• Балетные термины. Что такое гранд батман тандю, жете, фондю и что он развивает? Деми плие и гранд плие

    Plié — это приседание.

    В зависимости от глубины приседания различаются два вида Plié: Demi-plié и Grand-plié.

    Рассмотрим оба вида.

    Урок 7. Demi-plié.

    Demi в переводе с французского означает «наполовину».

    Demi-plié действительно является приседанием не полным, а только наполовину.

    При его выполнение мы не сгибаем ноги до отказа, а останавливаемся на половине сгиба.

    Мы приседаем вниз, позволяя сгибаться только коленям и не позволяем подключится к работе ног пяткам.

    Пятки остаются плотно прижатыми к полу, что способствует растяжке в области ахиллова сухожилия.

    Опустившись до самой нижней точки, которую позволяют нам возможности нашего тела, мы, не задерживаясь, возвращаемся наверх, вытягивая колени.

    Как разучивать Demi-plié?

    Чтобы облегчить его разучивание, рассмотрим, по какому принципу работают ноги.

    Для этого встанем в шестую позицию и подтянув корпус, начнём сгибать колени. Пятки при этом плотно прижаты к полу. Сгибаем колени «до отказа» и не отрывая пяток от пола, меняем направление движения, начав подниматься наверх. Наверху хорошо вытягиваем колени.

    Разучив работу ног в Demi-plié, рассмотрим упражнение полностью.

    Как и любое упражнение в классическом танце, Demi-plié выполняется при подтянутом корпусе. Его положение должно оставаться перпендикулярным к полу.

    Должна напомнить Вам о важности постановки корпуса в любом упражнении. Другими словами её называют подтянутым корпусом. О ней мы говорили в Уроке 3.Постановка корпуса.

    При приседании спина подтянута, ягодицы направлены в стону пяток, колени направлены в сторону носков, стопы плотно прилегают к полу.

    Движение равномерное и постоянное. Мы не сидим и не стоим. Мы находимся в постоянном движении вверх и вниз без замедлений и ускорений. Сгиб коленей занимает по музыке тот же счёт, что и их разгибание.

    Данное упражнение может выполняться во всех классических позициях ног.

    Оно развивает выворотность, укрепляет ноги и способствует растяжке в области ахиллова сухожилия.

    Выворотность ног или Demi-plié в третьей позиции .

    Не каждому от рождения дана идеальная выворотность, которой мы могли бы воспользоваться уже на первых занятиях. Многим из нас над выворотностью придётся поработать и не один год.

    Третья позиция существует для того, чтобы подготовить ноги к более сложной пятой позиции.

    Если не учитывать выворотность ног и перейти сразу к разучиванию движений из пятой позиции, то людям с небольшой выворотностью, не удастся правильно выполнить движение (речь не идёт только о Plié).

    Во-первых, не будут натянуты колени; во-вторых, стопа, особенно та, что будет стоять впереди, примет неправильное положение и не будет в должном рабочем состоянии. Всё вместе это приведёт к неправильной работе мышц ног. А следовательно нельзя рассчитывать, что мы увидим хорошие результаты от работы.

    Но на этом не закончится. Мы перейдем к разучиванию следующих упражнений на неправильно поставленное тело.

    Остановитесь и подумайте: «Вам это надо?» «Вы этого хотите?»

    Думаю, что нет.

    Не торопитесь с пятой позицией. Замените её третьей и уделите должное внимание ежедневной работе над выворотностью ног.

    А вот с этим (то есть с выворотностью ног) стоит поторопиться, так как хорошая выворотность даёт свободу в движении. Не думаю, что есть необходимость объяснять важность этого для классического танца.

    Встречаются люди, которые от рождения имеют идеальную выворотность ног. Для них не проблема правильная пятая позиция. Но и они не потеряют время зря, если поработают в третьей. Дело в том, что такие детали помогают развить точность в выполнение востребованного элемента.

    То есть мы учимся делать не только так, как умеем и как позволяет нам наше тело, но и так, как было затребовано хореографом постановщиком, даже в самых маленьких деталях.

    Урок 8. Grand-plié.

    Grand-plié это большое приседание.

    Делается оно на основе Demi-plié.

    Выполняем первую половину Demi-plié.

    Подтягиваем корпус и начинаем сгиб коленей.

    О пускаемся вниз до нижней точки Demi-plié при полностью подтянутом корпусе,сгибая ноги в коленях.

    Напомню, что собранные ягодицы должны опускаться в направлении стоп. Колени должны быть направлены в сторону носков. Пятки должны быть плотно прижаты к полу.

    Дойдя до максимальной точки сгиба коленей с пятками на полу, не останавливаясь, позволяем пяткам оторваться от пола. Отрыв пяток от пола должен быть минимальным.

    Продолжаем движение вниз до тех пор, пока ноги остаются в рабочем состоянии. Не доводить до расслабления и не садиться на пятки.

    В момент, когда чувствуем, что мышцы ног начинают переходить в расслабленное состояние, меняем направление движения и начинаем подъём вверх.

    При подъёме в первую очередь опускаем пятки на пол, сохраняя при этом выворотность всей ноги.

    Движение мышечное. Работаем только ногами, не опираясь на палочку. Корпус на протяжение всего упражнения остаётся подтянутым, ягодицы собранными.

    Это движение укрепляет мышцы ног, помогает разработать их выворотность.

    Grand-plié во второй позиции.

    Во второй позиции следует обратить внимание на то, что вес тела распределён на обе ноги в равной степени.

    При выполнении Grand-plié во второй позиции пятки от пола не отрываются.

    Grand-plié в третьей позиции.

    В случае не очень хорошей выворотности стоит подольше задержаться на выполнении движения в третьей позиции.

    Само по себе движение уже способствует разработке и укреплению выворотности.

    Не стоит переходить к выполнению упражнения в пятой позиции, если изначально человек не может правильно в неё встать.

    Разрабатывайте выворотность ноги от тазобедренного сустава.

    Grand-plié в четвёртой позиции.

    Grand-plié в четвёртой позиции разучивается в последнюю очередь. Оно немного сложнее, чем выполнение в остальных позициях ног. Это обусловлено самой позицией.

    Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги таким образом, чтобы корпус (его верхняя часть) приходился точно между двумя ногами. При сгибе ног ягодицы должны быть направлены вниз в сторону пола между двумя стопами. Это положение гарантирует равномерное распределение тяжести тела на обе ноги. Колени при этом должны по-прежнему направляться в сторону носка стопы. Сложности обычно возникают с сзади стоящей ногой. Она должна быть максимально выворотна.


    Posted in , and tagged , by with .

    Глиссад (отglisser - скользить) - скользящий прыжок с продвижением за открываемой ногой в сторону, вперёд или назад. Служит подготовкой (preparation) для больших прыжков.

    Гранд батман (от фр.grands battements ) - бросок ноги на максимальную высоту

    Гранд плие (от фр.grand plie ) - глубокое приседание по позициям с отрыванием пяток от пола.

    Батман тендю жете (от фр.battements tendus jeté ) - выброс ноги на 45°.

    Батман тендю (от фр.battements tendus ) - тянуть, вытягивать.

    Ан фас (от фр.en face - прямо) - прямое положение корпуса, головы и ног.

    Дегаже (от фр.degage - извлечённый, высвобождённый) - отведение ноги на нужную высоту (по принципу battements tendus) и последующий переход на неё с переносом корпуса

    Деми плие релеве (отdemi-plie - полусогнутый +releve - подниматься) - два движения, составляющих неразрывное целое; полуприседание c последующим подъёмом на полупальцах или пальцах.

    Жете (от фр.jete ) - бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги

    Партер (от фр.parter ) - на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу

    Плие (pliér - складывать, мягко сгибать) - demi plié - небольшое приседание.Grandplier.

    Пор де бра (от фр.por de bra ) - движения рук, с участием поворота или наклона головы и корпуса

    Релеве (от фр.releve ) - подъём на полупальцы, пальцы.

    Сотэ (от фр.saute - скачки) - прыжок с двух ног на две с сохранением позиции в воздухе и приземлении. В начальных классах разучивается в медленном темпе, проверяя позиции и момент возвращения после прыжка. В старших классах исполняется в быстром темпе.

    Флик-фляк (от фр.flic-flac ) - одна нога опорная, а вторая рабочая. Подушечками стопы рабочая нога скользящим движением по полу проходит от опорной ноги и возвращается к ней. Движение может исполняться в сторону, вперёд и назад.

    Фрапе (от фр.frappe ) - ударять. Удар ноги о другую и возвращение её в исходное положение

    Фуэте (от фр.fouetter - хлестать) - стремительное хлёсткое вращение, при котором находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону и приводится к колену опорной ноги при каждом обороте

    Шажман де пье (от фр.changement de pied - перемена ног) - прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на небольшом прыжке, а также и вGrand changement de pied.

    Эшапе (фр.Échappé ) - прыжок с двух ног на две. Начинается с demi plie V позиция в ногах, в прыжке ноги вытягиваются плотно прижимаясь друг к другу, затем в воздухе открываются во вторую позицию. Приземление происходит во II или IV позицию в demi plie.

    Баллоне(Ballonne) . Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой. Работающая нога, вытягиваясь во время прыжка или скока, возвращается в поло-жение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги в момент полуприседания (демиплие) на опорной ноге.

    Постепенно начинаю понимать, что танцы становятся большой и важной часть моей жизни, наряду с музыкой и вокалом. Конечно, в этом "виновата" работа. А еще фильм "Step Up". Это ведь так здорово - уметь танцевать, сочетать балет и уличный танец. Пока что мне не дано ни то ни другое, но вот классический станок я уже начинаю понимать. Спасибо "Ритмам" - Юля Владимировна очень все понятно объясняет ребятам, и я тоже слушаю и запоминаю.

    Когда делается бросок ногой вперед или назад - голова смотрит в сторону (центр класса), а при броске ноги в сторону голова смотрит прямо.
    При battement tendu нога выводится пяткой вперед. Вообще, то, куда направлена пятка - очень важно. Ибо если не туда направишь - никакого толку от движения не будет. Сама вчера вечером пробовала.
    При прыжках важно прыгнуть как можно выше и как можно дольше зависнуть в воздухе. Только тогда можно успеть в воздухе поменять позицию с 5 на 2, с 5 на 5 и т.д.
    Preparation для прыжков (плие) должен быть очень активным, чтобы бренное, тяжелое и незатянутое тело вытолкнулось все-таки наверх.
    По правилам классической графики заканчивать движение нужно в том же положении, в котором начинали. За редким исключением, которое обязательно оговаривается.
    Деми плие (demi plie) - полуприседы (рис. 8) . Важно добиться предельного сгибания ног в коленных суставах без отделения пяток от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без «завала» на большой палец. Колени и ступни все время сохраняют выворотное положение, не нарушая правильности позиций. Спина держится прямо. Упражнение выполняется в I, II, III позициях, реже и лишь у опоры - в V, IV позициях.

    Гран плие (grand plie) . При выполнении упражнения (рис. 9) следует как можно дольше удерживать пятки на полу - движение выполняется чрез деми плие. При выпрямлении ног нужно как можно раньше ставить пятки на пол. Подниматься на полупальцы и ставить пятки на пол необходимо одновременно двумя ногами. На протяжении всего упражнения сохраняется предельная выворотность бедер и ступней. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, без «завала» на большие пальцы.

    Батман (battement) - отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной ноге. Каждый вид батмана имеет свою форму и самостоятельное название.

    Батман тандю сэмпль (battement tendu simple) - выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений данной классификационной группы. При выполнении батман тандю выворотная нога скользящим движением отводится из I, III, V позиций вперед, в сторону, назад на носок и возвращается в и. п. Движение следует выполнять по прямой от пятки опорной ноги к носку отведенной и обратно (рис. 10) . Скольжение ноги выполняется сначала всей ступней с постепенным отрывом пятки от пола до положения предельно оттянутого носка без упора на носок в конечном положении. Аналогичным скользящим движением нога возвращается в и. п. Опорная выпрямлена в колене. Центр тяжести - на опорной ноге. Рабочая нога сохраняет выворотное положение.

    Батман тандю деми плие (battement tendu demi plie) - сочетание отведения ноги с последующим приведением и полуприседом на двух ногах (рис. 11) . При выполнении упражнения необходимо добиться полной слитности двух движений. Для этого сгибание ног в коленях начинается несколько раньше, чем рабочая нога возвращается в 1 или III позицию. Туловище держится прямо, тяжесть тела при деми плие равномерно распределяется на обе ступни.

    Батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) - представляет собой упражнение из соединения одновременно исполняемых отведений-приведений ноги с полуприседом на опорной. При этом туловище несколько отклоняется в сторону, противоположную работающей ноге. После выполнения упражнения лицом, боком к опоре усложняется форма данного движения: и. п. - правая впереди на носке (IV позиция) через I позицию в положение правую назад на носок. В дальнейшем возможно усложнение упражнения различными движениями рук, подъемом на полупальцы, изменением направления движения.

    Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное упражнение является профилирующим для всех маховых движений. В отличие от батман тандю выполняется с отрывом носка от пола при отведении из и. п. Фактически представляет собой мах на высоту около 25° (рис. 12) . Движение должно быть четким, слитным, энергичным. Ноги сохраняют выворотное положение, центр тяжести на опорной ноге. Руки во II позиции.

    Батман тандю жэтэ пуанте (battement tendu jete pointe) . В принципе данное движение не отличается от батман тандю жэтэ, однако после отведения нога не закрывается в позицию, а ставится носком в пол. Упражнение можно выполнять 2-3 раза подряд, затем нога закрываема в III позицию (рис. 13) . При усложнении движения нога переносится по невысокой дуге из положения правая (левая) впереди, сзади на носке (IV позиции) в сторону на носок и обратно или «крестом».

    Дубль батман тандю (double battement tendu) является разновидностью батман тандю. Исполняется с опусканием пятки на пол по II позиции: с одно-, двух- или трехкратным и более опусканием (рис. 14) . В момент опускания пятки на пол центр тяжести остается на опорной ноге. Акцент движения совпадает с опусканием пятки на пол.

    Батман фраппе (battement frappe) - сгибание и разгибание голени под углом 45° (рис. 15) . Прежде чем приступить к изучению движения, осваивается положение ноги сюр ле ку де пье (sur le coup-de-pied) (рис. 16) . В гимнастике применяется положение впереди (условное) - нога в колене согнута, носок впереди у щиколотки опорной ноги, бедро развернуто кзади - носок прижат сзади у щиколотки опорной ноги. Батман фраппе заключается в быстром сгибании голени из и. п. правая (левая) в сторону в положение сюр ле ку де пье впереди или сзади с легким ударом об опорную ногу с последующим разгибанием вперед, в сторону, назад. Упражнение выполняется резким, сильным движением. При этом бедро и колено сохраняют выворотное положение. Так как упражнение начинается из и.п. нога в сторону, то перед началом нога из I, III позиций через батман тандю раскрывается в сторону, рука при этом из подготовительной позиции поднимается через I во II позицию.

    Существует усложненный вариант батман дубль фраппе (battement double frappe) , отличающийся двойным «ударом» работающей ноги у щиколотки опорной.

    Батман фондю (battement fondu) - сочетание полуприседа на опорной ноге с одновременным сгибанием свободной на сюр ле ку де пье впереди (сзади) с последующим разгибанием работающей и выпрямлением опорной (рис. 17) .

    Выполняется вперед, в сторону, назад, носком в пол, с подниманием ноги на 45, 90°. При сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье нельзя опускать бедро сразу, вначале сгибается колено, а бедро удерживается неподвижно на высоте 45°, затем постепенно опускается вместе с голенью до конечного положения. Когда батман фраппе выполняется на 90°, то нога сначала опускается до 45°, затем сгибается как описано выше. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

    Дубль батман фондю (double battement fondu) . Начинается движение с деми плие на опорной, далее выполняется подъем на полупальцы, но свободная нога не открывается в заданном направлении, а задерживается в положении согнутой у щиколотки; затем вновь повторяется полуприсед на опорной с одновременным выпрямлением свободной ноги на 45 или 90°; в момент окончательного выпрямления свободной ноги выполняется и выпрямление опорной, завершающееся подъемом на полупальцы.

    Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону, назад (рис. 18) . Движение выполняется через батман тандю до касания носком пола, затем нога поднимается на максимальную высоту и через батман тандю возвращается в и.п. (I или III позиция).

    Гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balance) - махи в направлении вперед и назад на 90° и выше через I позицию (рис. 19) . Движение возможно выполнять в сторону: в и.п. лицом к опоре или на середине зала попеременно одной и другой ногой. Возможно сочетание с наклоном туловища, подъемом на полупальцы, полуприседами.

    Гран батман жэтэ пуанте (grand battement jete pointe) выполняется как гран батман жэтэ, но до касания носком пола (рис. 20) .

    Гран батман жэтэ пассэ (grand battement jete passe) выполняется по правилам гран батман жэтэ, но с переводом ноги из одного направления в другое при помощи приема пассэ (passe) (рис. 21) : нога согнута, бедро выворотно, колено в сторону, носок у колена опорной, не касаясь его. Исполняется вперед и назад. Музыкальный размер 2/4.

    Батман девлоппэ (battement developpe) исполняется вперед, в сторону, назад на 90° и выше (рис. 22) . Из III позиции работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком, поднимается до колена опорной ноги, после чего выпрямляется в любом направлении и опускается в и.п. На протяжении всего движения бедро сохраняет предельную выворотность, при выпрямлении ноги колено не опускается. При выполнении движения вперед и в сторону туловище остается прямым, назад - слегка наклоняется вперед. Музыкальный размер 2/4, 4/4.

    Батман девлоппэ пассэ (battement developpe passe) . Работающая нога поднимается, затем сгибается, носок идет под колено опорной, не касаясь его (положение пассэ), после чего нога снова поднимается в любом направлении.
    Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Работающая нога выводится вперед, затем отводится в сторону и опускается в и. п. То же самое делается в обратном направлении. Затем нога поднимается в сторону и отводится вперед или назад.
    Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Нога из III позиции поднимается вперед на 90° и выше, вытянутая отводится через сторону назад и опускается в III позицию, Аналогично исполняется в обратном направлении.

    Батман девлоппэ балансе (battement developpe passe) . Нога поднимается вперед, в сторону, назад, затем коротким движением слегка опускается и сразу же резко возвращается на прежнюю высоту. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

    Рон де жамб (rond de jambe) . К этому виду упражнений относятся движения ногой по дуге по полу и по воздуху. Движение ногой по дуге назад, в сторону, вперед, то есть направленное к опорной ноге, называется ан дедан (en dedans) . Движение ногой по дуге вперед, в сторону, назад, то есть направленное от опорной ноги, называется ан деор (en dehors) . Упражнения данной группы способствуют развитию подвижности тазобедренных суставов, выворотности ног.

    Рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre) - движение вытянутой ногой по дуге, касаясь носком пола (рис. 23) . Упражнение выполняют равномерным движением вытянутой ноги по дуге, отделяя пальцы от пола. Бедро в выворотном положении, тяжесть тела на опорной ноге.

    Рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air) - круговые движения голенью в воздухе (рис. 24) . Из и.п. правая (левая) в сторону на высоте 45° круговые движения голенью, одновременно сгибая колено внутрь (ан деор), наружу (ан дедан) до касания носком икроножной мышцы. Бедро в выворотном положении.

    Гран рон де жамб жэтэ (grand rond de jambe jete) - большой мах ногой по дуге на 90° в направлении ан деор и ан дедан.

    Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. Вольные упражнения. Т.С. Лисицкая, В.Е. Заглада / под редакцией Гавердовского Ю.К. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 336с., ил.»

    Pas (па ) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
    Pas d`actions (па де акшн ) - действенный танец.
    Pas de deux (па де де ) - танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
    Pas de trois (па де труа ) - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
    Pas de quatre (па де карт ) - танец четырех исполнителей.

    Adagio (адажио ) - медленно, медленная часть танца.
    Allegro (аллегро ) - быстро, прыжки.
    Allongee (алонже ) - от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
    Aplomb (апломб ) - устойчивость.
    Croisee (круазе ) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
    Degage (дегаже ) - освобождать, отводить.
    Demi (деми ) - средний, небольшой.
    Ecartee (экартэ ) - отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
    Efface (эфасэ ) - развернутое положение корпуса и ног.
    En dedans (ан дедан ) - внутрь, в круг.
    En dehors (ан деор ) - наружу, из круга.
    En face (ан фас ) - прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
    En tournant (ан турнан ) - от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
    Grand (гранд ) - большой.
    Petit (пти ) - маленький.
    Port de bras (пор де бра ) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
    Preparation (препарасьон ) - приготовление, подготовка.

    Arabesque (арабеск ) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
    Attitude (аттитюд ) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
    Passe (пассе ) - от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
    Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье ) - положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
    Tire-bounchon (тир бушон ) - «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

    Balance (балансе ) - «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
    Balancoire (балансуар ) - «качели», применяется в grand battement jete.
    Battement (батман ) - размах, биение.
    Battement developpe (батман девлоппе ) - раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
    Battement double frappe (батман дубль фраппэ ) - движение с двойным ударом.
    Battement fondu (батман фондю ) - мягкое, плавное, «тающее» движение.
    Battement frappe (батман фраппэ ) - движение с ударом, или ударное движение.
    Battement soutenu (батман сотеню ) - выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
    Battement tendu (батман тандю ) - отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
    Batterie (батри ) - барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
    Demi-plie (деми плие ) - маленькое приседание.
    Dessus-dessous (десю-десу ) - верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
    Grand battement (гранд батман ) - большой батман.
    Grand-plie (гранд плие ) - большое приседание.
    Jete (жете ) - бросок ноги на месте или в прыжке.
    Pas couru (па курю ) - пробежка по шестой позиции.
    Pas de bascue (па де баск ) - шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
    Pas de bourree (па де буре ) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
    Petit battement (пти батман ) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
    Plie (плие ) - приседание.
    Releve (релеве ) - от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
    Relevelent (релевелян ) - медленный подъем ноги на 90*.
    Soutenu (сотеню ) - от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».

    Fouette (фуэте ) - от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
    Pirouette (пируэт ) - «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
    Port de bras (пор де бра ) - наклоны корпуса, головы.
    Renverse (ранверсе ) - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
    Rond (ронд ) - «круг, круглый».
    Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер ) - круг ногой в воздухе.
    Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер ) - круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
    Tour (тур ) - поворот.
    Tour chaine (тур шене ) - «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
    Tour en l`air (тур ан лер ) - тур в воздухе.

    Assemble (ассамблее ) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
    Brise (бризе ) - разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками.
    Cabriole (кабриоль ) - прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
    Changement de pieds (шажман де пье ) - прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
    Coupe (купэ ) - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
    Echappe (эшаппэ ) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
    Entrechat (антраша ) - прыжок с заноской.
    Glissade (глиссад ) - «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
    Jete ferme (жете фермэ ) - закрытый прыжок
    Jete passé (жете пассе ) - проходящий прыжок.
    Pas ballonne (па балонэ ) - раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
    Pas ballotte (па балоттэ ) - колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
    Pas chasse (па шассе ) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
    Pas ciseaux (па сизо ) - ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
    Pas de chat (па де ша ) - кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
    Pas emboite (па амбуате ) - от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
    Sauté (соте ) - прыжок на месте по позициям.
    Sissonne (сисон ) - вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
    Sissonne fermee (сисон ферме ) - закрытый прыжок.
    Sissonne ouverte (сисон уверт ) - прыжок с открыванием ноги.
    Sissonne simple (сисон симпл ) - простой прыжок с двух ног на одну.
    Sissonne tombee (сисон томбе ) - прыжок с падением.

    У станка:

    ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНД ПЛИЕ

    Plie - общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».

    Plie исполняется по пяти позициям; сначала оно делается в половинном размере - demi plie, а затем переходят на grand plie, или большое приседание, но не раньше, чем будет хорошо усвоено demi plie.

    Plie присуще всем танцевальным движениям, оно встречается в каждом танцевальном раs, ему нужно уделить совершенно особое внимание при исполнении экзерсиса.

    исходное положение demi plie grand plie

    При изучении plie необходимо соблюдать следующие правила: распределять тяжесть тела не только равномерно на обе ноги, но и на обе ступни, т. е. не налегая на переднюю часть ступни, что мы часто замечаем у учащихся, имеющих природный икс (генувальгум).

    Сначала нужно тщательно изучить demi plie, которое исполняют не поднимая пятки от пола. За этим надо внимательно следить, так как именно удерживание пятки на полу прекрасно развивает сухожилия и связки голеностопного сустава. Не следует приступать к изучению plie непосредственно за demi plie, нужно закрепить его развитие путем упражнений battements tendus по I и V позициях с demi plie. Как при demi plie, так и при большом plie чрезвычайно важно усиленно открывать колени, т. е. соблюдать полную выворотность всей ноги, причем особенно надо следить за верхней частью от бедра до колена. Колено сгибается всегда по направлению к носку. Как можно дольше удерживать пятки, не отрывая от пола при большом plie. Когда дальше уже невозможно растягивать сухожилия ног, отделить пятки от пола не сразу толчком, а поднять их мягко и постепенно. Долго задерживать пятки поднятыми от пола нельзя; начиная подниматься, следует опустить первыми пятки без всякой задержки, слитно.

    По II позиции пятки не поднимаются от пола, поскольку в таком положении можно присесть глубоко, не отрывая пяток. Ноги раздвинуты на расстояние одной ступни - такое небольшое раздвижение ног наиболее выгодно для развития их гибкости. Но при этом plie отнюдь не следует выпячивать ягодицы, так как это дает неправильную форму движению и не вырабатывает достаточной выворотности бедра, которая должна достигаться этим plie. Достигнув крайней точки plie при опускании вниз, не следует задерживаться на ней ни одной секунды, а немедленно начать выпрямляться. Оставаясь «сидеть» на plie, вы не только не вырабатываете энергии мускулов, пружинистости всей ноги, а, наоборот, даже приобретаете вялость этих рычагов прыжка. Опускание до крайней точки plie длится столько же времени, сколько и поднимание, и происходит равномерно.



    BATTEMENTS TENDUS, GETE (батман тондю, жете)

    Эти battements - основа всего танца. Они найдены так гениально, что кажется, их создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги. Простой пример из повседневной жизни танцовщицы доказывает это. Когда танцовщица во время танца слегка подвернет ногу и от ощущения неловкости не может на нее ступить, стоит ей тщательно проделать battements tendus, как нога легко восстанавливает свою работоспособность.

    Недаром также принято перед танцем делать battements tendus, чтобы «разогреть ноги», как обычно говорят. Ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности, особенно в allegro. Когда видишь, что нога идет неправильно, легко догадаться, что танцовщица своевременно не была воспитана на строгих battements tendus.

    Battement tendu simple. С I позиции, так как это менее сложно, но надо соблюдать те же правила, как и при описываемом далее battement tendu simple с V позиции, только возвращаться всякий раз нужно обратно в I позицию.

    При первоначальном изучении battement tendu simple с V позиции ноги в V позиции, правая впереди. Рука раскрыта во II позицию. Упор всего тела на левой ноге, правая действует свободно и не несет его тяжести. Правая нога скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько возможно, выворотной пятку (это дает некоторое ощущение, что начинает движение пятка, а затем продолжает носок).

    При небрежном исполнении этого движения часто наблюдается, как нога, скользя носком по полу, ранее, чем достигнуть предельно вытянутыми пальцами и подъемом конечной точки, отрывается от пола и затем упирается в него. Таким исполнением нарушается достижение правильной выработки этого движения. Нужно все время строго сохранять выворотность. В момент возвращения ноги на место необходимо как можно выворотнее ставить ступню, достигая тщательно V позиции. Носок следует движению не пассивно, а подчеркивает свое возвращение на место - к пятке левой ноги, что и дает артистическую отточенность движению.

    ТАНЦА МОДЕРН

    ДЕМИ ПЛИЕ

    Деми плие отличается от гран плие тем, что пятки не отрываются от пола. Это простое упражнение скрывает ряд важных нюансов, которые могут оказаться критическими для танцевальной карьеры. Речь идет о здоровье коленных суставов. Именно в деми плие, а потом и в гран плие, отрабатывается правильное распределение нагрузки при сгибании колена.

    Прежде всего, следует убедиться, что стопы раскрыты до уровня вашей природной выворотности, не более и не менее. (О том, как определить свою выворотность, мы говорили ).

    Затем, при сгибании колена следите, чтобы оно направлялось строго в сторону стопы и находилось с ней на одной линии в вертикальной плоскости. Для этого, как правило, необходимо прикладывать мышечные усилия, дополнительно направляющие колени в стороны, а не просто приседать.

    И наконец, обращайте внимание на то, чтобы вес вашего тела распределялся равномерно по поверхности стоп, чтобы они не заваливались на внутреннею или внешнюю стороны, или на переднюю часть.

    ГРАН ПЛИЕ

    При выполнении гран плие необходимо соблюдать все те же рекомендации, которые был озвучены для деми плие. Еще больше усилий направляйте на то, чтобы колени расходились строго в направлении стопы и не заваливались вперед. Несоблюдение единой линии стоп и колен в вертикальной плоскости в плие вызывает в дальнейшем смещение коленных суставов, вывихи и прочие серьезные травмы.

    Частой ошибкой при выполнении гран плие становится несоблюдение вертикальной оси в корпусе. Дети и начинающие танцоры по привычке хотят подать корпус вперед, а таз назад. Необходимо строго следить за тем, чтобы этого не происходило.

    Еще один важный нюанс - включение правильных мышц, особенно при подъеме. Всегда начинайте подъем с постановки пяток на пол. Только после этого должно начинаться выпрямление коленей. Стремитесь включать в работу внутреннюю поверхность бедра, а не верхнюю, как это зачастую случается.

    FORCED ARCH

    В транскрипции это движение называется "форст арч". Это изобретение танца модерн сочетает в себе релеве и плие. При выполнении необходимо обращать внимание на то, чтобы вес равномерно распределялся по стопе и она не заваливалась во время релеве.