• Артикуляционное упражнение «Индюк. Артикуляционная гимнастика Упражнение индюк

    Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.

    Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?

    От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

    Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

    Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и .

    Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения . Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

    Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

    Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

    Упражнение «Лягушечка» — «Хоботок»

    Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

    Упражнение «Заборчик»

    Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

    Упражнение «Лопаточка» — «Иголочка»

    Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

    Упражнение «Качели»

    Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

    Упражнение «Часики»

    Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

    Упражнение «Горка»

    Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

    Упражнение «Чашечка»

    Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

    Упражнение «Вкусное варенье»

    Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

    Упражнение «Лошадка»

    Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.

    Упражнение «Грибок»

    Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

    Упражнение «Барабан»

    Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

    Упражнение «Чистим зубки»

    Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.

    Порядина Анна Ивановна,
    учитель-логопед

    Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки?


    Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы.

    Основная цель всех упражнений -
    выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к
    правильному произнесению фонем.

    Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

    Описание упражнений артикуляционной гимнастики сопровождается стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. Целесообразно нарисовать для нечитающим детям рисунки, изображающие название упражнения (когда ребенок запомнит, как его выполнять, он сможет сам соблюдать последовательность упражнений)

    1."Улыбка" ("заборчик")

    Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

    Зубы ровно мы смыкаем

    И заборчик получаем.

    А сейчас раздвинем губы,

    Посчитаем наши зубы.

    2. «Трубочка» («хоботок»)

    Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Подражаю я слону,

    Губы хоботом тяну.

    3. «Домик открывается» («бегемотик)

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.

    Широко откроем ротик,

    Как голодный бегемотик

    4. «Любопытный язычок»

    Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.

    Любопытный язычок

    Выглянул в оконце:

    Может кончился уж дождь

    И выглянуло солнце.

    6. «Качели»

    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, поднять к верхней губе. Подбородок не двигается.

    На качелях я качаюсь:

    Вверх-вниз, вверх-вниз.

    Высоко я поднимаюсь,

    Опускаюсь снова вниз.

    9. «Хомяк («Конфетка»)»

    Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

    Хомячок надует щечки,

    У него зерно в мешочках.

    11. «Месим тесто»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед – назад. Тесто мнем, мнем, мнем,

    Тесто жмем, жмем, жмем,

    После скалку мы возьмем,

    Тесто тонко раскатаем,

    Выпекать пирог поставим.

    12. «Покусаем язычок» («Месим тесто»)

    Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.

    Тесто мнем, мнем, мнем,

    Тесто жмем, жмем, жмем,

    После скалку мы возьмем,

    Тесто тонко раскатаем,

    Выпекать пирог поставим.

    13. «Лопаточка». «Блинчик»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Испекли блинов немножко,

    Остудили на окошке,

    Есть их будем со сметаной,

    Пригласим к обеду маму.

    15. «Чашечка»

    Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

    Язык широкий положи,

    А края приподними.

    Получилась чашка,

    Кругленькая чашка

    16. «Вкусное варенье»

    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

    Ох и вкусное варенье!

    Жаль, осталось на губе.

    Язычок я подниму

    И остатки оближу.

    17. «Ступеньки»

    чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

    Мы по лесенке ходили,

    Вверх и вниз, вверх и вниз.

    Очень весело бродили,

    Вверх и вниз, вверх и вниз.

    Целый день мы так гуляли,

    Вверх и вниз, вверх и вниз.

    И ни капли не устали,

    Вверх и вниз, вверх и вниз.

    18. «Фокус»

    Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Он сделал страшное лицо,

    Потом платком накрыл яйцо...

    Потом (хулалу-шимбай!) смахнул платок, оп-ле!

    И вот цыпленок на столе!

    19. «Не разбей чашечку»

    Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

    Язык широкий положи,

    А края приподними.

    Получилась чашка,

    Кругленькая чашка

    20. «Маляр»

    Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

    Мы работаем с утра,

    Красить потолок пора,

    Челюсть ниже опусти,

    Язык к нёбу подними.

    Поводи вперёд-назад -

    Наш маляр работе рад.

    21. «Барабанщик»

    Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий Р.

    Барабанщик очень занят,

    Барабанщик барабанит,

    Д-д, д-д-д!

    22. «Лошадка»

    Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

    Едем, едем на лошадке,

    По дорожке ровной, гладкой.

    23. «Грибок»

    Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».

    Я стою на ножке тонкой,

    Я стою на ножке гладкой,

    Под коричневою шляпкой

    С бархатной подкладкой

    24. «Кучер»

    Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.

    По тропе, чернее тучи,

    Едет в бричке старый кучер.

    Тащат бричку, хоть ты плачь,

    Пара тощих, чёрных кляч.

    25. «Индюк» («болтушка»)

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»

    Я – индюк «балды-балда»

    Разбегайся кто куда.

    25. «Пароход»

    Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец!

    Паровоз без колес!

    Что за чудо-паровоз!

    Не с ума ли он сошел –

    Прямо по морю пошел.

    (пароход)

    26. «Расческа»

    Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

    С волосами я дружу,

    Их в порядок привожу.

    Благодарна мне прическа.

    А зовут меня… (расческа)

    27. «Парус»

    Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.

    Лодка под парусом

    По реке плывет,

    На прогулку лодочка

    Малышей везет.

    28. «Комарик»

    Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.

    Прилетает по ночам,

    Не дает уснуть он нам:

    Зло звенит, над ухом вьется,

    Только в руки не дается.

    29. «Заведи мотор»

    Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.

    По шоссе машина мчит,

    Во все стороны рычит,

    За рулем лихой шофер,

    «Дын-дын-дын» - гудит мотор.

    Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как. В работе с детьми-дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.

    Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель-увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

    При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

    С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

    1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней-бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
    2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
    3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
    4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
    5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
    6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
    7. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.
    8. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
    9. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

    Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

    • Упражнения для нижней челюсти
    • Упражнения для щёк
    • Упражнения для губ
    • Упражнения для языка
    • Упражнения для мягкого нёба.

    Упражнением для развития подвижности нижней челюсти, а также для устранения саливации, являются жевательные движения. Чтобы побудить ребёнка совершать их, можно предложить ему игру «Корова» (жуём траву, как корова). Нижняя челюсть также задействуется в «Весёлой зарядке» С. и Е.Железновых, когда детям под песенку предлагается стучать зубами:

    Головами покиваем,
    Носиками помотаем,
    И зубами постучим,
    И немножко помолчим.
    Плечиками мы покрутим,
    И про ручки не забудем,
    Пальчиками потрясём
    И сначала всё начнём.

    Эту песенку я использую как физкультминутку на своих занятиях. Однако одну строчку я изменила. Вместо «носиками помотаем» мы поём «язычок свой покусаем». Так, одновременно с зарядкой, ребёнок делает и самомассаж языка. Для этой же цели используются и такие слова:

    Язычок погладим ласково губами,
    А затем постукаем бережно губами,
    Язычок погладим ласково зубами,
    Нежно покусаем мы его зубами,
    И опять погладим ласково зубами,
    А потом похлопаем бережно губами,
    И в конце погладим ласково губами.

    Упражнением для щёк является одновременное и попеременное их надувание.

    Существующая гимнастика для губ станет ребёнку интереснее, если каждое упражнение будет сопровождаться весёлыми стишками, предложенными З.А.Репиной и В.И.Буйко.

    1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

    Квака любит улыбаться,
    Рот у Кваки до ушей,
    Хоть завязочки пришей.

    Тянуть губы прямо к ушкам
    Очень нравится лягушкам.
    Улыбаются, смеются,
    А глаза у них, как блюдца.

    Доброе утро и солнцу, и птицам,
    Доброе утро улыбчивым лицам!

    2. «Заборчик»

    Зубы ровно мы смыкаем
    И заборчик получаем…
    А сейчас раздвинем губы -
    Посчитаем наши зубы.

    3. «Хобот слонёнка»

    Подражаю я слону:
    Губы хоботом тяну…
    Даже если я устану,
    Их тянуть не перестану.
    Буду долго так держать,
    Свои губы укреплять.

    4. «Трубочка»

    Мои губы-трубочка-
    Превратились в дудочку.
    Громко я дудеть могу:
    Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

    Вдоль по улице иду я
    И в большую дудку дую:
    Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
    Я по улице иду!

    5. «Бублик»

    Бублик мы изобразили-
    Плавно губы округлили,
    Их теперь нельзя смыкать:
    Бублик надо удержать.

    Когда ребёнок научится выполнять все упражнения для губ, будем чередовать движения.

    Свои губы прямо к ушкам
    Растяну я, как лягушка.
    А теперь слонёнок я.
    Видишь-хобот у меня.
    А сейчас я дудочка,
    Дудочка-погудочка.
    Мне понравилось играть,
    Повторю-ка всё опять.

    Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка.

    1. «Лопаточка»

    Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять. И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

    2. «Накажу непослушный язык»

    Это упражнение является расслабляющим самомассажем для языка. В обязательном порядке оно выполняется в случае, когда ребёнок не может сделать «лопатку». На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается… Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти…

    3. «Чищу зубы»

    Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

    Чищу зубы, чищу зубы
    И снаружи, и внутри.
    Не болели, не темнели,
    Не желтели чтоб они.

    4. «Язык-силач»

    Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

    Язычок у нас силач-
    В зубы упирается,
    Сильно напрягается,
    Горкой выгибается.
    Силачу пора на отдых.
    Чтобы смог он полежать,
    Мышцы будем расслаблять.

    5. «Качели»

    Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

    На качелях я качаюсь:
    Вверх-вниз, вверх-вниз,
    Я до крыши поднимаюсь,
    А потом спускаюсь вниз.

    6. «Горка»

    Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

    Вот так горка, что за чудо!
    Выгнулся язык упруго:
    Кончик в зубы упирается,
    Бока кверху устремляются.

    7. «Пиала»

    Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.

    Язык широкий положи,
    Его края приподними-
    Получилась пиала,
    Почти круглая она.
    В рот её ты занеси
    И края к зубам прижми.

    8. «Вкусное варенье»

    Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.

    Ох и вкусное варенье!
    Жаль, осталось на губе.
    Язычок я подниму
    И остатки оближу.

    9. «Грибок»

    Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

    На лесной опушке,
    Где жила кукушка,
    Вырос гриб волнушка-
    Шляпка на макушке.

    10. «Гармошка»

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка.

    К нёбу язычок прижми,
    Челюсть ниже опусти.
    Рот открой, потом прикрой,
    Гармонист ты неплохой.

    11. «Иголочка»

    Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

    Язык в иголку превращаю,
    Напрягаю и сужаю.
    Острый кончик потяну,
    До пяти считать начну.
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Иголку я могу держать.

    Полезно чередовать движения языка «лопаточка--иголочка»

    Язык лопаткой уложи
    И спокойно подержи.
    А потом-раз,два, три-
    Как иголку заостри.

    12. «Лошадка»

    Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх.

    Я лошадка Серый Бок!
    Цок-цок-цок-цок.
    Я копытцем постучу,
    Цок-цок-цок-цок.
    Если хочешь-прокачу!
    Цок-цок-цок-цок.
    Посмотри, как я красива:
    Цок-цок-цок-цок.
    Хороши и хвост, и грива,
    Цок-цок-цок-цок.
    Я лошадка Серый Бок!
    Цок-цок-цок-цок.

    13. «Маляр»

    Цель: отработать подъём языка вверх и его подвижность.

    Красить потолок пора,
    Пригласили маляра.
    Челюсть ниже опускаем,
    Язык к нёбу поднимаем,
    Проведём вперёд-назад-
    Наш маляр работе рад!

    14. «Ступеньки»

    Цель: выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

    И пошёл язык гулять,
    По ступенькам шагать:
    РАЗ-широким языком
    Обними верхнюю губу,
    ДВА-широким языком
    Обними верхние зубы,
    Три-язычок прыгнул
    За зубы к бугорочкам
    И весело попрыгал по ним
    Четыре раза: д-д-д-д.

    15. «Барабанщик»

    Цель: укрепить мышцы кончика языка, выработать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

    Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
    Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
    Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,
    Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
    Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
    Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,
    Язык, кверху поднимайся, д-д, д-д-д,
    Смотри - с ритма не сбивайся, д-д, д-д-д.

    16. «Маятник»

    Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой и левой сторон.

    Влево-вправо,влево-вправо
    Мой язык скользит лукаво:
    Словно маятник часов,
    Покачаться он готов.

    Нет необходимости выполнять все перечисленные упражнения. Они выбираются с учётом затруднений, испытываемых ребёнком. Например, если у ребёнка не выходят шипящие, следует потренироваться делать упражнение «Пиала». Если нет звука Р, нужно обратить внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Ступеньки», «Барабанщик». Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения. Вот пример такой сказки.

    Сказка о Весёлом язычке

    Жил-был Весёлый язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать («Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик.

    Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево («Маятник»). Покачался-покачался и в домик спрятался.

    Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее («Качели»). И он так же покачался.

    Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками («Ступеньки»).

    Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. Чистил он их старательно, вычистил добела.

    В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать («Маляр»).

    Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Д-д-д-слышалось вокруг. Д-д-д-повторял за барабаном язычок («Барабанщик»). Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался («Лошадка»).

    Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуляционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить самостоятельно.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №38

    г. Каменск-Шахтинский Ростовской области

    Артикуляционная гимнастика

    конспект выступления на родительском собрании

    Ерошева Анна Владимировна,

    воспитатель коррекционной группы

    г. Каменск-Шахтинский

    2009г.

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

    Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

    2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

    5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

    Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Упражнение №1 «СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

    1 часть. Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

    Домик назывался ротик. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

    Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

    2 часть. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Сделался широким и высунулся на крылечко, а потом прячется. Высунется и спрячется, высунется и спрячется. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

    А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

    Вот и сказке конец.

    Упражнение №2 «УЛЫБКА »

    Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз.

    Описание. Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

    Упражнение №3 «ЗАБОРЧИК»

    Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

    Упражнение №4 «ОКОШКО»

    Описание. Широко открыть рот - «жарко», закрыть рот - «холодно».

    Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то «окошко» и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно, что делает его язычок.

    Упражнение №5 «ЩЕНОК»

    Описание. Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

    Тарелку вылизал щеночек,

    Колбаски просит он кусочек.

    Упражнение №6 «ПРЯТКИ»

    Описание. Улыбнуться губы сомкнуты, высунуть язычок, затем спрятать его за сомкнутыми губами.

    Упражнение №7 «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

    Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    Тётушка племянничка

    Весело встречает.

    Чай ему с вареньем

    Тут же предлагает.

    Ах, какое вкусное,

    Сладкое варенье.

    Внимание!

    А. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

    б. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    в. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    Упражнение № 8 «ЛОПАТКА»

    Цель:

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения

    Внимание!

    А. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

    Б. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

    В. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

    Г. Боковые края языка должны касаться углов рта.

    Упражнение №9 «ИГОЛКА»

    Цель: выработать умение делать язык узким.

    Описание. Улыбнуться, рот широко открыть, язык выдвинуть вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать позу под счет до 10 раз. Язык не должен быть зажать губами, зубами, опускаться к подбородку.

    Упражнение №10 «ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»

    Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.

    Как волшебник, наш Николка -

    Лопатку превратил в иголку.

    Упражнение № 11 «ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»

    Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.

    Лопаткой яму я копаю,

    Цветы иголкой вышиваю.

    Упражнение №12 «ШАРИК»

    Описание. Надуть щеки, сдуть щеки. Предложить ребенку длительно произнести звук "ш", передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

    Шарик лопнул у Танюшки –

    Плачет бедная девчушка.

    Чтобы было интересней надувать «шарик» и для профилактики звуков В,Ф -прикусить верхними зубами нижнюю губу -ффф - вот и надутый шарик - указательными пальцами как бы проткнуть щеки - вот и сдулся шарик.

    Упражнение №13 «ШАРИК ЛОПНУЛ»

    Описание. Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

    Дайте Язычку дуду

    И ещё пять шариков

    Покатать комариков!

    Надуваем шарики:

    "Садитесь, комарики!"

    Упражнение №14 «ЧАСИКИ»

    Цель: выработать умение направлять язык к углам рта.

    Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

    Тик – так, тик – так –

    Ходят часики –

    Вот так!

    В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!

    Упражнение №15 «БУБЛИК»

    Описание. Зубы сомкнуть. Губы округлить, как при произнесении звука "о" и чуть вытянуть вперед. Верхние и нижние резцы просматриваются.

    Юля бублик быстро съела,

    Земляничку захотела.

    Упражнение №16 «ТРУБОЧКА»

    Описание: Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

    Сосёт апельсиновый сок

    Из трубочки мамин сынок.

    Упражнение №17 «ЯЗЫЧОК СПИТ»

    Описание. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

    Ох, устал наш Язычок,

    Лёг в кроватку на бочок;

    Пя - пя - пя - пя - пя - пя

    Отдыхаем все, друзья!

    Упражнение №18 «КАЧЕЛИ»

    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка вверх-вниз, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

    На качелях мы качались

    И друг другу улыбались.

    Внимание!

    Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    Упражнение №19 «ПАРОВОЗИК»

    Описание. Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

    Ну - ка, детки, с Язычком

    Вместе покатаемся!

    Поиграем в паровозик

    И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

    Упражнение №20 «МАЛЯР»

    Цель: отрабатывать движение языка вверх. растягивать подъязычную связку и его подвижность.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

    Потолок покрасил гномик,

    Приглашает нас в свой домик.

    Внимание!

    А. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

    Б. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

    Упражнение №21 «ПОКРАСИМ ЗАБОР»

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.

    Ловко кисточкой забор

    Красят Петя и Егор.

    Упражнение №22 «ПОЛОВИЧЕК»

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.

    На нижней губке язычок

    Расстелем, как половичок.

    Расстелил половичок

    На крылечке Язычок.

    Упражнение №23 «МОЛОТОЧИК»

    Описание. Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".

    Взял он клещи,

    Взял топор

    И пошел чинить забор.

    Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек,

    Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек.

    Светит солнышко с утра –

    В гости к тётушке пора!

    Упражнение № 24 «ЛОШАДКА»

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку и вырабатывать подъем языка вверх.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и присасывая язык к нёбу, пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

    На лошадках по дорожке

    Скачут Аня и Серёжа.

    На лошадке по дороге

    Скачет Язычок,

    И копытами лошадка -

    Цок, цок, цок, цок, цок,.

    В горку медленно идёт:

    Цок цок цок цок цок.

    А с горы стрелой несётся:

    Цок - цок - цок - цок - цок.

    Внимание!

    А. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

    Б. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

    В. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

    Упражнение №25 «ЛОШАДКА ЕДЕТ ТИХО»

    Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".

    Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и предыдущем упражнении, только беззвучно.

    Внимание!

    а. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

    Б. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

    В. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

    Упражнение №26 «БЕГЕМОТ - МАРТЫШКА»

    Описание. Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

    Широко разинув рот,

    Зевает толстый бегемот.

    А весёлая мартышка,

    Губы сжав,

    Читает книжку.

    Упражнение №27 «ЧИСТИМ ЗУБКИ»

    Цель: Выработать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор». Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

    Упражнение №28 «ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ?»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

    Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    Внимание!

    А. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

    Б. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

    В. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Упражнение № 29 «ДУДОЧКА»

    Цель: выработать движение губ вперед.

    Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

    Смастерим мы дудочку,

    Дудочку – погудочку.

    Если есть трудности в выполнении - поиграйте: в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.

    Упражнение № 30 «СЛОНИК ПЬЕТ»

    Описание. Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая. Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду - пппффф и ладошку открыть над головой - слоник освежил себя водой.

    Упражнение №31 «СЛОН ЕСТ КАШУ»

    Описание. Растянуть губы в улыбке. Произносить "ням – ням – ням" затем вытянуть губы вперед, длительно произнести "ууууууууууу" чередовать упр. 4 – 6 раз.

    Кашку манную мы ели

    И добавки захотели.

    Хобот вытянул слонёнок,

    Да и каша манная -

    Просто объедение -

    Ням - ням - ням - ням.

    Упражнение №32 «ТРЕЗОР»

    Описание. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук "и". удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.

    У щенка малютки

    Уже большие зубки.

    Как покажет их Трезорка,

    Сразу в дом бежит Егорка.

    Упражнение №33 «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

    Описание. « Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).

    Поиграть тебе охота?

    Загоняем мяч в ворота.

    Упражнение №34 «КОЛОБОК»

    Описание. Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

    Вот интересная игра -

    Воздушный Колобок.

    Из щёчки в щёчку покатать

    Его не каждый мог.

    Упражнение № 35 «БЛИНЧИК»

    Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.

    Мы печём, печём блиночки

    И для сына, и для дочки.

    Тетушка Щёчка

    Племянника ждёт,

    Блинчики с маком

    К обеду печёт.

    Упражнение №36 «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.

    Внимание!

    А. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

    Б. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

    В. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

    Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    Упражнение № 37 «МЕСИМ ТЕСТО»

    Описание. Улыбнуться, пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя...», покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

    Упражнение №38 «МАССАЖ ЯЗЫКА»

    Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Верхней губой похлопываем по языку: пя-пя-пя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Затем верхними зубами покусываем широкий язык: тя-тя-тя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.

    Упражнение №39 «ГРИБОЧЕК»

    Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

    Вот грибок на тонкой ножке –

    Ты клади его в лукошко.

    Внимание!

    А. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

    Б. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

    В. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

    Упражнение №40 «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл(как индюк болбочет).

    Ходят по двору подружки –

    Две болтливые индюшки.

    Под окошком - блл, блл, блл -

    Индюки болтают.

    Индюшачьей речи

    Никто не понимает.

    На качели индюки

    Весело кивают.

    Покататься Язычку

    "Блл, бллл!" - предлагают.

    Внимание!

    а. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

    Б. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

    В. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    Упражнение №41 «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»

    Описание. Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

    Упражнение №42 «БАРАБАНЩИК»

    Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

    Петя встал сегодня рано

    И стучит по барабану.

    Внимание!

    А. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Б. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

    В. Кончик языка не должен подворачиваться.

    Г. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается, язык падает - примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку), язык "стучит" над палочкой.

    Упражнение №43 «ПАРУС»

    Цель: выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз

    Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

    Упражнение №44 «ПАРАХОД ГУДИТ»

    Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

    Описание. Приоткрыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

    Быстро по реке плывёт

    И гудит наш пароход – "ыыыы"!

    Внимание!

    Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

    Упражнение №45 «КИСКА»

    Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

    Мурка спинку выгибает,

    Глазки щурит и зевает.

    Упражнение №46 «КИСКА СЕРДИТСЯ »

    Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать, как кошка выгибает спинку, когда сердиться и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.

    Киска сердится на Машу:

    Хочет рыбку, а не кашу.

    Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами - ребенок может придерживать его указательнм пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка - проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.

    Упражнение №47 «ГАРМОШКА»

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

    Эй, дружок, Антошка!

    Сыграй нам на гармошке!

    Внимание!

    А. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

    Б. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

    В. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

    Упражнение № 48 «РЫБКА»

    Описание. Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.

    Не нужны сейчас улыбки –

    Делай ротик, как у рыбки.

    Упражнение №49 «ПОЛОСКАЕМ РОТ»

    Описание. Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. "Полоскать" рот воздухом.

    Наливаем воду в бочку –

    Надуваем сильно щёчки.

    Упражнение №50 «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»

    Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

    Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

    Внимание!

    А. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

    Б. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

    В. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

    Г. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

    Упражнение №51 «БОЧКА »

    Цель: укреплять мышцы языка.

    Описание. Улыбнуться, рот приоткрыть, язык поочередно упирается то в правую, то в левую щеку с внутренней стороны. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

    Упражнение №52 «ЧАШЕЧКА»

    Цель: Выработать умение удерживать язык в форме чашечки.

    Описание . Рот открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается.

    Основное упражнение на постановку шипящих звуков. Чтобы Чашечка получилась, лучше делать ее от Блинчика: язык должен быть расслабленным. Можно попросить малыша подуть на чай, ведь при произношении шипящих воздух идет теплый.

    Упражнение №53 «ФОКУС»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

    Внимание!

    А. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

    Б. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

    В. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

    Упражнение №54 «ОРЕШКИ»

    Описание: Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, имитируя выдавливание шариков, на щеках образуются твердые шарики-«орешки» . Упражнение выполнять медленно, четко.

    Собираем мы без спешки,

    Словно белочка, орешки.

    Хорошо укрепляется кончик языка, твердость которого важна при выполнении звука Л. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.

    Упражнение №55 «НАСОС»

    Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

    С братом мы возьмём насос –

    Будет праздник для колёс:

    Подкачаем шины

    Папиной машины.

    1."Улыбка" ("заборчик")

    Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

    Зубы ровно мы смыкаем

    И заборчик получаем.

    А сейчас раздвинем губы,

    Посчитаем наши зубы.

    2. «Трубочка» («хоботок»)

    Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Подражаю я слону,

    Губы хоботом тяну.

    3. «Домик открывается» («бегемотик)

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.

    Широко откроем ротик,

    Как голодный бегемотик

    4. «Любопытный язычок»

    Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу - убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.

    Любопытный язычок

    Выглянул в оконце:

    Может кончился уж дождь

    И выглянуло солнце.

    5. «Язык здоровается с подбородком»

    Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.

    6. «Язык здоровается с верхней губой»

    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».

    На качелях я качаюсь:

    Вверх-вниз, вверх-вниз.

    Высоко я поднимаюсь,

    Опускаюсь снова вниз.

    7. «Обезьянка»

    Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

    Обезьянка строит рожи.

    На кого она похожа?

    8. «Бульдог»

    Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд.

    Идёт бульдог, идёт бульдог,

    Звенит медалями бульдог.

    Блестят его медали.

    За что их только дали...

    9. «Хомяк»

    Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

    Хомячок надует щечки,

    У него зерно в мешочках.

    10. «Кружок». «Футбол»

    Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека - «обезьянка «- левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

    Во дворе народ толпится,

    Там идет футбольный матч.

    И вратарь наш, Генка Спицын,

    Пропустить не должен мяч.

    11. «Месим тесто»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед - назад. Тесто мнем, мнем, мнем,

    Тесто жмем, жмем, жмем,

    После скалку мы возьмем,

    Тесто тонко раскатаем,

    Выпекать пирог поставим.

    12. «Чистим зубы снаружи»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

    Чищу зубы,

    Чищу зубы

    И снаружи,

    И внутри.

    Не болели,

    Не темнели,

    Не желтели

    чтоб они.

    13. «Покусаем язычок» («Месим тесто»)

    Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.

    Тесто мнем, мнем, мнем,

    Тесто жмем, жмем, жмем,

    После скалку мы возьмем,

    Тесто тонко раскатаем,

    Выпекать пирог поставим.

    14. «Лопаточка». «Блинчик»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Испекли блинов немножко,

    Остудили на окошке,

    Есть их будем со сметаной,

    Пригласим к обеду маму.

    15. «Дуем на блинчик»

    Вывести язык в положение «блинчик» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ватыЕго следует выполнять после того, как получилась «блинчик»

    Испекли блинов немножко,

    Остудили на окошке,

    Есть их будем со сметаной,

    Пригласим к обеду маму.

    16. «Горка» («мостик»)

    Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

    Вот так горка, что за чудо!

    Выгнулся язык упруго:

    Кончик в зубы упирается,

    Бока кверху поднимаются.

    17. «Ветерок дует с горки»

    Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

    Вот так горка, что за чудо!

    Выгнулся язык упруго:

    Кончик в зубы упирается,

    Бока кверху поднимаются.

    18. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)

    Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен.

    Чищу зубы,

    Чищу зубы

    И снаружи,

    И внутри.

    Не болели,

    Не темнели,

    Не желтели чтоб они.

    19. «Киска сердится»

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

    Выгляни в окошко,

    Там увидишь кошку.

    Кошка спинку выгнула,

    Зашипела, прыгнула.

    Рассердилась киска -

    Не подходите близко!

    20. «Киска сердится2»

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз.

    Выгляни в окошко,

    Там увидишь кошку.

    Кошка спинку выгнула,

    Зашипела, прыгнула.

    Рассердилась киска -

    Не подходите близко!

    21. «Чашечка»

    Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

    Язык широкий положи,

    А края приподними.

    Получилась чашка,

    Кругленькая чашка

    22. «Вкусное варенье»

    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

    Ох и вкусное варенье!

    Жаль, осталось на губе.

    Язычок я подниму

    И остатки оближу.

    23. «Ступеньки»

    чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

    Мы по лесенке ходили,

    Вверх и вниз, вверх и вниз.

    Очень весело бродили,

    Вверх и вниз, вверх и вниз.

    Целый день мы так гуляли,

    Вверх и вниз, вверх и вниз.

    И ни капли не устали,

    Вверх и вниз, вверх и вниз.

    24. «Фокус»

    Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Он сделал страшное лицо,

    Потом платком накрыл яйцо...

    Потом (хулалу-шимбай!) смахнул платок, оп-ле!

    И вот цыпленок на столе!

    25. «Не разбей чашечку»

    Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

    Язык широкий положи,

    А края приподними.

    Получилась чашка,

    Кругленькая чашка

    26. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

    Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол.

    Чищу зубы,

    Чищу зубы

    И снаружи,

    И внутри.

    Не болели,

    Не темнели,

    Не желтели чтоб они.

    27. «Маляр»

    Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

    Мы работаем с утра,

    Красить потолок пора,

    Челюсть ниже опусти,

    Язык к нёбу подними.

    Поводи вперёд-назад —

    Наш маляр работе рад.

    28. «Барабанщик»

    Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка - получим звук, отдаленно напоминающий Р.

    Барабанщик очень занят,

    Барабанщик барабанит,

    Д-д, д-д-д!

    29. «Лошадка»

    Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

    Едем, едем на лошадке,

    По дорожке ровной, гладкой.

    30. «Грибок»

    Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».

    Я стою на ножке тонкой,

    Я стою на ножке гладкой,

    Под коричневою шляпкой

    С бархатной подкладкой

    31. «Гармошка»

    Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).

    На гармошке я играю,

    Рот пошире открываю,

    К небу язычок прижму,

    Ниже челюсть отведу.

    32. «Кучер»

    Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.

    По тропе, чернее тучи,

    Едет в бричке старый кучер.

    Тащат бричку, хоть ты плачь,

    Пара тощих, чёрных кляч.

    33. «Иголочка»

    Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.

    Язык в иголку превращаю,

    Напрягаю и сужаю.

    Острый кончик потяну,

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Иголку я могу держать.

    34. «Часики»

    Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.

    Тик-так, тик-так —

    Ходят часики вот так.

    День и ночь они не спят,

    Всё стучат, стучат, стучат

    35. «Индюк» («болтушка»)

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»

    Я - индюк «балды-балда»

    Разбегайся кто куда.

    36. «Качели»

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками.

    На качелях я качаюсь:

    Вверх-вниз, вверх-вниз.

    Высоко я поднимаюсь,

    Опускаюсь снова вниз.

    37. «Пароход»

    Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец!

    Паровоз без колес!

    Что за чудо-паровоз!

    Не с ума ли он сошел -

    Прямо по морю пошел.

    (пароход)

    38. «Расческа»

    Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

    С волосами я дружу,

    Их в порядок привожу.

    Благодарна мне прическа.

    А зовут меня… (расческа)

    39. «Парус»

    Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.

    Лодка под парусом

    По реке плывет,

    На прогулку лодочка

    Малышей везет.

    40. «Комарик»

    Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.

    Прилетает по ночам,

    Не дает уснуть он нам:

    Зло звенит, над ухом вьется,

    Только в руки не дается.

    41. «Заведи мотор»

    Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.

    По шоссе машина мчит,

    Во все стороны рычит,

    За рулем лихой шофер,

    «Дын-дын-дын» - гудит мотор.

    Используемая литература:

    Косинова Е.М. Уроки правильной речи. - М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника: Эксмо, 2004. - 64с.

    Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 80с.

    Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. - М.: Карапуз, 2006. - 20 с.

    Буйко В. Чудо-обучайка. Речевая моторика, речевое дыхание, дикция. - Екатеринбург: Литур, 2005. - 30с.

    Игра «Домашний логопед» (изд. Новый диск)