• Тяжелый огонь олимпиады. Тяжелый огонь олимпиады Сказочный лес на Воробьевых горах

    Путешествие Олимпийского огня в Советском союзе организовали как настоящую спортивную эстафету. 18 июня 1980 года церемония взятия огня состоялась по традиции в Олимпии, там, где огонь зажигали ещё во времена Древней Греции.


    Первый отрезок пролегал через полуостров Пелопоннес и был одним из наиболее протяжённых, поскольку спортсменам пришлось обогнуть с севера Аркадское плоскогорье. Закончился этап вечером 20 июня 1980 года торжественной церемонией в Афинах на Панафинском стадионе, где эстафету встретили представители оргкомитета Олимпиады и местные жители.

    Пока эстафета добиралась до границы СССР, пламя успели лицезреть жители Болгарии и Румынии. Маршрут проходил через Афины, Фивы, Салоники, Софию, Пловдив, Плевну и Бухарест. Не считая зигзага в Болгарии, линия эстафеты двигалась относительно ровно на север.


    На территорию Советского Союза олимпийская эстафета ступила в Молдавии. 5 июля 1980 года олимпийский огонь был передан советским спортсменам на пограничном мосту через реку Прут. Первым факел понёс олимпийский чемпион бегун Пётр Болотников.

    Из Кишинева огонь отправился на запад в город Черновцы, откуда началось путешествие по Украине. Через Житомир, Киев и Полтаву факел добрался до Харькова, после чего ступил на территорию России. Первым крупным городом, принявшим эстафету, стал Белгород. Оттуда пламя двинулось в Москву по трассе М2, в народе — по Симферопольскому шоссе.

    Пройдя через Курск, Орёл и Тулу, 18 июля 1980 года эстафета вошла в Москву в районе Ясенево и двинулась к центру города на Тверскую площадь, где олимпийская чемпионка пловчиха Марина Кошевая зажгла огонь в большой церемониальной чаше, установленной в центре площади. На следующий день процессия двинулась к конечной цели – «Лужникам», которые тогда именовались Центральным стадионом имени Ленина. Последним в эстафете был баскетболист Сергей Белов, который и зажёг главное пламя Игр.


    За этот месяц эстафета преодолела пять тысяч километров. В ней приняли участие пять тысяч атлетов, каждый из которых пробежал ровно по одному километру, на что тратил не более пяти минут. В память об участии в эстафете факелоносцы имели право забрать свой факел и комплект формы.

    За время пути состоялось почти полторы сотни торжественных церемоний и встреч, участниками которых в общей сложности стали более 12 миллионов человек. За сутки до начала Олимпиады огонь на поезде был отослан в города, где проходила часть соревнований: Таллин, Ленинград, Киев и Минск.

    К сожалению, за время путешествия из Греции не удалось избежать неприятных ситуаций, когда огонь гас. Но к таким случаям всегда были готовы.


    В эскорте эстафеты ехало множество специальных автомобилей, в которых было всё необходимое на любой случай. Ключевыми были «рафики», которые перевозили запасы олимпийского огня. Это были не совсем обычные машины, а специально сконструированные для эстафеты — они могли долгое время двигаться со скоростью бегуна, что было не под силу остальным — мотор быстро перегревался.


    Также в автоколонне двигались организаторы, передвижной пресс-центр, медики, техническая поддержка и, конечно, охрана.


    ГАЗ-24 «Волга». Автомобиль экскорта олимпийского огня XXII летних олимпийских игр в Москве. Машина имела специальный госномер ОЛМ

    Почти все машины имели специальные госномера ОЛМ. Каких-то особых неприятностей эстафете удалось избежать.

    Как рассказывал начальник управления эстафеты Виктор Лукьянов, был только один случай, тянувший на скандальный, и то, к процессу движения он не имел отношения. Дело в том, что уже на церемонии открытия факелоносцы Виктор Санеев и Сергей Белов вышли не в форме официального поставщика, которым являлась японская фирма Mizumo. Но неприятный инцидент удалось замять.

    Интересно, что та же компания взялась за разработку олимпийского факела, однако в конечном итоге главный атрибут эстафеты сконструировали советские инженеры. Японская модель не понравилась организаторам, но совершенствовать её Mizumo отказалась, а до начала Игр оставалось чуть более полугода. В итоге, дизайн факела был создан в Ленинграде художниками Мухинского училища, а механизм сделан на авиационном заводе. Факел был очень надёжно сконструирован и мог поддерживать пламя в любых погодных условиях. Перед поступлением в эксплуатацию он прошёл испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер. Работал такой аппарат на сжиженном газе, который поступал в горелку, основание которой находилось глубоко внутри цилиндрического верха.

    Настоящая беда с факелом чуть не случилась лишь однажды. К счастью, произошло это далеко не в самый ответственный момент — на генеральной репетиции церемонии открытия. Когда Сергей Белов поднимался к чаше с поднятым факелом, он внезапно поскользнулся на ступеньке, мокрой после обильного дождя. Всю ночь дорожку набивали специальными ребрышками и на самой церемонии открытия 19 июля 1980 года Белов всё сделал правильно.


    По поводу факелоносца, которому выпадет честь зажечь главную олимпийскую чашу, много спорили. Долгое время им должен был стать космонавт Алексей Леонов, но затем было решено отдать это право спортсмену. В партии предложили кандидатуру грузина Виктора Санеева, который на тот момент уже был трёхкратным олимпийским чемпионом. Но затем председатель Моссовета Владимир Промыслов заявил, что соревнования проходят в Москве и потребовал москвича. В итоге Санеев внёс факел на стадион, а олимпийскую чашу поджёг олимпийский чемпион 1972 года Сергей Белов.

    Спустя более 30 лет олимпийский факел вновь пройдёт по территории России, но на этот раз остановится не в Москве, а в Сочи.

    Каждой Олимпиаде предшествует Эстафета олимпийского огня, этой традиции 77 лет. Впервые она прошла в 1936 году во время летних Олимпийских игр в Берлине. Это был темный период в Международном олимпийском движении. Идею эстафеты придумал Йозеф Геббельс, что по понятным причинам стараются не вспоминать. Официально упоминается только Карл Дим, немецкий политик, публицист, теоретик и историк спортивного движения, как вдохновитель, впервые реализовавший идею эстафеты. Не будем надолго останавливаться на этом, есть много других более интересных фактов.

    Вот они - два родственника-россиянина 1980 и 2013 года рождения. Они увидели друг друга спустя 33 года.



    Многие считают, что во время Эстафеты ее участники передают один и тот же факел. На самом деле, происходит передача именно огня, а не факела. Огонь «прикуривают» друг от друга, после чего предыдущий факел гасится. За каждым из факелоносцев закреплен свой, номерной символ Олимпиады. При желании он может получить его на вечное хранение, что в современном мире называется «купить». Но сделать это может только факелоносец, пробежавший с огнем. У покупателя со стороны это не получится ни при каких условиях. Сочинский факел стоит 13 120 рублей, что значительно дешевле лондонского - 495 фунтов (почти 26 000 руб.)

    Дизайн и техническое оснащение факелов постоянно менялись. На первой Эстафете в Берлине он был ростом всего в 27 см. и весил 450 граммов. К Играм в Лиллехаммере 1994-го, подрос до почти полутора метров. А самым тяжелым стал туринский на Зимних играх 2006 года. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся 1 850 граммовый символ Олимпиады.

    В первых факелах использовали специальные горючие таблетки. В 1968 году в Мехико, находящееся внутри факелов твердое горючее, вопреки ожиданиям, оказалось настолько легко воспламеняющимся, что в процессе эстафеты произошло несколько микровзрывов и некоторые факелоносцы получили легкие ожоги.

    Для лондонской Олимпиады 1948 года были изготовлены два варианта факелов: один алюминиевый с таблетками горючего, а второй специально для завершающего этапа эстафеты на стадионе из нержавеющей стали. В нем горел магний, что позволяло видеть огонь даже при ярком дневном свете. Этот прием потом повторят на московской Олимпиаде. Факел, которым баскетболист Сергей Белов зажег олимпийскую чашу был не газовым, а пиротехническим, то есть горел ярким пламенем с искрящимся шлейфом. Это было очень зрелищно, но довольно опасно. Белов не раз обжигался во время многочисленных репетиций церемонии открытия.

    Самым технически несовершенным оказался афинский факел-2004. Его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты и, в довершение всех бед, пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр.

    Два раза эстафета Олимпийского огня Зимних Игр, подчеркну - зимних, начиналась не в Греции. Первый раз в 1952 году (Осло) его зажгли в норвежском местечке Моргедаль. И повторили это перед Олимпиадой в Лиллехаммере в 1994-м. На этот раз греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате к открытию огонь все-таки был доставлен из Греции и именно от него зажгли факел.

    Конечно, все страны между собой негласно соревнуются. Как в способах доставки огня, так и в протяженности Эстафеты и количестве ее участников. Если до Мельбурна в 1956-м огонь несли 3118 бегунов, проделавших путь длиной в 20 470 км, то в Эстафете «Сочи-2014» примут участие уже 14 000 факелоносцев, преодолев 65 000 километров. Самое маленькое число участников Эстафеты было в 1980 году в Лэйк-Плесиде, с факелом бежали 26 мужчин и 26 женщин, представляющих все штаты США.

    Круче всего огонь к месту игр из Европы в Америку доставили в 1976 году (Монреаль). Тут я лучше процитирую: «Часть энергии пламени была уловлена сенсором и преобразована в радиосигнал, который через спутник был отправлен в Оттаву, где инициировал поджигание нового факела при помощи лазерного луча». В другом описании это звучит так: «перенесен в виде лазерного луча посредством космического спутника». Российские космонавты нервно закурили.

    К месту соревнований Олимпийский огонь доставляли на лыжах, сверхзвуковых самолетах, кораблях, лошадях, мотоциклах, вертолетах, снегоходах, оленьих и собачьих упряжках, парашютах, болидах «Формулы-1», гондолах, паровозах и даже на тарзанке (банджи-джампинг). В 2000 году в Сиднее олимпийский огонь успел около трех минут пробыть под водой. А в 1968-м факелоносец, попав в снежную бурю, на четвереньках полз через перевал Пюи-де-Санси. Пловец, держащий факел над водой на вытянутой руке, после этого не покажется чем-то сверхестественным.

    В какой-то момент просто Эстафеты показалось мало. Было решено провести кругосветную Эстафету олимпийского огня. Она состоялась перед открытием Олимпиады 2004 года в Афинах. Путешествие длилось 78 дней, за которые была покрыта дистанция длиной 78 000 километров и задействовано 11 300 факелоносцев. Но из за акций протеста и беспорядков, сопровождавших эстафету почти во всех странах перед пекинскими Играми, в 2009 году МОК приняло решение о прекращении международных этапов. Эстафету ограничили лишь территорией страны, принимающей Олимпиаду.

    Разработку дизайна и устройства факела Олимпиады-80 сначала доверили японской компании. Но предложенный ими вариант советским чиновникам не понравился и ответственное задание перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова. Причем отвели на это всего месяц. Группа инженеров справилась с заданием партии, установив тем самым своеобразный рекорд. В первых вариантах было решено использовать канадскую модель поджига - факел на жидком топливе со сменяющейся головкой. Но потом все-таки сделали факел газовым. Тут и всплыл неожиданный казус - на солнце газовое пламя было абсолютно невидимым. Тогда в факел поместили специальный шнур, пропитанный оливковым маслом. Огонь получился с красивым розовым оттенком.

    Всего их было выпушено 6 200 штук. На фотографиях факел с номером 3 855. В субботу, 16 ноября в Аукционном доме Знакъ состоятся торги, где он будет выставлен одним из лотов. Базовая оценка - 30 000 рублей.

    Вес московского факела 0,574 кг., размеры 56×9 см. Длина сочинского 94,5 см., максимальная ширина 14,5 см. Ну а весит он 1,638 кг без газовой системы, ее демонтировали после Эстафеты.

    Факел Эстафеты Олимпийского огня Сочи 2014 антиквариатом пока не стал, объявления о его продаже от 30 до 300 тысяч рублей можно легко найти на различных бесплатных сервисах.

    10 июня 1980 года, ровно за месяц до официального открытия, над миром вспыхнет огонь XXII Олимпийских игр. Произойдет это в древнем греческом городе Олимпия. Церемония эта стала традиционной после соответствующего решения Международного Олимпийского комитета, принятого в Афинах в 1934 году. А то, как будет огонь доставлен в столицу очередной Олимпиады, должны решать ее устроители. Оргкомитет «Олимпиады-80» принял решение отказаться от лазеров и спутников, которые использовали организаторы предшествующих Игр. Священный огонь в Москву доставили люди. Ровно месяц и 4992 километра пути отделяют торжество в Олимпии от того момента, когда вспыхнет он в чаше главного Олимпийского стадиона в Лужниках. По дорогам Греции, Болгарии, Румынии и СССР огонь пронесут около 5 тысяч атлетов.

    Эстафета олимпийского огня впервые должна была проходить по территории СССР. И первыми этот факел увидели жители Молдавии.

    К этому событию готовились долго и тщательно. Таможенный пункт «Леушены» в авральном порядке, под личным руководством тогдашнего министра строительства МССР Валерия Чеботаря, был полностью перестроен по европейским стандартам. Границу Румынии с Советским Союзом огонь пересек 5 июля. На таможне «Леушены» факел уже ждало руководство республики. Ровно в 12.07 на мосту, соединяющем Румынию с Молдавией, факел подхватил легкоатлет, олимпийский чемпион, участник трех Олимпиад Петр Болотников и отправился в путь.

    Бегуны проходили строжайший отбор. В течение трех месяцев отобрали лучших. Их, как и профессиональных спортсменов, закрывали на учебно- тренировочных сборах. В число достойных, помимо атлетов, попали председатели райкомов, исполкомов, герои Советского Союза и Социалистического труда, передовики производства.

    – Я в то время была известной легкоатлеткой, кандидатом в мастера спорта, входила в сборную Молдавии в беге на длинные дистанции, – вспоминает Раиса Левицкая. – Каждый из нас нес огонь один километр. На сборах это расстояние мы должны были пробегать всего-то за 5-6 минут. Нам выдали форму и кроссовки. Нас сопровождало около 10 машин, сверху кружил вертолет. К каждому бегуну приставили по личному охраннику. Я передала факел следующему спортсмену, затем нас посадили в автобус, в котором оказалось полно соков и шоколада. Каждому из нас вручили олимпийский факел, памятную медаль и грамоту. На фабрике «Зориле», где я тогда трудилась, меня встретили, как героя.

    Меры предосторожности были приняты беспрецедентные. Спецслужбы плотно «опекали» эстафету олимпийского огня. Бегунов сопровождал бронированный автомобиль, напичканный спецаппаратурой, а вдоль дороги стояли сотрудники КГБ

    Олимпийский огонь по территории Молдавии несли 320 бегунов три дня. График был жесткий, но он постоянно нарушался. В каждом селе и городе к бегунам выходили наряженные жители, преподносили хлеб-соль, устраивались митинги, и зрители не хотели отпускать спортсменов. Крестьянки выходили встречать факелоносцев в вечерних платьях. Бросали работу в полях и задолго устраивались у обочины дороги, чтобы хоть одним глазком увидеть олимпийский праздник.

    В Кишинев олимпийский огонь попал со стороны Полтавского шоссе. На центральной площади города поприветствовать спортсменов собралась многотысячная толпа. Как всегда, состоялся митинг. После него факелоносцы по улице Пушкина, через Московский проспект, а дальше по Студенческой отправились на север Молдавии. 8 июля огонь уже встречали представители Украины из городка Крива.

    7 февраля 2014 г. какой-то человек зажгет Олимпийский факел на стадионе в Сочи и Зимнюю Олимпиаду-2014 объявят открытой.

    Как всем известно, это не первые Игры у нас - с 5 июля по 3 августа 1980 г. объединяющий олимпийский огонь уже горел над нашей страной. Почему с 5, а не с 19? Дело в том, что как и в других играх, огонь добирается из Греции с помощью эстафеты, и именно 5 июля у села Леушены в Молдавии он пересек государственную границу СССР.

    Эстафета Олимпийского огня Олимпиады-80 - это отдельная и очень большая тема. Огонь добирался до Москвы только по земле, из капиталистических стран посетил только саму Грецию (в этом посте мы пропустим разнообразные очень яркие и характерные подробности перемещения этого символа по стране, но обещаю к этой теме как-нибудь вернуться).

    1. А на самом последнем этапе его нес и зажег в большой чаше на стадионе «Лужники» (Центральном стадионе им. Ленина) баскетболист Сергей Белов.

    Происходило все вот так -

    2. Пик церемонии открытия, на стадионе появляется Виктор Санеев с факелом.

    Чемпион трех(!) предыдущих олимпиад и участник этой. Его кандидатура рассматривалась и для финального акта, но подкачало происхождение. Абхаз, а желателен был все же русский и москвич.

    3. Поэтому по деревянным мосткам, практически по головам специальных людей, побежал Сергей Белов.

    В сети ходит байка, что именно в тот момент произошел большой спонсорский скандал - одежду для эстафеты (согласно контракту) обеспечивала фирма «Мизуно», а Белов побежал в привычных кроссовках «Адидас» и потом малопонимающим в этом капиталистическом корпоративном цырке советским чиновникам вставили большой «фитиль».

    При том при всем спортсмены Японии в играх даже не участвовали - они их бойкотировали. А вот корпорации плевать на эту политтрескотню хотели.

    4. Последние метры по «земле»


    Фото: Алексей Шуняев.

    «Репетиция один-в-один как и само открытие, только без прохождения колонн спортсменов. Когда Белов, неся факел Олимпиады, побежал по "живой" дорожке (фанерные щиты над головами динамовцев), у него так скользили ноги, что можно было изучать анатомию всех мышц. 19-го к щитам прибили поперечные планки, типа ступенек».

    5. Путь вверх.

    6. А вот это фото сделал кто-то из «динамовцев» на трибунах.

    7. Все обошлось без происшествий, забежав к гигантской чаше и подождав положенное время, Белов приложил к основанию сооружения свой факел и в чаше заплясали языки большого пламени. С этого момента игры как бы начались.

    Рассказ от первого лица.

    Баскетбольная сборная СССР на той Олимпиаде выступила не очень удачно, проиграла в финальной группе Италии и Югославии (второму и первому призерам), осталась бороться лишь за третье место. Которое и завоевала.

    Это было расценено как неудача - в отсутствии американцев и дома побеждать было необходимо.

    8. Сергей Белов в матче с Испанией.


    С сайта www.pro100belov.ru

    9. Билет на матч СССР-Куба в СКК «Олимпийский».

    10. Штрафные броски.


    С сайта www.pro100belov.ru

    11. Матч с ЧССР Белов - №10.

    12. Итоговая бронза.


    С сайта www.pro100belov.ru

    Подобные посты в этом журнале

    В греческой Олимпии, где некогда проводились Олимпийские игры древности, зажжен огонь XXII зимней Олимпиады, которая пройдет в Сочи в 2014 г. Торжественная церемония прошла на месте античного стадиона. Олимпийский огонь был зажжен с помощью сфокусированных параболическим зеркалом солнечных лучей (это символизировало получение олимпийского огня от греческого бога солнца Аполлона).


    О нынешней церемонии подробно напишут все главные СМИ, мы же вспомним другую олимпиаду, олимпиаду 1980 года.

    К долгожданной олимпиаде 1980 года страна готовилась долго и тщательно. Не был забыт и вопрос олимпийского огня. Начиная с 1928 г. (первая Олимпиада в Амстердаме) священный огонь неизменно совершает долгий путь из Греции в страну-хозяйку Олимпиады в руках бегунов-факелоносцев.

    Создание факелов было поручено ленинградскому заводу им. Климова, который специализировался в области создания и обслуживания авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. Расстояние от Олимпии до Москвы составляет 5300 км и на каждый километр требовался отдельный факел — для каждого бегуна, однако заказано было на тысячу факелов больше — что называется, «на всякий случай». Техническое задание оказалось очень сложным и сопровождалось целым рядом жестких ограничений: вес изделия не должен был превышать одного килограмма (ведь бегунам предстояло нести его на вытянутой руке), высота пламени должна была быть не менее 300 и более 500 мм (чтобы не гаснуть и не обжигать спортсмена), срок горения — в пределах 8-10 мин. Кроме того, пламя не должно было гаснуть под ветром и дождем.

    Изготовленные образцы факелов прошли суровые испытания: сначала — под настоящим ветродуем со скоростью 25 м/с, затем — под проливным дождем. Пламя не погасло! Так же тщательно проверяли все остальные технические характеристики будущих факелов — от качества помещенного внутрь баллончика с газом до удобства рукоятки.

    Эстафета огня из Олимпии в Москву продолжалась 30 дней, а маршрут проходил по территории 4 стран: Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Он был разделен на участки по 1000 м, поэтому факел передали из рук в руки 5 тысяч раз.

    Свой участок бегун преодолевал в среднем за 4-5 минут (тогда как запас «горения» составлял 8-10 мин), а на границе участка его уже ждал следующий спортсмен со своим факелом. При передаче огня факелы двух участников соприкасались, огонь перекидывался на следующий факел с заранее включенной подачей газа — и эстафета продолжалась. Она проводилась только в дневное время, а ночью олимпийский символ горел в специальных церемониальных чашах, установленных в городах по пути его следования.

    Однако долгое путешествие олимпийского огня, полное всевозможных неожиданностей и накладок, потребовало проведения целого комплекса дополнительных мероприятий. Многие автомобилестроительные предприятия бывшего СССР разработали и построили для Московской олимпиады необычные транспортные средства, целью которых было участие в обширных организационных мероприятиях.

    Однако особая честь выпала РАФу, и созданные им уникальные микроавтобусы участвовали в играх в качестве судейских машин, автомобилей технической поддержки велогонок и лабораторий медицинского обследования спортсменов. Полноправным участником олимпиады стал и главный герой нашего рассказа — уникальный олимпийский микроавтобус РАФ-2907, автомобиль-хранитель олимпийского огня.

    Всего было изготовлено 5 таких автомобилей, но непосредственно за спортсменами постоянно двигались две машины. Ритуал сопровождения был построен следующим образом: машины сопровождения на низкой скорости двигались рядом со спортсменами-бегунами, которые несли факел с олимпийским огнем, постоянно сменяя друг друга. Уже поэтому РАФ-2907 конструктивно отличался от серийного «рафика»: его двигатель имел радиатор большего объема, нежели стандартный, а также специальный электрический вентилятор системы охлаждения. Это было необходимо для того, чтобы двигатель не перегревался из-за постоянного движения на низкой скорости.

    Впрочем, конструктивные особенности олимпийского «рафика» этим не исчерпывались. В задней части кузова был оборудован специальный отсек для хранения олимпийских факелов, благодаря которому РАФ-2907 и получил почетное звание хранителя олимпийского огня. Отсек был изолирован и оснащен принудительной вентиляцией, а доступ к факелам был возможен как из салона, так и через заднюю подъемную дверь.

    В отсеке постоянно горели 3 «лампы» — специально сконструированные портативные горелки, позволявшие мгновенно зажечь резервный факел в случае любых форс-мажорных обстоятельств. Еще три горелки находились в резерве. Кроме того, в факельном отсеке были установлены газовые баллоны, питавшие запасной огонь, и средства пожаротушения.

    В салоне были установлены два дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер. Были предусмотрены места для сменного водителя и наблюдателя за огнем. Две машины сопровождения олимпийского огня РАФ-2907 следовали до границы СССР, а позднее автомобили от Москвы разбежались в разные стороны — к Киеву, Минску и Таллину, то есть городам, где проходили олимпийские состязания.

    Сейчас автобус-хранитель олимпийского огня можно увидеть в экспозиции Рижского Моторного музея.