• Трапеция равнобедренная если ее боковые стороны параллельны. Запоминаем и применяем свойства трапеции. Все формулы средней линии трапеции

    Определение

    Трапеция - это четырехугольник $A B C D$, две стороны которого параллельны, а две другие не параллельны (рис. 1).

    Параллельные стороны трапеции ($B C$ и $A D$) называются основаниями трапеции , а не параллельные ($A B$ и $C D$) - боковыми сторонами . Перпендикуляр ($B H$), проведенный из любой точки одного основание к другому основанию или его продолжению называется высотой трапеции.

    Свойство трапеции

    Сумма углов прилежащих, прилежащих к боковой стороне равна $180^{\circ}$:

    $\angle A+\angle B=180^{\circ}, \angle C+\angle D=180^{\circ}$ (рис 1)

    Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, называется средней линией трапеции. Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме:

    $$M N=\frac{A D+B C}{2}$$

    Среди всех трапеций можно выбрать два особых класса трапеций: прямоугольные и равнобокие трапеции.

    Определение

    Прямоугольной называется трапеция, у которой один из углов прямой.

    Равнобокой называется трапеция, у которой боковые стороны равны.

    Свойства равнобокой трапеции

    1. В равнобокой трапеции углы при основании попарно равны $\angle A=\angle D, \angle B=\angle C$.
    2. Диагонали равнобокой трапеции равны $A C=B D$.

    Признаки равнобокой трапеции

    1. Если углы при основании трапеции равны, то трапеция равнобокая.
    2. Если в трапеции диагонали равны, то она равнобокая.

    Площадь трапеции:

    $$S=\frac{a+b}{2} \cdot h$$

    где $a$ и $b$ - основания трапеции, а $h$ - ее высота.

    Примеры решения задач

    Пример

    Задание. Высота равнобокой трапеции, проведенная из тупого угла, делит основание на отрезки длиной 5 см и 11 см. Найти периметр трапеции, если её высота равна 12 см.

    Решение. Сделаем рисунок (рис. 3)

    $ABCD$ - равнобокая трапеция, $BH$ - высота, $BH = 12$ см, $AH = 5$ см, $HD = 11$ см.

    Рассмотрим $\Delta A B H$, он прямоугольный ($\angle H=90^{\circ}$). По теореме Пифагора

    $$A B=\sqrt{B H^{2}+A H^{2}}$$

    подставляя исходные данные, получим

    $A B=\sqrt{12^{2}+5^{2}}$

    $A B=\sqrt{144+25}=\sqrt{169} \Rightarrow A B=13$ (см)

    Так как трапеция $A B C D$ равнобокая, то её боковые стороны равны: $A B=C D=13$ см. Большее основание трапеции равно: $A D=A H+H D$, $A D=5+11=16$ (см). Меньшее основание трапеции будет равно: $B C=A D-2 A H, B C=16-2 \cdot 5=6$ (см). Периметр трапеции равен:

    $P_{A B C D}=A B+B C+C D+A D$

    $P_{A B C D}=13+6+13+16$

    $P_{A B C D}=48$ (см)

    Ответ. $P_{A B C D}=48$ см

    Пример

    Задание. В прямоугольной трапеции две меньшие стороны равны 2 дм, а один из углов $45^{\circ}$. Найти площадь трапеции.

    Решение. Сделаем рисунок (рис. 4)

    $K L M N$ - прямоугольная трапеция, $K L=L M=2$ дм, $L K \perp K N$, $\angle M L K=45^{\circ}$. Из вершины $M$ опустим высоту $MP$ на основание $KN$. Рассмотрим $\Delta M N P$, он прямоугольный ($\angle M P N=90^{\circ}$). Так как $\angle M L K=45^{\circ}$, то

    $\angle N M P=180^{\circ}-\angle M P N-\angle M L K$

    $\angle N M P=180^{\circ}-90^{\circ}-45^{\circ}=45^{\circ}$

    Таким образом, $\angle M L K=\angle N M P$ и $\Delta M N P$ еще и равнобедренный. Следовательно, $M P=P N$. Так как $L K=M P=2$ дм, следовательно и $P N=2$ дм. Большее основание $K N=K P+P N$, так как $L M=K P$, получим $K N=2+2=4$ (дм).

    Площадь трапеции вычислим по формуле:

    $$S=\frac{a+b}{2} \cdot h$$

    В нашем случае она примет вид:

    $$S_{K L M N}=\frac{L M+K N}{2} \cdot M P$$

    Подставляя известные значения, получим

    $S_{K L M N}=\frac{2+4}{2} \cdot 2=6$ (дм 2)

    Ответ. $S_{K L M N}=6$ дм 2


    Раздел содержит задачи по геометрии (раздел планиметрия) о трапециях. Если Вы не нашли решения задачи - пишите об этом на форуме. Курс наверняка будет дополнен.

    Трапеция. Определение, формулы и свойства

    Трапе́ция (от др.-греч. τραπέζιον - «столик»; τράπεζα - «стол, еда») - четырёхугольник, у которого ровно одна пара противолежащих сторон параллельна.

    Трапеция - четырёхугольник, у которого пара противолежащих сторон параллельна.

    Примечание. В этом случае параллелограмм является частным случаем трапеции.

    Параллельные противоположные стороны называются основаниями трапеции, а две другие - боковыми сторонами.

    Трапеции бывают:

    - разносторонние ;

    - равнобокие ;

    - прямоугольные

    .
    Красным и коричневым цветами обозначены боковые стороны, зеленым и синим - основания трапеции.

    A - равнобокая (равнобедренная, равнобочная) трапеция
    B - прямоугольная трапеция
    C - разносторонняя трапеция

    У разносторонней трапеции все стороны разной длины, а основания параллельны.

    У боковые стороны равны, а основания параллельны.

    У основания параллельны, одна боковая сторона перпендикулярна основаниям, а вторая боковая сторона - наклонная к основаниям.

    Свойства трапеции

    • Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме
    • Отрезок, соединяющий середины диагоналей , равен половине разности оснований и лежит на средней линии. Его длина
    • Параллельные прямые, пересекающие стороны любого угла трапеции, отсекают от сторон угла пропорциональные отрезки (см. Теорему Фалеса)
    • Точка пересечения диагоналей трапеции , точка пересечения продолжений её боковых сторон и середины оснований лежат на одной прямой (см. также свойства четырехугольника)
    • Треугольники, лежащие на основаниях трапеции, вершины которых являются точкой пересечения ее диагоналей являются подобными. Соотношение площадей таких треугольников равно квадрату соотношения оснований трапеции
    • Треугольники, лежащие на боковых сторонах трапеции, вершины которых являются точкой пересечения ее диагоналей являются равновеликими (равными по площади)
    • В трапецию можно вписать окружность , если сумма длин оснований трапеции равна сумме длин её боковых сторон. Средняя линия в этом случае равна сумме боковых сторон, делённой на 2 (так как средняя линия трапеции равна полусумме оснований)
    • Отрезок, параллельный основаниям и проходящий через точку пересечения диагоналей, делится последней пополам и равен удвоенному произведению оснований, деленному на их сумму 2ab / (a +b) (Формула Буракова)

    Углы трапеции

    Углы трапеции бывают острые, прямые и тупые .
    Прямыми бывают только два угла.

    У прямоугольной трапеции два угла прямые , а два других – острый и тупой. У других видов трапеций бывают: два острых угла и два тупых.

    Тупые углы трапеции принадлежат меньшему по длине основанию, а острые – большему основанию.

    Любую трапецию можно рассматривать как усеченный треугольник , у которого линия сечения параллельна основанию треугольника.
    Важно . Обратите внимание, что таким способом (дополнительным построением трапеции до треугольника) могут решаться некоторые задачи про трапецию и доказываются некоторые теоремы.

    Как найти стороны и диагонали трапеции

    Нахождение сторон и диагоналей трапеции делают с помощью формул, которые приведены ниже:


    В указанных формулах применяются обозначения, как на рисунке.

    a - меньшее из оснований трапеции
    b - большее из оснований трапеции
    c,d - боковые стороны
    h 1 h 2 - диагонали


    Сумма квадратов диагоналей трапеции равна удвоенному произведению оснований трапеции плюс сумма квадратов боковых сторон (Формула 2)


























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока:

    • обучающая – ввести понятие трапеции, познакомиться с видами трапеций, изучить свойства трапеции, научить учащихся применять полученные знания в процессе решения задач;
    • развивающая – развитие коммуникативных качеств учащихся, развитие умения проводить эксперимент, обобщать, делать выводы, развитие интереса к предмету.
    • воспитательная – воспитывать внимание, создать ситуацию успеха, радости от самостоятельного преодоления трудностей, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.

    Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

    Форма организации деятельности детей: умение слушать, строить обсуждение, высказывать мысль, вопрос, дополнение.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. На ученических столах: разрезной материал для составления трапеции у каждого ученика на парте; карточки с заданиями (распечатки чертежей и заданий из конспекта урока).

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Приветствие, проверка готовности рабочего места к уроку.

    II. Актуализация знаний

    • развитие умений классифицировать объекты;
    • выделение главных и второстепенных признаков при классификации.

    Рассматривается рисунок №1.

    Далее идёт обсуждение рисунка.
    – Из чего составлена данная геометрическая фигура? Ответ ребята находят на рисунках: [из прямоугольника и треугольников].
    – Какими должны быть треугольники, составляющие трапецию?
    Выслушиваются и обсуждаются все мнения, выбирается один вариант: [треугольники должны быть обязательно прямоугольными].
    – Как составляются треугольники и прямоугольник? [Так, чтобы противоположные стороны прямоугольника совпадали с катетом каждого из треугольников].
    – А что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? [Они параллельны].
    – Значит, и в данном четырёхугольнике будут параллельные стороны? [Да].
    – Сколько их? [Две].
    После обсуждения учитель демонстрирует «королеву урока» - трапецию.

    III. Объяснение нового материала

    1. Определение трапеции, элементы трапеции

    • научить учащихся давать определение трапеции;
    • называть ее элементы;
    • развитие ассоциативной памяти.

    – А теперь попробуйте дать полное определение трапеции. Каждый учащийся продумывает ответ на вопрос. Обмениваются мнениями в паре, готовят единый ответ на вопрос. Устный ответ дают по одному учащемуся от 2-3 пар.
    [Трапецией называется четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны].

    – Как называются стороны трапеции? [Параллельные стороны называются основаниями трапеции, а две другие – боковыми сторонами].

    Учитель предлагает сложить из разрезных фигур трапеции. Учащиеся работают в парах, складывают фигуры. Хорошо, если пары учащихся будут разноуровневыми, тогда один из учеников является консультантом и помогает товарищу в случае затруднения.

    – Постройте в тетрадях трапецию, запишите названия сторон трапеции. Задайте вопросы по чертежу своему соседу, выслушайте его ответы, сообщите свои варианты ответов.

    Историческая справка

    «Трапеция» – слово греческое, означавшее в древности «столик» (по гречески «трапедзион» означает столик, обеденный стол. Геометрическая фигура была названа так по внешнему сходству с маленьким столом.
    В «Началах» (греч. Στοιχεῖα, лат. Elementa) - главный труд Евклида, написанный около 300 г. до н. э. и посвящённый систематическому построению геометрии) термин «трапеция» применяется не в современном, а в другом смысле: любой четырехугольник (не параллелограмм). «Трапеция» в нашем смысле встречаются впервые у древнегреческого математика Посидония (Iв.). В средние века трапецией называли, по Евклиду, любой четырехугольник (не параллелограмм); лишь в XVIIIв. это слово приобретает современный смысл.

    Построение трапеции по её заданным элементам. Ребята выполняют задания на карточке №1.

    Учащимся приходится конструировать трапеции самых разных расположений и начертаний. В пункте 1 необходимо построить прямоугольную трапецию. В пункте 2 появляется возможность построить равнобедренную трапецию. В пункте 3 трапеция окажется «лежащей на боку». В пункте 4 рисунок предусматривают построение такой трапеции, у которой одно из оснований оказывается непривычно маленьким.
    Ученики «удивляют» учителя разными фигурами, носящими одно общее название – трапеция. Учитель демонстрирует возможные варианты построения трапеций.

    Задача 1 . Будут ли равны две трапеции, у которых соответственно равны одно из оснований и две боковые стороны?
    Обсуждают решение задачи в группах, доказывают правильность рассуждения.
    По одному ученику от группы выполняет чертёж на доске, объясняет ход рассуждений.

    2. Виды трапеции

    • развитие двигательной памяти, умений разбивать трапецию на известные фигуры, необходимые для решения задач;
    • развитие умений обобщать, сравнивать, давать определение по аналогии, выдвигать гипотезы.

    Рассмотрим рисунок:

    – Чем отличаются трапеции, изображённые на рисунке?
    Ребята заметили, что вид трапеции зависит от вида треугольника, расположенного слева.
    – Дополните предложение:

    Трапеция называется прямоугольной, если …
    Трапеция называется равнобедренной, если …

    3. Свойства трапеции. Свойства равнобедренной трапеции.

    • выдвижение по аналогии с равнобедренным треугольником гипотезы о свойстве равнобедренной трапеции;
    • развитие аналитических умений (сравнивать, выдвигать гипотезу, доказывать, строить).
    • Отрезок, соединяющий середины диагоналей, равен полуразности оснований.
    • У равнобедренной трапеции углы при любом основании равны.
    • У равнобедренной трапеции диагонали равны.
    • У равнобедренной трапеции высота, опущенная из вершины на большее основание, делит его на два отрезка, один из которых равен полусумме оснований, другой – полуразности оснований.

    Задача 2. Докажите, что в равнобедренной трапеции: а) углы при каждом основании равны; б) диагонали равны. Для доказательства этих свойств равнобедренной трапеции вспоминаются признаки равенства треугольников. Учащиеся выполняют задание в группах, обсуждают, записывают решение в тетради.
    По одному ученику от группы проводят доказательство у доски.

    4. Упражнение на внимание

    5. Примеры применения форм трапеций в повседневной жизни:

    • в интерьерах (диваны, стены, навесные потолки);
    • в ландшафтном дизайне (границы газонов, искусственных водоемов, камней);
    • в индустрии моды (одежда, обувь, аксессуары);
    • в дизайне предметов повседневного пользования (светильники, посуда, с использованием форм трапеции);
    • в архитектуре.

    Практическая работа (по вариантам).

    – В одной системе координат постройте равнобедренные трапеции по заданным трём вершинам.

    1 вариант: (0; 1), (0; 6), (– 4; 2), (…; …) и (– 6; – 5), (4; – 5), (– 4; – 3), (…; …).
    2 вариант: (– 1; 0), (4; 0), (6; 5), (…; …) и (1; – 2), (4; – 3), (4; – 7), (…; …).

    – Определите координаты четвёртой вершины.
    Решение проверяется и комментируется всем классом. Учащиеся указывают координаты четвёртой найденной точки и устно пытаются объяснить, почему заданные условия определяют только одну точку.

    Занимательная задача. Сложить трапецию из: а) четырёх прямоугольных треугольников; б) из трёх прямоугольных треугольников; в) из двух прямоугольных треугольников.

    IV. Домашнее задание

    • воспитание правильной самооценки;
    • создание ситуации “успеха” для каждого ученика.

    п.44, знать определение, элементы трапеции, ее виды, знать свойства трапеции, уметь их доказывать, №388, №390.

    V. Итог урока. В конце урока даётся ребятам анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

    Многоугольник - часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной линией. Углы у многоугольника обозначаются точками вершин ломаной. Вершины углов многоугольника и вершины многоугольника - это совпадающие точки.

    Определение. Параллелограмм - это четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.

    Свойства параллелограмма

    1. Противолежащие стороны равны.
    На рис. 11 AB = CD ; BC = AD .

    2. Противолежащие углы равны (два острых и два тупых угла).
    На рис. 11 ∠A = ∠C ; ∠B = ∠D .

    3 Диагонали (отрезки прямой, соединяющие две противолежащие вершины) пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

    На рис. 11 отрезки AO = OC ; BO = OD .

    Определение. Трапеция - это четырехугольник, у которого две противолежащие стороны параллельны, а две другие - нет.

    Параллельные стороны называются ее основаниями , а две другие стороны - боковыми сторонами .

    Виды трапеций

    1. Трапеция , у которой боковые стороны не равны,
    называется разносторонней (рис. 12).

    2. Трапеция, у которой боковые стороны равны, называется равнобокой (рис. 13).

    3. Трапеция, у которой одна боковая сторона составляет прямой угол с основаниями, называется прямоугольной (рис. 14).

    Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции (рис. 15), называется средней линией трапеции (MN ). Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.

    Трапецию можно назвать усеченным треугольником (рис. 17), поэтому и названия трапеций сходны с названиями треугольников (треугольники бывают разносторонние, равнобедренные, прямоугольные).

    Площадь параллелограмма и трапеции

    Правило. Площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

    Рассмотрим несколько направлений решения задач, в которых трапеция вписана в окружность.

    Когда трапецию можно вписать в окружность? Четырехугольник можно вписать в окружность тогда и только тогда, когда сумма его противолежащих углов равна 180º. Отсюда следует, что вписать в окружность можно только равнобокую трапецию .

    Радиус окружности, описанной около трапеции, можно найти как радиус окружности, описанной около из одного из двух треугольников, на которые трапецию делит ее диагональ.

    Где находится центр окружности, описанной около трапеции? Это зависит от угла между диагональю трапеции и ее боковой стороной.

    Если диагональ трапеции перпендикулярна ее боковой стороне, то центр окружности, описанной около трапеции, лежит на середине ее большего основания. Радиус описанной около трапеции окружности в этом случае равен половине ее большего основания:

    Если диагональ трапеции образует с боковой стороной острый угол, центр окружности, описанной около трапеции лежит внутри трапеции.

    Если диагональ трапеции образует с боковой стороной тупой угол, центр описанной около трапеции окружности лежит вне трапеции, за большим основанием.

    Радиус описанной около трапеции окружности можно найти по следствию из теоремы синусов. Из треугольника ACD

    Из треугольника ABC

    Другой вариант найти радиус описанной окружности —

    Синусы угла D и угла CAD можно найти, например, из прямоугольных треугольников CFD и ACF:

    При решении задач на трапецию, вписанную в окружность, можно также использовать то, что вписанный угол равен половине соответствующего ему центрального угла. Например,

    Кстати, использовать углы COD и CAD можно и для нахождения площади трапеции. По формуле нахождения площади четырехугольника через его диагонали