• Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус Логоритмические упражнения направленные на регуляцию мышечного тонуса

    Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

    1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

    2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

    3. И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.

    4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.

    5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

    6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

    7. "Кощей бессмертный". Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

    8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

    9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

    10. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в "яйце".

    Упражнения для развития крупной моторики , формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

    1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

    2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

    3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

    4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

    5. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (однарука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях.

    6. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.

    7. И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

    8. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

    9. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху "ползет" по другой руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.

    10. И.п. - лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают две ноги одновременно.

    11. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька"). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

    12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

    13. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

    14. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

    15. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").

    16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве.

    17. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках.

    18. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

    19. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

    20. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

    21. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

    22. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

    23. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

    24. И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

    25. "Ласточка". И.П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу.

    26. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.

    27. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево. То же приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам). Затем разноименные рука и нога. То же скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога).

    28. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").

    Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).

    Развитие мелкой моторики

    приемы массажа для развития мелкой моторики

    Игры для развития мелкой моторики

    Пальчиковые игры

    Стихи и потешки для развития мелкой моторики

    Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

    У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых пяти месяцев.

    Пассивная гимнастика (массаж)

    Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

    Массаж включает в себя следующие типы движений:

    поглаживание: совершается в разных направлениях.

    растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

    вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)

    массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

    сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

    Пальчиковые игры

    Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений: зайчик:

    указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

    человечек: бегаем указательным и средним пальцами по столу

    ёжик: руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

    кошка: соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

    коза рогатая: указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

    бабочка: руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

    очки: пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

    Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

    Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

    Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

    Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

    Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

    Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

    Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

    Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

    Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

    Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

    Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

    Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

    Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

    Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

    Упражнения

    на регуляцию мышечного тонуса

    Упражнение 1 «Потягивание»

    На счет раз, два - поставить правую ногу в сторону на носок, вытянуть руки

    вверх вправо и по­тянуться.

    Повторять упражнение 4-6 раз.

    Упражнение 2 «Разогрев»

    Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены.

    локтю, от локтя к плечу, затем - плечо, шею.

    Повторять упражнение 4-6 раз.

    Упражнение 3 «Растяжка»

    На счет раз, два - поднять руки вверх и потянуться.

    На счет три, четыре - вернуть­ся в исходное положение.

    На счет три, четыре - вернуть­ся в исходное положение.

    То же самое нужно выполнять с наклоном в сторону

    и разведени­ем рук в сторону.

    Повторять каждое упражнение 4-6 раз.

    Упражнение 4 «Железный человечек»

    Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

    На счет раз - напрячь все мышцы тела, включая мускулату­ру шеи.

    На счет два - максимально расслабиться (наклониться впе­ред, руки вниз).

    Повторять упражнение 4-6 раз для большей заинтересован­ности детей в выполнении тре­нинговых заданий учитель может использовать различные игровые ситуации, сопровождать выпол­нение упражнений стихотворны­ми текстами, например:


    Помимо заданий на формиро­вание правильной осанки и сня­тие мышечных зажимов, большое значение для профилактики нару­шений голоса у детей и подрост­ков имеют упражнения, которые способствуют формированию правильного дыхания. Прежде всего, детям нужно научиться дышать носом, скоординиро­вать носовое и ротовое дыхание, сформировать нижнее реберный тип дыхания. При выполнении упражнений следует избегать глубокого вдоха для предупреж­дения гипервинтеляции, которая может вызвать головокружение.

    Упражнение 5 «НОС-НОС»

    Исходное положение: ноги на ши­рине плеч, руки внизу, выдохнуть.

    На счет раз - закрыть правую ноздрю пальцем правой руки ­вдох,

    на счет два - задержка ды­хания.

    На счет три - закрыть пальцем левой руки левую ноздрю и вы­дохнуть. Чередовать вдох и вы­ дох, меняя руку.

    Повторять упражнение 4-8 раз. Необходимо следить, чтобы плечи при выполнении этого уп­ражнения не поднимались. По­сле овладения этим комплексом упражнений для выработки коор­динации движений рекомендуем использовать динамические уп­ражнения.

    Упражнения выполняются ана­логично упражнению 5 с добавле­нием различных движений голо­вы и плеч, например, с наклоном головы в сторону, с поднятием плеч. Вдох и выдох осуществляются, как описано выше.

    Упражнение 6 «Приседа­ние»

    Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны, вы­дохнуть.

    На счет раз - вдох носом, при­сесть, поднять руки вверх, на счет два - сидеть.

    На счет три - медленно вер­нуться в исходное положение, разводя руки в

    стороны и выды­хая на счет 10.

    Повторять 5-6 раз.

    Упражнение 7 «Пузырьки»

    Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, выдох­нуть.

    На счет раз - сгруппироваться в положении сидя, голова опуще­на, не дышать.

    На счет два, три - выпрямить­ся, вытянуть руки вверх и вдох­нуть.

    На счет четыре - вернуться в исходное положение.

    Повторять упражнение 4-6 раз.

    Упражнение 8 «Свеча»

    Представить, что в руках за­жженная свеча.

    Вариант 1 : На счет раз - сде­лать вдох носом.

    На счет два ­подуть на свечу так,

    чтобы пламя свечи наклонилось параллельно полу.

    Вариант 2: На счет раз - сде­лать вдох носом.

    На счет два­ подуть на свечу, произнося звук «ф». Добрать воздух.

    На счет три - резко погасить свечу, выдыхая на звук «ф».

    Вариант 3: На счет раз - вдох­нуть через нос.

    После задержки дыхания, сделать дробный вы­дох и затушить три свечи.

    На счет три - вдохнуть. На счет четыре ­задуть пять свечей.

    Повторять упражнение 4-8 раз.

    При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы пле­чи не поднимались.

    Фонационные упражнения начинают с произнесения отде­льных звуков, затем

    слов, фраз, речевой материал усложняется постепенно

    Упражнение 9

    Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

    На счет раз - вдохнуть носом.

    На счет два, три, четыре - вы­дохнуть, произнося звук "с".

    Удлинять продолжительность выдоха, считая до 12

    Аналогично проводятся упраж­нения при произнесении звуков - "ш", "а", "у".

    Повторять упражнение 4-6 раз

    Упражнение 10 «Дробное произнесение звуков»


    Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох­нуть носом.

    На счет раз, два, три - выдыхая воздух, произносить звук "с",

    де­лая паузу после каждого счета.

    Аналогично проводятся упраж­нения при произнесении звуков "ш", "а", "у".

    Повторять упражнение 4-6 раз.

    Упражнение 11 Произнесе­ние фраз

    После предварительного вдоха на выдохе произносить фразы:

    Около кола колокола

    Ума палата да разума маловато

    Чужим умом умен не будешь

    От топота копыт пыль по полю летит.

    По завершению работы над отдельными звуками, словами, фразами

    произнесении различных скороговорок, стихов, а затем в спонтанной речи.

    Упражнение 12

    Сделать вдох носом, а затем на выдох произносить одну, за­тем две, три и так

    Ужа ужалила оса

    Ужалила его в живот

    Ужу ужасно больно

    Однажды галок поп пугая,

    В кустах увидел попугая.

    И говорит тот попугай:

    Пугать ты галок, поп, пугай,

    Но галок, поп, в кустах пугая,

    пугать не смей ты попугая.

    Как под елкою зеленой

    скачут весело вороны.

    Целый день они скакали,

    громко-громко все кричали:

    Только к ночи уставали,

    тихо-тихо засыпали:

    Кар-кар, кар-кар, кар-кар.

    В лесу становиться темно

    и нам домой пора давно.

    Тихо-тихо мы шагаем

    птицам спать мы не мешаем.

    Продолжительность голо­совых тренировок строго до­зируется и обусловлена пси­хосоматическим состоянием тренирующихся. Начиная с пер­вых занятий, следует избегать переутомления. Вначале про­должительность не превышает 2-З-х минут с 5 –

    10- минутным перерывом, постепенно время занятий удлиняется и на заклю­чительном этапе достигает 15 - ­20 минут при 4-5-разовом вы­полнении в течение дня.

    В заключении хочется отме­тить, что при проведении не­сложных упражнений у детей вырабатываются навыки пра­вильного дыхания и фонации, ко­торые благоприятным образом сказываются на развитии звуча­ния и позволяют предотвратить возникновение органической па­тологии гортани, а значит - со­хранить голос ребенка здоро­вым.

    Факультет специального образования

    Кафедра логопедии

    Релаксационные упражнения, используемые в фонопедической работе

    Методические материалы подготовлены по материалам диссертации

    на соискание академической степени магистра педагогических наук

    по специальности 1–03 03 01 Логопедия

    Цаппаса Иоанниса Андреа

    (Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Баль Н. Н.)

    Минск, 2007.

    Выработка умений мышечного расслабления и нормализации мышечного тонуса.

    На начальном этапе фонопедической работы проводятся релаксационные упражнения для снятия общего напряжения и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, который лежит в основе оптимальной фонации. Голос звучит лучше, если во время фонации деятельность мышц синергистов и антагонистов тщательно сбалансирована, что позволяет избежать как гипер-, так и гипотензии мышц. Напряженное положение головы, скованность лицевой мускулатуры влияют на положение гортани и затрудняют таким образом процесс свободного звукообразования.

    Обучающиеся должны научиться достигать полного телесного расслабления, регулировать тонус собственного тела, осознанно избавляться от излишнего напряжения. Для этого используются задания на восприятие напряжения в теле и регуляцию тонуса. Всем лицам с нарушениями голоса рекомендуются упражнения, направленные на сознательное расслабление мышц, участвующих и голосообразовании, уменьшение напряжения артикуляционной мускулатуры.

    Для тренировки применяются позы : сидя или полулежа в кресле с высокой спинкой, при этом спина опирается на спинку кресла, ноги слегка разведены в коленях, руки лежат вдоль бедер на сиденье кресла ладонями вниз или на бедрах, глаза закрыты. «Поза кучера на дрожках»: сидя на стуле ближе к краю, ноги разведены в коленах и находятся под прямым углом, руки на бедрах, кисти свисают, голова немного опущена вперед, спина округлена, глаза закрыты. Обучающийся концентрируется на названной группе мышц и воспринимает различные ощущения в фазе напряжения и расслабления. По условному сигналу (например, стоп) он максимально напрягает названную группу мышц или ослабляет напряжение, напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для – «стоп» не более 5 секунд. Фаза расслабления должна длиться около 30 секунд. Учитель-логопед вербально поддерживает процесс как в фазе напряжения, так и в фазе расслабления.

    Упражнения на напряжение и расслабление каждый группы мышц:

    - Руки и кисти:

    Сжать одну кисть в кулак – расслабить.

    Сжать другую кисть в кулак – расслабить.

    Обе кисти сжать в кулак – расслабить.

    Обе руки согнуть в лотке и напрячь – расслабить.

    вытянуть руки и надавить на предплечья – расслабить.

    - Лицо, шея, плечи и верхняя часть спины:

    Наморщить лоб – расслабить.

    Сморщить нос и плотно сомкнуть глаза – расслабить.

    Сжать зубы, широко открыть рот – расслабить.

    Язык прижать к небу – расслабить.

    Сжать губы – расслабить.

    Подбородок прижать к груди – расслабить.

    Поднять плечи – расслабить.

    - Грудь, живот и нижняя часть спины:

    Глубоко вдохнуть, задержать на мгновение дыхание – расслабиться и выдохнуть.

    Вытянуть живот – расслабить.

    Втянуть живот – расслабить.

    - Ноги:

    Напрячь бедра – расслабить.

    Ступни и пальцы сжать вниз – расслабить.

    Ступни потянуть вверх – расслабить. Наслаждаться расслаблением.

    Возвращение из состояния расслабления: счет в обратном порядке от 4 до 1, в это время обучающийся должен подвигать сначала ступнями и ногами. Затем кистями и руками, наконец, головой и шеей и открыть глаза.

    Для мышц, участвующих в голосообразовании , применяется следующий комплекс релаксационных упражнений (напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для «стоп» - не более 5 секунд; фаза расслабления должна длиться около 30 секунд):

    Плотно сжать челюсти, затем раскрыть рот, расслабиться;

    Показать зубы, как при улыбке, сделать гримасу, расслабиться;

    Упереться языком в зубы, оттянуть язык назад, как можно дальше, расслабиться;

    Напрячь и закруглить губы, произнося «о», расслабиться;

    Упражнения с использованием воображения :

    Расслабить речевую мускулатуру и вообразить, что вы: громко считаете; тихо считаете; пересказываете алфавит.

    Сохраняя речевую мускулатуру расслабленной, вообразите, что вы: три раза громко произносите свое имя; три раза тихо произносите свое имя; три раза громко называете свой адрес; три раза тихо называете свой адрес; три раза громко произносите название своего города; три раза тихо произносите название своего города.

    После выполнения каждого из упражнений с использованием воображения необходимо было рассказать, в каких мышцах чествуется напряжение. Упражнения следует повторять до тех пор, пока не исчезнет напряжение мышц, как при вокализации, так и при воображаемом произнесении.

    Лица с узелками голосовых складок и хроническим ларингитом пользуются твердой голосовой атакой. При твердой голосовой атаке возникает излишнее напряжение мышц голосового аппарата. Поэтому предлагаются релаксационные упражнения на восприятие чрезмерного напряжения . Это позволяет в дальнейшем осознанно от него избавляться. Данные задания необходимо выполнять дважды с 5-секундным перерывом.

    1. Слегка напрячь мышцы шеи на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении этого напряжения.

    2. Наморщить лоб, поднять брови на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

    3. Сильно нахмуриться на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

    4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 с, концентрируя внимание на на ощущении напряжении в них.

    5. На 5-10 с сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

    6. Широко улыбнутся и показать зубы в течение 5 с. Обратить внимание на напряжение в щеках.

    7. Втянуть губы дудочкой и дуть в течение 10 с. Обратить внимание на напряжение в губах.

    8. Прижать язык к передним нижним зубам на 10 с, обращая внимание на напряжение в языке.

    9. Оттянуть язык назад на 10 с. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и шее.

    10. Медленно, аккуратно и тщательно произнести буквы алфавита от А до Ж с напряжением в языке, губах, челюстях, глотке, грудной клетке. Отметить, что при расслаблении напряжение исчезает.

    11. Снова произнести буквы алфавита от А до Ж, но уже небрежно и вполголоса. Отметить, что напряжение возникает в тех же областях, но в гораздо меньшей степени.

    Необходимо обращать внимание на то, чтобы мышечные системы, не задействованные в конкретных упражнениях, оставались расслабленными.

    Расслабление артикуляционного аппарата проводиться на фоне общей предварительной релаксации. Целью данных упражнений является сознательное расслабление мышц, участвующих в голосообразовании, устранение напряжения артикуляционной мускулатуры. В процессе выполнения упражнений необходимо добиваться, чтобы наружные мышцы гортани были как можно более расслаблены, так как основную работу должны выполнять внутренние мышцы гортани. Примерный комплекс упражнений для артикуляционной мускулатуры:

    - Для языка, щек, губ:

    Слегка приоткрытые губы округлить и вытянуть вперед, затем растянуть их. Смена темпа.

    Чередовать неплотно закрытые губы и напряженный, растянутый рот. Упражнение вначале выполняется медленно, затем темп увеличивается.

    Сжать губы, зафиксировать позицию на мгновение, затем снять напряжение.

    «Дрожание губ». Губы, уголки рта не напряжены. На выдохе привести губы к «дрожанию».

    Изнутри разглаживать языком, с сильным нажимом, щеки и губы.

    Использовать известные упражнение для усиления подвижности языка.

    - Для мускулатуры челюсти:

    Губы расслаблены, рот приоткрыт. Массировать кончиками пальцев суставы челюсти, расслабить небольшими круговыми движениями мускулатуру.

    Массировать руками щеки, спускаясь от висков.

    Расслабить нижнюю челюсть, рот приоткрыт, язык расслаблен.

    Приоткрыть рот, поступить нижнюю челюсть и двигать ею вправо – влево, вперед – назад.

    Нижняя челюсть совершает круговые движения вначале по горизонтали, затем по вертикали.

    При закрытом рте «обследовать» кончиком языка ротовую полость.

    Дотронуться кончиком языка до зубов вначале при открытом, затем закрытом рте.

    Попытаться положить расслабленный язык на «дно» полости рта, рот при этом приоткрыт.

    Для контроля выполнения движений использовать зеркало. Каждое упражнение выполняется 4 – 5 раз.

    Массаж лица:

    Исходное положение – сидя свободно на табурете, ноги на ширине плеч. Потянуть мускулатуру лица через гримасы, расслабить лицо.

    Положить средний и указательный пальцы, сложенные буквой «V», на губы и поглаживать рот.

    Положить подбородок между сложенными «V» пальцами: кончики пальцев касаются в центре.

    Небольшим нажатием поглаживать пальцами нижнюю челюсть с двух сторон вдоль направления ушей.

    Положить кончики пальцев на переносицу и помассажировать с обеих сторон от щек до ушей.

    Положить сложенные буквой «V» пальцы на глаза: кончики пальцев не касаются друг друга. Помассажировать небольшим нажатием виски.

    Начиная ото лба, по голове и до затылка массажировать эти участки рукой. Отдых.

    Развитие чувствительности и способности снимать напряжение помогает достичь сбалансированного мышечного тонуса, что подготавливает к проведению дыхательный и голосовых упражнений.

    Уменьшение мышечного напряжения в результате подобных занятий способствует улучшению тембра голоса и является необходимой базой для дальнейшей тренировки голосового аппарата.

    Литература

    1. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996. – 367с.

    2. Аникеева З.И. Нарушение и восстановление голоса у вокалистов. – Кишинев: Штинца, 1985. – 174 с.

    страница 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 67 «Медвежонок»

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

    У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Инструктор по физической культуре

    Антипина Наталия Владимировна,

    г. Северодвинск


    Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Для детей, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), пребывание в дошкольном учреждении носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. Поэтому необходимо создать специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей. В нашем ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи – заиканием.

    Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В настоящее время сохраняется тенденция роста случаев заикания у детей. Особую актуальность приобретает вопрос организации своевременной дифференцированной помощи заикающемуся ребенку, а также необходимость поиска средств, инструментов повышения эффективности логопедического воздействия. Нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

    У детей, страдающих заиканием, наблюдаются такие психофизические особенности, как:


    • нарушения общей моторики: дети с трудом запоминают последовательность движений, переключаются с одной серии движений на другую; координации рук, ног, равновесия, пространственных представлений; мелкой и артикуляционной моторики;

    • недостаточная сформированность всей речевой системы, элементы недоразвития речи, нарушения звукопроизношения;

    • недоразвитие психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление);

    • нарушения эмоциональной сферы (капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, робость, агрессивность, конфликтность);

    • быстрое утомление как психическое, так и физическое;

    • нестабильность и нарушения мышечного тонуса (гипо/гипертонус, асимметрия тонуса, дистония) в артикуляционной, мимической, общей моторике;

    • неправильное дыхание – нарушение согласованности и ритмичности фаз вдоха и выдоха, неустойчивый тип дыхания.
    Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 60% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела; в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. У детей наблюдается мышечная заторможенность при повышенном тонусе мышц-разгибателей, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движениях рук и минимальное сгибание ног при ходьбе; заторможенность шеи и плеч. Спокойное положение для них трудновыполнимо. Характерны навязчивые движения: дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притоптывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и прочее.

    Учитывая психофизические особенности заикающихся детей, можно сделать вывод, что наиболее полного эффекта в работе с тяжелыми нарушениями речи можно достичь только при условии применения комплексного подхода. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия всех специалистов. Это предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и семьи.

    Безусловно, главная роль здесь принадлежит логопеду и воспитателю, которые ежедневно и достаточно продолжительно общаются с детьми, знают их склонности, интересы и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Важна координация работы учителя-логопеда и других специалистов ДОУ. В своей работе инструктор по физкультуре ориентируется на диагностику, рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда. Поэтому нами была разработана модель взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и физическое развитие ребенка. Реализация работы по коррекции заикания проходит в соответствии с этапами речи , обозначенными учителем-логопедом.

    Мы выделили три наиболее важных направления, которые объединяют работу учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Это регуляция мышечного тонуса, формирование диафрагмально-рёберного дыхания и развитие общей моторики. Приоритет мы отдали нарушениям мышечного тонуса , так как он обеспечивает подготовку к движению, сохранность равновесия, позы, координации и общей моторики в целом.

    Мышечный тонус - это постоянное непроизвольное напряжение мышц, осуществляемое без участия сознания, воли человека. Регуляция мышечного тонуса - это способность напрягать или расслаблять мышцы.

    Нарушения мышечного тонуса у заикающихся:


    • Повышенный тонус (гипертонус) . Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме "фиги").

    • Пониженный тонус (гипотонус) . При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигается. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

    • Асимметрия мышечного тонуса . При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка лежит на животе, он заваливается в бок (где усилен тонус).

    • Неравномерный тонус (дистония) . При дистонии сочетаются признаки гипер и гипотонуса, т.е. одни мышцы чересчур расслаблены, а другие чересчур напряжены.
    В связи с этими нарушениями у детей наблюдается рассогласованность движений, непроизвольные мышечные сокращения, появление вычурных поз, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения.

    Нарушения мышечного тонуса у заикающихся детей отмечаются и в мимике : асимметричность улыбки, уклонение языка в одну сторону и склонность его к постоянному сужению, невозможность вытянуть губы вперед и др.

    И, конечно же, нарушения наблюдаются в мышцах, задействованных в дыхательном акте . Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма. В зависимости от того, какая группа мышц преобладает в акте дыхания во время речи, определяется тот или иной тип дыхания.

    У детей, страдающих заиканием:


    • преобладает верхне-ключичный тип дыхания;

    • отсутствует согласованность и ритмичность фаз вдоха и выдоха;

    • нарушена длительность вдоха, выдоха.
    Постановка правильного дыхания является важнейшим компонентом в исправлении заикания. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата.

    Таким образом, работа по регуляции мышечного тонуса была разделена на три направления:


    • регуляция тонуса мышц тела;

    • регуляция мимических мышц;

    • тренировка дыхательных мышц.
    В каждом направлении были поставлены следующие коррекционные задачи:

    Мышцы тела:


    • Учить чередовать напряжение и расслабление мышц тела

    • Обучать приемам полного и частичного расслабления мышц

    • Учить напрягать отдельные группы мышц
    Мышцы лица:

    • Научить детей снимать чрезмерное напряжение мышц артикуляционного аппарата
    Дыхательные мышцы:

    • Учить дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох

    • Формировать диафрагмально-реберное дыхание
    Упражнения для регуляции общего мышечного тонуса

    Эти упражнения направлены на умение концентрировать внимание на заданных группах мышц, сравнивать мышечные ощущения и управлять ими. Дети учатся управлять собой, своим телом, достигать мышечного расслабления и концентрации внимания. Дети даже с тяжелой формой заикания, владеющие данными навыками, умеют управлять судорогами, чувствуют их и сводят к минимуму.

    Работу над регуляцией мышечного тонуса следует начинать с упражнений по контрасту напряжения и расслабления, потом добавлять упражнения на общее расслабление. И только после этого переходить к работе над пораженными мышцами. Эти упражнения выполняются из разных исходных положений 4-6 раз; эффективным является «озвучивание», проговаривание соответствующих движений (тик-так, кач-кач, у-у-у-полетели). Нужно учить детей делать движения с полной амплитудой, четко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы. Усилить контраст помогает музыка. Большая или меньшая сила напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием. Например,


    • в положении стоя дети выполняют легкие движения флажками или султанчиками, опустив руки перед собой; под громкую музыку выполняют сильные взмахи над головой;

    • на громкое звучание музыки или бубна дети идут по кругу, хлопая руками, на тихое – останавливаются, прячут руки за спину.
    Упражнения на чередование напряжения и расслабления

    Для того чтобы нервно-мышечный аппарат четко координировал движения, необходимо научиться регулировать, изменять степень напряжения мышц, а иногда и совсем расслаблять их. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ребенку нужно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц руки после того, как они с силой сжимают кулачки, представляя, что поднимают и держат тяжелую штангу. Затем просим их разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Необходимо обратить внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности.

    1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

    2. «Посмотри на носочки» И.п. - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

    3.«Легкие и тяжелые руки». Вначале плавно поднимать руки вперед и назад до уровня плеч и опускать их за спину. Затем покачивание сжатыми в кулаки руками вперед и назад до уровня плеч, пружиня коленями.

    4. "Снеговик". И.п. - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги.

    5. «Цветочек». Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова, корпус, подгибаются колени.

    6. «Побежали» Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

    7. "Кощей бессмертный". Исходное положение – стоя или сидя на полу на коленях и на пятках, руки разведены в стороны. Затем руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

    8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальные части тела расслаблены и болтаются.

    9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

    10.«Петрушка». Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими ногами и головой.

    11.«Заводные зайцы». «Зайцы» стоят незаведенные, слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Дети имитируют игру на барабане. Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение.

    12.«Холодно – жарко». По команде «холодно» дети обхватывают себя руками, съеживаются. По команде «жарко» дети расслабляются.

    13.«Сосулька». Руки вверх – напряжены, затем (сосулька тает) постепенное расслабление мышц рук, шеи, плечевого пояса.

    14.«Бревнышки». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз «бах!», т.е. скинуть напряжение.

    Упражнения на расслабление и релаксацию

    1.«Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

    2.«Качели» . Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается кач-кач.

    3.«Тряпичная кукла». Выполнять повороты корпуса вправо-влево, при этом руки свободно висят вдоль туловища.

    4.«Мельница». Руки на плечах и выполняются круговые движения руками назад и вперед.

    5.«Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают тик- так - руки на поясе или свободно вдоль тела.

    6.«Плечи прыгают» . Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: прыг-скок. Упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч.

    7. «Колеса». Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. Далее в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.

    8.«Карусели и качели» . Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем - влево-вправо.

    При выполнении следующей группы упражнений можно одной рукой держаться за стул.

    9.«Цапля». Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.

    10. «Маятник». Из того же положения - раскачивание прямых ног в бедре вперед-назад, сначала одной ногой, затем другой.

    11.«Часики». Махи прямой ногой в стороны.

    Кроме перечисленных упражнений для регуляции мышечного тонуса используется также массаж и самомассаж.

    Все упражнения разработаны и используются с усложнениями, рассчитанными на зону ближайшего развития ребенка и включаются в планы НОД по одному-два упражнения.

    Упражнения для развития мимических мышц

    Эти упражнения помогают создать нервно-мышечную основу, необходимую для полноценного звучания голоса, ясной четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений органов артикуляции, а также снять чрезмерное напряжение артикуляционных и мимических мышц, создать необходимые мышечные действия для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом. Поскольку при заикании наблюдаются различной степени нарушения мимики, необходимы специальные упражнения на развитие мимических мышц. Они включаются в НОД по физическому развитию в общеразвивающие упражнения или в заключительной части. Тренировка мимических мышц строится на использовании естественных мимических движений:


    • «Плакса» - зажмуривание глаз;

    • «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

    • «Мы удивились» - поднять брови, широко раскрыть глаза;

    • «Тигренок» - оскаливание зубов;

    • «Упрямые бараны» - нахмурить брови, насупиться;

    • «Солнышко дразнится» - высовывание языка и т.д.
    Далее мы используем следующие специальные упражнения:

    • «Закрой глазки»: закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем и держать закрытым несколько секунд;

    • «Закрой-открой»: открыть и закрыть глаза три раза подряд;

    • «Улыбнись»: улыбаться с закрытым ртом;

    • «Лошадки»: «фыркать» и вибрировать губами;

    • «Гоняем воздух»: надувать щеки, передавая воздух из одной половины рта в другую попеременно;

    • «Обиделись»: опускать углы рта вниз при закрытом рте;

    • «Утята»: втягивать щеки при закрытом рте и т.д.

    • «Туда-сюда»: выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение;

    • «Коровушки»: имитация жевания с закрытым и открытым ртом;

    • «Дотянись»: коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча
    Затем эти упражнения мы объединяем в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, включаются в сюжет НОД, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.При выполнении упражнений добиваться, чтобы нижняя челюсть свободно и легко опускалась вниз и не мешала произносить звуки. Голову следует держать прямо, не опуская и резко не поднимая. Челюсть опускать плавно и без чрезмерного напряжения.

    Упражнения для тренировки дыхательных мышц

    Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

    Методики коррекционно-логопедической работы при нарушениях речи, в симптоматике которых выявляются различные недостатки физиологического и речевого дыхания обязательно включают в себя работу над дыханием.

    Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Поэтому конечной целью является тренировка длительного выдоха, умения рационально использовать запас воздуха в процессе речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе, удерживать грудную клетку в расширенном состоянии, а не расслабляться пассивно сразу же после вдоха.

    В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используются различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания:


    • Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

    • Упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
    Упражнения на развитие носового и ротового дыхания:

    1. «Обжора». Вдох ртом, затем медленный выдох носом.

    2. «Шар». Вдохнуть ртом, затем выдохнуть через рот.

    3. «Теплый выдох». Вдохнуть носом, руки поднести ко рту. Сделать медленный выдох открытым ртом. Повторить вдох через нос. Ощущаем тепло выдыхаемого воздуха ладонями.

    4. «Сопелки». Вдох носом, затем выдох через нос.

    5. «Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (вырос цветок) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть живот, как шарик. Медленно и плавно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (распустился цветок) – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.

    6. «Ветер». Руки на поясе. Наступила зима (лето, осень, весна). Стало холодно (тепло). Сильный вдох носом. Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер. Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра ш-ш-ш-ш. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.

    7. «Пила». Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедленным движением – выдох.

    8. «Хлопки». Стоя, опустить руки вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом. Поочередно правую и левую ногу.

    9. «Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз, разведение рук в стороны – вдох, хлопок перед собой - медленный выдох с произношением «у-х-х-х», 5-6 раз.

    10. «Обними плечи». Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибаются. Выдох произвольный.

    11. «Молоток». Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.

    12. «Насос». Сжимаем руки в кулаки, поднимаем их перед собой, как бы держим воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, на выдохе произносим с-с-с-с. Выпрямляемся, и непроизвольно делаем вдох.

    13. «Пловец». Встали прямо. Ноги поставили на ширине плеч. Плечи не поднимаются. На вдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны. На выдох – руки опускаем вниз. После того как отработали, можно выполнять движения наоборот – выдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны, вдох – руки опускаем вниз.

    14. «Ножницы». Встать прямо. Плечи не двигаются. Руки вытянуть вперед и совершать перекрестные движения руками. Вдох и выдох ровный, четкий.
    Совмещение навыка дыхания с навыками движения:

    • на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой;

    • на вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается;

    • развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе – вперед.

    • вдох попеременно правой и левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка мизинца левой руки и наоборот.
    Закрепление навыка дыхания с движениями:

    • «Тряпичная кукла». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.

    • «Дровосек». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, пальцы в замок, на выдохе напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.

    • «Мельница». Стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе -выдохе руки меняют свое положение.

    • «Яйцо». Стоя, на вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.

    • «Потягушки». Стоя, руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогнуться в спине назад, запрокинуть голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опуститься вниз, достать пальцами до пола.
    Все вышеперечисленные упражнения введены в различные формы коррекционно-оздоровительной работы (НОД, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, индивидуальные занятия). Систематическое выполнение упражнений по регуляции мышечного тонуса и тренировке дыхательных мышц оказывает положительное влияние и на формирование общей моторики у заикающихся. Об этом свидетельствует анализ результатов диагностики, проведенной по итогам работы за 2010 – 2012 гг.

    По результатам итогового обследования можно говорить об эффективности проведенной работы: 85 % детей научились регулировать мышечный тонус, 87% овладели диафрагмально-рёберным типом дыханием и 81% детей овладели основными моторными навыками.

    Среди многочисленных речевых нарушений заикание – одно из самых сложных речевых расстройств. Оно требует дальнейшего углубленного изучения механизмов, разработки и применения дифференцированных методов коррекции, поиска средств и инструментов повышения результативности медицинских и психолого-педагогических воздействий.

    Использование упражнений по регуляции мышечного тонуса в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по устранению заикания у дошкольников . Мы полагаем, что представленный опыт будет востребован в работе с детьми, имеющими другие ограничения здоровья.

    Библиография:


    1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”, Москва,1998.

    2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама, 2006.

    3. Ворошнина О.Р., Плотникова Т.В. Психомоторное развитие и физическое воспитание детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Инструктор по физкультуре, №4/2010.

    4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрипторий, 2004.

    5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    6. Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – С.Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

    7. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/М.: ВЛАДОС, 2004.

    8. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: АРКТИ, 1999.

    9. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В..Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. Изд. 2-е-Волгоград: Учитель, 2011.

    10. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. С-Пб.: Детство-пресс, 2005.

    11. Родин Ю.И. Элементарная гимнастика для детей с нарушениями речи. – Инструктор по физкультуре, №4/2011.

    12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.

    13. Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.

    14. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании.- М.: В. Секачев, 2003

    15. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М.: Гном и Д, 2003.

    Присланной психологом из Перми Анной Зубаревой. Но для начала немного теории.

    Современная школа ориентирована на развитие интеллектуальной сферы. Эмоциональная и, особенно, телесная сферы ребенка не получают адекватного развития.

    Телесное закрепощение детей (необходимость поддерживать определенную позу, ограничение возможного набора движений) во время занятий, огромная учебная нагрузка проявляются у детей в неконтролируемом, спонтанном сбрасывании скопившегося напряжения детьми на переменах, после чего им с трудом удается «включиться» в занятие.

    Двигательная активность современных детей намного ниже той, что была у их сверстников прошлых поколений. Это связано не только с большими учебными нагрузками, но и с тем, что ребята меньше гуляют, занимаются спортом, больше сидят за компьютером или телевизором. После долгого почти обездвиженного положения они стараются наверстать упущенное – начинают, как говорят, беситься. Но такая повышенная неуправляемая активность связана еще и с тем, что дети не умеют регулировать мышечный тонус.

    Поэтому детей необходимо профилактически заранее обучать основам произвольной саморегуляции своего психического состояния и поведения. В процессе работы ребенок учиться устанавливать контакт с собственным телом и управлять им.

    В психологии существует такое понятие, как «схема тела» .

    Представления о схеме тела не являются врожденными, а возникают в ходе развития личности в результате общения ребенка с окружающим миром, в процессе деятельности. Формирование схемы тела проходит ряд этапов. Если ребенок недостаточно дифференцирует ощущения и движения собственного тела, то это не позволяет делать более сложные движения. Это касается не только спорта, но артикуляции, правильного произношения звуков.

    Поэтому, начинать надо с обучения управлением собственным телом, и в первую очередь, научиться расслабляться.

    Упражнение со сменой тонуса мышц «Холодно-жарко»

    Цель: развитие способности регуляции мышечного тонуса , выразительности движений.

    Ребенок лежит на ковре. Взрослый рассказывает:

    – Мама-медведица ушла. Медвежата остались в берлоге. Подул сильный холодный ветер, начался дождь. Медвежата замерзли и свернулись в клубочки, прижались друг к другу. Им стало тепло, и они развернулись, разлеглись на спинки. Тут вернулась мама-медведица, и вышло солнышко!

    Этюд «Солнышко и тучка»

    Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища).

    Ребенок лежит на ковре. Взрослый предлагает передать разницу ощущений действиями.

    – Сашенька (имя ребенка)! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться мы сожмемся в комок и задержим дыхание (на вдохе). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (на выдохе)…

    Повторить 3-4 раза.

    PS: Если Вы хотите избавить своего малыша от многих проблем, которые могут появиться в школе, в жизни, то научите его для начала управлять собственным телом.

    Это очень полезный навык, так как здесь действует механизм обратной связи: ребенок, который умеет произвольно расслаблять мышцы своего тела (лица и речевого аппарата), легко сможет сбросить эмоциональное напряжение. Ведь многие негативные чувства и эмоции проявляются в мышечных зажимах. Если эти зажимы снять, то и «пар выпустить» можно быстрее и без неприятных последствий. Кстати, Вам тоже будет полезно научится этой технике и выполнять упражнение вместе с малышом. Приятного Вам времяпрепровождения!

    PS: О том, как можно еще использовать “Солнышко и тучку”, Вы можете узнать заказав бесплатно книжку “Тактильные странички”

    Удачного прочтения!

    Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.