• Джеймс нейсмит и изобретение баскетбола. Спорт, который известен уже множество десятилетий! Захватывающая история баскетбола Слава прижизненная и посмертная

    Одна блестящая мысль Джеймса Нейсмита подарила миллионам людей такую горячо любимую игру, как баскетбол. Очень мало личностей в истории человечества может похвастаться созданием столь влиятельного явления. Ведь именно явлением, а не просто видом спорта, можно назвать баскетбол, учитывая то, сколько сердец он смог завоевать. Гениальность Нейсмита проявилась в том, что он смог тонко почувствовать, что такая на первый взгляд простая игра может понравиться людям со всех континентов, всех возрастов и сословий.

    Детство Нейсмита

    Детским годам Джеймса Нейсмита может сейчас позавидовать любой ребенок и даже взрослый. Любовь к увлекательным играм, в которых бы проявлялась не только физическая сила и ловкость, но и смекалка, послужило первопричиной создания Нейсмитом баскетбола, благодаря которому этот незаурядный человек навсегда вписал свое имя в историю спорта.

    Нейсмит родился 6 ноября 1861 года в канадской провинции Онтарио. Юный Джеймс был очень активным и предприимчивым, обожал проводить досуг на свежем воздухе, предпочитал игровые виды спорта, которые на то время еще только начинали завоевывать популярность. В Канаде тех времен наиболее популярными командными играми среди молодежи были европейский футбол, называемый «соккер», и традиционный канадский футбол. Он был очень схож по своему стилю и правилам с регби, а игроками в канадский футбол могли быть только хорошо физически развитые мужчины, поскольку силовая борьба занимала в этом спорте одно из главных мест.

    Предпосылки возникновения баскетбола

    Родоначальницей современного баскетбола можно назвать очень простую командную игру, в просторечии называемой «уткой на камне», которая была популярной в Канаде времен Нейсмита. В процессе игры на одном краю поля устанавливался камень или пень с «уткой» на нем, задачей команды противника было сбросить эту утку, миссией же защитников - не допустить этого. Как считается, именно эта незамысловатая игра вдохновила Джеймса Нейсмита на создание баскетбола почти в том виде, в котором мы можем видеть его сейчас.

    Образование и преподавательская деятельность

    Джеймс Нейсмит не предал своего увлечения и с юношества твердо решил связать свою дальнейшую судьбу с физкультурой и спортом, поэтому получил образование преподавателя физической культуры и стал работать в колледже Спрингфилда. Перебравшись в Соединенные Штаты, он смог целиком посвятить себя преподавательской деятельности, делая это с вдохновением и глубоким знанием дела.

    Как преподаватель Нейсмит не был просто сухим функционером, он старался как можно крепче привить любовь к спорту своим воспитанникам, при этом стараясь привлечь их к активным занятиям не только в теплое время года. В зимнее время в распоряжении студентов оставался только спортзал, играть в котором в популярные командные игры было невозможно. Случилось так, что однажды директор колледжа поручил Нейсмиту во что бы то ни стало заинтересовать студентов к играм даже в тесном спортзале. Как и было присуще Джеймсу с его живым складом ума, он подошел к этому делу очень нестандартно.

    Первые «баскетбольные» матчи

    Джеймс Нейсмит нашел на удивление простой и гениальный метод разнообразить скучные будни своих воспитанников. Чтобы занять их увлекательной игрой в стенах спортивного зала, он расположил в противоположных его концах корзины для фруктов, в которые игрокам предлагалось забрасывать обыкновенный футбольный мяч. Поначалу корзины были установлены на полу. Первый «баскетбол» был очень простой, но в то же время занятной и увлекательной игрой, для которой не требовалось много места, играть в неё можно было как в спортивном зале, так и на открытом воздухе. Всем без исключения воспитанникам Нейсмита новая игра пришлась по вкусу, и в колледже, где работал Джеймс, в неё стали играть все чаще и чаще.

    Нейсмит полностью проявил свою гениальность в изобретении простой игры, которая давала её участникам возможность проявить такие качества, как точность, меткость, хорошую координацию движений и способность играть в команде. По прошествии некоторого времени изобретателю в голову пришла идея поднять корзины над землей, приколотив их к стенам спортзала. Такое новшество усложнило игру, сделало её более активной и динамичной, а самим игрокам теперь довелось по максимуму проявлять свои способности, чтобы не дать противнику забросить мяч и самим заработать очки.

    Рождение настоящего баскетбола

    Первые корзины для игры в баскетбол подвешивались на трехметровой высоте, и забросить в них мяч неподготовленным игрокам было довольно трудно. Так же, как и достать его оттуда, поскольку после каждого результативного броска мяч безнадежно застревал в корзине.

    Чтобы сделать игру более комфортной, преподавателю Джеймсу Нейсмиту пришлось вырезать днище у обеих корзин, так что мяч мог теперь свободно выпадать из них.

    Это, по сути, уже был почти тот же баскетбол, который мы знаем сейчас. Со временем не слишком удобные корзины были заменены прочными стальными обручами, на которые уже была надета прозрачная сетка.

    Свод правил изобретенного Нейсмитом баскетбола был напечатан 15 января 1892 года, после этого популярность игры начала бить все рекорды. Со всех уголков Америки Нейсмиту приходили письма от желающих получить распечатку правил баскетбола, в который начали играть в учебных заведениях разного уровня по всей стране.

    Признание баскетбола в мире. Жизнь Нейсмита после его изобретения

    К чести преподавателя Джеймса Нейсмита, который изобрел одну из популярнейших на сегодня командных игр в мире, надо сказать, что он никогда не стремился извлечь личную выгоду из собственного изобретения. Будучи очень открытым и человечным, он просто продолжал заниматься любимым преподавательским делом, в то время как миллионы любителей спорта увлеченно играли в баскетбол, который сегодня считается одним из самых значительных американских изобретений. При том, что он был дан миру канадцем, получившим американское гражданство только через много лет после переезда в США.

    Свой талант Джеймс Нейсмит проявил не только в изобретении нового вида спорта. Он вел активную научную деятельность, получил несколько ученых званий, увлекался философией, медициной и религией.

    О потрясающей популярности изобретенной им игры сам за себя говорит тот факт, что уже в 1904 году на Олимпиаде публике была продемонстрирована первая показательная игра. Масштабный турнир по баскетболу состоялся же во время Олимпиады 1936 года в Берлине, на которой присутствовал сам Нейсмит. Тремя годами позже гениальный изобретатель умер, оставив после себя неоценимое наследие, за которое ему сегодня благодарны люди со всех уголков планеты.

    Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

    Иногда даже самый обычный учитель физкультуры может прославиться и навеки вписать свое имя в историю, как это сделал Джеймс Нейсмит в конце XIX века. В один прекрасный день он изобрел игру с мячом, которая сегодня стала одной из самых популярных в мире. Баскетбол - это не просто вид спорта, а часть массовой культуры и стиль жизни в США. Главные звезды НБА зарабатывают десятки миллионов в год и являются кумирами молодежи.

    Однако мало кто знает, что история баскетбола началась в захолустном колледже в американской глубинке больше ста лет назад. В отличие от футбола и хоккея, баскетбол имеет известного родителя, который и придумал эту игру.

    Становление преподавателя

    Биография Джеймса Нейсмита не может не заинтересовать поклонников баскетбола, хотя до определенного момента она не представляла из себя ничего необычного. Он родился в поселке Рэмси, что в канадской провинции Онтарио, в 1861 году.

    Закончив среднюю школу в городе Олмонд, он решил продолжить свое образование и отправился покорять высшие учебные заведения главного города Канады. Джеймс Нейсмит благополучно добрался до Монреаля и в 1883 году поступил в университет Макгилла.

    Здесь он добросовестно учится на преподавателя физкультуры и попутно защищает честь университета в соревнованиях по канадскому и европейскому футболу. Именно здесь впервые проявилась изобретательская жилка Джеймса Нейсмита, который предложил использовать шлем в качестве защиты для игроков в жесткий и контактный канадский футбол.

    В 1888 году он успешно сдал экзамены на бакалавра по физическому воспитанию и остался преподавать в родном вузе, позже став первым директором по вопросам физического воспитания.

    Чем занять студентов зимой?

    В какой-то момент Джеймс Нейсмит решил сменить обстановку и перебрался в США, где устроился в колледж Ассоциации молодых христиан в Спрингфилде штата Массачусетс. Здесь канадец преподавал анатомию и физкультуру.

    Любимой игрой студентов в то время был американский футбол. Однако грубый и контактный вид спорта был очень травматичным, студенты часто пропускали занятия, залечивая свои болячки, что очень не нравилось директору колледжа.

    Он требовал от преподавателей физкультуры увлечь учеников каким-нибудь другим занятием, чтобы избежать потерь в своих рядах и сохранить драгоценные головы юношей.

    Кроме того, сам Джеймс Нейсмит обратил внимание на то, что студентам наскучили однообразные гимнастические упражнения в спортзалах в зимний период, во время которого нельзя было поиграть в бейсбол или футбол на открытых площадках. Все это и стало началом истории баскетбола.

    «Утка на скале»

    В XIX веке была распространена детская игра «утка на скале». Суть ее состояла в том, что игрок бросал камешек, пытаясь поразить им вершину другого камня с большими размерами. Джеймс Нейсмит был знаком с этой забавой/ B она навела его на мысль об изобретении новой игры с мячом, смысл который также заключался в том, чтобы поразить спортивным снарядом определенную цель.

    Итак, преподаватель решил придумать динамичную спортивную игру, развивающую ловкость и координацию, чтобы занять студентов в ненастный период и разработал правила, отталкиваясь от детской игры.

    Начало

    Джеймс Нейсмит разрабатывал правила новой игры долгими бессонными ночами, в результате чего родилось руководство, состоящее из тринадцати пунктов. Многие из них значительно изменились за сто лет, в ветхозаветных правилах не была предусмотрена градация начисления очков в зависимости от дальности броска, отсутствовали штрафные попытки, не предусматривалось ведение мяча игроком.

    Самое забавное, что правилами даже не устанавливалось точное число участников противоборствующих команд на площадке, и во время исторического первого матча по баскетболу Джеймс Нейсмит попросту разделил всех своих студентов на две команды, в каждой из которых оказалось по девять человек.

    1 декабря 1891 года преподаватель попросил работника школы прибить две корзины от персиков к балконам в противоположных концах спортзала. Балконы были установлены на высоте 3,05 м. Это расстояние от пола до кольца используется до сих пор и в современном баскетболе.

    Первый матч состоялся в декабре 1891 года, а в январе 1892 года Нейсмит опубликовал в школьной газете правила новой игры. Дата этого события считается официальным днем рождения баскетбола.

    Сторож и корзины

    Одним из отцов популярной игры можно по праву считать школьного сторожа мистера Стеббинса. Именно он прибивал корзины для фруктов, которые использовались в те годы вместо современного кольца с сеткой. Также обязанности Стеббинса во время баскетбольных поединков заключались в том, чтобы забираться на стремянку и вытаскивать мячи из корзин после удачных бросков.

    В какой-то момент старику надоело все время возиться с лестницами и мячами, и он просто взял пилу и срезал дно у корзин. Это стало первой революцией в баскетболе.

    Первые матчи студентов Джеймса Нейсмита вызвали бы удивление у современных фанатов баскетбола. Почтенный бакалавр физического воспитания не предусмотрел в своих правилах возможность ведения мяча.

    Игроки, принимая мяч, оставались на месте и должны были выполнять дальнейшую передачу или бросок. Передвигаться по площадке могли только баскетболисты, не владеющие мячом. Неудивительно, что сначала эта игра показалась довольно статичной и не могла соперничать с боевым и веселым футболом по популярности.

    Баскетбольная эпидемия

    Упорный преподаватель регулярно включал баскетбол в программу занятий, и постепенно студенты втянулись и полюбили новую забаву. Весть об игре Джеймса Нейсмита вскоре разлетелась по всей стране. Из колледжей и школ Новой Англии приходили письма с просьбами ознакомиться с правилами баскетбола, и вскоре эта игра завоевала все штаты.

    Уже в 1894 году были опубликованы первые официальные правила. Через год баскетбол перемахнул через океан и стал распространяться по Европе со скоростью степного пожара. Всего-навсего через семь после изобретения игры была создана первая профессиональная лига, носившая название Национальная лига баскетбола.

    Сегодня баскетбол невероятно популярен и распространен по всему свету, а Зал славы, построенный в Спрингфилде, носит гордое имя создателя любимой игры - Джеймса Нейсмита.

    Джеймс Нейсмит родился 6 ноября 1861 года, в поселке Рэмси, Канада. С детства мальчик увлекался спортом, особенно игровыми видами. Во время учебы в университете Монреаля играл в основном в разновидности футбола: в европейский и канадский. В числе предшественников баскетбола нередко называют распространенную в XIX веке в некоторых странах детскую игру «утка на скале», с которой Джеймс был хорошо знаком. Смысл игры: подбрасывая небольшой камень, играющий должен поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня.

    Именно в момент игры в «утку на скале» в голове юного Нейсмита зародилась в общих чертах «концепция баскетбола». Игра окончательно созрела, когда Джеймс стал преподавать анатомию и физкультуру в Международном тренировочном колледже молодежи YMCA в городке Спрингфилд.

    Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепил две корзины, по-английски «basket», отсюда и название новой игры из-под фруктов. Высота от пола до края балкона оказалась равной 3 м 5 см, отсюда стандарт, который выдерживается по сей день на всех баскетбольных площадках мира. Студентам требовалось попасть мячом в корзину. Так появилась всем известная и популярная спортивная игра: баскетбол. Произошло это 1 декабря 1891 года .

    Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся 21 декабря 1891 года . Проходил не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита играли по 9 человек. Тренер просто разделил группу своих студентов поровну. Игра велась футбольным мячом.

    Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку, и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры. Джеймс Нейсмит 15 января 1892 года впервые опубликовал правила баскетбола в газете «Треугольник», издававшейся в колледже «Спрингфилда». В том же году опубликована первая Книга правил игры в баскетбол, содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день.

    О потрясающей популярности изобретенной им игры сам за себя говорит тот факт, что уже в 1904 году на Олимпиаде публике продемонстрирована первая показательная игра. Масштабный турнир по баскетболу состоялся во время Олимпиады 1936 года в Берлине, на которой присутствовал сам создатель игры.

    Джеймс Нейсмит скончался 28 ноября 1939 года в американском городе Лоуренс, в окружении пятерых детей и множества внуков.

    Память о Джеймсе Нейсмите

    Премия Корде - Моргана

    Зал славы баскетбола, в который попадают игроки, команды, тренеры и функционеры, совершившие вклад в развитие баскетбола, носит имя Джеймса Нэйсмита.

    «Джеймс , иди домой обедать», — кричала в окно своего обветшалого домика Маргарет Нейсмит , шотландская эмигрантка, приехавшая в Канаду в поисках новой жизни.

    «Ма, сейчас, вот только в утку на скале доиграю и прибегу», — отвечал 5-летний мальчишка, понимавший, что если в течение десяти минут своим камнем не собьёт располагавшийся на небольшом возвышении другой камень, то получит серьёзную взбучку от своего шотландского отца Джона , который был на добрых 19 лет старше матери и уже приложился к своему излюбленному виски.

    Джеймс частенько выигрывал в игру «утка на скале». Его секрет заключался в том, что, в отличие от остальных мальчишек, которые кидали свой камень на силу, пытаясь так попасть в цель, чтобы сбить её, Нейсмит метал свой камень по очень высокой траектории, как бы набрасывая его. Таким образом, ему было легче целиться, и он чаще оказывался победителем. Парнишка тогда ещё не знал, насколько важное открытие он сделал, когда ещё не умел ни писать, ни даже читать.

    Береги уши

    Статуя Джеймса Нейсмита в Зале славы баскетбола. Спрингфилд, США. Фото: Commons.wikimedia.org / randomduck

    Вскоре его родители умерли, оставив Джеймса сиротой. С тех пор практически всю свою осмысленную часть жизни Нейсмит провёл под попечением тёти и дяди — частая история для середины XIX века в Канаде.

    Он посещал школу, но не показывал особых успехов в учёбе. Часто прогуливая занятия, Джеймс играл в утку на скале, которую уже тогда называли средневековой игрой. Чуть повзрослев, он пристрастился к спорту — уж больно нравился ему соревновательный момент.

    В старшей школе городка Олмонт, что в провинции Онтарио, а позже и в старейшем и лучшем высшем учебном заведении страны, Университете МакГилла в Монреале, он увлекался гимнастикой, европейским футболом, который только начал получать признание в Северной Америке, лакроссом и, конечно же, канадским футболом, произошедшим от регби и так похожим на американский футбол, но лишь немного отличающимся в нюансах игры.

    Уже тогда Нейсмит стал новатором и предопределил развитие канадского футбола. Он был первым, кто начал использовать шлем для игры в канадский футбол. Подверженный травмам головы футболист, который играл в центре, чтобы оберечь свои переломанные уши, смастерил для себя шлем. Использовать его было не запрещено, но и обязательным элементом экипировки он, конечно, не являлся. Уже несколько лет спустя все игроки были облачены в защитные шлемы, а ещё через некоторое время этот атрибут стал обязательным, и без него игроков не допускали на площадку.

    Утка на скале

    В 1888 году он окончил Университет МакГилла со степенью бакалавра в области физического воспитания. А через два года получил диплом магистра в этой же области в Пресвитерианском колледже Монреаля. Год спустя он стал первым в истории Университета МакГилла «директором по атлетике», считай, преподавателем физкультуры. Но в скором времени покинул свою альма матер и отправился в США, чтобы стать физруком в Торговой школе Юношеской христианской ассоциации в городе Спрингфилд в штате Массачусетс.

    В 1891 году хоккей ещё не был так популярен в США, поэтому Нейсмиту необходимо было чем-то развлекать своих подопечных, оказавшихся весьма непослушными и не поддающимися контролю. Пытаться заставить их выполнять скучные гимнастические упражнения в закрытом помещении на протяжении долгой и морозной зимы, которая типична для Новой Англии, было практически невозможным.

    Поняв, что дело попахивает керосином, директор школы дал Джеймсу Нейсмиту задачу — изобрести весёлую и подвижную игру, которая развивала бы студентов физически, требовала отличной координации и была бы интересна для ребят. Одним из основных требований к игре были скромные запросы с точки зрения места — она должна была подходить для небольшого зала, который ранее служил для стандартных гимнастических упражнений. Кроме того, игра должна быть безопасна, чтобы не пострадало ни школьное имущество, ни ученики. На всё про всё у Нейсмита было около двух недель.

    Рождение баскетбола

    Пришлось включать смекалку. Проанализировав популярные на тот момент канадский и европейский варианты футбола, лакросс, регби и бейсбол, Джеймс пришёл к выводу, что самым безопасным для игры станет круглый и относительно мягкий мяч из европейского футбола. Оставалось придумать, как сделать так, чтобы игроки не носились с ним по комнате, как угорелые. Поэтому в первых правилах игры от Джеймса Нейсмита с мячом бегать было запрещено — его можно было только передавать — делать пасы.

    Ещё одним источником травм могла стать атака на ворота — Джеймс опасался стандартной кучи-малы. Он решил проблему остроумно и элегантно. Ворота были помещены в недосягаемую для игроков зону — на три метра от паркета зала. Попадать круглым мячом в широкие ворота было бы слишком легко, поэтому Джеймс решил в качестве ворот использовать корзинки из-под персиков. Он расположил их вертикально, так, чтобы мяч в них можно было забросить только по высокой дуге, так, как он в своё время сбивал цель своим камнем в игре «утка на скале».

    Эта же корзина из-под персиков, которая по-английски произносится как «баскет», и дала название новому виду спорта — «Баскет Бол», которое потом сменилось на привычное нам «баскетбол».

    Первая игра состоялась декабре 1891 года, спустя месяц после того, как Джеймсу исполнилось 30 лет от роду. Нейсмит в то время ещё и не представлял, какой подарок он сделал не только себе и своим ученикам, но и всему миру. Он бы, наверное, тогда не поверил, что в обычную игру, целью которой было занять учеников в зимний период, будут играть по всей планете, а лучшие спортсмены будут получать десятки миллионов долларов в год за то, что просто попадают в корзину.

    Правила

    • Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
    • По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.
    • Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на большой скорости.
    • Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
    • В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока — то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
    • Удар по мячу кулаком — нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
    • Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для её противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
    • Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска.
    • Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол. Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен в поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
    • Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
    • Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
    • Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в 5 минут между ними.
    • Сторона, забросившая больше мячей за этот период времени, является победителем.

    Всего шесть лет спустя прошло уже национальное первенство между высшими учебными заведениями Юношеской христианской организации, которая внесла неоценимый вклад в развитие баскетбола сначала в США, а потом и во всём мире.

    О грандиозном успехе изобретения Нейсмита говорит хотя бы тот факт, что в России, считай, на другом конце света, первый официальный баскетбольный мат прошёл уже в 1906 году — всего через пятнадцать лет после первого в истории матча, состоявшегося в США. О таком не мог мечтать в своё время ни футбол, ни, тем более, хоккей.

    От физрука до главного тренера

    В 1899 году Нейсмиту предложили стать директором кафедры физической культуры в Университете Канзаса. Одновременно была запущена и программа развития баскетбола, а Джеймс стал первым в истории главным тренером университетской команды.

    Канзас — родина университетского баскетбола США, самой старой и одной из самых успешных баскетбольных команд в Соединённых Штатах.

    В качестве наставника баскетбольной команды он проработал девять полных сезонов, вплоть до 1907 года, когда оставил эту позицию, чтобы сосредоточиться на работе в университете. С того времени до 1937 года он оставался сотрудником Университета Канзаса. В этом году в возрасте 75-ти лет он ушёл на заслуженный отдых. А два года спустя, в 1939 году, он скончался от кровоизлияния в мозг. После себя Нейсмит оставил пятерых детей — троих сыновей и двух дочерей — и главное своё детище — баскетбол. Без него мы бы, возможно, не знали ни Майкла Джордана , ни Шакила О’Нила , ни Андрея Кириленко .

    В 2010 году первая копия 13-ти правил баскетбола, написанных Джеймсом Нейсмитом, была продана на аукционе «Сотби» за 4,3 миллиона долларов. Невероятно, но факт: изобретатель баскетбола оказался весьма посредственным тренером. Он — единственный наставник университетской команды Канзаса, у которого количество поражений перевешивает число побед — 60 против 55. Все остальные — в плюсе.

    Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада…

    Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры в “duck-on-a-rock”… Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая один, не большой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

    После работы Атлетическим Директором Университета McGill Найсмит переходит в YMCA Обучающую Школу в Спрингфилде (Springfield), штата Массачусетс (Massachusetts).

    Открытие Джеймса Нейсмита

    Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

    Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

    Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

    И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

    Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.

    • 1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками
    • 2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком
    • 3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на хорошей скорости.
    • 4. Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
    • 5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
    • 6. Удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
    • 7. Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
    • 8. Гол засчитывается, - если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
    • 9. Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
    • 10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
    • 11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
    • 12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
    • 13. Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

    С течением времени баскетбол изменялся…

    Найсмит внимательно следил за развитием спорта, представленным во многих нациях движением YMCA, уже 1893 году.

    Впервые на Олимпийских играх баскетбол был представлен в Берлине в 1936 году.

    На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы, несмотря на то, что он уже был назван в его честь.

    Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь. И сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире, чего не было бы возможно без Доктора Джеймса Найсмита, основателя этой великолепной игры.

    Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

    Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище?

    Вполне прагматично названная "баскетболом" (basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

    Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…

    А, несколько дней спустя, один из студентов Найсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в “преступлении”…

    “Я взял их” - сказал Мэйхон своему учителю. “Я знал, что эта игра будет иметь большой успех и я взял их как сувенир. Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

    Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.

    Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.

    Впрочем, в этих запретах при желании можно обнаружить и положительную сторону, ибо именно они спровоцировали проведение первого профессионального баскетбольного матча, то есть матча за деньги. Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов...