит не только его карьеру, но и оставит глубокий след в жизни. 10

    24 октября 1818 года Гагемейстер передает правление колонией С. И. Яновскому. 11 Спешно завершив все свои дела и убрав оставшиеся пробелы в картах побережья америки,Гагемейстер отправляется домой. Среди пассажиров «Кутузова» был и сам уволенный Баранов, но до дома он не доплыл, умер на судне и был похоронен в море. 12

    Образцово осуществил обратный переход «Кутузова» от Ситки до Кронштадта. Свое второе кругосветное плавание он завершил на Большом Кронштадтском рейде 7 сентября 1819 года.

    §7. Кругосветное плавание ф.П. Врангеля на транспорте «Кроткий» (1825-1827)

    Это было уже 25-е кругосветное плавание русских моряков из Кронштадта на Дальний Восток.

    Специально построенный для предстоящего плавания военный транспорт «Кроткий» длиной 90 футов под командой капитан-лейтенанта Фердинанда Петровича Врангеля, уже совершившего кругосветное плавание мичманом на «Камчатке» в 1817-1819 гг., вышел из Кронштадта 23 августа 1825 года.

    На борту транспортного судна «Короткий» под командованием Врангеля находился молодой исследователь Ф. Ф. Матюшкин в качестве волонтера. В этот момент сбывается его главная мечта, - отправится в кругосветное путешествие. Адмирал Головнин, предложивший Врангелю кругосветное путешествие на военном транспорте «Кроткий» к берегам Камчатки: «Берите с собой Матюшкина. И дай бог вам прославить отечество новым вояжем». 13

    Там набирается опытна у знаменитого мореплавателя, и позднее, сам становится адмиралом.

    В такого рода экспедиция было обязательным брать на борт врача, в эту кругосветную экспедицию отправился доктор Август Эрих Кибер. Это был талантливый врач и полярный исследователь. Август Эрих Кибер был родом из Лифляндии, проходил обучение в Берлине. Позднее он всегда и во всех экспедициях сопровождал Врангеля. По приказу Медицинского департамента Министерства внутренних дел в экспедицию был отправлен ботаник И. Стуарт, в качестве помошника доктора Кибера. Но основной задачей И. Стуарта было: собирания семян, растений и других предметов натуральной истории под распоряжением доктора Кибера. 14

    Транспорт должен был доставить грузы в Петропавловск и Ново-Архангельск. Зайдя на пути в Портсмут, Рио-де-Жанейро, Вальпараисо, Врангель решил по пути зайти также в порт Чичагова на острове Нукугива (Маркизские острова), чтобы пополнить запасы воды.

    Ивашинцев в своем сочинении о русских кругосветных плаваниях отмечает, что воды на «Кротком» было так мало, что на человека выдавалось только по четыре чарки в день. Это кажется несколько странным. Поэтому капитан Врангель принимает решение зайти в ближайший безопасный порт для пополнения трюмов судна различной провизией.

    «Необходимо должны были зайти к каким-либо островам Великаго океана, а как острова Вашингтоновы лежат ближе других к нашему прямому пути и притом плавание к оным не подвержено опасности от коралловых рифов и низменных островов, коими в других местах океан усеян, то во уважение сих причин я направил наше плавание к острову Нукагиве, где закрытая бухта, известная под названием порта Чичагова, изобилует лесом, пресною водою и здоровыми плодами». 15

    7 апреля «Кроткий» стал на якорь у острова Нукагивы. Здесь произошла одна из трагедий, редких в истории русского мореплавания. Сведения о том, как эта трагедия произошла, противоречивы. 16

    Однако в архивных документах можно найти записку:«Рапорт командира военного транспорта «Кроткий» капитан-лейтенанта Ф.П. Врангеля». Где подробнейшим образом описано произошедшее.

    16 апреля начальник «Диких» 17 , так он называл местное население, пожелал их свинь, в качестве подарка. На что Врангель согласился, и в момент передачи подарка дикари открыли стрельбу, из имеющегося у них огнестрельного оружия. Погиб мачман судна Дейбнер.

    Было принято решение силой усмирить дикарей, и отправили лодку с лейтенантом Лавровым и двенадцатью вооруженными матросами. 18 Один из матросов был сразу же убит, некоторым удалось спастись. Но дикари были беспощадны. Под выстрелами с берега «Короткий» отплыл из порта в море, оставляя во власти дикарей четверых вооруженных матросов. Дикарей же было около четырех сотен. «В 8 часов вышли в море, потеряв в узкости верп, и во всю ночь слышали крик и видели на берегу огни». 19

    Англичанин и матрос бросив лодку у берега вплавь добрались до судна «Короткий». Также спаслись «индеец и один нукагивец остались на «Кротком», первые трое для спасения их от извергов, а последний задержан Врангелем силою при самом начале нападения». 20

    Капитан Врангель принял решение зачислить индейца, англичанина и нукагивца в число матросов, заявив следующее: «ибо опыт мне доказал, что в трудных работах без оных обойтися нельзя». 21

    Ивашинцев пишет, что до 16 апреля «сношения с жителями были постоянно приязненны». 22 Только благодаря «усердию и сметливости офицеров и неутомимой расторопности всех чинов и служителей» команде экспедиции удалось выйти в море и спастись.

    Таким образом, транспорт «Короткий» досрочно снялся со стоянки и отправился продолжать экспедицию. Плавание от Вальпараисо до Камчатки, как писал Врангель, «в отношении к гидрографическим изысканиям не имела никакого успеха» 23 . В дальнейшем «Кроткий» совершил переход под парусами без захода в порты в течение 109 дней.

    Теперь на карте мира порядка 13-ти крупных географических пунктов носят имя выдающегося российского мореплавателя, ученого и государственного деятеля Ф.П.Врангеля 24 . Ведь капитан совершил еще множество менее известных экспедиций.

    После возвращения из Иркутска в Санкт-Петербург Фердинанд Петрович был награжден пожизненной пенсией в размере годового лейтенантского жалования, произведен в следующий чин и ему было пожаловано 4 года выслуги для получения ордена Св. Георгия.

    Значение этой экспедиции оказалось весьма весомым. Как и во время других русских кругосветных экспедиций, Врангель вел метеорологические наблюдения, выяснил неточность данных купленных у французов хронометров. 25 Но в целом благодаря помощи в метеорологических наблюдениях офицеров судна, и особенно, лейтенанта Лаврова данные можно считать достоверными.

    Важный научный материал содержат «Дневные записки», которые Врангель вел в течение всего плавания, в которых отражены наблюдения за океанскими течениями, ветром, приливами и отливами, феноменальными метеорологическими явлениями, а также данные по этнографии народов Южной Америки и Тихоокеанского бассейна.

    Сушей, через всю Сибирь, он добрался из Петербурга до Охотска и морем направился в столицу заокеанских владений России. На посту главного правителя Врангель оставался до 1835 г. Обследовал западное побережье Северной Америки от Берингова пролива до Форт-Росса. Кроме того, близ Новоархангельска он основал обсерваторию для постоянных наблюдений за погодой и магнитным полем.

    Кругосветные путешествия по своей сути являются древнейшим методом познания мира. Для развития общества это была единственная возможность узнать о физическом рельефе планеты, новых народах, их формах хозяйства и жизненного устройства от очевидцев, побывавших в дальних краях.

    В разные века кругосветки осуществлялись с различной мотивацией. В ХVI-XVII в. путешественники занимались поисками новых торговых и морских путей, новых земель для колониальных захватов. По пути совершались ошеломляющие открытия, которые полностью меняли представления об окружающем мире.

    Первопроходцы морских просторов

    Первое кругосветное плавание было предпринято в начале XVI в. морской экспедицией под руководством испанца Ф. Магеллана, которая намеревалась отыскать западный путь в Вест-Индию. Вместо этого путешественники доказали шарообразность планеты, существование единого Мирового океана и преобладание водного пространства над территорией суши. Открытие побережий Южной Америки и Магелланова пролива, Патагонской Кордильеры и Огненной земли, Марианских и Филиппинских островов сделали огромный вклад в систему знаний цивилизованного человечества.

    Чуть позднее английскими пиратами Ф. Дрейком и Т. Кавендишем предприняты второе и третье кругосветные плавания, целью которых были грабежи испанских портов на американском побережье и захват торговых судов под испанским флагом. Серьёзные последствия для естествознания оставила только экспедиция Дрейка. Ею было открыто западное побережье южноамериканского материка и пролив, названный впоследствии именем пирата.

    В дальнейшем с разной степенью научной ценности кругосветные плавания осуществлялись голландцами О. ван Ноортом, Я. Лемером и В. Схаутеном, А. Роггевеном, англичанами У. Дампером, С. Уоллисом, французом Л. А. де Бугенвилем. С экспедицией последнего исследователя, переодевшись в мужскую одежду, впервые кругосветное плавание совершила женщина – Жанна Барре . В результате были открыты о. Эстадос и о. Пасхи, м. Горн, тихоокеанские острова, исследованы Меланезия, Австралия, Полинезия, группы островов Туамоту и Самоа, Луизиада и Соломоновы острова.

    Важное значение для науки имеют 3 путешествия англичанина Дж. Кука, совершенные им в конце XVIII в. Основной их целью был поиск неведомого южного материка, который был бы включён в английские владения, и описание его богатств. По пути были открыты группа островов в Тихом океане, обследовано побережье Новой Зеландии и северо-запад Северной Америки, открыт Большой Барьерный риф и Гавайские острова.

    Исследователи Вселенной

    В XVIII-XIX в. получившие широкий размах экспедиции начали носить чисто научный интерес, обеспечивая нужды описательного страноведения в изучении особенностей той или иной местности. Среди таких путешественников было много русских исследователей и первопроходцев.

    О них А. Чехов писал, что такие люди составляют самый жизнерадостный и поэтический элемент общества. Они пробуждают интерес и облагораживают своим существованием. Многие из них по своим исследовательским качествам и широтой познаний могут с успехом заменить сотни достойных книг и десяток учебных заведений. Писатель считал, что «их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие… делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу» .

    Впервые русская экспедиция под руководством И. Крузенштерна и О.Лисянского отправилась в кругосветное плавание в начале XIX века. Затем вокруг света плавали русские моряки под командованием М. Лазарева, О. Коцебу, В. Головина, Ф. Беллинсгаузена, М. Васильева, Г. С. Шишмарева. В результате были обследованы территории в районе современной Японии и о. Сахалин, описано побережье Северо-Восточной Азии, открыты ряд тихоокеанских островов и аттолов (в т. ч. острова Суворова), берега Аляски, залив Коцебу, ещё один континент – Антарктида, море Беллинзгаузена. В процессе плаваний производились океанические исследования, в частности, распределение температуры и солёности по вертикали в водах Тихого океана; суточные температурные колебания воздушных масс в различных климатических зонах; проверка работы недавно изобретённых глубиномера и морского барометра.

    Во II половине XIX века кругосветные плавания на пароходах предприняли с исследовательскими целями английская команда Д. Нэрса и русские моряки во главе с С. Макаровым. В начале ХХ столетия Д. Спокам, Г. Пиджен, А. Жербо в одиночку обогнули земной шар со спортивно-туристическими целями.

    Время рекордов

    60-70 годы прошлого века известны несколькими разноплановыми кругосветными плаваниями:

    — первая «кругосветка» советских подводных лодок без всплытия на поверхность;

    — первая «одиночка» под парусами без захода в порт, совершенная Робином Нокс-Джонстоном;

    — первое женское одиночное кругосветное плавание, предпринятое Кристиной Хойновской-Лискевич.

    В 1990-1991 годах Ф. Конюхов предпринял первое российское одиночное кругосветное путешествие без остановок на яхте. А в 2005 году совершено первое в мире молодежное путешествие.

    В большинстве случаев кругосветные путешествия современности носят спортивно-состязательный характер с целью установления рекордов или имеют туристическо-развлекательный интерес. Многие туркомпании предлагают желающим совершить кругосветное путешествие «по морям, океанам, островам и материкам» на фешенебельных круизных лайнерах. Но разве такое путешествие может заменить исследовательский азарт, непредсказуемый риск и неожиданные открытия, сопровождавшие мореплавателей-первопроходцев прошлого?

    Все шире. Но как доказать, что Земля круглая? Только совершив кругосветное путешествие. Необходимо было, поплыв на запад, обогнуть зем-ной шар и вернуться домой с востока. Такую идею вынашивал португалец Фернан Магеллан , поступивший на службу к испан-скому королю. Он предполагал отправиться за перцем и гвоздикой на острова пряностей — Молуккские острова — не восточным, а за-падным путем. Эти острова лежали к востоку от Зондских остро-вов, и к ним, огибая Африку, через Индийский океан плавали португальцы. Магеллан хотел плыть на запад, попытаться обо-гнуть Южную Америку, пересечь неведомое Южное море и прий-ти к островам пряностей с востока.

    Вскоре корабли приплыли к Филиппинским островам . Магел-лан понял, что, обойдя вокруг Земли, обогнув Новый Свет — Америку, он пришел в Старый, к Азии и до островов пряностей уже недалеко. Материал с сайта

    Фернан Магеллан погиб, вмешавшись в схватку враждовавших между собой филиппинцев. Оставшиеся в жи-вых моряки Магеллана сожгли один полуразвалившийся корабль, другой корабль и его команда попали в плен. И лишь один корабль из пяти под командованием Эль-Кано продолжил плавание. Он пересек Индийский океан, обогнул Африку и в 1522 году, через четыре года с начала экспедиции, завершил путь вокруг всей Земли. В Испанию вернулись измученные трудами и болезнями моряки. Привезенных ими пряностей вполне хватило, чтобы окупить все затраты на путешествие.

    Велики были научные результаты кругосветного плавания Магеллана. Оно доказало шарообразность Земли. Впервые был пройден Тихий океан и доказано, что все океаны соединены между собой в единый Мировой океан. Стало понятно, что вода занимает большую площадь на Земле, чем суша. Были получе-ны правильные представления о размерах Земли. По результа-там экспедиции Магеллана были созданы новые, гораздо более точные