• Упражнение «приветствие. Упражнение «Приветствие Упражнения приветствия нового дня

    Ведущий просит детей поздороваться со своими соседом, сказать, как приятно ему его видеть.

    Ведущий говорит:

    Вам наверняка было приятно услышать от соседа добрые сло­ва. От кого чаще всего вы слышите слова одобрения? А как можно похвалить себя самому? Давайте подойдем и посмотрим на себя в зеркало.

    УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЮБУЙСЯ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО»

    Ведущий просит каждого ребенка рассказать о его внешно­сти: «У меня...»

    Ведущий говорит:

    Какое настроение у вас стало после этого упражнения? Труд­но ли было похвалить себя?

    На нашей прошлой встрече мы с вами говорили уже о том, на­сколько важно быть внимательным в школе. Сегодня мы поиграем еще в одну игру на развитие внимания.

    ИГРА «ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ»

    Дети по кругу передают задуманное ведущим движение. Цель: передать движение с той же интенсивностью.

    УПРАЖНЕНИЕ «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ, РУКИ ССОРЯТСЯ, РУКИ МИРЯТСЯ»

    Упражнение направлено на соотнесение человека и его так­тильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения вы­ражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосно­вения. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами:

    а) познакомьтесь руками;

    б) ваши руки ссорятся;

    в) ваши руки хотят помириться, просят прощения;

    г) обсуждение: какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше.

    УПРАЖНЕНИЕ «СИНХРОННЫЙ ТАНЕЦ»

    Один из детей - ведущий. Он стоит впереди всей группы и показывает различные танцевальные движения. Остальные дети повторяют за ним.

    Ведущий говорит:

    Как согласованно вы двигались в танце, как настоящие дру­зья. А кого можно назвать другом?

    УПРАЖНЕНИЕ «НА КОГО Я ПОХОЖ»

    Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все осталь­ные отвечают на вопросы психолога:

    На какое животное он похож?

    На какую птицу?

    На какое дерево?

    На какой цветок?

    Арт-терапевтические техники и упражнения.

    Упражнение «Моё имя».

    Упражнение «Мой любимый цвет/нелюбимый цвет».

    Упражнение «Лепим эмоции».



    Упражнение «Моментальное рисование эмоций».

    Упражнение «Рисуем эмоцию».

    Упражнение « Рисунок моя любимая игра/игрушка».

    Упражнение «Каракули двумя руками одновременно».

    Упражнение «Дерево»

    Упражнение «Крокодил».

    Упражнение «Семья животных».

    Упражнение «Фруктовый/овощной салат».

    Упражнение «Несуществующее животное».

    Упражнение «Контуры тела».

    Релаксационные упражнения.

    РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

    Для этой релаксации используйте кассету «Музыка живой природы».

    ОБСУЖДЕНИЕ

    Ведущий спрашивает детей:

    Что вы услышали в волшебном лесу?

    Что вы увидели в волшебном лесу?

    Что вы почувствовали в волшебном лесу?

    РЕЛАКСАЦИЯ «ОКЕАН»

    Ведущий говорит:

    На прошлых наших встречах мы учились с вами договари­ваться с друзьями, мириться, просить прощение за обиду. Но быва­ют такие ситуации, когда следует отказать, сказать «нет». Например, хорошо ли взять без спросу чужую вещь? Что еще, по-вашему, делать нельзя и почему?

    (Педагог и дети обсуждают этот вопрос.)

    Релаксация « Путешествие на облаке» (К. Фопель)

    Сядьте по удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.

    Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается наше путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небе. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растет в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

    РЕЛАКСАЦИЯ «В ЛЕСУ»

    Во время релаксации используйте кассету «Музыка живой природы».

    После окончания релаксации идет обсуждение того, кто что увидел, услышал, почувствовал. Дети поочередно отвечают на во­просы педагога.

    Ведущий говорит:- Как внимательно вы умеете слушать друг друга, а память у вас хорошая?

    Пример коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением арт-методов.

    ЗАНЯТИЕ 1

    Цель: создание позитивного настроя на проведение со­вместных занятий, знакомство с основными правилами поведения, формировать навыки взаимодействия в группе, развитие творческого мышления, воображения,

    Материалы: мяч, арт-материалы по количеству участников.

    Ритуал-приветствие

    Дети вместе с педагогом заходят в комнату, обходят ее, рассматривают предметы, арт-материалы. Ведущий приглашает де­тей занять места на ковре. Ведущий рассказывает о том, что здесь дети будут играть в различные игры, рисовать, заниматься творчеством, но сначала нужно по­знакомиться и договориться, что можно здесь делать, а что нельзя.

    Можно: играть, веселиться, петь, танцевать, рисовать, вырезать и т.д.

    Нельзя: никого обижать (не драться, не кусаться, не обзы­ваться) и т.д.

    Ведущий говорит:

    Чтобы начать занятие, нам надо познакомиться.

    ИГРА «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

    Упражнение проводится по кругу (дети сидят на диване или в кругу на ковре). Каждый ребенок называет себя по имени так, как его ласково дома называет мама. Затем дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом имя ребенка так, как он его произнес.

    «РИСУЕМ ИМЯ» арт-терапевтическая часть занятия

    Вот мы с вами и познакомились, а теперь мы с вами еще раз произнесем наши имена. Как красиво они звучат. Можно закрыть глазки и еще раз произнесем свое имя. Фоном звучит расслабляющая, релаксационная музыка. Сегодня мы с вами будем волшебниками и раскрасим наши имена. Представьте себе что у каждого имени есть свой цвет! И у вашего имени тоже есть свой цвет! Посмотрите на наши каски и карандаши, мелки. Сколько всевозможных цветов есть на белом свете. Как вы думаете- а каого цвета ваше имя? Нарисуйте ваше имя любыми материалами какими пожелаете.

    Рассаживайтесь поудобнее и мы приступаем к нашему творчеству…..

    Ритуал прощания

    Упражнение-игра "Доброе живот­ное".

    Цель упражнения - развитие чувства единства группы, окончание занятия в обстановке психологического комфорта, закреплении положительного настроя

    Ход занятия:

    Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное.

    Давай­те прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьет­ся его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад.

    И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад.

    Наше занятие закончилось. До свидания!

    (со второго занятия ритуалом приветствия и ритуалом прощания начинается и заканчивается каждая встреча группы).

    Вывод

    Хотелось бы отметить потенциал применения арт-терапевтических методов и технологий в работе с детьми в условиях дошкольного учреждения.

    Воспитанники охотно откликнулись на предложение использовать новый для них вид деятельности.

    Робкие, неуверенные дети после нескольких сессий работали с арт-материалами более уверенно. Их способ взаимодействия в группе сверстников изменился с динамикой в лучшую сторону. Такие дети стали вести себя более раскрепощено на моих занятиях, и как отмечают воспитатели и на других режимных мероприятиях. Агрессивные дети стали вести себя на моих занятиях менее импульсивно, охотно вовлекались в новые задания. Арт-методы позволили агрессивным детям проявлять свои чувства и переживания безоценочно, как бы отдавая всю агрессию листу бумаги и снимая тем самым лишнее эмоциональное напряжение с помощью цвета и рисования.

    Участие детей в арт-терапевтических сессиях позволило создать дополнительную диагностическую базу и возможность получения разносторонней консультационной помощи в вопросах детско-родительских отношений.

    Для самовыражения ребенка каждое занятие предусмат­ривает использование рисуночных методик и других видов деятельности, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия, тем самым повышается самооценка ребенка, формируется положительный психологический настрой.

    Каждый из этих методов – занятия в игровой форме, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, исследует эмоциональную палитру.

    На занятиях нетрадиционной техникой ребенок учится думать, творить, фантазировать, мыслить нестандартно и свободно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

    Данный вид деятельности может быть рассмотрен как один из вариантов инновационной деятельности в ДОУ.

    Список используемой литературы

    1. Арт-терапия для детей и подростков.
    А.И. Копытин, Е.Е.Свистовская. М. Когито-центр 2010

    2. Арт-терапия в психологическом консультировании
    М.В.Киселева, В.А.Кулганов
    Учебное пособие РЕЧЬ СПб 2012

    3. Методы Арт-терапевтической помощи детям и подросткам
    Отечественный и зарубежный опыт
    Под редакцией А.И. Копытина М. Когито-центр 2012

    4. Арт- терапия в работе с детьми
    М.В.Киселева. РЕЧЬ СПб 2012

    5. Практика Арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий
    Л.Д.Лебедева. РЕЧЬ СПб 2008

    6. Арт- терапия
    Диалог: Россия - Великобритания
    Сборник статей под редакцией Н. Ю. Жвитиашвили
    СПб 2008
    7.Иванова О.Л., Васильева И.И. « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка»

    8.Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ» / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе., Н.М. Степина

    9.Галанов А.С. «Игры, которые лечат: проблемы первоклассников: пособие для работы с дошкольниками и мл. школьниками»

    10.Костина Л.М. «Интегративная игровая психологическая коррекция: моноргафия»

    11.Плотникова Н.В. «Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке»

    12.Лебедева Л.Д. «Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие»

    13.Воронова А.А. « Арт-терапия для детей и их родителей/психологический практикум»

    14.Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина «Пальцы помогают говорить» Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.-40с.

    15. Мардер Л.Д. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-М.: Генезис, 2007.-143с., ил.

    16. Семенака С.И. «Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет».-4-е изд., испр. и доп.- М. АРКТИ, 2005.-80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

    Приложения

    Приложение№1

    Приложение№2

    наталья Данкина
    Картотека приветствий для занятий

    «Здравствуй»

    Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу :

    Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

    Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

    Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

    Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

    Здравствуй, наша большая семья!

    Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

    «Друг»

    Собрались все дети в круг,

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

    «Колокольчик»

    Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например :

    – Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

    – Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

    «Доброе утро»

    Доброе утро, глазки!

    Вы проснулись?

    (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

    Доброе утро, ушки!

    Вы проснулись?

    Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона) .

    Доброе утро, ручки!

    Вы проснулись?

    Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

    Доброе утро, ножки!

    Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

    Доброе утро, дети!

    Мы проснулись! (Поднять руки вверх)

    «Приветствие »

    Дети сидят на ковре в кругу.

    Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх) .

    Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди) .

    Выхожу из дома я : (Показать рукой на себя) .

    «Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны) .

    Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой) .

    Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер) .

    Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими) .

    Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки) .

    «Вежливые слова»

    Дети, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?

    Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

    “Здравствуйте!” - здоровья желаю.

    “Благодарю!” - благо дарю.

    “Извините!” - признаю свою вину и прошу простить.

    “Спасибо!” - спаси бог.

    Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них - нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить - не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настроение.

    Игра «Выполни задание»

    Воспитатель говорит : «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру.

    Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например :

    Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

    Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

    Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

    Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

    Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

    Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

    «Доброе утро»

    Дети стоят в кругу.

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    Доброе утро солнцу и птицам!

    Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

    Пусть доброе утро продлится до вечера!

    «Здравствуй!»

    Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки

    Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»

    Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,

    Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга

    Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших

    Всех мы вас приветствуем ! Переплетают пальцы замочком

    и поднимают руки над головой.

    Речевые настройки.

    Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

    Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

    Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

    Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

    Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

    Придумано кем – то

    Просто и мудро

    При встрече здороваться!

    Доброе утро!

    Доброе утро

    Солнцу и птицам!

    Доброе утро!

    Приветливым лицам !

    И каждый становится

    Добрым, доверчивым!

    Доброе утро длится до вечера!

    Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие , подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.

    «Здравствуйте!»

    Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики» )

    Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

    Здравствуйте, губки (показываем губки)

    Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

    Губками «почмокали» («чмокаем» )

    Зубками «пощёлкали» («щёлкаем» )

    Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

    И ими помахали (машем ладошками)

    А теперь все вместе –

    «Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

    «Ладошки»

    Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх» )

    Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз» )

    Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками» )

    И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

    Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

    И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)

    Здравствуйте, мои дорогие

    И маленькие и большие!

    Вижу, как вы подросли

    До чего же хороши!

    Внимание! Внимание!

    Дорогие зрители,

    Чудеса сейчас придут

    Интересно будет тут!

    Я на вас погляжу,

    Да и сказку расскажу!

    Вы на ус всё намотайте,

    Сказку рассказать мне помогайте!

    Не грусти, улыбнись!

    Сказка дарит нам сюрприз!

    «Руки»

    Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки.

    На фоне музыки педагог читает стихи :

    Что за чудо - чудеса :

    Раз рука и два рука!

    Вот ладошка правая,

    Вот ладошка левая.

    И скажу вам, не тая,

    Руки всем нужны, друзья.

    Сильные руки не бросятся в драку.

    Добрые руки погладят собаку.

    Умные руки умеют лепить.

    Чуткие руки умеют дружить.

    Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

    «Улыбка»

    Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое

    настроение вызывает у вас такая погода?

    А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

    Звучит песня :

    От улыбки хмурый день светлей,

    От улыбки в небе радуга проснется.

    И она к тебе еще не раз вернется.

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

    Нам здороваться ни лень :

    Всем "Привет ! " и "Добрый день! ";

    Если каждый улыбнётся –

    Утро доброе начнётся.

    – ДОБРОЕ УТРО!

    Приветствие «Солнышко»

    Солнышко, солнышко, в небе свети!

    (дети тянутся руками верх, встают на ноги)

    Яркие лучики нам протяни.

    (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

    Ручки мы вложим в ладоши твои.

    (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

    Нас покружи, оторвав от земли.

    (Кружатся парами)

    Вместе с тобой мы пойдем на лужок

    (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

    Там все мы встанем дружно в кружок

    (образовывают круг)

    С песнями водим мы хоровод.

    Солнышко снами по кругу идет.

    (Идут по кругу)

    Хлопают радостно наши ладошки,

    (хлопают в ладоши)

    Быстро шагают резвые ножки.

    (Идут быстрым шагом)

    Солнышко скрылось, ушло на покой

    (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

    Мы же на место сядем с тобой

    (тихо, спокойно садятся на свои места)

    Игра «Эстафета дружбы» .

    Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

    Игра «Доброе утро»

    Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие , которое нужно пропеть :

    Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

    Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

    Доброе утро, Ирина Николаевна!

    Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

    Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

    Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

    Игра "Повтори движение"

    Дети стоят в кругу, психолог предлагает перед путешествием проверить, умеют ли ребята быть одним целым, потому что в сказку они пойдут только все вместе. Показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лица, дети должны повторить.

    Игра «Здороваемся необычно»

    Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия . Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия : тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

    Игра «Расскажи о себе»

    Воспитатель выбирает предмет (игрушка, показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Воспитатель держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ. Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие , они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее.

    Игра «Сигнал» .

    Дети стоят (сидят) по кругу, держась за руки. Педагог - психолог передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой, должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т. д. по кругу, пока «сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас.

    Тоже повторяется в другую сторону.

    Когда дети усвоят эту игру можно усложнить :

    Передавать «сигнал» детям, у которых закрыты глаза;

    Передавать «сигнал» , состоящий из нескольких нажимов руки (от 2 до 5 в зависимости от возраста детей) .

    Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

    Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

    Скорей становитесь со мною в кружок!

    Давай улыбнёмся и скажем : "Привет !"

    Солнцу : "Привет !"

    Гостям всем : "Привет !"

    Цель тренинга: побуждение к более активному самопознанию и самоопределению, развитию самосознания, раскрытие скрытого потенциала личности

    • создание комфортного психологического климата в группе;
    • помощь в формировании адекватной самооценки, умения объективно оценивать самого себя и свои достижения;
    • развитие приемов самопобуждения (самокритика, самостимулирование, самообязательство), способствующих личностному развитию и личностному самоопределению;
    • помощь в формировании индивидуальной программы развития и коррекции личностных качеств.

    Планируемый результат: приобретение опыта использования ресурсных состояний, которые позволят достигать цели в жизни, определение лучших, сильных сторон личности.

    Место проведения: кабинет психологии

    Время проведения: 3 часа.

    Контингент: старшеклассники, студенты

    Реквизит: Бейджики, визитки.

    Ход тренинга

    Введение в тренинг: объявление темы, регламента работы.

    Приветствие и пожелание.

    Знакомство с правилами работы в тренинге.

    Адаптация. Врабатывание.

    Упражнение "Приветствие"

    Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга - положение "карусель". Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.

    Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: "Как деловые люди рукопожатием!" Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: "Правыми коленями!!" Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.

    Можно здороваться:

    • правыми локтями,
    • левыми коленками,
    • затылками,
    • спинами,
    • реверансом как французские короли и королевы,
    • как африканские слоны, громко топая ногами,
    • без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),
    • старым русским обычаем - трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: "Ба! Какие люди") и т.п.

    Шеринг: изменилось ли и как самочувствие и эмоциональное состояние после упражнения.

    Здра?вствуйте (здра?вствуй) - слово , которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке . Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья . Так же, как и "Здравия желаю", повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова "здравствовать" - быть здоровым, благополучно существовать. И вы сейчас воочию убедились, что после приветствия поднимается настроение и улучшается самочувствие.

    Упражнение "12 месяцев"

    День рождения - день года, в который родился тот или иной человек. В теории вероятностей с днями рождения связана известная задача, называемая "парадокс дней рождения". Данный "парадокс" гласит, что в любой случайно собранной группе из 22 человек с вероятностью более 50 % у двух или более человек дни рождения совпадают (на первый взгляд, это противоречит житейской интуиции). Чем больше будет в группе людей, тем вероятность совпадения в днях рождения приближается к единице: например, в случайно собранной группе из 55 человек двое из них имеют день рождения в один день с вероятностью 99 %.

    Давайте посмотрим, а есть ли совпадения у нас. Прошу вас сесть по кругу по дням своего рождения, так чтобы с одного края находился участник, родившийся ближе всего к первому января, я с другого конца - к тридцать первому декабря.

    Знакомство. Самовосприятие.

    Самовыражение. Толерантность к себе и другим.

    Упражнение "Знаки зодиака".

    В группе каждый участник рассказывает, кто он по знаку зодиака и что из гороскопов на самом деле про него.

    Упражнение " Скульптура".

    Представители каждого знака зодиака должны создать соответствующую скульптуру. Выставка скульптур оценивается внутри группы.

    Упражнение "Что я знаю о своем дне рождения".

    Завершите предложение "В мой день рождения:". Могут быть варианты: "В мой день рождения родились:", "Мой день рождения совпадает с праздником:", "В мой день рождения обычно бывает:.погода" и т.п.

    Упражнение "Три желания".

    С чего же началась история празднования дней рождения? Одна из версий заключается в том, что последователи чёрной магии считали душу человека наиболее уязвимой в момент рождения, и любые пожелания или проклятия в этот день считались заклинаниями . Отсюда и зарождение традиции весь день встречаться с друзьями и избегать врагов.

    А если бы на ваше день рождения пришла добрая фея, какие бы три пожелания вы бы хотели от нее услышать.

    Все отвечают по кругу.

    Сплочение участников группы.

    Упражнение "Торт".

    Один из наиболее распространенных ритуалов в день рождения- приготовление торта. Чем больше гостей на празднике, тем больше торт. Он может быть даже в несколько ярусов. Его украшают свечи по количеству лет, исполняющихся имениннику. А какой торт получится в вашей группе?

    Участники создают групповую скульптуру торта со свечами.

    Упражнение "В тесноте, не в обиде".

    Гостей на нашем празднике собралось много, торт получился большой, только вот беда. Около торта всего 6 стульев, но должны уместиться все.

    Затем остаются 5 стульев, затем 4,3, но поместиться должна вся команда.

    Упражнение "Свечи"

    Перед разрезанием торта именинник задувает все зажженные на торте свечи. Число свечей равно прожитым годам.

    По команде ведущего именинник (ведущий называет имя любого из игроков) мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству участников группы. Одновременно должно встать столько игроков-свечек, какое число названо.

    Позитивное самовосприятие.

    Упражнение "Мой самый лучший день рождения".

    Расскажите о самом запоминающемся дне рождения в вашей жизни (о самом долгожданном, о сюрпризе и т.п.)

    Это воспоминание можно использовать как ресурсное состояние.

    Упражнение "Комплимент".

    На дне рождения принято говорить об имениннике, о его особенностях, достоинствах.

    Каждому участнику по кругу группа выражает комплименты, подчеркивает положительные качества личности.

    Упражнение "Подарок".

    Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить имениннику подарки.

    Дарить и принимать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

    Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки говорит о том, как развито у человека умение любить другого.

    Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его своему соседу справа (путевку на черное море, украшение, торт, цветок и т.п.).

    Упражнение "Концерт по заявкам".

    На день рождения обычно устраивают хоровод вокруг именинника и поют песни о днях рождения.

    Группа делится на летников, зимников, осенников и весенников.

    Соревнование между командами "Кто споет больше песен о днях рождения"

    Для команды- победителя в качестве приза остальные участники поют общую песню.

    Упражнение "Мой день рождения через 10 лет"

    Ведущий предлагает расположиться поудобнее.

    Вы можете слышать мой голос и закрыть глаза. Глубоко вздохните: почувствуйте, как прохладный воздух касается крыльев вашего носа: почувствуйте теплый воздух вашего выдоха:С каждым вдохом и выдохом вы все больше расслабляетесь. Тело становится расслабленным:Теперь мысленно представьте, что перед вами окно в будущее и вы можете увидеть в нем себя через 10 лет. Внимательно посмотрите в это окно: В нем вы в свой день рождения через 10 лет. Оглядитесь вокруг: Кто вас окружает?.. Какие у них лица?..В каком помещении вы находитесь?.. Что вокруг вас?.. Как вы выглядите? Чего вы добились за эти десять лет?...

    Сделав глубокий вдох, вы почувствуете, как волшебное окно растворяется в воздухе. Снова чувствуете свою одежду, слышите звуки в этой комнате, и за ее дверью. Вы делаете вдох, и открываете глаза.

    Завершающий этап.

    В кругу все взялись за руки и хором сказали "спасибо всем" и "спасибо мне" за участие в тренинге.

    Литература:

    1. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии. //Вопросы психологии. - 1999 - №1.
    2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство "Ось-89", 1999.
    3. Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
    4. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. Институт "Открытое общество". - М.: "Магистр". 1997.
    5. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: "Генезис", 1999.
    6. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

    Картотека утренних приветствий, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения, поэтому в утренние часы они особенно необходимы как способ эмоционального настроя на предстоящий день.

    1. Утреннее приветствие «Здравствуй, Небо!»

    Здравствуй, Солнце!

    (Руки поднять вверх)

    Здравствуй, Земля!

    (Руками над головой описать большой круг)

    Здравствуй, планета Земля!

    (Плавно опустить руки на ковер)

    Здравствуй, наша большая семья!

    (Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

    2. Утреннее приветствие

    Собрались все дети в круг(встают в круг)

    Я твой друг (руки к груди)

    И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

    Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

    И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

    3. Ритуал приветствия «Солнышко»

    Солнышко, солнышко, в небе свети!

    (дети тянутся руками верх, встают на ноги)

    Яркие лучики нам протяни.

    (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

    Ручки мы вложим

    (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

    В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.

    (Кружатся парами)

    Вместе с тобой мы пойдем на лужок

    (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

    Там все мы встанем дружно в кружок

    (образовывают круг)

    С песнями водим мы хоровод.

    Солнышко снами по кругу идет.

    (Идут по кругу)

    Хлопают радостно наши ладошки,

    (хлопают в ладоши)

    Быстро шагают резвые ножки.

    (Идут быстрым шагом)

    Солнышко скрылось, ушло на покой

    (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

    Мы же на место сядем с тобой

    (тихо, спокойно садятся на свои места)

    4. «Давайте порадуемся»

    (дети поднимают руки вверх)

    (Улыбаются друг другу)

    (разводят руками)

    (берутся за руки)

    «Доброе утро!» - маме и папе

    «Доброе утро!» - останется с нами

    5. Утреннее приветствие

    Мы скажем небу: «Здравствуй!»

    «Пусть утро будет ясным!»

    Природе скажем мы.

    Пусть будет мир прекрасным!

    И даже в день ненастный

    Ему желаем счастья, любви и красоты!

    Здравствуй, солнышко родное,

    Здравствуй, небо голубое!

    Мы навстречу вам откроем

    И ладошки и сердца.

    6. Утреннее приветствие

    Дили-дили-дили-дили!-

    Колокольчики звонили.

    Дили-дили-дили-дили!-

    Колокольчики будили

    Всех жуков, пауков

    И весёлых мотыльков.

    Динь, день! Динь, день!

    Начинаем новый день!

    Дили-дили-дили-дили!

    Колокольчики будили

    Всех зайчат и ежат,

    Всех ленивых медвежат.

    И воробушек проснулся,

    И галчонок встрепенулся…

    Динь, день! Динь, день!

    Не проспите новый день!

    7. Утреннее приветствие

    Вот и собрался наш круг.

    Руку дал другу друг.

    Люда дала руку Леше,

    А Леша дал руку Ване…..

    (про каждого ребенка по кругу)Вот и собрался наш круг.

    (покачать руками вместе)

    8. Утреннее приветствие

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок!

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живём в одном краю-

    Всех я вас приветствую!

    Здравствуй, солнце!

    Здравствуй, небо!

    Здравствуй, вся моя Земля!

    Мы проснулись очень рано,

    И приветствуем тебя!

    9. Утреннее приветствие

    Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

    Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

    Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

    Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

    Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

    Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

    Можем маленькими быть - приседаем,

    Можем мы большими быть - встаём,

    Но один никто не будет

    10. Утреннее приветствие

    Давай с тобой обнимемся,

    И над землей поднимемся,

    Тепло сердец соединим,

    И станем солнышком одним!

    11. Давайте порадуемся

    Давайте порадуемся солнцу и птицам,

    (дети поднимают руки вверх)

    А также порадуемся улыбчивым лицам

    (Улыбаются друг другу)

    И всем, кто живет на этой планете,

    (разводят руками)

    «Доброе утро!» скажем мы вместе

    (берутся за руки)

    «Доброе утро!» - маме и папе

    «Доброе утро!» - останется с нами.

    12. Утреннее приветствие

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

    Нам здороваться ни лень:

    Всем "Привет!" и "Добрый день!";

    Если каждый улыбнётся –

    Утро доброе начнётся.

    – ДОБРОЕ УТРО!!!

    13. Утреннее приветствие

    В группе нашей каждый день

    Делаем зарядку,

    Выполняем упражненья

    Строго по порядку:

    Все присели,

    Дружно встали,

    Повертели головой,

    Потянулись, повернулись

    И друг другу улыбнулись!

    14. Утреннее приветствие

    С добрым утром! С новым днём!

    С новым солнцем за окном!

    Утро доброе встречай!

    День хороший начинай!

    15. Утреннее приветствие

    Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется. Чтобы такое

    настроение у вас сохранилось до самого вечера.

    А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться! Будет радовать друг друга! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!

    16. Утреннее приветствие.

    Воспитатель: - Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как

    хорошо, что мы сегодня здесь вместе! Мы спокойны и добры! Приветливы и ласковы!

    Что мы пожелаем сегодня Саше? Сереже? Варе? (имена детей) А что вы хотите пожелать

    мне?

    Вздохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злость, беспокойство.

    Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу!

    17. Утренняя речевка «Наша группа»

    Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!

    Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!

    Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,

    Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!

    Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!

    Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

    18. Утренняя речевка «Дружим мы!»

    Дружим мы, потому что весело нам друг с другом во все

    Целый день играть!

    Вместе – хоть до луны мы построим лесенку,

    Хоть на солнце самом будем загорать!