• Игры и упражнения для завершения тренинга. Комплекс упражнений для окончания тренировки. Режим труда и отдыха

    Упражнение «Превращаем проблему в цели»

    Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

    Количество участников: 15-20 человек.

    Время проведения: 30-45 минут.

    Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

    Ход занятия:

    Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

    В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

    1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

    2.Что еще может доставить мне удовольствие?

    3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

    4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

    5.На что я чаще всего жалуюсь?

    6.Что создаст мне больше всего забот?

    7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

    8.Что меня больше всего расстраивает?

    9.Что стало в последнее время меня раздражать?

    10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

    11.Что мне надо изменить в себе?

    12.На что у меня уходит слишком много времени?

    13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

    14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

    15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

    Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

    После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

    Упражнение «Заверши фразу»

    Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

    Время проведения: 20 минут.

    Ход занятия:

    Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

    Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

    - «Думаю, что настоящий друг…»;

    - «Студенты, с которыми я учусь…»;

    - «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

    - «В процессе взаимодействия с людьми…»;

    - «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

    Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

    Упражнение «Контакты»

    Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

    Время проведения: 30-60 минут.

    Количество участников: до 15 человек.

    Ход занятия:

    Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

    Примерные ситуации:

    «Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

    Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

    Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

    «В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

    «Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

    «Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

    Примечание:

    Педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

    После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

    Задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

    Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

    Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

    Ход занятия:

    Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

    Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

    Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

    «Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

    Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

    Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

    Обсуждение итогов игры.

    «Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

    Игра «Гороховый король».

    Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

    Количество участников: до 20 человек.

    Время проведения: до 30 минут.

    Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

    Ход занятия:

    Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

    Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

    У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

    Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

    Нельзя молчать;

    Нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

    Метод «Пустой стул»

    Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

    Количество участников: до 25 человек.

    Время проведения: 40-50 минут.

    Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

    Ход занятия:

    Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

    Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

    После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

    Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

    Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

    Примечание:

    Количество высказываний не должно превышать четырех;

    При наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

    При большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

    Упражнение «Плохо - хорошо»

    Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

    Количество участников: до 25 человек.

    Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

    Ход занятия:

    Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

    Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

    Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

    При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

    Упражнение «Три ответа»

    Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

    Количество человек: до 15 студентов.

    Время проведения: 30-50 минут.

    Ход занятия:

    Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

    Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

    1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

    2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

    3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

    4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

    5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

    6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

    7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

    8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

    Упражнение «Шаг навстречу»

    Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

    Количество участников: до 15-20 человек.

    Время проведения: 30-40 минут.

    Ход занятия:

    Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

    Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

    Примечание:

    Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

    Иногда кто-нибудь из студентовпредлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

    Как мы знаем, у любого явления нам лучше всего запоминаются начало и окончание. Так и в тренинге, эти знаковые этапы имеют большое значение. Если яркое начало оказывает прямое влияние на и степень активности участников, то его окончание имеет не менее важную роль: именно в этот момент участники осознают итоги дня, оценивают его и выносят суждение о степени его ценности. Кроме того, хорошо проведенный этап завершения тренинга позволяет создать эффект «сжатой пружины» - это тот самый эмоциональный подъем, который остается у участников еще несколько дней и подталкивает их к тому, чтобы начать действовать.

    Правила, которые помогут вам завершить тренинг наиболее продуктивно:

    1. Режим труда и отдыха

    Обязательно следите за тем, чтобы к концу тренинга у участников остались силы. Если они истощены морально и физически, это может означать только одно – их единственная мысль это «скорее бы попасть домой». Поэтому все самые сложные упражнения ставьте в середине тренинга, а к концу они должны упрощаться. Делайте больше перерывов, чаще проветривайте помещение, давай упражнения, связанные с двигательной активностью. Я не случайно ставлю это правило первым, так как хорошее самочувствие участников является обязательным условием удачного завершения тренинга.

    1. Итоговые упражнения

    Проведите финальное упражнение, которое поможет воссоздать структуру полученных знаний и логично завершить тренинг. Это упражнение должно быть простым, веселым и интересным. Вы можете дать задание по типу «Общий рисунок», «Коллаж», «Командная презентация» и другие аналогичные. Эти упражнения хороши тем, что в ходе совместной работы участники делятся друг с другом выводами, размышлениями и приходят к совместному результату. При этом оно простое и веселое, что помогает сбросить напряжение и подготовиться к завершению тренинга.

    1. Подведение итогов

    Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы вспомнить все, что вы прошли и создать ощущение ценности изученного. Поэтому в завершение тренинга напомните участникам основные блоки, которые вы разобрали, и попросите их озвучить свои впечатления. При этом необходимо правильно сформулировать свой вопрос, дабы направить мысль участников в нужное направление (а вы, как тренер, должны знать, какое главное ощущение от тренинга должно остаться):

    • Польза. Что для вас сегодня было наиболее полезным? Какие блоки пригодятся вам в работе наибольшим образом? Какие полезные способы вы сегодня узнали?
    • Новизна. Что было для вас новым? Какие техники вам запомнились наибольшим образом? Какие приемы вы хотели бы опробовать в ближайшее время?
    • Желание действовать. Какие техники вы примените в ближайшее время? Что сможете использовать даже завтра? Что вы хотите еще попрактиковать?

    При этом вопросы должны быть достаточно конкретными и обращенными к личному опыту каждого участника. Используйте формулировки «что для ВАС было полезным», «что именно ВЫ возьмете в работу». Это поощряет участников давать более развернутые ответы. Не принимайте ответы в общей форме «все было хорошо, спасибо». Обязательно задайте участнику уточняющие вопросы. Старайтесь избегать использования слова «нравится». Не радуйтесь, если ваши участники рассказывают, как им «понравилось», это слово говорит лишь о том, что: ваши участники вежливые; им было весело; им лень думать об итогах тренинга. Поощряйте рассказывать о том, что именно им запомнилось и почему именно это. А, как мы помним, проговаривание часто помогает осознанию.

    Завершение нужно проводить на эмоциональном подъеме. От тренера требуется не только структурность, но и способность зарядить энергией группу. Ускоряйте темп общения, ведите его в максимально энергичном стиле и делитесь со своей группой эмоциональным зарядом. Часто как и все участники, устает к вечеру, ему тяжело собраться, он становится вялым, апатичным, или же наоборот, старается как можно скорее проскочить этот этап и отпустить группу. Однако такой подход может полностью перечеркнуть все потраченные днем усилия, и именно поэтому, крайне важно оставить силы на яркое и позитивное завершение учебного дня.

    Министерство образования и науки Хабаровского края

    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Хабаровский машиностроительный техникум»

    (КГБОУ СПО ХМТ)

    Методическая разработка

    Тренинга на сплочение «Наше общее житие»

    Хабаровск, 2012

    Организация-разработчик:

    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский машиностроительный техникум»

    Разработчики:

    Гимадиева О.М. – преподаватель социологии и политологии 2 квалификационной КГБОУ СПО ХМТ

    Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

    Протокол № «_____»____2012 года

    Председатель ПЦК

    Диденко Л.П._________

    Утверждаю

    Заместитель директора по УВР

    И.Н. Пухляр

    «___»_______2012 года

    СОДЕРЖАНИЕ


    стр.

    1. ВВЕДЕНИЕ

    4

    1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    5

      Практическая часть.

    6

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    11

    Введение

    Данное тренинговое занятие возможно проводить классному руководителю 1 курса, во время классного часа для сплочения группы, знакомства. Эффективно проводить его и в общежитии, для знакомства студентов, только что поступивших на первый курс.

    В результате происходит: формирование благоприятного психологического климата в группе; нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе; осознание каждым участником своей роли, функций в группе; развитие умения работать в команде; сплочение группы.

    По времени занимает 40 – 45 минут. Состоит из четырех фаз.

    Коллектив это не просто группа людей, не зависимо от возраста, как детей, так и взрослых, а это люди, объединённые какими то целями, задачами. Желающие достичь результата в развитии интересующего их дела.

    Развитый коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой – необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности выступает определяющим признаком развитого коллектива.

    Тренинг на сплочение «Наше общее житие»

    Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

    «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом техникуме, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

    Задачи тренинга:

      формирование благоприятного психологического климата в группе;

      нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

      первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

      осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

      развитие умения работать в команде;

      сплочение группы.

    Фазы тренинга:

    1. Вводная фаза

    Цель фазы: Знакомство с ведущим, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

    «Правила группы»

    Время : 2 минуты.

    Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.

      Проявлять активность.

      Слушать друг друга, не перебивая.

      Говорить только от своего лица.

      Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице

      Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

      Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения

      В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

    Необходимые материалы: лист с правилами.

    2. Фаза контакта

    Цель фазы : Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

    Упражнение «Веселый счет»

    Цель : снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

    Ход упражнения : Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

    : упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

    Обсуждение : почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

    Время : 5-7 минут.

    3. Фаза лабилизации

    Цель фазы : Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

    Название упражнений : «Вавилонская башня», «Поиск сходства», «Построимся»

    Упражнение «Вавилонская башня»

    Время : 15 минут.

    Ресурсы : цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

    Ход упражнения : Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

    Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

    Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

    Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

    Упражнение «Поиск сходства»

    Цель : Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

    Время : 20 минут.

    Ресурсы : карточки с изображением животных, листы бумаги.

    Ход упражнения : Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

    Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

    Психологический смысл упражнения : Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

    Обсуждение : Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

    Упражнение «Построимся»

    Цель : обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

    Время : 10 минут.

    Ход упражнения : «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде.

    Психологический смысл упражнения : Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

    Обсуждение : Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

    Время : 20-25 минут.

    4. Фаза обучения

    Цель фазы : Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

    Название упражнений : «Кто быстрее», «Дом»

    Упражнение «Кто быстрее?»

    Цель : сплочение коллектива.

    Время : 10 минут.

    Ход упражнения : Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

      квадрат;

      треугольник;

      ромб;

      букву;

      птичий косяк.

    Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе.

    Обсуждение : Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

    Упражнение «Дом»

    Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения.

    Время : 15 минут.

    Ресурсы : стулья.

    Ход упражнения : участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

    Психологический смысл упражнения : Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

    Обсуждение : Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

    Время : 30 минут.

    5.Заключительная фаза

    Цель фазы : Подведение итогов, снятие напряжения

    Название упражнений : «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»

    Упражнение «Говорящие руки»

    Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

    Время : 5-7 минут.

    Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

    Варианты инструкций образующимся парам:

      Поздороваться с помощью рук.

      Побороться руками.

      Помириться руками.

      Выразить поддержку с помощью рук.

      Пожалеть руками.

      Выразить радость.

      Пожелать удачи.

      Попрощаться руками.

    Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

    Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

    Время : 10-15 минут.

    Упражнение «Построение круга»

    Время : 10 минут.

    Описание упражнения : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

    Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

    Психологический смысл упражнения : Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

    Обсуждение : Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

    Упражнение «Подарок»

    Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

    Время : 3-5 минут.

    Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

    Диагностика психологической атмосферы в группе

    Участникам выдаются бланки для заполнения.

    Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак * (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

    1 2 3 4 5 6 7 8

      Дружелюбие – Враждебность

      Согласие – Несогласие

      Удовлетворенность – Неудовлетворенность

      Продуктивность – Непродуктивность

      Теплота – Холодность

      Сотрудничество – Несогласованность

      Взаимная поддержка – Недоброжелательность

      Увлеченность – Равнодушие

      Занимательность – Скука

      Успешность – Безуспешность

    Заключение

    В заключение хочется сказать, что, ознакомившись с разными материалами, можно прийти к выводу, создать действительно крепкий коллектив без помощи классного руководителя невозможно.

    Данное мероприятие реально помогает студентам лучше узнать друг друга, а преподавателю, классному руководителю понаблюдать за отношениями внутри группы, определить лидеров в коллективе, сблизиться со студентами в неформальной обстановке.

    Когда завершены все круги интеграции опыта тренинга, совершите ритуал закрытия семинара. Необходимость этого ритуала продиктована тем, что тренинговая группа представляет собой живую социальную общность, которая имеет все циклы своей эволюции, и завершение, закрытие – это логический этап ее развития.

    Формы завершения тренинга многообразны. Это может быть групповая медитация, особый ритуал прощания. Предложите группе соединить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ, или какие-то другие спонтанные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса. В течение многих лет я произносил заключительную речь для завершения тренинга.

    Разумеется, каждый раз при завершении тренинга создается нечто новое, но есть основные стратегии проведения этих ритуалов, которые мы и хотим привести ниже.

    Я тебе дарю это в знак…

    Этот ритуал родился на Байкале, на одном из самых мощных тренингов, которые мы проводили с командой тренеров Международной ассоциации Свободного Дыхания в 1995 году.

    До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья…

    «Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.

    Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»

    Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание^ помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.

    Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.

    Вдохни и выдохни день…

    Эта настройка была придумана в 1998 году на тренинге «Инсайт» в городе Ярославле.

    «Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…»

    Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и перечисляет все дни, которые продолжался тренинг.

    «Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как вы сели на то место, на котором сидите сейчас…

    Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было…

    Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг.

    Я тебе благодарен…

    Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»

    Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.

    А теперь я хочу сказать…

    Этот завершающий ритуал аналогичен предыдущему.

    Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «А теперь я хочу тебе сказать…»

    Группа становится в круг, все берут друг друга за руки.

    Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий.

    Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое.

    После этого участники группы отпускают руки и расходятся.

    Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.

    Начало материала о групповой динамики часть 1 и часть 2

    Третья стадия – конструктивной работы. Энергия ровная, рабочая стадия, идем к финишу. Энергия не падает. Это рабочая группа. Группа летит к финишу и довольно хорошо работает. Здесь мы даем самую сложную информацию, большие кейсы, сложный материал. Так как они уже смогут это осилить. Они уже между собой все выяснили, они уже слушают тренера и они работают. Есть ли здесь какие-то подводные камни на этой стадии?


    Здесь может прорываться, то, что мы не доработали на предыдущих двух этапах, тут могут быть трудные участники, которые еще не угомонились. Или прорываться недовольство, неотработанная стадия групповой агрессии.

    Если это происходит, тогда вы спокойно возвращаетесь туда, где «тормознули», и обрабатываете возражения. Поэтому очень важно дать второй стадии, стадии групповой агрессии, проявиться. Не нужно ее бояться, не нужно на участников давить, а дать им высказаться, снять возражения, спросить: «Я ответил на ваш вопрос?», и получить подтверждение, что мы можем двигаться дальше. То есть если вы не проработаете стадию агрессии, она будет постоянно возвращаться и «вставлять палки в колеса».

    Можно дать какое-нибудь упражнение для ускорения прохождения групповой динамики, тогда по ходу тренинга меняйте упражнения, давайте модерацию, и пусть они там «выпускают свою энергию» и переводят в мирное русло. Пока они выполняют задание, тренер думает: «Так, здесь я переставил упражнение, у меня есть 15 минут, я пока подумаю, что дальше». Ничего нет страшного в том, что вы корректируйте тренинг по ходу.

    Однако, здесь нужно различать «коррекцию» и «идти на поводу у группы».

    Когда вы корректируете план действий – вы стратег, и каждое ваше действие ведет к цели, вы проактивны. Но когда вы идете на поводу у группы, то вы проявляете реактивность, у вас нет ориентации на цель. Просто вам сказали: «А мы знаем это …давайте не будем это делать», и тренер послушно кивает головой.

    Задачи тренера на рабочей стадии, это направлять и поддерживать участников. Очень важно менять деятельность, чтобы они не уставали. Упражнения чередовать с мини — лекция, и делать по ходу разминки. Они готовы работать, но есть естественная утомляемость, внимание удерживается во время лекции примерно 15-20 минут, поэтому надо давать разные технологии и переключать активности.

    На третьем периоде тренер может немного отдохнуть, дать задание группе (кейсы), и контролировать процесс. А в ближе к концу занятий, тренер вновь включает свою энергию, чтобы группа хорошо завершила тренинг – помочь им поставить эмоциональную точку.

    И в конце наступает четвертая стадия группы , как говорят психологи в динамической группе, происходит умирание группы. Замечали, что в конце тренинга люди становятся усталыми, им тяжело? Более того, они не хотят расставаться, их не разогнать после 18:00, они долго держат обратную связь. Это реально расставание – они не хотят умирать в этом составе, в этой группе и они тянут время. Подходят к тренеру, задают какие — то вопросы и не уходят. У тренера уже нет сил, а им страшно уйти, потому что несколько часов или дней они были как один организм!

    Нам нужно красиво завершить. Красиво поставить им эмоциональную точку, точку поддержки и отпустить с миром! Тренинг закончился – все – вышли и забыли. Здесь все достаточно просто. Главное поставить жирную эмоциональную точку. Помните про эффект края – запоминается самое начало и конец.


    Если участники сами хлопают друг другу, спрашивают, когда будет еще тренинг, хорошо делают обратную связь, это хороший эмоциональный маркер. Мы это состояние просто увеличиваем.

    Очень важно здесь собрать им чемодан «сухого остатка», чтобы каждый участник сказал, что взял полезного, что будет использовать в работе, что они будут делать в понедельник.

    В конце во время обратной связи четко спрашивайте два вопроса:

    • Что было важно вам?
    • Что возьмете с собой в работу?

    Очень важен сухой остаток. Можно делать чемодан менеджера. Вы говорите: «Мы сейчас собираем чемодан навыков, умений, открытий …Каждый может положить, то что возьмет с собой с тренинга».

    Можно задать вопрос: «Какой самый первый шаг, который вы можете сделать прямо сегодня?» Они говорят: «Я позвоню этому человеку, или напишу эти планы и отправлю e-mail». Тренер должен развернуть в правильном направлении к цели, дать четкую последовательность шагов. То есть им нужно дать энергию на посттренинг. Можно дать литературу, материалы (часто спрашивают – что почитать?).

    Самое главное в конце тренинга – организовать обратную связь.

    Участники группы выдыхаются, им тяжело, и здесь тренер больше работает в группу, потому что они устают. Тренер работает много в начале и в конце.

    Есть еще прием окончания тренинга и подведения итогов через метафору.