• Тренировка баскетболистов: типовые упражнения, основные техники, особенности обучения. Упражнения в передачах и владении мячом Упражнения для баскетбола в домашних условиях

    Обучение основам игры в баскетбол.

    Ведение мяча.

    • 1. Ведение мяча: стоя на месте, в движении по периметру площадки, по диагонали площадки, по линиям разметки.
    • 2. Ведение с изменением: скорости, направления; движение лицом и спиной вперед, со сменой рук и т.д., реагируя на разные сигналы тренера - голос, свистки, хлопки.
    • 3. Ведение двух мячей на месте и в движении.
    • 4. Игра "Статуя": свободное ведение мяча в движении (у каждого игрока мяч). По сигналу тренера игроки выполняют остановку (тот, кто не остановился своевременно, получает штрафное очко). Упражнение проводится на время и формирует умение своевременно и правильно останавливаться (прыжком или на два такта).
    • 5. Игра "Поймать мяч". Каждый игрок ведет мяч в пределах площадки. 1, 2 или 3 игрока с мячами (водящие) стараются осалить остальных. Осаленный сам становится водящим. В игре дети учатся менять при ведении руки, направление, скорость, перемещаться спиной и т.д.
    • 6. Свободное ведение мяча каждым игроком. По заданию тренера занимающиеся меняют способ ведения при встрече с другими (смена рук, поворот, изменение направления и т.д.).
    • 7. Игра "Ведущий и ведомые". Все игроки (ведомые) ведут мяч, повторяя движения ведущего (с изменением высоты, скорости, с поворотами и т.д.).
    • 8. Свободное ведение мяча по площадке каждым игроком; остановка по сигналу тренера; поворот лицом к корзине.
    • 9. Игра "Пас себе": подбрасывание мяча вверх-вперед; ловля с одновременной остановкой; ведение на 1-3 м в любом направлении. Движение повторить.
    • 10. Игра "Волк и овцы". Дети (овцы) выстраиваются в трех кругах площадки (у каждого игрока мяч), а один (волк) встает с мячом вне кругов. Когда тренер скажет: "Волка здесь нет", - овцы начинают свободно перемещаться по площадке (волк тоже может перемещаться, но не должен

    трогать их). Когда тренер скажет: "Идет волк", - волк может салить тех, кто окажется вне кругов (овцы в кругах находятся в безопасности). Те, кого он осалит, становятся волками, и игра продолжается. Цель игры - научить детей не смотреть все время на мяч, а использовать разные виды ведения в зависимости от ситуации, возникающей в ходе игры.

    11. Игра "Рыбак". Все дети (рыбы) выстраиваются в линейку за лицевой линией (у каждого игрока мяч), а один находится в центре площадки (рыбак). По сигналу инструктора игроки начинают ведение мяча, стараясь достичь противоположной лицевой линии и не позволяя рыбаку осалить себя. Тот, кого он осалит, становится рыбаком. В начале игры не обязательно обращать внимание на нарушения правил ведения мяча: важнее сформировать умение быстро перемещаться и выбирать способ ведения мяча (рис. 2.1).

    Рисунок 2.1

    12. Игра "Сигнал". Дети выстраиваются в линию лицом к тренеру (у каждого игрока мяч) и выполняют ведение на месте. Тренер указывает направление, в котором дети должны двигаться (направо, налево, вперед, назад и т.д.).

    Когда тренер опускает руки вниз, игрок может вести мяч в любую сторону. Если он поднимает вверх правую руку, игрок ведет мяч влево (и наоборот). Если тренер поднимает обе руки, игрок должен вести мяч назад.

    13. Эстафета "Ведение мяча с конусами". Тренер делит группу на две команды (у каждого игрока мяч). Дети выстраиваются так, как показано на рис. 2.2. По сигналу стартует первый номер в каждой команде: ведет мяч одной рукой, другой стараясь рукой повалить все конусы на своем пути, затем таким же образом быстро возвращается назад, чтобы передать эстафету второму номеру. Тот, ведя мяч одной рукой, старается поднять конусы (игра приостанавливается, если конус не поднят), и т.д. Выигрывает команда, все игроки которой раньше выполнили задание.


    Рисунок 2.2

    • 14. Ведение мяча по периметру площадки с изменением направления, скорости, сменой рук, поворотами и т.д. (по указанию тренера).
    • 15. Свободное ведение мяча по всей площадке каждым игроком. При встрече с другим игроком надо поменяться с ним мячами, не прекращая ведения, а затем продолжить его.
    • 16. Игроки с мячами выстраиваются по трое, четверо, или пятеро вдоль лицевой линии. Напротив каждого игрока на уровне двух линий штрафных бросков и центральной линии располагаются стойки. По сигналу тренера стартует первая группа. У каждой стойки игроки могут выполнить следующие (или другие) варианты ведения мяча:
      • * смена ведущей руки;
      • * движение назад;
      • * изменение скорости;
      • * ведение с поворотом;
      • * остановка прыжком;
      • * поворот на 360° со сменой ведущей руки.

    Броски мяча в корзину.

    • 1. Броски мячей разного веса и размера в круги, корзины на разной высоте (с разного расстояния).
    • 2. Свободные броски в корзину.
    • 3. Броски в корзину с гимнастической скамейки.
    • 4. Броски в нарисованные на стене квадрат, цифры; в круг на полу; в круг, который держит другой игрок.
    • 5. Броски мяча. Нужно стараться сбить стойки, попасть в другие мячи, неподвижные или движущиеся, и в разные предметы.
    • 6. Броски в корзины разных размеров без щита.
    • 7. Броски в корзину с разных позиций (прямо, сбоку справа, сбоку слева и т.д.).
    • 8. Броски в корзину с начислением очков: 2 очка - чистое попадание; 1 очко - мяч коснулся кольца; 0,5 очка - мяч коснулся щита. Побеждает команда, первой набравшая установленное тренером число очков.
    • 9. Игра "21". Игроки делятся на две команды и выстраиваются у двух линий штрафных бросков или ближе. По команде первый номер каждой команды бросает мяч (за попадание 2 очка). В случае промаха производится подбор мяча и еще один бросок без ведения с места подбора (за попадание присуждается 1 очко). Второй номер в команде начинает броски, когда первый попал в корзину или использовал оба броска. Команда, набравшая 21 очко первой, выигрывает.
    • 10. Игра "Треугольник". Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч) и выстраиваются под двумя корзинами, как показано на рис. 2.3. Отмечают три позиции для бросков (справа, прямо и слева). Выполнение упражнения начинается одновременно для обеих команд по команде тренера. Игрок не может перейти на следующую позицию, пока не попадет в корзину или не использует три возможные попытки. Выигрывает команда, прошедшая все три точки первой. Нельзя бросать мяч с новой точки, пока все члены команды не попадут в корзину или не используют все свои попытки.

    Рисунок 2.3

    • 11. Подбрасывание мяча вверх; прыжок и ловля мяча в прыжке; приземление; бросок.
    • 12. Стоя лицом к корзине, высоко подбросить мяч вверх; пробежать под ним; повернуться и поймать мяч; выполнить поворот; стоя лицом к корзине, выполнить бросок.
    • 13. Броски в корзину с открытым одним глазом и закрытым другим.
    • 14. Дети встают спиной к корзине (у каждого игрока мяч), по сигналу тренера делают поворот к ней лицом и бросок мяча.
    • 15. Игроки стоят лицом к корзине, мяч лежит на полу. По сигналу тренера игроки берут мяч и выполняют бросок.
    • 16. Игроки стоят лицом к корзине, мяч зажат между коленями; выполняют прыжок вверх, отпускают мяч, приземляются; после отскока мяча от пола ловят его и выполняют бросок в корзину.
    • 17. Бросок мяча, стоя на одной ноге.
    • 18. Игрок катит мяч к корзине, догоняет его и останавливает (одна рука спереди, другая сзади), затем выполняет бросок.
    • 19. Броски в корзину из положения сидя.
    • 20. Удар мяча в щит; подбор его в прыжке; приземление; бросок.
    • 21. Броски мяча в парах с различных позиций.
    • 22. Упражнения на совершенствование техники бросков.

    Ведение мяча и броски.

    Упражнения, включающие в себя сочетание ведения и бросков, позволяют молодым игрокам совершенствовать технику в условиях, приближенных к игровым, и определять, каким техническим приемом и когда необходимо воспользоваться в данном конкретном случае.

    1. Игра "Все вместе к корзине". Игроки делятся на две команды (у каждого мяч) и выстраиваются вдоль средней линии площадки спина к спине, как показано на рис. 2.4.


    Рисунок 2.4

    По сигналу тренера все игроки начинают ведение мяча, каждый к своей корзине; выполняют броски до попадания с 3 попыток; в случае попадания или использования всех попыток, ведя мяч, возвращаются на свои места. Выигрывает команда, которая придет к финишу первой. Ведение можно начинать из различных стартовых положений: сидя, стоя на коленях, лежа на спине и т.д. Броски можно выполнять после остановки или в движении.

    • 2. Эстафета с ведением мяча и броском. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). По сигналу первый номер каждой команды начинает ведение мяча, останавливается, делает бросок. Если игрок попадает в корзину сразу, он возвращается на исходную позицию, в противном случае он может использовать еще 3 попытки. В случае неудачи он возвращается на исходную позицию. Выигрывает команда, сделавшая больше удачных бросков за определенное время.
    • 3. То же, что в упражнении 2, но у каждого игрока только одна попытка броска. Второй номер стартует, после того как выполнит бросок первый.
    • 4. Эстафета с ведением мяча слаломом. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 2.5.

    Рисунок 2.5

    5. Круговая игра. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 2.6.


    Рисунок 2.6

    6. Игра в трех кругах. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 2.7.


    Рисунок 2.7

    7. Эстафета в слаломе на половине площадки. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). По сигналу первый номер каждой команды стартует и ведет мяч между отметок к корзине; останавливается, делает бросок (1 попытка). Второй номер стартует, когда первый подбирает мяч. Выигрывает команда, сделавшая больше удачных бросков за определенное время (рис. 2.8).


    Рисунок 2.8

    • 8. Ведение мяча от середины площадки с изменением направления и сменой рук; бросок в движении или после остановки (справа, слева).
    • 9. Ведение мяча от середины площадки, поворот и бросок.
    • 10. Комбинации различных видов ведения мяча и бросков (по всей площадке и на половине площадки).

    Передачи мяча.

    • 1. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Обмен мячами из рук в руки (стоя, стоя на коленях, сидя).
    • 2. То же - в группах по 3, 4 и 5 игроков.
    • 3. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Движение мяча между ног по "восьмерке"; передача.
    • 4. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Передачи мяча любыми способами.
    • 5. То же - в группах по 3, 4, 5 игроков.
    • 6. Упражнение в парах (на пару один мяч). Передача мяча "на выход" (игрок без мяча поднимает одну руку, прося партнера сделать передачу на эту руку; шаг в сторону мяча; ловля мяча).
    • 7. Упражнение в парах, стоя бок к боку. Передача мяча за спиной одной рукой.
    • 8. Игра "Поезд". Группа делится на несколько команд. Участники одной команды стоят или сидят друг за другом, как показано на рис. 2.9. Игра начинается по сигналу тренера. Каждый игрок передает мяч партнеру с конца колонны вперед, после чего перебегает во главу колонны. Выигрывает команда, первой достигшая с мячом определенной отметки.

    Рисунок 2.9

    9. Передачи зигзагом. Две команды (рис. 2.10) по сигналу тренера начинают передавать мяч и ведут счет, сколько сделано передач без потерь за определенное время. В случае потери подсчет начинается с нуля.

    Рисунок 2.10

    10. Передачи "Звезда". Дети выстраиваются, как показано на рис. 2.11 (у каждого игрока мяч), и по сигналу начинают передавать мяч. Выигрывает команда, сделавшая больше передач без потерь за определенное время. Нельзя передавать мяч стоящему рядом.


    Рисунок 2.11

    • 11. Передачи мяча и перемещения. Вариант 1. Игроки в двух колоннах выстраиваются лицом друг к другу (у всех игроков один мяч). Нужно передать мяч и перейти в конец другой колонны. Вариант 2. Игроки в двух колоннах выстраиваются лицом друг к другу. Нужно передать мяч и перейти в конец своей колонны.
    • 12. Игра "Передать мяч и бежать". Игрок передает мяч партнеру, двигается вперед, получает мяч и передает его следующему игроку, и т.д. (рис. 2.12).

    Рисунок 2.12

    13. Передачи мяча в парах в движении на половине площадки или по всей площадке (рис. 2.13).


    Рисунок 2.13

    • 14. Передачи мяча в тройках в движении на половине площадки или по всей площадке (рис. 2.14).
    • 15. Передачи мяча в четверках в движении по всей площадке.
    • 16. Передачи мяча в пятерках в движении по всей площадке.

    Рисунок 2.14

    • 17. Передачи двух или трех мячей в тройках.
    • 18. Передачи мяча в тройках в движении. Передающий игрок бежит вслед за мячом, обходя партнера сзади.

    Баскетбол, как и любой другой вид спорта, - это дело, где успеха можно добиться, только регулярно и качественно тренируясь. Вам нужно постоянно оттачивать имеющиеся навыки и развивать новые. Тренировки баскетболистов могут быть как индивидуальными, так и командными под руководством профессионального тренера или самостоятельными. В статье мы рассмотрим основные техники и проверенные упражнения от мастеров, которые подойдут как начинающим спортсменам, так и профессионалам.

    Важные аспекты

    Многие неверное считают, что для того, чтобы стать успешным баскетболистом, достаточно лишь иметь высокий рост и тягу заниматься этим спортом. Вовсе нет. Самое важное - качественные систематические тренировки баскетболистов.

    Начинающий спортсмен обязательно должен обратить внимание на эти аспекты:

    1. Изучение теории. Спорт - это тоже наука. Важны и тренировки баскетболистов, и изучение правил этой игры, методов и способов оттачивания и развития навыков, схем ведения мяча, подготовка организма к игре.
    2. Физическое развитие. Тренировки баскетболистов - это не всегда сама игра или проработка отдельных ее приемов. Спортсмен должен быть сильным, выносливым, ловким, быстрым и «прыгучим». А для этого необходимо уделять время и занятиям в тренажерном зале, и классическим пробежкам.
    3. Отработка техники. Даже профессиональные игроки всю свою карьеру продолжают знакомство со всевозможными методиками игры. Они пробуют, отрабатывают различные приемы, чтобы понять, в чем хороши, а что получается не очень. Критическое отношение тут важно для будущих успехов. Слабые стороны прорабатываются с помощью специальных упражнений.
    4. Ознакомление с тактикой. Баскетбол - это не только физическая, но и умственная игра. У каждого спортсмена свой набор тактик. Нужно безошибочно выбрать из них ту, что наиболее удачна в данный момент. Игрок беспрерывно анализирует действия противников, ищет удачный момент для броска или перехвата мяча. Начинающие баскетболисты знакомятся с существующими тактиками, определяют, когда они полезны, в каких конкретных ситуациях применимы.
    5. Развитие силы воли. Если вас попросят описать спортсмена, то не на последнем месте вы назовете развитую силу воли. Он умеет ставить цели и достигать их, не расстраиваться из-за поражений, а выносить из них урок, работать над ошибками и не уставать оттачивать свои навыки, постоянно учиться новому. Поэтому баскетбол - это не только увлекательная командная игра, но и напряженная индивидуальная психологическая работа.

    Помимо тренировок в зале для баскетболистов с командой под руководством тренера, спортсмен обязательно находит время для личного самосовершенствования. Это занятия дома, на улице и в тренажерном зале. Далее мы представим их примеры читателю.

    Отработка навыков ловли и передачи мяча

    Чтобы четко ловить и передавать мяч товарищам, спортсмен должен научиться чувствовать его и безошибочно предугадывать движение. Этому помогают следующие баскетболиста:

    1. Броски мяча в стену на одинаковую высоту, но с различных расстояний. Спортсмен, соответственно, должен стараться как можно чаще поймать его.
    2. Бросок мяча в стену, поворот вокруг себя и попытка поймать.
    3. Броски мяча в стену, делая шаги попеременно то в правую, то в левую сторону.
    4. Спортсмен бежит вдоль стены, кидает его на некоторое расстояние впереди себя и старается поймать.
    5. Баскетболист приседает, бросает из такого положения мяч в стену, встает и ловит его.
    6. Спортсмен ложится на живот, кидает мяч в стену и пытается его поймать из этого положения. Затем переворачивается на спину и повторяет упражнение уже из этого положения.
    7. Баскетболист садится напротив стены и бросает мяч в пол так, чтобы он отскакивал в стену, а затем, снова ударившись об пол, возвращался в руки.
    8. Броски мяча в стену с нарастающим ускорением. Спортсмен старается сделать максимальное количество передач за определенное количество времени.
    9. Спортсмен попеременно бросает мяч в стену различными способами: из-за плеча, то правой, то левой рукой, снизу, из-под ноги, то стоя к стенке лицом, то поворачиваясь к ней спиной.
    10. Баскетболист поворачивается правым боком к стене и бросает мяч левой рукой через спину. Затем ловит его правой рукой и позади себя передает в левую.
    11. Спортсмен встает напротив стены, берет в руки два мяча. Далее отбивая об пол, бросает в стену. Нужно не только стараться таким образом поймать данный предмет, но и делать упражнение с ускорением.

    Это элементы тренировки профессиональных баскетболистов. Но они отлично подойдут и для начинающих игроков - нужно внедрять эти шаги по степени овладения. После того как успешно отработаны упражнения со стеной, спортсмен приступает к их повторению в паре с другим игроком.

    Отработка техники ведения мяча

    Планирование спортивной тренировки баскетболистов направлено и на то, чтобы научить игрока вести мяч, даже не фокусируя на нем взгляда. Достичь этого непростого умения помогает регулярная проработка следующего комплекса упражнений:

    1. Игрок отбивает мяч от пола правой рукой, расставив при этом пальцы. Затем делает это левой рукой. После того как упражнение начнет получаться безошибочно, игрок делает его, шагая вперед. Следующее усложнение: чередовать правую и левую руки.
    2. Игрок отбивает мяч от пола стоя. Затем сидя на полу. Следующий уровень сложности - лежа. На заключительном этапе он отбивает его, не только находясь в этих положениях, но и сменяя их.
    3. Спортсмен отбивает мяч от пола, двигаясь вперед, сворачивая при этом то в правую, то в левую сторону, замедляя свой бег и, напротив, ускоряя его.
    4. Спортсмен мысленно на полу рисует определенную линию. Затем двигается по ней, отбивая от пола мяч.
    5. Баскетболист отбивает его от пола, двигаясь вперед и при этом резко разворачиваясь то на 90, то на 180 градусов.
    6. Спортсмен ведет мяч, укорачивая и удлиняя свой шаг.

    Отработка техники ведения мяча в паре

    1. Два игрока встают друг напротив друга. Один из них ведет мяч, а второй старается в точности скопировать движения товарища. Затем ведомый и ведущий меняются ролями.
    2. Игроки стараются догнать друг друга, ведя при этом мяч.
    3. Один игрок выполняет ведение мяча, а второй пытается его забрать. Потом спортсмены меняются ролями.

    Отработка бросков мяча в корзину

    Программа тренировок для баскетболистов обязательно включает в себя упражнения на проработку умения забрасывать мяч в корзину с различных расстояний. Для новичков они являются самыми сложными.

    Начинать обучение следует с повторения следующих упражнений:

    1. Бросание мяча в корзину с различных расстояний, держа его двумя руками.
    2. Броски от плеча - стоя, в движении, то правой, то левой рукой.
    3. Бросание мяча в корзину с различных углов, но находясь на одном расстоянии от нее.
    4. Ведение его с последующим броском.
    5. Бросок мяча с ударом об щит.

    Эта тренировка для начинающих баскетболистов. Опытный спортсмен усложняет ее, ставя перед собой конкретные цели: добиться определенного числа попаданий из количества бросков (к примеру, сделано 30 бросков - в 25 случаях мяч попал в цель).

    Следующий этап - это коллективные соревнования. Игроки одной команды соревнуются, кто большее количество раз попал в цель, кто первый забросил мяч в корзину с определенного расстояния и прочее.

    Теперь перейдем к секретам лучших тренеров и игроков, которые помогут заметно улучшить качество ваших упражнений.

    Бег с сопротивлением

    Тренировка баскетболиста в тренажерном зале обязательно включена в программу общей подготовки. Ведущие тренеры вводят в нее такое упражнение, как ускорение с сопротивлением:

    1. Для подобных упражнений закупается специальная «упряжь». Но ее с успехом заменяет крепкое полотенце, плотно свернутое в трубочку.
    2. Полотенце перекидывается через пояс спортсмена.
    3. За концы вещи обеими руками держится или тренер, или товарищ по команде.
    4. В это время спортсмен поворачивается спиной к помощнику и, стараясь преодолеть его сопротивление, пытается максимально быстро пробежать 15-30 метров.
    5. Делается пауза 30 секунд.
    6. И еще пять таких ускорений с сопротивлением.
    7. Заканчивают упражнение забегом на ускорение, но уже без «упряжи».

    Такое простое упражнение со временем поможет игроку стать самым быстрым на игровой площадке.

    Упражнение на координацию

    Продолжаем разбирать тренировку баскетболистов в тренажерном зале. На очереди - следующее упражнение, которое позволяет игрокам доминировать на поле. Это приседания с амортизатором над головой. Это улучшает и координацию в перемещениях, и мощность при прыжках.

    Упражнение делают так:

    1. Игрок встает ногами на амортизатор, поставив при этом ступни чуть шире плеч. Берет в руки кольца.
    2. Далее выжимает амортизатор над головой, сохраняя руки при этом прямыми.
    3. Держит поясницу и руки прямыми, присаживаясь до параллели бедер с полом.
    4. Быстро возвращается в исходное положение.
    5. Упражнение делают по 6-10 раз в два-три подхода.

    Упражнения на гибкость

    Баскетбол во многом является игрой именно на дальность. Порой от того, как дальше игрок сможет вытянуть ту или иную конечность (не доходя при этом до травмы) зависит, насколько большую дистанцию он сможет контролировать.

    Поэтому в программу тренировок в тренажерном зале для баскетболиста нужно не забывать включать так называемые шаги спайдермена. Именно это упражнение развивает мобильность ног:

    1. Спортсмен встает в упор лежа.
    2. Правой ногой делает как можно больший шаг вперед и помещает свою стопу правее кисти.
    3. В таком положении баскетболист задерживается на пару секунд.
    4. Затем сгибает руки так, чтобы касаться локтями пола. Если не получается - хотя бы грудью или кончиком носа.
    5. Возвращение в исходное положение.
    6. То же самое упражнение повторяется для левой ноги.
    7. Для каждой из ног делают по 8-10 повторов.

    Упражнения на ловкость

    Сложно представить круговую тренировку баскетболистов без упражнений на ловкость. Ведь отличный игрок не только хорошо прыгает и попадает в корзину, но и безошибочно перемещается по баскетбольной площадке, вовремя реагирует на стремительно развивающуюся ситуацию на поле. За такое умение отвечают не только его скоростные качества, но и безошибочный тайминг и правильный расчет собственных движений.

    Все это тренировать поможет следующее упражнение:

    1. Установите пустую корзину ровно под кольцом.
    2. Распределите пять конусов вдоль трехочковой линии. На каждый из них положите по теннисному мячу.
    3. Игрок начинает упражнение у корзины.
    4. Он быстро подбегает к самому правому конусу, берет мячик и как можно скорее относит его в корзину.
    5. Повторяет то же самое с оставшимися конусами.
    6. Подход закончен, когда все пять мячей оказываются в корзине.
    7. Всего за тренировку спортсмен должен сделать 8-10 таких подходов, периодически меняя положение первого конуса, с которого начинается движение.
    8. Важно и не устраивать между подходами длительный отдых - только 30-45 секунд.

    Тренировка выносливости

    Под кольцом во время напряженной игры порой развивается нешуточная борьба. И побеждает в ней, конечно, самая выносливая команда. Но как научиться выносливости начинающему игроку? Поможет упражнение под названием «Треугольник ужаса»:

    1. Вам будет нужен амортизатор с рукоятками.
    2. Возьмите их в руки и наступите на центр амортизатора. Ваши ступни при этом должны быть на ширине таза.
    3. Разведите руки в стороны и удерживайте их на ширине плеч.
    4. В таком положении сделайте десятку приставных шагов в правую сторону, а затем - в левую.
    5. Повторите пять раз. Это и будет один подход.
    6. Всего подходов нужно 5. Отдых между ними - 1 минута.

    Силовая и скоростная подготовка

    В баскетболе ценятся мощные движения - выполненные во взрывной, быстрой манере. Вот почему скоростно-силовые тренировки являются самыми излюбленными у профессиональных спортсменов.

    Одно из самых эффективных упражнений данной категории - рывок гантели одной рукой:

    1. Поставьте ноги на ширину таза.
    2. Возьмите гантель в правую руку и опустите впереди перед собой.
    3. Быстро наклонитесь, при этом опустив гантель чуть ниже уровня коленей.
    4. Мощно выпрямите корпус, подайте вперед таз, «выжмите» плечом со стороны рабочей ноги.
    5. Выбросите гантель вверх и, подсев вовремя, поймайте ее уже на прямую руку.
    6. Упражнение повторяют по четыре раза на каждую руку в три подхода.

    Мягкое приземление

    Чем выше игрок прыгает, тем жестче приземляться. Поэтому для безопасной игры важны крепкие мышцы бедра и колени. Это поможет обеспечить «эксцентричные зашагивания на платформу»:

    1. Встаньте на возвышение правой ногой, держа при этой левую на весу.
    2. Вытяните вперед руки. Медленно досчитайте до 10.
    3. Затем опуститесь на пол и мягко поставьте на землю левую стопу.
    4. Вернитесь в исходное положение. Повторяйте так упражнение 12 раз.
    5. Смените ногу. И снова 12 повторений уже для нее.

    Тренировки баскетболистов, как вы убедились, - это комплекс из различных упражнений. Включают в себя не только игру на площадке, но и индивидуальные занятия, походы в тренажерный зал.

    Наталья Боровикова
    Подводящие упражнения к игре в баскетбол для младшего школьного возраста (из опыта работы)

    Цель данной статьи – обобщить накопленный опыт в отношении использования подводящих упражнений к спортивным играм для детей младшего школьного возраста и показать важность самих спортивных игр в физическом воспитании детей. В статье собраны как собственные наработки , так и другие опробованные упражнения .

    Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания. С их помощью достигается формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья.

    Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется :

    1. их спецификой;

    2. глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков;

    3. доступностью для людей различного возраста и подготовленности ;

    4. эмоциональным зарядом;

    5. спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.

    Основными характеристиками спортивных игр являются то, что они в отличие от подвижных игр развивают не только основные группы мышц, но и в целом многие другие качества : ловкость, выносливость, моторику, физическую силу. Каждая спортивная игра улучшает у занимающихся определенные показатели. Каждая игра имеет свой сюжет, правила и тактику. Следовательно, помимо физических качеств спортивные игры способствуют развитию логики, быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию, развивают человека умственно. В спортивных играх должна присутствовать как теоретическая так тактическая подготовка.

    В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Спортивные игры – это протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры. Достижение условно поставленной цели оценивается количеством набранных очков, забитых или заброшенных мячей и т. п. Содержание деятельности в спортивных играх, направленной на достижение цели игры, определяется едиными правилами. При этом используются - приемы игры (техника игры) .

    Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры.

    Как средство физического воспитания спортивные игры имеют свои особенности :

    1) Комплексность воздействия на организм занимающихся, т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств и функций организма.

    2) Коллективность действий, характерная для большинства спортивных игр. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом.

    3) Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений и самостоятельности, что создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков.

    4) Большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр.

    Большинство спортивных игр - командные. В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта. В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания.

    Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей

    На уроках физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами баскетбола и волейбола .

    При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип «от простого к сложному» и следующие методы обучения : рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении.

    Подводящие упражнения и подвижные игры являются универсальными средствами содействия росту и развитию всех органов и систем организма, а также являются уникальными средствами не только физического, но и интеллектуального и психического развития детей. Они должны быть включены в оздоровительные программы воспитания и образования школьников . Научить детей точно и правильно бросать, ловить, подхватывать, передавать разнообразные предметы, сочетать движения с движением тела – это значит намного ускорить не только двигательную подготовку детей, но и способствовать развитию нравственных качеств личности школьника . Обучение технике игр начинается с обучения техники перемещений : перемещения, остановки, повороты, прыжки.

    Упражнения

    1) Дети разбегаются по площадке каждый с мячом в руках и свободно играют. После сигнала воспитателя они быстро ловят мячи и принимают правильную стойку.

    2) Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижения.

    3) Бросок мяча вниз и ловля его после отскока.

    4) Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками.

    5) Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от пола или на лету.

    6) Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.

    7) Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками.

    8) Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

    9) Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом) .

    10) Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

    11) Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.

    12) Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

    13) Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении) .

    14) Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево) .

    15) Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны.

    16) Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.

    17) Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.

    18) Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.

    19) Ведение на месте правой (левой) рукой.

    20) Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом) .

    21) Ведение мяча на месте поочередно, то правой, то левой рукой.

    22) Ведение мяча вокруг себя.

    23) Ведение мяча, продвигаясь шагом.

    24) Ведение мяча с изменением направления передвижения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.

    25) Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка.

    26) Ведение мяча, остановка и передача его.

    27) Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую выше головы ребенка (произвольным способом) .

    28) Метание мяча в баскетбольный щит , установленный на разной высоте.

    29) Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку.

    30) Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

    31) Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки) .

    32) Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.

    За мячом. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. После сигнала водящий бросает мяч стоящему первым в противоположной колонне ребенку, а сам бежит вслед за мячом. Поймавший мяч также передает его напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки возвратятся на свои места, а мячи - водящим. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.

    Поймай мяч. Дети делятся по трое. Двое из них располагаются друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

    Кого назвали, тот ловит мяч. Дети ходят или бегают по площадке. Учитель держит в руках мяч. Он называет имя ребенка и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

    Борьба за мяч. Дети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу дети стараются быстрее выполнить 5-10 передач между своими игроками. За каждую передачу команда получает очко. Игра продолжается 5-8 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

    У кого меньше мячей. Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см). Дети обеих команд после сигнала учителя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

    Мяч ведущему. Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг, в центре которого водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обрано. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза, водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

    Мяч в воздухе. Играющие образуют круг и становятся на расстоянии вытянутых в стороны рук, водящий - в середине круга. Стоящие в кругу начинают перебрасывать друг другу мяч, не давая возможности водящему коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который последний держал мяч в руках.

    Передал - садись. Дети образуют несколько команд. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее. По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч 2-му, затем - 3-му и т. д. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

    Перестрелка. Делят площадку пополам. В 15-20 шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен) . Играющие делятся на 2 команды, которые свободно размещаются каждая на своем поле. Учитель, стоя в середине площадки, перебрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков другой команды. Осаленные идут за линию плена (на сторону противника) . Играющие не имеют права переходить на поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также, если мяч попадет в него, отскочив от земли. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удается, считается освобожденным и возвращается на свое место.

    В профессиональном так и любительском спорте баскетболисты проводят тренировки под руководством и наблюдением тренеров команды. Но ко всему этому, чтобы добиться высоких результатов, спортсмен должен уметь тренироваться и самостоятельно.

    В профессиональном так и любительском спорте баскетболисты проводят тренировки под руководством и наблюдением тренеров команды. Но ко всему этому, чтобы добиться высоких результатов, спортсмен должен уметь тренироваться и самостоятельно. Ежедневные самостоятельные тренировки и занятия, начиная с юношески лет, дадут возможность добиться мастерства и стать баскетболистом высокого класса с ярко выраженными индивидуальными качествами. Вы должны знать, что никакой тренер не сможет подготовить мастера высокого класса, если сам спортсмен не будет ежедневно стремиться к этому.

    Вот, к примеру, мы все знаем, что для того, чтобы овладеть точностью броска, баскетболистам надо ежедневно совершенствоваться, начиная уже с юношеского возраста.

    Уровень мастерства баскетболистов, которые занимаются самостоятельно, растет довольно быстро потому, что спортсмены уделяют больше времени тренировкам, постоянно совершенствуют свой индивидуальный стиль исполнения тех или других приемов, а также тех приемов, которые больше всего соответствуют их особенностям. В результате таких действий вырастают игроки разнообразного плана.

    В таких самостоятельных тренировках у спортсмена развивается творческая инициатива. Во время таких тренировок баскетболисты находят новые исполнения различных технических приемов, которые отвечают их особенностям, а также изучают и по-своему переделывают новые технические приемы, которые они подметили у игроков высшего класса.

    В таких тренировках в первую очередь развивается творческое мышление игрока. Баскетболист, изучая и пробуя тот или иной прием, должен постоянно думать о том, как лучше его исполнить, когда и как его применить. Такие тренировки направлены на повышение индивидуального тактического мастерства.

    Баскетболисты, которые проводят самостоятельно тренировки, должны постоянно думать о повышении уровня своего мастерства, о своей спортивной форме, а также должен всегда помнить о команде, в которой он играет. Он должен постоянно интересоваться всем тем, что касается баскетбола. Это является обязательным условием для достижения высокого уровня мастерства.

    Существующие системы спортивной подготовки, большие нагрузки, продолжительность игр требуют у спортсмена разумного подхода к организации и проведению самостоятельных тренировок. Самые первые технические и тактические навыки баскетболист должен получит во время тренировок под руководством тренера. В дальнейшем начинающему баскетболисту надо оказать помощь в проведении тренировок, а для этого необходимо:

    Составить индивидуальный план самостоятельных тренировок. В этом плане надо указать на конкретные упражнения их длительность и т.д. Тренер должен периодически проверять ход выполнения составленного плана.

    Каждый день выполнять определенное количество штрафных бросков из установленных тренером точек. На видном месте повесить таблицу выполнения заданных результатов.

    Дать задание на совершенствование приемов, которые требуют доработки, обязательно указать срок выполнения задания. После окончания намеченного срока в обязательном порядке проверить результаты.

    Постоянно вести учет попадания штрафных бросков, а также точек, которые были указаны тренером. После окончания тренировки объявлять о достигнутых результатах.

    Организовать среди членов команды соревнования по выполнению ряда технических приемов. Постараться пригласить зрителей на такие соревнования. Обязательно завести таблицу результатов и постоянно заполнять ее. После окончания соревнований объявить о достигнутых результатах. Очень важным будет то, что при разборе результатов надо рекомендовать всем игрокам средства для самостоятельного достижения высоких результатов. Установить всем игрокам сроки выполнения заданий и результатов. После окончания сроков проверить достигнутые показатели в соревновании. Игроки команды должны соревноваться самостоятельно.

    Приводим к Вашему вниманию самые простые рекомендации, которые дают возможность юным баскетболистам приучить себя к проведению самостоятельных тренировок. Очень важно, чтобы тренер сумел привить своим воспитанникам любовь к самостоятельным занятиям и учил их все это правильно делать. Ведь от того насколько тренер сможет привить своим подопечным навыки самостоятельных тренировок, в будущем будет зависеть дальнейший рост их мастерства.

    Самостоятельная тренировка баскетболиста содержит следующие виды подготовок:

    Физическая,

    Техническая,

    Тактическая,

    Теоретическая,

    Волевая.

    Физическая подготовка. Как и любой другой спортсмен, баскетболист должен быть всесторонне развитым спортсменом. Для того чтобы стать таким, надо развивать у себя такие качества как силу, ловкость, быстроту, прыгучесть и выносливость.

    Во время общих командных тренировок совершенствуется общая и специальная физическая подготовка. Но если Вы будете заниматься только баскетболом, то не сможете достичь хорошей всесторонней физической формы. Для этого необходимо заниматься и другими видами спорта, в первую очередь, такими как легкая атлетика.

    Основными физическими качествами для баскетболиста являются сила, выносливость и быстрота. Ряд других качеств, таких как ловкость и прыгучесть полностью зависят от развития основных качеств. В каждом отдельном виде спорта эти качества имеют свою специфику. Поэтому, совершенствуя свои качества не надо забывать об этом.

    Техническая подготовка. В баскетболе разнообразие и совершенство технических приемов не имеет границ и в большинстве случаев полностью зависит от индивидуальных качеств баскетболиста. В связи с этим качество выполнения разных технических приемов, их разнообразие и применение во время игры, игроки обязаны совершенствовать самостоятельно. Если игрок постоянно совершенствует свои технические приемы, то со временем можно достичь небывалой виртуозности. Во время самостоятельных тренировок надо не только устранять свои недостатки, но и совершенствовать преимущественные стороны подготовки. Необходимо довести их до максимального совершенства. Соблюдение этих правила дает возможность вырастить из игроков мастеров с различным почерком игры, которые во время соревнований в полной мере используют свои индивидуальные качества.

    Но следует впадать в крайности. Начинающие баскетболисты должны овладевать всем арсеналом технических приемов. К специализации игроков можно приступать лишь в том случае, когда они уже «подберут» себе те или иные технические приемы, которые и определят их индивидуальность.

    Следует помнить также и о том, что на самостоятельных тренировках необходимо совершенствовать и свои слабые стороны и стараться устранить свои недостатки.

    Тактическая подготовка. Одним из важных разделов в подготовке баскетболиста является тактическая подготовка. Очень часто большое количество времени уделяется сложным командным тактическим схемам, хотя еще не все игроки хорошо усвоили основы индивидуальной тактики. Бывает так, что баскетболист еще не в полной мере освоил основные положения в защите, а его уже начинают обучать «прессингу», где первостепенное значение играет индивидуальное исполнение защитных приемов.

    Обучение индивидуальной тактике ведения игры следует начинать с первого урока, на котором изучается техника игры в баскетбол. Баскетболисту необходимо как следует объяснить, когда, как, и какой технический прием следует применять, когда и как действовать в сложившейся ситуации. Это надо делать всегда, когда изучается каждый отдельный прием техники. Чтобы успешно действовать в сложившейся игровой обстановке, баскетболист должен не только хорошо выполнять различные технические приемы, но он должен также уметь выбрать в данной ситуации самый целесообразный прием, а также способ его выполнения.

    Недостаточно знать, как правильно действовать в сложившейся ситуации. Надо уметь правильно применить свои знания и воплотить их в игре. Поэтому навыками индивидуальной тактики надо овладевать и совершенствовать на индивидуальных тренировках, постоянно совершенствуя свою игровую технику. Так, например, если во время тренировки принимают участие три и более игрока, то можно совершенствовать самые простые групповые действия в нападении (нападение 2х1, 2х2) и в защите (подстраховка, переключение).

    Теоретическая подготовка. Давно известно, что знание - это сила. Поэтому в наше время сложности методик тренировок баскетболистов, объем различных средств, современная тактика и техника требуют хороших знаний в этой области. Без этих знаний нельзя мыслить об успешном повышении мастерства игроков и команды, усвоения тактических схем и технических приемов.

    Теоретическая подготовка должна состоять из таких основных методов:

    О методах современных спортивных тренировок,

    О применяемых методах и средствах,

    О тактических схемах ведения игры,

    Об утренней зарядке,

    О разминке на тренировке и перед игрой,

    О правилах игры и об ее развитии,

    О спортивной медицине и гигиене.

    Следует также знать, как проводить самостоятельные тренировки. Баскетболист должен хорошо усвоить все требования, которые предъявляются к выполнению технических приемов, чтобы с успехом совершенствовать их на самостоятельных занятиях. Чтобы приобрести такой багаж знаний, баскетболисту необходимо читать рекомендуемую литературу, постоянно интересоваться вопросами ведения тренировок и развитием игры. Также необходимо постоянно посещать различные соревнования и турниры, по возможности посещать тренировки других команд, перенимать игровой опыт лучших баскетболистов из других команд.

    Волевая подготовка. Воля является способностью человека, которая дает ей возможность преодолевать любые препятствия и достигать поставленной задачи. Волевым принято называть человека, который поставил перед собою цель, умеет мобилизировать все свои силы и знания для достижения этой цели, а также сможет преодолеть любые препятствия, которые возникают на его пути.

    Степень проявления волевых качеств человека оценить довольно сложно, но это надо обязательно сделать, чтобы в дальнейшем можно было регулировать волевую подготовку баскетболиста. А сам игрок также должен уметь правильно оценить свою волевую подготовленность, а также развитие своих отдельных волевых качеств.